Введения Христианства на Руси: причины и значения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 22:11, контрольная работа

Описание

Введение христианства сыграло огромную роль в последующей исторической судьбе украинского народа. Находясь на распутье между христианским Западом и мусульманским Востоком, Киевская Русь окончательно связала себя с Европой. Христианство ввело Русь в круг европейских государств, а правящую киевскую династию - в среду христианских королевских семей. В то же время утверждение христианства на Руси в его восточном, православно-византийском варианте, обусловило будущее противостояние и конфликты между православными украинцами и их западными соседями-католиками: поляками и литовцами.

Работа состоит из  1 файл

Котрольная работа по истории Украины.doc

— 81.50 Кб (Скачать документ)

      До середины  ХII столетия язычниками оставались  тиверцы, уличи, вятичи, радимичи, а в Ростово-Суздальской земле  еще 200лет после крещения изгоняли епископов, разоряли церкви, бунтовали против новой религии, причем восстания чаще всего инициировались жрецами.

Надо отметить, что  элементы язычества сохранились  и сегодня: недобрый знак – появление  черного кота, переход дороги перед  путником с пустым водром и т.п. Церковь вынуждена была примириться с существованием таких языческих праздников и обрядов, как колядки, праздник цветов, урожая на Макавея, Масленица и др. в то же время в язычестве и христианстве существовало много однопорядковых символов: добрые и злые духи у язычнеков – ангелы и черти у христиан; пантеон богов – единый Бог; обряды – молитвы. Это облегчало введение новой веры.

       Несомненно, одной из причин выбора Владимиром  греческого обряда был факт  подчинения высших духовных лиц  светской власти, практиковавшейся, хотя и в мягкой форме в Византии. Неслучайно киевский князь взял себе имя Василий (греч. Basilevs государь) – его целью являлась сакрализация собственного единовластия. Ведь еще в IХв. Папа Лев VI Мудрый подчинил восточную церковь государству, тем самым лишив ее собственного творчества и свободы духовного развития. Известный укр. Поэт В. Стус считал, что с принятием христианства на Русь пришла деспотия византийского православия, развился комплекс лицемерия, возникла женственность духа, исчезла пирамидальность государственных структур.

       Именно  от Византии восточное славянство  восприняло идею государственности,  но в ущерб правам личности, увлечение  административной  опекой за счет индивидуального  почина, горделивое представление о своем историческом мессианизме

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 В следующем 988 году  он захватил Корсунь (Херсонес  в Крыму) и потребовал в жёны  сестру византийских императоров  Василия II и Константина VIII Анну, угрожая в противном случае  пойти на Константинополь. Императоры согласились, потребовав в свою очередь крещения князя, чтобы сестра выходила за единоверца. Получив согласие Владимира, византийцы прислали в Корсунь Анну с попами. Отправившись в Константинополь, Владимир вместе со своей дружиной прошел обряд крещения, после чего совершил церемонию бракосочетания и вернулся в Киев.

    Сирийский историк XI века Яхъя Антиохийский излагает историю крещения по-другому. Против византийского императора Василия взбунтовался его военачальник Варда Фока, который одержал несколько побед.

«… и побудила его [императора Василия] нужда послать  к царю русов — а они его  враги, — чтобы просить их помочь ему в настоящем его положениии. И согласился он на это. И заключили  они между собою договор о  свойстве и женился царь русов на сестре царя Василия, после того как он поставил ему условие, чтобы он крестился и весь народ его стран, а они народ великий […] И послал к нему царь Василий впоследствии митрополитов и епископов и они окрестили царя […] И когда было решено между ними дело о браке, прибыли войска русов также и соединились с войсками греков, которые были у царя Василия, и отправились все вместе на борьбу с Вардою Фокою морем и сушей.»[ Яхъя Антиохийский, Летопись. ч.4]

      По Яхъю соединённые силы русов и греков разгромили войска Фоки под Хрисополем[Город на малоазийском побережье Босфора напротив Константинополя] в конце 988 года, а в апреле 989 года союзники в сражении под Абидосом[Город на малоазийском побережье пролива Геллеспонт] покончили с Вардой Фокой. Арабский историк начала XIII века Ибн аль-Асир также сообщил о крещении русов в версии, близкой к Яхъю Антиохийскому, но отнеся событие к 986 году, причём царь русов в его изложении сначала крестился, потом женился и тогда пошёл воевать с Вардой Фокой.

     О размере русской военной помощи Византии и крещении сообщает также армянский историк Стефан Таронский, современник князя Владимира:

«Тогда весь народ  Рузов [русов], бывший там [в Армении, ок. 1000 г.] поднялся на бой; их было 6 000 человек  — пеших, вооружённых копьями и щитами, — которых просил царь Василий у царя Рузов в то время, когда он выдал сестру свою замуж за последнего. В это же самое время рузы уверовали в Христа.»[ М. Брайчевский, Утверждение христианства на Руси, гл. IV]

      Детали хронологии — на каком этапе описываемых событий Владимир принял крещение, произошло ли это в Киеве, в городе Василиве или Корсуне — были утеряны в Руси ещё в начале XII века, во времена составления «Повести временных лет», о чём летописец прямо сообщает. Тем более дискуссионен этот вопрос в современной историографии. Датой Крещения Руси традиционно считается летописный 988 год, хотя исторические свидетельства указывают на 987 как год крещения самого князя Владимира и 989 как год Крещения Руси.

      В крещении Владимир принял имя Василий, в честь правящего византийского императора Василия II, согласно практике политических крещений того времени.

 

 

 

 

 

 

1. В.И. Семененко Л.А. Радченко «История Украины с древнейших времен до наших дней» II-издание Харьков «Торсинг» 1999

2. М. Грушевский «Иллюстрированная история Украины» Киев МПП «Левада» 1996

3. http://ru.wikipedia.org/wiki/Владимир_I

4. http://ru.wikipedia.org/wiki/Святая_Ольга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Историческое значение введения христианства в Киевском государстве.

 

Введение христианства сыграло  огромную роль в последующей исторической судьбе украинского народа. Находясь на распутье между христианским Западом  и мусульманским Востоком, Киевская Русь окончательно связала себя с Европой. Христианство ввело Русь в круг европейских государств, а правящую киевскую династию - в среду христианских королевских семей.

 

Христианская церковь, насчитывавшая  уже в те времена почти тысячелетнюю историю, принесла на Русь свою систему  внутреннего порядка (церковную иерархию), которая повлияла на формирование феодальной и государственной иерархии Руси.

 

Христианство уничтожило языческое  племенное многобожие, способствовало политическому и культурному  объединению восточнославянских племен, а, следовательно, и формированию украинского этноса. С христианством в Киевскую Русь пришла письменность, книжное искусство (изготовление пергамента и бумаги, переписывание и оформление книг), церковное хоровое пение, развились ■ архитектура, каменное строительство, художественные ремесла мозаики И изготовление стекла, фрески, иконопись и пр.

 

Церковное богослужение предполагало наличие грамотных людей, поэтому  начинают появляться школы, а монастыри  становятся центрами образования и  летописания. В них создаются, наряду с княжескими, первые библиотеки.

 

Христианская мораль оказала влияние  на формирование писаного права Руси, смягчая наказание за преступление, проповедуя смирение и покорность.

 

В то же время  утверждение христианства на Руси в  его восточном, православно-византийском варианте, обусловило будущее противостояние и конфликты между православными украинцами и их западными соседями-католиками: поляками и литовцами.

 

 

 

 


Информация о работе Введения Христианства на Руси: причины и значения