Возникновение Санкт-Петербурга (1703-1725 гг)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 14:37, контрольная работа

Описание

18 мая 1703 (по новому стилю 27 мая 1703 г.) году был основан город Санкт-Петербург. Другие европейские столицы поднимались сами по себе за века и тысячелетия, на перекрестках торговых путей, где легко оборонятся, есть гавани. Проходили столетия и здания, и старая планировка города менялись на новые. Города росли кругами вокруг крепости или другого центра. У Петербурга все иначе. Город возник, чуть ли не в одночасье по велению грозного царя Петра в устье Невы на болотистой равнине. Его первоначальный почти геометрически четкий регулярный план не требует изменений и сегодня.

Работа состоит из  1 файл

контролльная работа1223.docx

— 52.16 Кб (Скачать документ)
"justify">           Петр I явился не только основателем, но и первым творцом Петергофа. До наших дней сохранилось более десяти его собственноручных набросков, еще большее число чертежей с петровскими надписями, пометками, исправлениями, а также множество продиктованных или подписанных им указов и распоряжений, относящихся к петергофскому строительству. Эти документы свидетельствуют, что именно Петру принадлежит идея использования контрастного рельефа побережья для разбивки Нижнего парка и Верхнего сада, строительства нагорного дворца, каскада и канала. Петр наметил и первоначальную схему аллей Нижнего парка и планировки Верхнего сада. А. Н. Бенуа, посвятивший описанию Петергофа немало проникновенных страниц, отмечал: «Особое очарование Петергофу придает то, что он расположен на самом берегу моря, а также и то, что здесь на всем лежит отпечаток той гениальной личности, благодаря воле которой и рожден и в память которой Петергоф и получил свое наименование. Петр показал здесь, что он не чужд чего-то такого, что другим словом, как поэзия, не назовешь».

     В 1714 году на естественной террасе, которая  возвышалась над берегом, началось строительство дворца, внизу перед  ним должен был раскинуться огромный прекрасный парк с прудами и фонтанами. По сути, этот план и был осуществлен: от залива к террасе с главным петергофским дворцом вел канал, деливший парк на две почти симметричные части. По этому каналу гости, которые приплывали в Петергоф по заливу, могли так же по воде на своих судах подойти к самому подножью дворца. Терраса перед центральным дворцовым фасадом была украшена великолепным каскадом фонтанов со скульптурами, при этом каждая скульптура изображала кого-то из античных богов, героев, которые аллегорически "рассказывали" всем пришедшим в парк о могуществе России, о главных победах в войне со Швецией, о господстве России на море. В центре бассейна, перед каскадом, поместили главный фонтан Петергофа - "Самсон, раздирающий пасть льва", который стал памятником победе в сражении под Полтавой - главной победе Северной войны, ведь, как известно, Полтавская битва произошла 27 июня 1709 года, в день Св. Сампсония.

     Парки Петергофа были устроены в соответствии с модным тогда в Европе "регулярным" или "французским" стилем. В обе  стороны от Морского канала расходились  прямые аллеи, по сторонам которых росли  деревья и кустарники с кронами  правильной геометрической формы, места  пересечения аллей украшали скульптуры и фонтаны. Именно фонтаны стали  главным чудом Петергофа. И в  этом тоже был символический смысл, ведь укрощенная вода олицетворяла господство России на пространстве Балтийского  моря.

     В парке построили еще несколько  небольших дворцов-павильонов, любимейшим из которых у Петра был дворец Монплезир ("Мое удовольствие") на самом берегу залива.

     Официальное открытие летней резиденции состоялось в августе 1723 года. Император и  гости прибыли в Петергоф из Кронштадта, где проходил большой морской  парад. По воспоминаниям присутствовавших на этом приеме, гости прибыли ко дворцу по морскому каналу, при этом флотилия, пришедшая в Петергоф, насчитывала 115 судов! Петр сам с гордостью показывал гостям дворцы и фонтаны. А вечером состоялся грандиозный фейерверк. Цель Петра - удивить, поразить иностранных гостей великолепием и роскошью своей резиденции - была достигнута.

     Традиция  Петергофских праздников продолжается и в наше время. Ежегодно отмечается День фонтанов, праздничное открытие и закрытие летнего сезона. Многолюдно п радостно проходят светозвуковые представления на Большом каскаде, который одевается во все цвета радуги. Переливы фонтанных струй и каскадных потоков, золото статуй сочетаются с огнями фейерверков и музыкой, создавая ощущение сказки из «Тысячи и одной ночи». Вскоре после революции петергофская царская резиденция была национализирована и превращена в музейный комплекс, а 18 мая 1918 года по залам Большого дворца прошла первая экскурсия. Это решение было закреплено декретом Совета Народных Комиссаров Республики от 13 июля 1918 года о конфискации имущества низложенного российского императора и членов императорского дома. В истории Петергофа открылся новый период. Десять музеев, представлявших развитие русской истории и культуры XVIII—XIX столетий и начала XX века, принесли Петергофу известность одного из крупнейших просветительских центров. В 1939—1941 годах Петергоф ежегодно посещали более полутора миллионов человек. Остальные дворцовые здания, кавалерские, фрейлинские, гофмаршальские дома и прочие служебные строения приспособили под дома отдыха, а парки открыли для всеобщего посещения. Великая Отечественная война была для Петергофских ансамблей временем тяжелейших испытаний. Гитлеровские войска ворвались в Петергоф 20 сентября 1941 года и после трехдневных боев захватили город. Оккупанты продержались здесь до 19 января 1944 года. За это время они расхитили и уничтожили художественные ценности Петергофа. Во всех парках вырубались деревья, разорялись дворцовые здания, павильоны, мосты. Самый сильный урон был нанесен Нижнему парку и Верхнему саду. Противотанковые завалы из вековых деревьев, рвы, блиндажи, доты, дзоты, траншеи, воронки, колючая проволока, мины сделали их территорию во многих местах почти непроходимой. Было вырублено более десяти тысяч деревьев. Большой дворец оккупанты взорвали и сожгли. Огонь уничтожил интерьеры Екатерининского корпуса Монплезира.

     Большие повреждения фашисты нанесли  Монплезиру, Эрмитажу, каскадам — Большому, «Золотая гора» и «Шахматная гора», фонтанным бассейнам, чашам и балюстрадам. Из строя были выведены подземные водоводные магистрали, значительная часть каналов, шлюзы. Фашисты похитили оставшиеся в парке монументальные статуи Самсона, Волхова, Невы, тритонов, свинцовые барельефы Большого каскада, тысячи музейных предметов. К зиме 1944 года петергофского дворцово-паркового комплекса как целостного памятника искусства не Существовало. 27 января 1944 года, сразу же после освобождения, Петергоф был переименован в Петродворец. Перед реставраторами встала небывалая задача — возродить уникальный дворцово-парковый комплекс, и прежде всего ансамбль XVIII века с его каскадами и фонтанами.

           Героизм саперов, очистивших территорию от мин и неразорвавшихся снарядов, и энтузиазм тысяч ленинградцев, выезжавших на расчистку парков, позволили 17 июня 1945 года открыть Нижний парк для прогулок. 25 августа следующего года ввели в действие 38 водометов центральной части парка. В этот день ожила душа Петергофа, радостно забилось его сердце. Исторической датой в летописи возрождения Петергофа стало 14 сентября 1947 года, когда перед Большим каскадом заняла свое место золоченая бронзовая группа «Самсон, раздирающий пасть льва». В последующие годы ленинградские скульпторы и мастера-реставраторы по фотографиям, сохранившимся образцам и аналогиям воссоздали из бронзы, свинца и листовой меди для каскадов, фонтанов и зданий сотни скульптур различных типов и размеров. Творческий труд скульпторов, архитекторов, фонтанных мастеров, литейщиков, паркостроителей, чеканщиков, позолотчиков принес блестящие результаты. В Нижнем парке и Верхнем саду в настоящее время действуют 172 фонтана и 4 каскада. Во многом возобновлена «зеленая архитектура». Восстановлена регулярная планировка Верхнего сада и Мар-линского ансамбля Нижнего парка. Открыт реставрированный по проекту архитектора И. Н. Бенуа дворец-музей Коттедж в парке Александрия, Капелла (церковь Александра Невского). Близится к завершению реставрация островных павильонов Царицина и Ольгина. Ежегодно с первых дней пуска фонтанов и до поздней осени устремляются в петергофские парки сотни тысяч туристов. Они едут сюда, чтобы полюбоваться игрой фонтанных струй и потоков при блеске солнца и мерцании белых ночей, осмотреть интерьеры Большого дворца. Марли, Монплезира, Екатерининского корпуса, Эрмитажа, Коттеджа... И никто не уезжает отсюда равнодушным. Вечный праздник Петергофа, неповторимость водной феерии фонтанов и каскадов, представительность малых и больших императорских дворцов, их насыщенность первоклассными произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства производят неизгладимое впечатление на каждого, кому посчастливилось посетить Петергофский дворцово-парковый заповедник. 
 

  1. Культурное  самоопределение Санкт-Петербурга
 

     Среди национальных культурных центров, рост которых порождался экономическим  развитием страны в начале XVIII в., новая столица заняла чрезвычайно видное место.

     Задачи  укрепления русского государства властно  требовали крупных мероприятий  в области культуры. Правительство  Петра проводило их с той же энергией, с какой оно строило  заводы и фабрики для снабжения  армии и усиления обороны страны. Новая столица стала главным  средоточием вновь заводимых  просветительных учреждений.

     Культурная  жизнь столицы, прежде всего, определялась тем, что в ней были сосредоточены  разнообразные школы нового светского  типа. Укрепление абсолютистского государства  ставило в области просвещения  новые задачи - создание кадров для  государственного аппарата, для реформированной  армии и вновь создаваемого военно-морского флота. Первые важные шаги в этом направлении  были предприняты Петром еще в  1701 г. учреждением в Москве Школы математических и навигационных наук и Пушкарской школы, где изучались артиллерия и инженерство. По мере роста новой стЭлементы оглавления не найдены.олицы, в ней открывались новые и переводились из Москвы некоторые ранее возникшие учебные заведения.

     Образование в новой столице имело преимущественно  светский и притом ясно выраженный практический характер. Для абсолютистского  государства, для успешного завершения борьбы за выход на морской простор, для постройки флота, для развития мануфактур нужна была не церковная, а новая реальная наука. Но только с 1715 г. начинается быстрый рост просветительных учреждений в новой столице. В этом году была открыта Русская школа, а через два года - Морская академия. Обучение в ней включало арифметику, геометрию, оружейные приемы, артиллерию, навигацию, фортификацию, географию, рисование и танцы.

     Привилегированная военная дворянская школа стояла в центре внимания и забот правительства. Но потребности государства заставляли думать о подготовке специалистов некоторых  профессий и из разночинцев. Труд врача, учителя, переводчика, инженера, даже ученого в очень слабой мере манил к себе дворян, пренебрежительно относившихся к этим "неблагородным" занятиям. Поэтому одновременно с  привилегированной школой столицы  стали возникать и школы для  разночинцев, как профессиональные, так и общеобразовательные.

     В петровские времена было заложено прочное  начало медицинскому образованию, связанному с потребностями армии и флота.

     Крупнейший  в стране центр школьного образования, Петербург стал главным центром  русской науки, добившейся уже к  середине XVIII в. крупнейших достижений. Необходимость развертывания в России научной работы для укрепления ее экономической и военной мощи была совершенно ясна для Петра I и его сподвижников. Важнейшим мероприятием Петра I для развития науки была организация Академии наук. Подготовка к этому делу велась с первых лет правления Петра I, но серьезные шаги в этом направлении были сделаны только после Полтавы и Гангута.

     Значительную  роль в развитии механики и техники  играла основанная в начале XVIII в. в  Петербурге токарная и инструментальная мастерские. А. К. Нартовым был изобретен токарно-копировальный станок с суппортом. "Это механическое приспособление, - писал Маркс о позднейшем изобретении суппорта в Англии, - заменяет не какое-либо особенное орудие, а самую человеческую руку, которая создает определенную форму, приближая острие режущего инструмента к материалу труда или направляя его на материал труда, например на железо". Изобретение суппорта явилось важнейшим этапом технической революции в области металлообработки.

     Заметное  место в культурной жизни столицы  принадлежало музеям. Большинство из них, возникнув самостоятельно, позднее  вошло в систему Академии наук. Старейшим из музеев была Кунсткамера, первый в России научный музей.

     Начало  Кунсткамеры было положено Петром I. Во время поездок за границу он внимательно знакомился с музеями  Западной Европы. Европейские кунсткамеры  того времени ставили себе целью  не столько поучать, сколько развлекать посетителей. Под впечатлением увиденного, Петр решил открыть подобное заведение и в России. Задавшись такой целью, Петр стал везде собирать различные новые приборы, инструменты, машины, чучела животных, анатомические аномалии в спирту, одежду и так далее.

     Поначалу  Петровская коллекция находилась в  Летнем дворце. Но коллекция постоянно  росла, и в 1719 году на набережной Васильевского  острова был заложен фундамент  будущей Кунсткамеры и Библиотеки, а в 1727 г., уже после смерти Петра, состоялось торжественное открытие Кунсткамеры на новом месте.

     К первой половине XVIII в. относится основание  ботанических садов и небольшой  зоологической коллекции.

Информация о работе Возникновение Санкт-Петербурга (1703-1725 гг)