Введение христианства на территории Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 01:41, реферат

Описание

Но, будучи распространено по всей Руси, языческое мировоззрение наших предков, в то же время, воспринимало посторонние религиозные влияния. Если славяне легко примешивали к своим старым суевериям суеверия диких финов и попадали под влияние финских шаманов - "волхвов" и "кудесников", - то тем более должна была влиять христианская вера на тех из славян, которые могли ее узнать.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………3
2. Язычество славян. Первый этап религиозной реформы Владимира…….4
3. Начало распространения христианства на белорусских землях…………7
4. Развитие христианства на Беларуси………………………………………...9
4. Современная конфессиональная ситуация в Беларуси…………………..14
5. Заключение…………………………………………………………………..18
6. Список литературы………

Работа состоит из  1 файл

Введение христианства на территории Беларуси.docx

— 42.27 Кб (Скачать документ)

ХІХ в. Национальное и религиозное преследование белорусов со стороны Российской Империи. Насильственное присоединение к России после последнего раздела Речи Посполитой в 1795 г. повело за собой закрытие в период с 1830 по 1870 гг. почти всех монастырей и учебных заведений. В 1839 г. была ликвидирована уния. Началось насильственное обращение верующих в православие. Это был период жестокого, более чем 200-летнего национального и религиозного преследования. Вместе с народом претерпевала гонения и католическая Церковь. В 1869 г. была ликвидирована Минская епархия: её территория была присоединена к Вильнюсской, а в 1883 г. - к Могилёвской епархии. Царское правительство всеми способами препятствовало религиозной жизни католиков.       

После революции 1905 г. наблюдалось некоторое оживление деятельности католической Церкви, были восстановлены отдельные приходы. В 1917 г. восстановлена Минская епархия. Но с 20-х годов в связи со сменой религиозной политики советских властей и разделом территории Беларуси между Польшей и Россией (Рижский договор 1921 г.) деятельность и Могилёвского архиепископства, и Минского епископства была почти совсем парализована. В 1923 г. был осуждён и репрессирован архиепископ Я. Тепляк. В 1926-1936 гг. функции главы Могилёвского архиепископства выполнял П. Э. Невё. В 1921 г. был арестован и вынужден выехать в находящуюся под Польшей западную часть Беларуси минский епископ Зигмунд Лозинский, который позже станет во главе Пинской епархии, новообразованной на основе западной части Минской. Волна репрессий против католической Церкви и духовенства в БССР достигла пика в 1939 г., когда были закрыты почти все храмы, а в десяти формально незакрытых не было ни одного священника. Огромное количество священников было физически уничтожено. В Западной Беларуси священники также подвергались преследованиям. Белорусский язык искоренялся из религиозной сферы.        

Во  время Второй мировой войны в оккупированной немцами Беларуси наблюдалось частичное возрождение католической Церкви, но сразу же после войны репрессии возобновились с новой силой. После смерти Сталина преследования католиков немного ослабли, но не прекратились. Но даже в таких условиях религиозная жизнь постепенно оживала.  

25 июля 1989 г. Святой Престол именовал Тадеуша Кондрусевича епископом и назначил его Апостольским Администратором Минской епархии для католиков Беларуси. В Гродно открылась Высшая духовная семинария.  

13 октября 1991 г. Святым Престолом епископ Тадеуш Кондрусевич был назначен архиепископом, Апостольским Администратором для католиков латинского обряда Европейской части России с резиденцией в Москве. В тот же самый день были именованы два епископа: Казимир Свёнтек, ставший Митрополитом новообразованной Минско-Могилёвской архиепархии и Апостольским Администратором восстановленной Пинской епархии, и Александр Кашкевич, назначенный ординарием Гродненской епархии.  

5 июля 1992 г. Создана митрополитальная комиссия по переводу литургических текстов и религиозной литературы на белорусский язык, благодаря которой уже подготовлены к изданию основные литургические тексты и ряд других материалов.  

18 мая 1994 г. Святой Престол назначил Апостольским нунцием для католиков Беларуси архиепископа Агостино Маркетто, а 26 ноября именовал Казимира Свёнтка кардиналом.  

15 апреля 1996 г. Апостольским нунцием в Беларуси назначен архиепископ Доминик Грушовский.  

1994 г. Начали издаваться католические журналы «Диалог» (Пинская епархия) и «Ave Maria» 30 сентября 2000 г. Завершил свою четырёхлетнюю работу Синод Минско-Могилёвской архиепархии, Витебской и Пинской епархий – первый Синод за все послевоенные годы. Синод разработал Устав Католической Церкви по всем главным направлениям деятельности. Растёт число приходов и верующих, реставрируются и возводятся новые храмы. Белорусский язык постепенно становится языком религиозной жизни католиков.  

13 мая 2002 г. зарегистрирован квартальный религиозный журнал для детей «Маленькі Рыцар Беззаганнай».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Современная конфессиональная ситуация в Беларуси

Конфессиональная  структура Беларуси имеет две  особенности. Первая из них – это  доминирующее христианство, вторая  - широкий спектр иных конфессий. Беларусь может отличать от иных европейских стран лишь факт отказа от признания государственной религии или постулирования особого отношения к какой-либо конфессии. Своеобразие религиозной ситуации в Беларуси «определяется, прежде всего, её геополитическим положением - на стыке западной и восточной цивилизаций, сосуществованием и поочерёдным доминированием католицизма и православия. Государства, находившиеся в разные исторические периоды на этнической территории Беларуси, всегда характеризовались поликонфессиональностью». Религиозная пестрота - историческая, естественно сложившаяся черта нашей культуры. Такое религиозное разнообразие возникает двумя путями. Первый путь - признание и легализация ранее запрещённых. Второй путь - возникновение неокультов , т.е. таких религиозных вероучений, которых у нас ранее не наблюдалось. Нетрадиционные религии привносят в практику духовной жизни Беларуси новые явления, которые связаны с сущностными характеристиками проповедуемых учений:  

- ярко выраженное  антихристианство и неоязычество :  

- тоталитарный  характер религиозных новообразований ;  

- агрессивные  методы привлечения и удержания  членов организации ;  

- антисоциальная  направленность вероучения ;  

- претензии на  исключительность, богоизбранность.  

С распространением нетрадиционных религиозных учений появляется новая характеристика религиозности - квазирелигиозное сознание, которое способствует распространению лженаучных идей и новых "стандартов объективности". Содержание такого сознания формируется на базе так называемых паранаук, оккультных и спиритических схем, мистицизма и т.п. Такой "коктейль" сторонники неокультов выдают за реальную и действенную альтернативу существующих путей познания и преобразования мира и человека. Число адептов нетрадиционных религий не велико, но сама тенденция их появления и распространения не может не вызывать тревоги.

Динамика религиозности  в Беларуси отличается стремительностью и масштабностью процессов: обвальный  рост числа верующих и уменьшение числа атеистов и неверующих произошли  за короткий срок - с 1986 года по конец 1990-х годов. Объяснить это, видимо, можно только достаточно стремительными темпами отмены духовной монополии атеистической идеологии марксизма-ленинизма в советском обществе и появлением реальной возможности каждому свободно определяться с отношением к религии.

12 июля 2003 г. было  заключено «Соглашение о сотрудничестве  между республикой Беларусь и  Белорусской Православной Церковью»,  в котором содержаться следующие  принципиальные положения:  

Во-первых, исходные признания каждой из сторон относительно другой; эти признания задают принципы дальнейшего взаимодействия сторон. Например, государство признает, что Белорусская Православная Церковь «является одним из важнейших социальных институтов, чей исторический опыт, духовный потенциал и многовековое культурное наследие оказали в прошлом и оказывают в настоящем существенное влияние на формирование духовных, культурных и национальных традиций белорусского народа». БПЦ же признает, что «государство является гарантом сохранения духовных и культурных традиций белорусского народа…» и «отношение к государству базируется на принципе уважения к нему как социальному институту, призванному обеспечивать общественный порядок, защищать национальные интересы, нравственность…».  

Во-вторых, обозначены приоритетные направления  сотрудничества государства и БПЦ: «общественная нравственность, воспитание и образование, культура и творческая деятельность, охрана, восстановление и развитие исторического и культурного  наследия, здравоохранение, социальное обеспечение, милосердие, благотворительность, поддержка института семьи, материнства и детства, попечение о лицах, находящихся в местах лишения свободы, воспитательная, социальная и психологическая работа с военнослужащими, охрана окружающей среды». Сотрудничество реализуется в рамках совместных программ.  

Вскоре после  подписания «Соглашения о сотрудничестве между республикой Беларусь и  Белорусской Православной Церковью»  был подписан ряд совместных программ БПЦ и различных министерств  и ведомств. Соглашения стали заключаться  и на более низких уровнях: между епархией и облисполком, благочинием и райисполкомом.  

Второй комплексный  фактор, после официальной государственной  политики в делах религии, определяющий вектор возможного развития религиозной  ситуации в Беларуси, можно обозначить как повседневность религиозной жизни - это совокупность событий и состояний, которые сложно прогнозировать, но они выступают реалиями религиозного поля, детерминирующими сознание и поведение верующих и неверующих. К таким реалиям относятся восприятие исторической судьбы своей и чужих конфессий на территории Беларуси, этническая окраска конкретного вероучения, создание новых и воспроизводство традиционных фобий, столкновение религиозной традиции и религиозной новатики, реакция на действия властей или представителей других конфессий. В рамках указанного фактора отдельное место занимает учет внутренних проблем той или иной конфессии.  

В целом же можно  отметить, что бурные изменения на религиозном поле Беларуси последних  двух десятилетий закончились без  конфликтов и потрясений. На сегодняшний день в каждой из традиционных конфессий наступило стабильное состояние с количеством верующих и другими конфессиональными характеристиками. Ситуация межконфессиональных отношений - сейчас спокойная - вряд ли будет подорвана в ближайшем будущем. Религиозные организации традиционного и нетрадиционного толка будут заняты формированием схем своего вписывания в сложившуюся правовую и культурную ситуации. На сохранение спокойствия в религиозной сфере будут работать нормы и ценности, которые предлагаются в рамках системы государственно-конфессиональных отношений, направленные на консервацию качественно-количественных параметров конфессиональной структуры в Беларуси, на постоянный мониторинг всего спектра состояний и взаимоотношений в этой сфере и их гармонизацию в случае дисбаланса, в том числе на предотвращение вероятных межконфессиональных противоречий и конфликтов в системе «религия - государство», на развитие, расширение и углубление отношений в области культуры, милосердия, семьи и других областях, уже очерченных законодательно.  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Принятие христианства, сменившего собой изжившее себя, жестокое и жертвоненасытное язычество, позволило продолжить дальнейший экономический рост страны, позволило значительной увеличить вес Руси в окружающем ее мире, превратив варварскую страну язычников в просвещенную нацию. Принятие монотеистического Христианства способствовало объединению и сплочению людей русских под началом непоколебимой веры в БОГА,- Высшего творца и Христа–спасителя. Христианство, как наиболее гуманистическая религия, способствовала духовному и моральному росту нашего народа

В настоящее время именно гуманистические идеалы христианства приняты за основу многочисленных организаций, защищающих права человека (ООН, ЮНЕСКО). Важным аспектом принятия Христианства является то, что Христианство проповедовало жизнь после смерти. Но самое главное заключалось в зависимости жизни души человека после физической его смерти, от того, как он провел жизнь в бренном мире. Если он жил праведно и уважал каноны церкви, усердно молился, то в награду он получал вечное блаженство в рае, если же он богохулил, совершал преступления и злодеяния, то он был обречен мучиться в аду. Это вызывало уменьшение числа злодеяний, ведь преступник, даже не наказанный в суде, обязательно должен предстать пред лицом божьим. Христианское духовенство влияло "прямо уже на строй общественный: не в церковных делах, не о средствах распространения христианства советовался Владимир с епископами, но о том, как наказывать преступников; вместе с старцами епископы предлагали князю о том, куда употреблять виры, заботились о внешней безопасности, и князь соглашался с ними."

 

 

 

 

Список литературы

1. Христианство и религии мира. – М., 2000.

2. Хрысцiянства i беларуская культура. – Мн., 2001.

3. Рогозянский А. Наш современник в Церкви и в мире. – М., 2004.

4. Никитин В. Основы православной культуры. – М., 2001.

 

 


Информация о работе Введение христианства на территории Беларуси