Выдающиеся деятели русской культуры. Н. С. Гумилев

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 22:04, реферат

Описание

Мир поэзии Н. Гумилева кардинально отличался от творчества его современников, ярко выделяясь на фоне жесткости и остроты социального реализма экзотичностью, романтизмом, мечтами о борьбе и подвигах, мыслями овеянными античными, средневековыми, восточными мотивами.

Содержание

Введение. Странник «Серебряного века»…………………………3
Жизненный и творческий путь
Юность…………………………………………………………...5
Первые пробы пера…………………………………………….6
Любовь…………………………………………………………...6
Творческий расцвет……………………………………………8
Творческая зрелость. Основные мотивы поэзии…………..9
Выводы. Путь конквистадора……………………………………..11
Список использованной литературы…………………………….14

Работа состоит из  1 файл

ИСТОРИЯ.doc

— 86.50 Кб (Скачать документ)

Санкт-Петербургский  институт внешнеэкономических связей, экономики и права 
 
 

Контрольная работа

Предмет: Отечественная история

Тема: Выдающиеся деятели русской культуры. Н. С. Гумилев

 
 
 
 
Выполнила: студентка I курса

Экономического  факультета

По направлению «Финансы и кредит»

Заочной формы обучения

(Филиала  в г. Луге)

Павлова Мария Алексеевна 

Поверил: Фортунатов В. В.

 
 
 
 

Луга

2010

Содержание

Введение. Странник «Серебряного века»…………………………3

Жизненный и творческий путь

     Юность…………………………………………………………...5

     Первые пробы пера…………………………………………….6

     Любовь…………………………………………………………...6

     Творческий  расцвет……………………………………………8

     Творческая  зрелость. Основные мотивы поэзии…………..9

Выводы. Путь конквистадора……………………………………..11

Список  использованной литературы…………………………….14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Странник  «Серебряного века»

 

  Конец XIX — начало XX в. представлял собой  переломную эпоху не  только  в социально-политической, но и  духовной жизни  России. Великие   потрясения, которые пережила страна  за сравнительно небольшой  исторический  период,  не могли не отразиться на ее культурном развитии.

 Поэты, музыканты, художники той поры были творцами искусства, поражающего напряженностью предчувствий надвигающихся социальных     катаклизмов. Они жили ощущением  неудовлетворенности "обыденной серостью" и жаждали открытий новых миров.

 Мир поэзии Н. Гумилева кардинально отличался  от творчества его современников, ярко выделяясь на фоне жесткости и  остроты социального реализма экзотичностью, романтизмом, мечтами о борьбе и  подвигах, мыслями овеянными античными, средневековыми, восточными мотивами.

 Гумилев не стал бы тем оригинальным русским поэтом, каким он стал, если бы не уходил в  своем творчестве от непосредственно  социальной и национальной традиции. В его поэзии практически нет военных и революционных стихов, а то немногое что пропитано духом мятежного времени выглядит бледным и невыразительным на фоне калейдоскопа ярких произведений наполненных мыслями о далеких странах, естественностью и символизмом.

 Но нельзя утверждать, что поэзия Гумилева была отрешена от событий и духа того времени. Ведь Николай Гумилёв – один из самых неоднозначных, сложных, противоречивых и загадочных русских поэтов. Чеканная простота его слога обманчива. Его поэзия, пожалуй, больше, чем чья бы то ни было в ХХ веке, требует от читателя умения читать между строк. Если этого умения нет, Гумилёв предстанет лишь в том образе, который о нём уже сложился: воин, поэт, герой, певец экзотического. Но стоит лишь вдуматься в феерию символов и образов, наполняющих его стихи, как мы тут же находим отклик на грандиозные события рубежа XIX–XX веков. Чтобы убедиться в этом, стоит рассмотреть любой кажущийся простым мотив поэзии Гумилева. Например, тема экзотики. Казалось бы, что может быть проще? Романтика, Муза Дальних Странствий, Африка, капитаны, корабли… 

 Я знаю весёлые  сказки таинственных стран

 Про чёрную деву, про страсть молодого вождя,

 Но ты слишком  долго вдыхала тяжёлый туман,

 Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя. 

 И как я  тебе расскажу про тропический сад,

 Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав…

 Ты плачешь? Послушай… далёко, на озере Чад

 Изысканный  бродит жираф.

 Казалось  бы, это чистой воды романтизм с  характерным двоемирием, противопоставлением  серого и скучного «здесь» и яркого, настоящего «там». Душа поэта находит в мечте об экзотике полноту жизни, свет, движение, которого не видят окружающие. Но если бы это была лишь мечта об экзотике, её не сопровождало бы такое пронзительное, щемящее чувство, которое наполняет все стихи Гумилёва на эту тему – и которое возникает у читателя, когда его вдруг заденут пронизанные юношеским романтизмом строки, и душу наполнит вдохновение, как морской ветер наполняет освещённый южным солнцем парус:

 И снова властвует  Багдад,

 И снова странствует  Синдбад,

 Вступает с демонами в ссору,

 И от египетской земли

 Опять уходят корабли

 В великолепную Бассору.

 О чём эта  мечта? Не просто побывать физически  в далёкой стране. Это мечта  открыть, узнать, проверить самого себя. Именно эта направленность на созерцание внутреннего «я» характерна для поэзии «серебренного» века. Обращение к человеку как к личности, как к части чего-то целого, поиск ответа на вопрос, «Потерян ли человеческий облик в безумном потоке исторических событий?» - это прямой отклик на взорвавшуюся революционную реальность.

 Кроме того, важной чертой «серебряного века» являлось усиление процесса интеграции России в европейскую и мировую культуру. Это стремление познать новое, далекое  и неведомое ярко отразилось в  творчестве поэта. Еще в пору обучения в Париже появляются в стихах Гумилева обращения к миру, который в самой жизни может мечту о необычном и неведомом напитать и удовлетворить, - сначала только литературные обращения. Это Восток и – больше всего – Африка. В последствии Гумилев становится путешественником, исследователем Африки.

  Сам Гумилев  называл свою поэзию музой  дальних странствий, поэт был  верен ей до конца своих  дней. Знаменитая баллада “Капитаны”  из принесшего Гумилеву широкую  известность сборника стихов  “Жемчуга” — это гимн людям,  бросающим вызов судьбе и стихиям. И здесь мы читаем между строк впечатления от происходящих в России событий.

 Несмотря  на то, что в поэзии Гумилева, на первый взгляд, было мало русского, внимательный читатель обязательно увидит безграничную, особенную любовь Гумилева к России. 

Франция, на лик  твой просветленный

Я еще, еще раз  обернусь,

И, как в омут погружусь бездонный,

В дикую мою, родную Русь.

 Чтобы в полной мере осознать, каким гениальным, поистине русским поэтом и мужественным, сильным, отважным человеком был Николай Гумилев обратимся к его биографии.

Жизненный и творческий путь

 
Мы  с тобою, Муза, быстроноги,

Любим ивы вдоль степной  дороги,

Мерный  скрип колёс и  вдалеке

Белый парус на большой  реке.

Этот  мир, такой святой и строгий,

Что нет места в  нём пустой тоске  

Николай Гумилёв 

«Открытие Америки»

 . 
 
 

     
 
 
 
 

 Юность

 Гумилев Николай  Степанович, родился в Кронштадте 3 (15) апреля 1886 года. Отец, Степан Яковлевич, служил корабельным врачом, был в кругосветных плаваниях, его рассказы о путешествиях не могли не возбудить в мальчике интереса к экзотическим странам, как, впрочем, и постоянная близость моря - и в Кронштадте, и в Царском Селе, куда семья переехала еще в младенческую пору будущего поэта, и в Петербурге. Характер отца, волевой и целеустремленный, отразился на жизненном поведении сына, отважного путешественника, храброго офицера и мастера стиха. От матери, Анны Ивановны, происходившей из старинной дворянской семьи (имение Слепнево Тверской губ.), поэт унаследовал страсть к чтению, а также выдержку, уравновешенность и, что, может быть, особенно важно, любовь к самой жизни, к ее внутренней гармонии. Глубоко религиозный, как и мать, Гумилев, согласно христианской вере, относился к жизни как к священному Божьему дару. Подобное мировосприятие впоследствии своеобразно и опосредованно выразилось в его литературных (акмеистических) убеждениях.

 В сознательной памяти поэта Царское Село, куда после отставки отца переехала семья  и где прошли почти все гимназические  и более поздние годы, сыграло  особенную и, возможно, решающую - душестроительную - роль. В этом "городе муз" (как называли Царское Село, где, по выражению Ахматовой, тогда тоже царскосельской гимназистки, "так много лир повешено на ветках") самый воздух был наэлектризован как бы живым, неисчезающим присутствием Пушкина. Подросток Гумилев не мог не впитывать неоскудевающие поэтические токи, пронизывающие атмосферу этого священного для русского сердца места; царскосельские парки неизменно напоминали, что по их дорожкам и озерным берегам бродил столетие назад его "ровесник" - лицеист Пушкин. Гумилев на всю жизнь сохранил уважительно-трепетное отношение к культуре, ее традициям. Когда в революционную пору воцарилось модное ниспровержение кумиров "с парохода современности", он противопоставил модернистскому нигилизму свой акмеизм как оплот общечеловеческой культуры. 

 Первые  пробы пера

 Наряду с  Царским Селом (где произошла  и встреча с гимназисткой Аней Горенко - будущей Ахматовой) значительной вехой в жизни Гумилева стал и  Тифлис (Тбилиси). Кавказская яркая  природа и своеобразный восточный быт произвели на его душу неизгладимое впечатление. Кавказ с его декоративной экзотикой как бы затмил на время и плоский о. Котлин с крепостью Кронштадт посреди Маркизовой Лужи, и "игрушечный городок" Пушкин, как называла его Ахматова, и даже блистательный Петербург, оставшийся в памяти бесконечно унылой Лиговской улицей, по которой он ежедневно, с ранцем на спине и с тоскою в сердце, направлялся в гимназию. Кавказ стал не только утолением жажды по необычному, он резко подтолкнул все душевное развитие гимназиста-поэта, впервые насытив его неумелое и подражательное в те годы поэтическое слово интенсивностью цвета и той орнаментальностью и ориенталистикой, что всегда, как известно, неотрывны от романтизма мироощущения. Учась в тифлисской гимназии, Гумилев написал немало стихов. Первая публикация Гумилева появилась в газете "Тифлисский листок" 8 сент. 1902 - стихотворение "Я в лес бежал из городов:".

 В 1903 семья  вернулась в Царское Село. Гумилев  поступил в VII класс Николаевской Царскосельской гимназии - той самой, где еще директорствовал поэт И. Анненский, кумир и Гумилева, и особенно Ахматовой. Впоследствии Гумилев в сборнике "Колчан" (1916) поместил стихотворение "Памяти Анненского", а в 1905 он подарил Анненскому книгу "Путь конквистадоров".

 "Путь конквистадоров" - наивная и ученическая книжка, которую впоследствии поэт старался "забыть": так, напр., четвертую  по счету книгу "Чужое небо" (1912) он назвал третьей, тем самым решительно вычеркнув из собственной литературной биографии свой формальный дебют. Хотя именно в его первых сборниках проявилось самое главное начало, характеризующее романтизм Гумилева – начало действенности, активности, воли. Оно уже никогда больше, по-разному проявляясь, не уйдет из его поэзии.

 Любовь

 С Аней Горенко (своей будущей женой и, вероятно, величайшей поэтессой России Анной Ахматовой) Гумилев познакомился в конце 1903 года (23 или 24 декабря), когда ему было 17, а ей 14 лет. Как известно, оба они тогда учились в Царскосельской гимназии. Начало их отношений — обычная гимназическая влюбленность в духе декадентских романов, которыми зачитывались тогдашние молодые люди. Влюбленность, разумеется, трагическая, неразделенная, сопровождаемая эффектными безумствами вроде похищения цветов с императорской клумбы в день рождения возлюбленной и неудачных покушений на самоубийство. Однако, наверное, только сама Ахматова впоследствии понимала, насколько важной и даже определяющей оказалась эта поистине «роковая» страсть для будущего поэта.

 В этой истории  нет свидетелей, все соучастники. Всех мемуаристов легко поделить на два противоположных лагеря: «гумилевцев» и «ахматовцев». В зависимости от этой ориентации кто-то один из двух впоследствии великих поэтов оказывается «виновным» в том, что их любовь и брак оказались мучительным Роком.

 На первый взгляд, — идеальная пара, и человеческая дружба и глубокое уважение, связывавшие  этих людей на протяжении всей жизни, тому подтверждение. Мужественнейший  из мужчин и воплощенная женственность.

 Однако нельзя забывать об особенностях как личностей обоих поэтов и их круга, так и эпохи, в которую они жили. А эпоха эта, «серебряный век», представляла собой огромный театр, где каждый выбирает свою собственную роль в мировом спектакле. Изначальная и неизменная роль Гумилева — конквистадор, покоритель и рыцарь-романтик; амплуа Ахматовой (тогда еще Горенко) — непокоримая, роковая «женщина-змея», ускользающая из любых рук и оставляющая незаживаемые раны от укусов. Ее роль в вечной битве между мужчиной и женщиной беспроигрышна, хотя не менее трагична, он — обречен, причем оба, в принципе, отдают себе отчет в происходящем. Но… «сильных влечет бездна».

Информация о работе Выдающиеся деятели русской культуры. Н. С. Гумилев