Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 23:48, контрольная работа
Целями изучения учебной дисциплины “История Беларуси” в вузе являются формирование социально-личностных компетенций студентов, обеспечивающих их личностное самоопределение в системе ценностей, выработанных в процессе исторического развития белорусского народа и становления суверенного белорусского государства, и воспитание на этой основе чувства сопричастности с судьбой страны и её историей.
Для реализации обозначенных выше целей предполагается решение следующих задач:
- осознанное усвоение и применение учебной исторической информации, связанной с анализом закономерностей и особенностей государственно-политического, социально-экономического, конфессионального, культурного и духовного развития белорусского народа и формирование на этой основе способности к самореализации в условиях современной социокультурной ситуации;
- усвоение студентами системы материальных, культурных и духовных ценностей белорусского народа, которые служат ретроспективой для анализа современности и определения перспектив будущей жизнедеятельности;
- становление готовности выпускника высшей школы как гражданина Республики Беларусь способствовать дальнейшему развитию своей страны.
История Беларуси как предмет и учебная дисциплина: цель, задачи, функции. Принципы изучения истории, её периодизация.
Формационный и цивилизационные подходы к изучению истории: их преимущества и недостатки.
Источники изучения истории Беларуси. Основные исторические школы.
Список использованной Литературы.
Цивилизационный подход
Противопоставить
С точки зрения данного
подхода основной структурной единицей
является цивилизация. Первоначально
этим термином обозначали некоторый
уровень общественного
В широком понятии под
цивилизацией, в основном понимают
высокий уровень развития общественной
культуры. Например, в Европе, в эпоху
Просвещения цивилизация
Цивилизация, как целое общественной системы, включает в себя разные элементы, которые гармонизированы и тесно взаимосвязаны между собой. Все элементы системы включают в себя своеобразие цивилизаций. Эта совокупность особенностей очень устойчива. Под воздействием некоторых внутренних и внешних воздействий в цивилизации происходят изменения, но их основа, внутреннее ядро остается постоянным. Культурно-исторические типы-с давних времен сложившиеся взаимосвязи, которые имеют некую территорию, а так же у них есть характерные только для особенности.
До сих пор приверженцы данного подхода ведут споры о количестве цивилизаций. Н.Я. Данилевский выделяет 13 самобытных цивилизаций, А. Тойнби-6 типов, О. Шпенглер- 8 типов.
В цивилизационном подходе выделяется ряд положительных сторон.
- Принципы этого подхода
можно применить к истории
той или иной страны, или их
группы. В данной методологии
есть своя особенность, в том,
что подход этот, основан на
изучение истории общества, с
учетом индивидуальности
-Данная теория предполагает,
что историю можно
-По данному подходу
предполагается единство и
-Выделяя определенные
критерии развития цивилизации,
-В цивилизационном подходе
главную роль отводят
Основным минусом методологии цивилизационного подхода является бесформенность критериев выделения типов цивилизации. Это выделение единомышленников данного подхода происходит по признакам, которые должны носить обобщенный характер, но с другой стороны позволяло бы отметить особенности, свойственные многим обществам. В теории Н.Я. Данилевского, культурно-исторические типы цивилизации разграничивают на сочетание 4 основных элементов: политического, религиозного, общественно-экономического, культурного. Данилевский считал, что именно в России осуществилось сочетание этих элементов.
Эта теория Данилевского подталкивает на применение принципа детерминизма в виде доминирования. Но характер этого доминирования имеет трудно уловимый смысл.
Ю.К. Плетников смог выделить 4 цивилизационных типов: философско-антропологическую, общеисторическую, технологическую, социокультурную.
1) Философско-антропологическая модель. Данный тип является основой цивилизационного подхода. Она позволяет более понятно представить бескомпромиссное различие цивилизационного и формационного исследований исторической деятельности. Полностью понять исторический тип общества позволяет формационный подход, который берет начало от когнитивной формы индивидуального к социальному. Противопастовим данному подходу-цивилизационный подход. Который сводится от социального к индивидуальному, выражением которого становится общественность человека . Цивилизация является здесь как жизнедеятельность общества в зависимости от состояния этой социальности. Ориентацией на исследование мира человека, и самого человека, является требованием цивилизационного подхода. Так при перестройки Западных стран Европы от феодального к капиталистическому строю формационный подход заостряет внимание на изменение отношений собственности, развитие наемного труда, мануфактуры. Однако цивилизционный подход разъясняет данный подход как возрождение идей устаревшей цикличности и антропологизма.
2) Общеисторическая модель. Цивилизация- особый вид конкретного общества или их сообщества. В соответствии со значением данного термина основными признаками цивилизации являются гражданское состояние, государственность, поселения городского типа. В общественном мнении цивилизация противопоставляется варварству, дикости.
3) Технологическая модель.
Способом развития и
4) Социокультурная модель. В 20 веке произошло “взаимопроникновении” терминов культура и цивилизация. На ранней стадии цивилизации доминирует понятие культуры. В виде синонима культура, часто представляется понятие цивилизации, конкретизируемой через понятие городской культуры или общей классификации культуры, ее структурных образований и предметных форм. В данном объяснение связи культуры и цивилизации есть свои ограничения, и свои основания. В частности цивилизация сопоставляется не с культурой в целом, а с ее подъемом или упадком. Так например для О. Шпенглера цивилизация- самое крайнее и искусственное состояние культуры. Она несет следствие, как завершение и исход культуры. Ф.Бродель считает напротив, что культура- цивилизация, которая не дошла до своего оптимума социального, своей зрелости, и не обеспечила своего роста..
Цивилизация- внешнее поведенческое состояние, а культура- внутренне е состояние человека. Поэтому ценности цивилизации и культуры иногда не соответствуют друг другу. Нельзя так не замечать того, что в классово разделенном обществе, цивилизация едина, хотя плоды цивилизации доступны не всем.
Сравнительная характеристика подходов
Лучше всего выявить достоинства и недостатки цивилизационного и формационного подходов помогает взаимная критика между сторонниками данных подходов. Так по мнению сторонников формационного процесса, положительные стороны заключаются в том, что он позволяет:
1. Увидеть общее в историческом развитии народов.
2. Представить историю общества как единый процесс.
3. Предложить некое разделение истории отдельных стран и всемирной истории.
4. Установить обоснованность
исторического развития
По их мнению, цивилизационный подход имеет следующие недостатки:
1. Из-за последовательного
применения становится
2. Создается полное отрицание
единства человеческой истории,
3. Сведение к минимума допустимости исследования закономерностей исторического развития человеческого общества.
Сторонники же цивилизационного подхода видят его плюсы в том, что она дает разрешить следующие проблемы:
1. Помогает изучению тех
сторон жизни, которые обычно
не попадают в поле зрения
приверженцев формационного
2. Позволяет глубже изучить
историю определенных народов
и обществ во всем их
3. Главной целью исследования
становятся человек, и
Последователи цивилизационного подхода в формационном подходе видят следующие недостатки:
1. Большинство народов не проходили в своем развитии через большинство формаций.
2. Большинство процессов (политических, идейных, духовных, культурных) нельзя объяснить только с экономической позиции.
3. При последовательном
применении формационного
4. Своеобразию и уникальности
отдельных народов и обществ
уделяется недостаточное
Таким образом, плюсы и
минусы, сторонников подходов, доказывают
то, что преимущества двух подходов
носят взаимодополняющий
Что касается историографии
изучения этнической истории Беларуси,
хотелось бы отметить следующее. Во-первых,
эта проблема не стала предметом
систематических научных
Едва ли не самым ранним
опытом исследования формирования белорусской
нации в сравнительном
Источники по истории Белорусии состоят из 6 основных групп: 1)археологические,
2)этнографические,
3)лингвистические,
4)устные,
5)письменные,
6)кино-фото-фонодокументы.
История каждого народа излагается в форме статей, монографий посвященных обычно узким темам. Подготовка обобщающих трудов велась на протяжении всего XX века.Работа над обобщ трудом по ист Бел проведена в нач XX века Вацлавом Ластовским. В 1910г он издал «Короткую историю Белорусии»-пер популярная книга в кот отражен взгляд белоруса на прошлое Родины.Продолжил его дело Всеволод Игнатовский кот на протяжении с 1919 по 1926 выпустил 4-е издания «Кароткi нарыс гiсторыi Беларусi». Также «История Белорусии» М.Довнара-Запольского(сер 20-х но издана лишь в 1994).
В 1954-58 Институт истории академии наук БССР издал «Историю БССР» в 2-х томах В ней достижения предшественников не учитывались, оценка событиям давалась в соответствии с официальными взглядами.Конец 80-х-90-х – в связи с большими обще-полит изменениями в обществе создались условия для написания обобщ труда по истории Бел:
«Энциклопедия истории БССР», «История БССР»-6 томов и др.
1.Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 9.
2.Поздняков Э. Формационный или цивилизационный подходы//Мировая экономика и международные отношения. 1990.
3.История Беларуси. Сборник логических задач, тестов и практических заданий. – Витебск, 2007. С. 6-10.
4. Котов А.И. История
Беларуси и мировые
5. Ясковец А. История цивилизаций. Москва, 1995.
Информация о работе Введение в дисциплину «История Беларуси»