Возникновение Санкт-Петербурга (1703-1725 гг)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 14:37, контрольная работа

Описание

18 мая 1703 (по новому стилю 27 мая 1703 г.) году был основан город Санкт-Петербург. Другие европейские столицы поднимались сами по себе за века и тысячелетия, на перекрестках торговых путей, где легко оборонятся, есть гавани. Проходили столетия и здания, и старая планировка города менялись на новые. Города росли кругами вокруг крепости или другого центра. У Петербурга все иначе. Город возник, чуть ли не в одночасье по велению грозного царя Петра в устье Невы на болотистой равнине. Его первоначальный почти геометрически четкий регулярный план не требует изменений и сегодня.

Работа состоит из  1 файл

контролльная работа1223.docx

— 52.16 Кб (Скачать документ)

     Летний  сад делился каналом на две  части: парадную и хозяйственную. Парадная часть примыкала к Неве, здесь  при жизни Петра летом проходили  ассамблеи и торжества в честь  побед в Северной войне. В боковых  аллеях накрывали столы, а в самой  большой средней устраивали танцы. Аллеи были украшены скульптурами, которые по приказу Петра доставили  в Петербург из Италии. Царь хотел, чтобы скульптуры стали не просто украшением парка, но и способствовали просвещению гостей: каждая из них  олицетворяла какое-то понятие - времена  года, стихии, время суток, кроме  того, некоторые скульптуры изображали героев античных мифов. В Летнем саду в петровское время находилась и  знаменитая скульптура Венеры, которую  впоследствии стали называть Таврической, для ее охраны даже был выставлен  специальный пост. Сегодня знаменитая скульптура Венеры Таврической находится в Эрмитаже.

     В южной части парка, которая считалась  хозяйственной, находились каменная галерея, скульптурная мастерская, теплицы, пруд, где разводили карпов, здесь росли  фруктовые деревья, были устроены грядки с "поваренными травами". Петр называл эту часть сада царским  огородом.

     В Летнем саду находился и первый дворец русского царя. Сначала выстроили  деревянный дом, а в 1712 году по проекту  архитектора Доменико Трезини был возведен каменный дворец, который можно увидеть в Летнем саду и сегодня. Летний дворец Петра I выглядит очень просто и строго, его украшают лишь барельефы на фасадах, выполненные по мотивам античной мифологии и прославляющие победы России над Швецией в Северной войне. Залы дворца украшены живописью, лепкой, изразцами, декоративными росписями.

     Особой  достопримечательностью Летнего сада были фонтаны. Некоторые из них находились в "зеленых лабиринтах", в боковых  аллеях, а в центре сада устроили самый большой пятиструйный фонтан. Фонтанные водоемы отделывали мрамором, пудожским камнем, раковинами, их украшали мраморные или даже позолоченные статуи, бюсты, вазы. Воду для фонтанов с помощью специального устройства подавали из Безымянного Ерика, поэтому за этой рекой быстро закрепилось название "Фонтанная река", а потом и просто "Фонтанка". К сожалению, фонтаны в Летнем саду просуществовали только до 70 годов 18 века: катастрофическое наводнение 1777 года их уничтожило.

     Рядом с Летним садом находился Большой  луг, там устраивали смотры войск, фейерверки, праздновали знаменательные события. Теперь это место знакомо всем как Марсово поле.

     Летний  сад стал первым в России парадным публичным парком, в котором, на европейский  манер, не только отдыхали, но и устраивали официальные государственные праздники  и даже принимали иностранных  гостей. С тех пор прошло уже больше 300 лет, Летний сад давно перестал быть закрытой императорской резиденцией, но нет, наверное, в центре Петербурга более любимого и романтического места.

  1. Основание Александро–Невского монастыря

        История Александро-Невского монастыря неразрывно связана с историей России и Петербурга.

       Чтобы придать новой российской столице особую значимость, Петр I задумал увековечить здесь имя Александра Невского - выдающегося русского полководца и государственного деятеля, которого любили и чтили по всей России. С его именем решили связать создание нового монастыря на берегу Невы, ведь недалеко отсюда в 1240 году произошла историческая Невская битва, в которой новгородцы, возглавляемые князем Александром, одержали победу. Именно после этого сражения Александра стали называть Невским.

       Александро-Невский монастырь был  задуман Петром как образцовый. Здесь он желал претворить  в жизнь свою идею "утилитарного" использования монашества для  служения миру - он замыслил монастырь  как благотворительное, исправительное, учебное и лечебное заведение.  Здесь предполагалось устроить  приют для увечных и отставных  воинов, для инвалидов Северной  войны, душевнобольных, устроить  при монастыре госпиталь, в  котором должны были нести  послушание все иноки, а так  же учредить лечебно-исправительное  заведение для принудительного  лечения пьяниц. Эти намерения  так и небыли осуществлены. К  счастью для обители, так как  осуществление всех этих проектов  противоречило самому смыслу  монастыря, как источника духовного  света и образца праведной  жизни, где главное дело монашества - молитва. Со временем в обители  открывались службы и подразделения вызванные жизненной необходимостью распространения служения не только сугубо для монастыря, но и для всей Церкви и тогдашнего общества.

     Первое  упоминание о новом монастыре  относится к 1710 году, когда царь выбрал для него место. Строительные работы начались в феврале 1712 года, а уже  через год на берегу небольшой  Черной речки появилось первое здание - деревянная церковь "во имя Благовещенья". Именно от этой даты ведется официальная  летопись Александро-Невской лавры. К 1714 году построили монашеские кельи, еще через несколько лет появился каменный монастырский городок. Автором  композиционного плана Александро-Невского монастыря стал Доменико Трезини, именно его проект на многие десятилетия определили принципы построения монастырского ансамбля.

     Монастыри на Руси традиционно старались укрепить, обезопасить от внезапных военных  вторжений, но, по замыслу Петра, новый  монастырь должен был выглядеть  по-другому: здесь не было могучих  стен, которые превращали обитель  в крепость, его фасад выходил  к Неве и был украшен балюстрадой  с вазами и цветником. Все это  делало монастырский комплекс более  светлым и парадным.

     Петр  задумал сделать главный монастырь  столицы своего рода пантеоном - здесь  должны были хоронить видных государственных  деятелей. Первым в 1718 году похоронили Ф.Ю. Ромодановского, вслед за ним - фельдмаршала Б.П. Шереметьева. Несмотря на то, что  Шереметьев при жизни завещал  похоронить себя в Киево - Печерской лавре, Петр посчитал, что тело знаменитого полководца, с именем которого связаны многие победы Северной войны, должно покоиться в столице.

     В 1720 году при монастыре открыли  Славянскую школу, ставшую позже  Славяно-греко-латинской семинарией, в том же году здесь заработала типография, в которой были напечатаны знаменитые "Букварь учебный…" Ф. Прокоповича, "Слово похвальное о флоте российском и о победе на море" и "О Полтавской и Гангутской победах" Г. Ягужинского.

     Монастырский  комплекс строился быстро, и скоро стало ясно, что для его развития необходима хорошая связь с центром города, с его Адмиралтейской частью, а также прямое сообщение со старой Новгородской дорогой. В 1712 году от монастыря к Адмиралтейству проложили прямую и широкую, как тогда писали, "першпективную дорогу", которая стала предшественницей Невского проспекта.

     30 августа 1724 года, ровно через три  года после заключения Ништадтского  мира, состоялось торжественное  освещение церкви "во Имя Александра  Невского". Она находилась на  втором этаже перестроенной в  двухэтажную Благовещенской церкви. Именно здесь установили привезенную в Петербург гробницу с прахом князя Александра Невского. На торжественной церемонии присутствовал сам царь, и это событие стало еще одним подтверждением столичного статуса Санкт-Петербурга.

     Созданный по замыслу Петра I, Александро-Невский  монастырь на долгие годы стал центром  духовной жизни Санкт-Петербурга.

  1. Летний дворец Петра I.

     Среди замечательных исторических и архитектурных  памятников, связанных с основанием Санкт-Петербурга, одно из первых мест по праву отводится Летнему саду и Летнему дворцу Петра. История не сохранила точной даты основания Летнего сада. Первые упоминания о нем встречаются в письмах Петра, датированных мартом 1704 г. Внимание царя, искавшего среди лесов и топей дельты сухие и обжитые участки, сразу привлекло место близ главного русла Невы, у истока Безымянного Ерика (река Фонтанка),- там, где ранее находилась усадьба шведского майора Конау с небольшим домом и голландским садиком.

     На  протяжении всех лет петербургского периода царствования Петр вдохновенно  созидал свой любимый “огород”. Названный так Петром Летний сад, хотя и был разбит по образцу французского регулярного парка, где обязательно высаживались фруктовые деревья и огородные растения. Парадная часть занимала половину современной территории, а огород с грядами овощей, теплицей, плодовыми деревьями, оранжереями, где хранились в зимнее время южные растения,- остальную территорию, граничившую с рекой Мойкой. “Если проживу еще три года,- говорил царь,- буду иметь сад лучше, чем в Версале, у французского короля”.

           Петр сам руководил и занимался устройством летней царской резиденции. В создании дворцово-паркового ансамбля принимали участие русские и западноевропейские мастера. Здесь работали Ян Роозен, К. Шредер, И. Сурьмин, С. Лукьянов, И. Яковлев, архитекторы Н. Микетти, Жан-Батист Леблон, И. Матвеев, М. Земцов и др. На протяжении истории строительства Летнего сада сложилась отечественная школа мастеров садово-паркового искусства.

     Строительство Летнего сада в петровское время  можно разделить на три этапа.

     Неизвестно, кем был начерчен первоначальный план Летнего сада. Существует предположение, что автором его был сам Петр. Современную территорию сада и прилегающий к ней участок по этому плану занимал палаточный военный лагерь. Существует предположение, что здесь была временная стоянка русских войск после победы над шведами. С 1703 г. по 1711 г. Летний сад ограничивался лишь участком, на котором в настоящее время располагается скульптура. Тогда определилась первоначальная его планировка и началось освоение территории: пополнение Летнего сада новыми цветами, посадка многолетних деревьев. Аллеи сада украшались также и декоративными растениями из оранжерей.

     В 1705-1706 гг. основные работы проводились  архитектором Иваном Матвеевым, по проектам которого сооружались первые фонтаны.

     В 1711-1716 гг. дальнейшим расширением и  украшением царской резиденции занимался  Ян Роозен. Летний сад в это время- вполне сложившийся регулярный парк с узорными цветниками, люстгаузами, фонтанами, водоемами.

     В связи со строительством фонтанов, которые располагались на площадках  Главной аллеи, начинаются работы по сооружению каналов. Сохранившийся  до настоящего времени Лебяжий канал, соединяющий Неву с Мойкой, представлял  собой ”копань”, прорытую в 1711-1712 гг. для осушения заболоченной местности.

     В 1714-1716 гг. в Летнем саду был устроен  Карпиев пруд.

Большой размах архитектурно-строительные работы в Летнем саду получили в 1716-1725 гг. Архитекторами  Ж.-Б.Леблоном и М.Г. Земцовым были сделаны планы Летнего сада в начале и в конце завершающего этапа и его строительства. Приглашенный в Россию Петром Леблон считался ранее автором окон читальной композиции садово-паркового комплекса.

     В последние годы жизни Петра его  летняя резиденция на невских берегах- это уже сложившийся архитектурный ансамбль.

     Летний  дворец Петра - единственное сооружение, сохранившееся с начала V в. в Летнем саду. В 1701г. место, где расположен Летний дворец, называлось “Коновым двором”. Со всех сторон омываемый водами рек Невы, Фонтанки и прорытого с юга гаванца дворец лишь западным фасадом был обращен в сторону парка.

     На  этом участке почти одновременно с закладкой сада строится деревянный летний дом. Первоначальный Зимний дворец возводится в первую очередь, так  как он был более необходим  в условиях северного климата. Только в 1710-1712 гг. вместо деревянного дома сооружается каменный Летний дворец, автором проекта которого стал архитектор Доменико Трезини. Но с течением времени имя архитектора петровского дворца в Летнем саду забылось и историки приписывали авторство другим мастерам, в частности Андреасу Шлютеру.

     В настоящее время известно, что  начавшиеся в 1710 г. работы по сооружению самого здания были закончены через  два года, а отделка его продолжалась еще на протяжении нескольких лет. 

  1. Основание Петергофа - загородной императорской резиденции

В 1704 году началось строительство крепости Кроншлот (Кронштадт) на острове Котлин, и Петру часто приходилось приезжать туда. Дорога шла сначала по суше, вдоль южного берега Финского залива, а затем по морю. Для отдыха царя в 30 километрах от Петербурга устроили мызу, которая получила название "Петергоф" - "Петров двор". Через несколько лет на берегу залива царь решил строить парадную загородную резиденцию, которая стала именоваться также - "Петергоф".

По замыслу  Петра весь грандиозный комплекс сооружений Петергофа должен был  стать своеобразным памятником победе России над Швецией, ведь и сама резиденция находилась на берегу Финского залива, отвоеванного у шведов.

Информация о работе Возникновение Санкт-Петербурга (1703-1725 гг)