Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 15:36, курсовая работа
Принятие российской Конституции и провозглашение Российской Федерации правовым государством с республиканской формой правления поставило историко-юридическую науку перед необходимостью исторического анализа в такой области, как становление и развитие системы государственных органов.
Основная задача исторической науки заключается в том, чтобы, опираясь на объективный анализ выявленных факторов, дать оптимальный прогноз развития того или иного явления, вскрыть причины тех или иных явлений в настоящем.
Поэтому в настоящей работе сделана попытка описать историю появления и существования Государственной думы.
Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованной литературы.
Введение
1. Выборная система России в начале ХХ века
1.1 История появления Государственной Думы в России
1.2 Изменения в государственном управлении в 1905 - 1906 гг.
1.3 I Государственная дума
1.4 II Государственная Дума
1.5 III Государственная Дума
1.6 Деятельность IV Государственной Думы
2. Выборная система СССР.
Конституции СССР 1936 года и РСФСР 1937 года
2.1 Право избирать и быть избранным
3.Избирательная система РФ
3.1 Избирательное право и гарантии свободы выборов
3.2 Проблемы современной избирательной системы РФ
Заключение
Список использованной литературы
Примечания
20 февраля 1906 г. было принято
новое положение о
Как и раньше устанавливалось, что
Дума может выступать с
Изменив избирательный закон и
предоставив большие права
23 апреля 1906 года были опубликованы «Основные государственные законы Российской Империи» (ОГЗ) в новой редакции. В них устанавливалось, что император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным советом и Думой. Прерогативами императора объявлялись: пересмотр основных законов, высшее государственное управление, руководство внешней политикой, верховное командование вооруженными силами; объявление войны и заключение мира, объявление местности на военном и исключительном положении, право чеканки монеты, увольнение и назначение министров, помилование осужденных и общая амнистия. Фактически после опубликования ОГЗ 1906 г. царь лишился двух важнейших прерогатив: неограниченного права законодательствования и автономного распоряжения государственным бюджетом.
Изменения, произошедшие в государственном строе России, позволили укрепить свои позиции буржуазии, но ни в коей мере не решали проблем, выдвигаемых трудящимися классами страны. Первая русская революция со всей очевидностью продемонстрировала, что прежняя форма самодержавия изжила себя и переход к представительным учреждениям во всероссийском масштабе стал необходимостью.
1.3 I Государственная дума
Событием огромной исторической важности не только в стране, но и во всем цивилизованном мире было открытие в Петербурге 27 апреля 1906г. I Государственной Думы в Зимнем дворце. Оно состоялось в самом крупном в столице Тронном зале Зимнего дворца и было обставлено весьма торжественно. Прибыло огромное число приглашенных, журналистов и дипломатических представителей.
Из 448 депутатских мест в Думе 179 принадлежали кадетам, 105 - беспартийным депутатам, 107 - «трудовикам» (фракция депутатов - крестьян и народнической интеллигенции). Представители черносотенных партий в Думу не попали. Крайне «левые» партии (большевики) бойкотировали Думу, но Ленин позднее признал тактику бойкота ошибочной. Председателем Думы был избран кадет С.А. Муромцев.
I Государственная дума
Левые либералы, назвав новое учреждение в структуре самодержавия «Думой народного гнева», начали, как они говорили, «штурм правительства». Дума приняла резолюцию о полном недоверии правительству и потребовала его отставки. Теперь, зная настроение царя, некоторые министры объявили бойкот Думе, они перестали посещать ее заседания.
И хотя депутатов Думы избрали на пятилетний срок, терпения у правительства хватило только на два месяца. Горемыкин гарантировал, что страна спокойно отнесется к разгону выборного учреждения. 9 июля 1906 г. Государственная дума была распущена под предлогом, что депутаты «уклонились в не принадлежащую им область». Председателем Совета министров был назначен П.А. Столыпин. Правящие круги надеялись, что этот сильный и решительный человек сможет «успокоить» страну. Столыпин энергично взялся за наведение порядка. В августе 1906 г. в ответ на взрыв эсерами его дачи на Аптекарском острове были введены военно-полевые суды, отправлявшие на виселицу по малейшему подозрению в причастности к террору. Закрывались профсоюзы, преследовались революционные партии. Но царь еще не отказался от Манифеста 17 октября, поэтому было объявлено о созыве II Государственной думы на основе старого избирательного закона.
Эпоха I Думы закончилась. Она вошла в историю как Дума неоправданных и неоправдавшихся надежд, реальных и мнимых шансов выдержать экзамен на государственную зрелость, способность закрепить в общественном сознании идею парламентаризма.
1.4 II Государственная Дума
20 февраля 1907 г. начала работу II Государственная дума. Она оказалась левее первой. Наметились её попытки сотрудничества с правительством, даже эсеры объявили, что на время деятельности Думы прекращают свою террористическую деятельность.
Хотя главенствующее положение в Думе продолжали занимать кадеты, они потеряли 80 депутатских мест. Представительство кадетов сократилось с 43 до 19%. Октябристам удалось провести 42 своих депутата. Социал-демократы, отказавшиеся от тактики бойкота, получили 65 мест, а всего левые партии завоевали 222 мандата (43%). В Думу были избраны также черносотенцы -- 30 депутатов.
В начале марта в Думе выступил
председатель Совета министров Столыпин
с правительственной
Премьер - министр П.А. Столыпин сообщил о мерах, принятых в период между первой и второй думами. В соответствии со статьёй 87 Основных законов правительство провело: Закон о военно-полевых судах в августе 1906 года (не был представлен на утверждение Думы, и его действие прекратилось весной 1907 года, но на его основании было казнено около 700 человек), Указ об уравнении крестьян в правах с другими сословиями от 5 октября 1906 года, Указ о праве крестьян закреплять за собой их наделы, превращая в свою личную собственность, от 9 ноября 1906 года.
Глава правительства изложил
Основным предметом дебатов в Думе весной 1907 г. стал вопрос о принятии чрезвычайных мер против революционеров. Правительство, внося в Думу проект закона о применении чрезвычайных мер против революционеров, преследовало двоякую цель: скрыть свою инициативу ведения террора против революционеров за решением коллегиального органа власти и дискредитировать Думу в глазах населения.
Однако, к чести своей, Дума 17 мая 1907 г. проголосовала против «незаконных действий» полиции. Такое неповиновение не устраивало правительство. Аппаратом министерства внутренних дел был подготовлен втайне от Думы проект нового избирательного закона. Было придумано ложное обвинение.
В качестве предлога для роспуска Думы была использована политическая провокация об участии 55 депутатов в заговоре против царской семьи. 3 июня 1907 г. II Государственная дума была досрочно распущена, а некоторые члены социал-демократической фракции арестованы. В тот же день был издан новый закон, изменивший порядок выборов. Этот акт явился прямым нарушением Манифеста 17 октября, по которому ни один новый закон не мог быть принят без санкции Думы. События 3 июня получили название «третьеиюньского государственного переворота».
Одновременно с роспуском II Государственной думы было принято новое Положение о выборах. Общее количество избирателей сохранялось, однако крестьянское представительство сокращалось вдвое, значительно уменьшилось число депутатов от национальных окраин, а некоторые регионы были вообще лишены представительства. Акты 3 июня 1907 г. были грубым нарушением Манифеста 17 октября, но не совсем точно называть их государственным переворотом. Так или иначе, это не было реставрацией старых порядков: сохранились представительные учреждения, избирательные права не были отменены, допускались деятельность политических партий, оппозиционная печать, свобода слова.
Главным архитектором «третьеиюньской» политической системы являлся П.А. Столыпин, представитель старинного дворянского рода. Энергичный саратовский губернатор был замечен в апреле 1906 г. и получил портфель министра внутренних дел, а после разгона I Государственной думы в июле того же года стал председателем Совета министров.
1.5 III Государственная Дума
После разгона II Государственной думы в России установился политический режим, получивший название «третьеиюньской монархии». Дума была сохранена как видимость конституционного учреждения, но места в ней были перераспределены в пользу помещиков и крупной буржуазии. 3 июня был издан новый избирательный закон. Один голос помещика, дворянина приравнивался к четырем голосам буржуазии, 260 голосам крестьян, 543 голосам рабочих. Теперь помещики и буржуазия, составлявшие менее одного процента населения, получили более 2/3 мест в Думе.
Выборы, проведённые на основе нового избирательного закона, дали большинство в Думе “Союзу 17 октября”, консервативным политическим элементам. Крайне правые и левые получили незначительное число мест. Такой состав Думы позволил правительству в сотрудничестве с ней провести ряд важнейших преобразований.
III Государственная дума, самая «угодная» самодержавию, просуществовала весь положенный по закону срок. Ее председателем стал кадет Хомяков, а с 1910 г. - октябрист А.И. Гучков. В составе III Думы было 442 депутата: кадеты имели 104 места, октябристы - 154, правые партии - 140, социал-демократы - 19 мест. По всем важнейшим вопросам правительство ставило Думу перед свершившимся фактом.
За 5 лет Дума утвердила свыше 2 тысяч законодательных актов. В основном это были незначительные или текущие законы о сметах, жалованье разным чиновникам и т.п. Занималась Дума и важными вопросами, поставленными революцией 1905 - 1907 гг.: рабочим, национальным и особенно аграрным. Принимаемые ею законодательные акты отличались противоречивостью и непоследовательностью.
Наиболее существенным оставался аграрный вопрос. В аграрной комиссии третьей Думы, а затем в общем собрании долго обсуждался указ 9 ноября 1906 года, представлявший крестьянам право по их желанию закрепить свои участки общинной полевой земли в личную собственность. Дополнительный указ вызвал резкую критику слева и справа, с трудом был одобрен Государственной думой и Государственным советом. Только 14 июня 1910 года был издан закон «Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении», а 29 мая 1911 года было издано «Положение о землеустройстве», регулировавшее работу землеустроительных комиссий.
В
июне 1912 года издаются законы о социальном
страховании рабочих: при потере
трудоспособности от несчастных случаев
полностью пенсии оплачивали владельцы
предприятий, для выплаты пособий
по болезни учреждались «
Дума
по инициативе правительства принимала
законы о введении земского самоуправства
в южных и западных губерниях.
Однако эта деятельность натолкнулась
на оппозицию консервативного
В
июне 1912 года Государственная дума
и Государственный совет
Информация о работе Выборная система России в начале ХХ века