Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 23:48, контрольная работа
Целями изучения учебной дисциплины “История Беларуси” в вузе являются формирование социально-личностных компетенций студентов, обеспечивающих их личностное самоопределение в системе ценностей, выработанных в процессе исторического развития белорусского народа и становления суверенного белорусского государства, и воспитание на этой основе чувства сопричастности с судьбой страны и её историей.
Для реализации обозначенных выше целей предполагается решение следующих задач:
- осознанное усвоение и применение учебной исторической информации, связанной с анализом закономерностей и особенностей государственно-политического, социально-экономического, конфессионального, культурного и духовного развития белорусского народа и формирование на этой основе способности к самореализации в условиях современной социокультурной ситуации;
- усвоение студентами системы материальных, культурных и духовных ценностей белорусского народа, которые служат ретроспективой для анализа современности и определения перспектив будущей жизнедеятельности;
- становление готовности выпускника высшей школы как гражданина Республики Беларусь способствовать дальнейшему развитию своей страны.
История Беларуси как предмет и учебная дисциплина: цель, задачи, функции. Принципы изучения истории, её периодизация.
Формационный и цивилизационные подходы к изучению истории: их преимущества и недостатки.
Источники изучения истории Беларуси. Основные исторические школы.
Список использованной Литературы.
Вариант 1
Тема: Введение в дисциплину «История Беларуси»
План:
История -- это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. Содержанием истории вообще служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Явления эти чрезвычайно разнообразны, касаются развития хозяйства, внешней и внутренней общественной жизни страны, международных отношений, деятельности исторических личностей.
Соответственно и история -- наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: истории экономической, политической, социальной, гражданской, военной, государства и права, религии и пр. К историческим наукам относятся также этнография, изучающая быт и культуру народов, и археология, изучающая историю по вещественным источникам древности - орудиям труда, домашней утвари, украшениям и др., а также целым комплексам -- поселениям, могильникам, кладам.
История подразделяется и по широте изучения объекта: история мира в целом (всемирная или всеобщая история), история континентов (например, история Азии и Африки), история отдельных стран и народов или группы народов (например, история Беларуси ).
Существуют вспомогательные
исторические дисциплины, имеющие сравнительно
узкий предмет исследования, изучающие
его детально и таким образом
способствующие более глубокому
пониманию исторического
К наиболее значительным вспомогательным историческим дисциплинам относятся источниковедение, исследующее исторические источники, и историография, задача которой -- описание и анализ взглядов, идей и концепций историков и изучение закономерностей в развитии исторической науки.
История не только одна из двух тысяч существующих наук, служащих современному человечеству, но и одна из наиболее древних. История тесно связана с другими науками, в частности, с психологией, социологией, философией, юридическими науками, экономической теорией, математикой, математической статистикой, языкознанием, литературоведением и др. В отличие от них она рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует всю совокупность явлений общественной жизни, все ее стороны (экономику, политику, культуру, быт и т.д.) и их взаимосвязи и взаимообусловленности. В то же время каждая из существующих наук (общественных, экономических, технических) за время развития человеческого общества прошла свою историю. И на современном этапе все науки и виды искусства обязательно включают исторический раздел, например, история физики, история музыки, история кино и т.д. На стыке исторических и других наук создаются междисциплинарные науки -- такие, как историческая география, историческая геология и др.
Основными целями
социально-гуманитарной подготовки студентов
в вузе выступают формирование и развитие
социально-личностных компетенций, основанных
на гуманитарных знаниях, эмоционально-ценностном
и социально-творческом опыте и обеспечивающих
решение и исполнение гражданских, социально-профессиональных,
личностных задач и функций.
Место
учебной дисциплины “История Беларуси”
в системе социально-гуманитарных знаний
определяется предметом её изучения, которым
являются общесистемные закономерности
и региональные особенности процессов
государственно-политического, социально-экономического,
конфессионального, культурного и духовного
развития белорусского народа в контексте
восточнославянской и общеевропейской
истории с учетом цивилизационных характеристик.
Актуальность
изучения истории Беларуси в контексте
восточнославянской и европейской истории
обусловлена тем, что белорусский народ
исторически сформировался в процессе
взаимодействия различных социально-экономических
и этнокультурных общностей под влиянием
евразийских цивилизационных и геополитических
факторов. Учёт влияния на процесс исторического
развития белорусского народа различных
культурно-цивилизационных факторов,
прежде всего восточнославянского и восточноевропейского,
отражает потребность современного белорусского
социума в самосознании и осмыслении своего
прошлого, настоящего и будущего.
Целями
изучения учебной дисциплины “История
Беларуси” в вузе являются формирование
социально-личностных компетенций студентов,
обеспечивающих их личностное самоопределение
в системе ценностей, выработанных в процессе
исторического развития белорусского
народа и становления суверенного белорусского
государства, и воспитание на этой основе
чувства сопричастности с судьбой страны
и её историей.
Для реализации обозначенных выше целей
предполагается решение
следующих задач:
- осознанное усвоение и применение учебной
исторической информации, связанной с
анализом закономерностей и особенностей
государственно-политического, социально-экономического,
конфессионального, культурного и духовного
развития белорусского народа и формирование
на этой основе способности к самореализации
в условиях современной социокультурной
ситуации;
- усвоение студентами системы материальных,
культурных и духовных ценностей белорусского
народа, которые служат ретроспективой
для анализа современности и определения
перспектив будущей жизнедеятельности;
- становление готовности выпускника высшей
школы как гражданина Республики Беларусь
способствовать дальнейшему развитию
своей страны.
Изучение истории Беларуси и мировой цивилизации
несет в себе ряд важных социальных функций:
- первая из них является описате
- второй, более значимой
функцией является познавательн
- третья функция – прогностическ
- четвертая функция – воспитател
В результате изучения дисциплины студент должен знать:
основные теории общественного развития, особенности формационного и цивилизационного подходов к изучению истории Беларуси;
основные этапы формирования белорусского народа в различные исторические периоды;
исторические модели модернизации общества и государства, советский опыт модернизации и цивилизационного развития белорусского общества;
основные достижения в развитии материальной и духовной культуры и культурно-историческое наследие белорусского народа;
основные этапы становления форм государственности на территории Беларуси, белорусской государственности и государственного суверенитета Республики Беларусь;
место и роль белорусских земель в геополитических процессах в различные исторические периоды, вклад белорусского народа в Победу над фашизмом, значение и место суверенной Республики Беларусь в современном мире.
^ Студент должен уметь:
применять формационный и цивилизационный подходы к изучению истории при характеристике особенностей исторического развития белорусского народа;
характеризовать условия и результаты формирования белорусского народа в различные исторические периоды;
осуществлять сравнительный
анализ реформ и революций в процессе
модернизации белорусского общества,
оценивать результаты деятельности
советской общественно-
объяснять влияние различных культурно-цивилизационных факторов на развитие Беларуси и оценивать основные достижения в развитии материальной и духовной культуры Беларуси, использовать культурно-историческое наследие Беларуси в своей профессиональной деятельности и приумножать его;
анализировать процесс становления белорусской государственности, оформления и укрепления суверенитета Республики Беларусь;
характеризовать геополитическое положение белорусских земель в различные исторические периоды, оценивать значение Победы советского народа в Великой Отечественной войне, анализировать место и роль суверенной Республики Беларусь в условиях глобализации мировых процессов.
Периодизация. Учеными разработаны разные варианты периодизации истории. Одни исследователи руководствуются социально-экономическими критериями, другие – ищут их в сфере политики, права, государственности и т.д. Например, принцип государственности в периодизации белорусской истории был использован В. Игнатовским («Кароткі нарыс гісторыі Беларусі»). В первой половине 90-х гг. ХХ в. была введена периодизация истории Беларуси соответственно периодизации мировой истории по схеме «Древний мир – Средневековье – Новое время»:
1. Древнее общество (100 - 40 тыс.лет до н.э. - V в. н.э.)
2. Средневековое (конец V-XV вв.).
3. Новое время (XVI – 1917/1918).
4. Новейшее время – с 1918 года до сегодняшнего дня
2. Формационный и цивилизационные подходы к изучению истории: их преимущества и недостатки.
Существует два основных подхода к изучению истории - формационный и цивилизационный. Для начала нужно разобраться в том, чем отличаются данные подходы.
Формационный подход
Материалистическое трактование истории основывается на формационном подходе. В учении Маркса главную позицию при объяснении движущих сил исторического процесса и периодизации истории занимает понятие общественно-экономические формации. По мнению Маркса, если общество поступательно развивается, то оно должно проходить определенные этапы. Данные этапы немецкий мыслитель назвал “общественно-экономические формации”. Это понятие Маркс позаимствовал из знакомого ему естествознания. В географии, геологии, биологии этим понятием обозначены конкретные структуры, связанные одним условием образования, похожим составом, взаимозависимостью элементов.
Основы любой общественно-
К. Маркс предполагал несколько этапов развития общества:
-Первобытнообщинная
-Рабовладельческая
-Феодальная
-Капиталистическая
-Коммунистическая
Благодаря социальной революции
происходит переход от одной обшественно-
Появление новой формации определяется победой господствующего класса, который осуществляет перевороты во всех сферах жизни. В марксистской теории значительной роли придаются революции и классовые войны. Основной движущей силой истории являлась классовая борьба. “Локомотивами истории” по Марксу являлись революции.
В течении последних 80 лет господствующей точкой зрения, основывающаяся на формационном подходе, являлась материалистическая концепция истории. Главным плюсом данной идеи является, то что она создает четкую объяснительную модель исторического развития. Человеческая история представлена перед нами как закономерный, поступательный, объективный процесс. Четко выделены движущие силы и основные этапы, процесса и т.д.
Так же у формационного процесса есть и недостатки. На них указывают некоторые критики отечественной и зарубежной историографии. 1)Некоторые страны не следовали чередованию пяти фазам. Данные страны Маркс отнес к “азиатскому способу производства”. Как считал Маркс базируясь на этом способе, образуется отдельная формация. Но дополнительных данных по этому вопросу он не предоставил. Позднее историки показали, что развитие и в некоторых странах Европы не всегда соответствуют этим пяти фазам. Делая вывод по данному вопросу, можно отметить, что создаются некоторые трудности в отражении разных вариантов формационного подхода.
2) В формационном подходе
решающей роли отводится
3) В данной методологии
описано многое через призму
классовой борьбы. Огромная роль
отводится как политическим
4) Так же в формационном
подходе присутствуют нотки
Информация о работе Введение в дисциплину «История Беларуси»