Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 01:41, реферат
Но, будучи распространено по всей Руси, языческое мировоззрение наших предков, в то же время, воспринимало посторонние религиозные влияния. Если славяне легко примешивали к своим старым суевериям суеверия диких финов и попадали под влияние финских шаманов - "волхвов" и "кудесников", - то тем более должна была влиять христианская вера на тех из славян, которые могли ее узнать.
1. Введение………………………………………………………………………3
2. Язычество славян. Первый этап религиозной реформы Владимира…….4
3. Начало распространения христианства на белорусских землях…………7
4. Развитие христианства на Беларуси………………………………………...9
4. Современная конфессиональная ситуация в Беларуси…………………..14
5. Заключение…………………………………………………………………..18
6. Список литературы………
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Белорусский
Государственный Университет
Кафедра «Философия, история и политология »
Реферат
по истории Беларуси
«Введение христианства на территории Беларуси»
Выполнила
Студентка группы ГЛ-11
Асипенко Ю.Р.
Гомель, 2012 г.
Содержание
1. Введение…………………………………………………………
2. Язычество славян. Первый этап религиозной реформы Владимира…….4
3. Начало распространения христианства на белорусских землях…………7
4. Развитие христианства на Беларуси………………………………………...9
4. Современная конфессиональная ситуация в Беларуси…………………..14
5. Заключение……………………………………………………
6. Список литературы…………………………………
Введение
Христианство существовало еще
задолго до придания ему статуса
официальной религии, но оно было
слабо распространенным и конечно,
не могло конкурировать с
Но, будучи распространено по
всей Руси, языческое мировоззрение
наших предков, в то же время,
воспринимало посторонние
1. Язычество славян. Первый этап религиозной реформы Владимира.
Язычество славян включало
в себя магию, анимизм,
Следует подчеркнуть
Язычество на Руси не имело
специальных служителей и
Разумеется, такая пёстрая и
многослойная религия не могла
отвечать потребностям быстро
развивающегося классового
Всё это и заставило Владимира приняться за религиозную реформу. Она проходила в два этапа. Первый являлся ни чем иным как модернизацией самой языческой религии. Прежде всего, Владимир превращает культ Перуна, бога грома и молнии, покровителя дружины в культ всей земли русской, а также из всей массы богов выделяет пять наиболее главных: Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симарьгла и Мокошь. так был создан пантеон богов Владимира в Киеве. То, что Владимир превращает свой княжеско-дружинный культ, культ Рюриковичей, в религию всей русской земли, напрямую указывает на изменения, произошедшие в государственном строе - установление единой прочной, могущественной княжеской власти.
Есть одна особенность
Языческий культ - страшное сатанистское по своей сути явление, при Владимире приобрело ещё более свирепый характер: помимо ужасающих варварских ритуалов стали применяться доселе почти неизвестные славянам человеческие жертвоприношения. Так после победы над ятвягами были убиты Феодор и Иоанн, два варяга-христианина, которые стали первыми мучениками веры на Руси.
В то время русские считали себя вполне принадлежащими к семейству европейских народов. Но все европейские народы, за исключением венгров и русских, были уже христианами и начали жить новой государственной жизнью, которая решительно отдалила их от языческих народов, как особый нравственный мир.
Русь, выйдя на просторы мировой
истории, не могла уже
2. Начало распространения христианства на белорусских землях
Начало христианства на белорусских землях связано с крещением Руси киевским князем Владимиром (978-1015), который получил за это титул Святого. Летописи рассказывают, что в 988 г. киевский князь Владимир решил переменить веру и не только сам признал истинной верой христианство, но и приказал крестить киевлян, а затем и остальные славянские племена.
Обращение славянских племен в христианство имело под собой глубокие экономические, политические, социальные причины. Необходимо принимать во внимание, что торговые интересы славянских племен задолго до 988 г. привели их в Византию, где они узнали христианство и многие из них приняли новую веру. В свою очередь распространение христианства в среде киевского военно-купеческого населения энергично велось и со стороны Византии, которая хотела распространить свое влияние на богатые и сильные славянские племена.
Распространение христианства
было не случайным и потому, что
оно явилось результатом
Приняв христианство, Владимир стремился распространить его на русские и белорусские земли. Впоследствии другим киевским князьям пришлось сделать выбор между православной и католической церковью, так как в Европе в 1054 г. произошел раскол и с этого года некогда единая церковь разделилась и до нынешних дней существует обособленно.
Учитывая тот факт, что власть киевского князя в X в. распространялась и на княжества, которые были расположены на территории Беларуси, то обращение жителей Полоцкого и Туровского княжеств в христианство совершилось таким же образом, как и киевлян. Из летописей трудно установить точную дату крещения населения этих княжеств, так как многие летописные источники не сохранились до наших дней.
Из летописей лишь известно, что Владимир, приняв христианство сам, крестил своих сыновей, которых послал во многие города, в том числе Изяслава в Полоцк, а Святополка в Туров, где они насильственно крестили жителей. Письменных свидетельств об этих событиях не сохранилось, но ученые считают, что крещение полочан и жителей Турова произошло одними из первых, приблизительно в 991-992 гг.
Вместе с тем необходимо отметить, что процесс христианизации белорусских земель был отнюдь не кратковременным и растянулся на достаточно продолжительное время.
Время Владимира нельзя считать периодом гармонии власти и общества.
Историческое значение этого времени заключалось в следующем:
1)Приобщение славяно-финского мира к
2)Создание условий для полнокровного
3)Русь была признана как христианское государство, что определило более высокий уровень отношений с европейскими странами и народами.
3. Развитие христианства на Беларуси
Х век. Княгиня Ольга (? – 969) принимает крещение и имя Елена. В 959 году Ольга, будучи христианкой, возможно, латинского обряда, обратилась к немецкому королю Атону І с просьбой о епископе и священниках для своего народа. Король поддал славянские земли власти епископа Адальдага.
Первый упоминаемый в летописях полоцкий князь Рагвалод и его дочь Рагнеда были христианами. Рагнеда постриглась в монахини, приняв имя Анастасия, и основала недалеко от Заславья женский монастырь.
Конец Х – начало ХІ века. Св. Бруно Бонифаций вместе со св. Адальбертом проповедовал Благую Весть язычникам и был ими убит в 1009 году «на границе Литвы и Руси», это значит где-то на западе или юго-западе Беларуси. Тело святого после его смерти было погребено «русским королём». На месте погребения был возведён храм.
Между 1008 и 1013 гг. Князь Святополк женился на дочери князя (будущего короля) Болеслава Храброго. При епископе Райнберне в Турове возникло епископство западного обряда.
1186 год. Основано Лионское (Рижское) епископство, которое оказало сильное влияние на религиозную ситуацию соседствующих с ним белорусских земель. Первым епископом части белорусских и литовских земель стал Христиан, кафедра которого, по-видимому, находилась в Новогрудке. Святой Престол выдал привилегию на подчинение новообразованного епископства непосредственно Папе. Таким образом, оно получило права архиепископства.
Между 1300 и 1316 гг. Основана православная Литовская митрополия со столицей в Новогрудке, подчинённая Константинополю. В ХІV в. развитие христианства западного обряда на Беларуси замедлилось, однако не остановилось совсем. Великие князья Альгерд и Кейстут, которые правили одновременно (1345-1377 гг.) не чинили препятствий католичеству. Один из сыновей Кейстута стал католиком. К тому времени предание относит многочисленное прибытие в Вильнюс монахов-францисканцев и мученическую смерть 14-ти из них.
Белорусские земли были крещены в основном одновременно с другими землями Киевской Руси с небольшим запаздыванием на севере страны, хотя отдельные языческие традиции сохранялись в полесском регионе очень долго и в видоизменённом виде дошли до наших дней. В 992 году была основана Полоцкая епархия, в 1005 году — Туровская. После монгольского нашествия на Русь и окончательно к середине XIV века все белорусские земли вошли в состав Великого княжества Литовского, значительная часть населения и элиты которого была языческой. В XIV—XV веках с перерывами существовала Литовская митрополия, включавшая в себя епархии современной Белоруссии.
В 1385 году великий князь Ягайло заключил Кревскую унию с Польшей, одним из условий заключения которой было крещение язычников Великого княжества Литовского по латинскому обряду. Из-за созданных католикам привилегий некоторая часть прежде православной шляхты перешла в католицизм.
С 1458 года епархии современной Белоруссии относились к Киевской митрополии (в унии до 1470 года).
После Люблинской унии 1569 года одновременно с начавшейся активной полонизацией влияние
В 1596 по инициативе некоторых белорусских и украинских православных епископов, а также при поддержке властей Речи Посполитой и Рима была провозглашена Брестская уния, положившая начало существованию грекокатолической церкви вБелоруссии, сохранившей свои обряды, но подчинявшейся римскому папе. Значительная часть православного населения и духовенства сопротивлялись насаждению унии. Наиболее известным примером сопротивления является самосуд православных жителей Витебска над архиепископом Полоцким Иосафатом Кунцевичем в 1623 году. Многие православные горожане объединялись в братства для защиты своих интересов.
В момент расцвета Речи Посполитой, католицизм исповедовали, по некоторым оценкам, до 40 % населения Белоруссии, в основном на западе страны и в крупных городах. В то же время, в 1791 году на территории всего Великого княжества Литовского 39 % населения являлись униатами, 38 % — католиками-латинянами, 6,5 % — православными и 4 % — старообрядцами. Ситуация в корне изменилась после раздела Речи Посполитой и особенно после 1839 года, когда униатские приходы были переданы в ведение Русской православной церкви Российской империи. После воссоединения униатов с православными, начался постепенный упадок католицизма в стране и укрепление позиций православия.
Информация о работе Введение христианства на территории Беларуси