Выставка в манеже

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 18:34, реферат

Описание

1 декабря 1962 года в московском Манеже должна была открыться выставка, посвященная 30-летию Московского отделения Союза художников СССР (МОСХ). Часть работ выставки была представлена экспозицией "Новая реальность" – движением художников, организованным в конце 1940-х годов живописцем Элием Белютиным, продолжающим традиции русского авангарда начала XX века. Белютин учился у Аристарха Лентулова, Павла Кузнецова и Льва Бруни.

Работа состоит из  1 файл

выставка в Манеже 1962.docx

— 43.41 Кб (Скачать документ)

-Что это? Почему нет одного  глаза? Это же морфинистка какая-то! с каждым словом его голос  становился визгливее. 

 Начав с портрета девушки  А. Россаля, Хрущев стремительно направился к большой композиции Л. Грибкова "1917 год".

-Что это такое? спросил Хрущев.

 Чей-то голос сказал:

-1917 год. 

-Что это за безобразие, что  за уроды? Где автор?

 

В опустевший зал, где я остался  стоять, неожиданно вошли два члена  Политбюро, Полянский и Кириленко. Полянский направился ко мне и  сказал:

-Не расстраивайтесь, товарищ  Белютин, все не так плохо, как вам, наверное, кажется.

-Да я так не думаю, сказал  я. 

-Я хочу, сказал этот молодой  (ему только что исполнилось  45 лет) государственный деятель,  вам сказать от лица Идеологической  комиссии, что 60 - 70 работ ваших  и ваших товарищей, если вы  этого захотите, будут помещены  в нижних залах. 

 В этот момент вошли мои  ученики. Студийцы окружили нас,  и началась удивительно свободная  беседа. Но вдруг издалека раздался  истерический крик Хрущева. Его  голос был визгливым и оглушающе  пронзительным: 

-Запретить! Все запретить! Прекратить  это безобразие! Я приказываю! Я  говорю!

 Лица коллег Хрущева вытянулись. Наверное, за годы его правления  они привыкли ко многому, но  это уже было чересчур.

-И проследить за всем! И на  радио, и на телевидении, и  в печати поклонников этого  выкорчевать! 

 

 

Последствия

 

 В тот же день, после посещения  выставки Хрущевым, более 200 работ  художников, участников студии "Новая  реальность", были арестованы  и конфискованы.

 

 Особенное негодование у  Хрущёва вызвало творчество художников  Ю. Соостера, В. Янкилевского и Б. Жутовского. Хрущёв потребовал запрета деятельности экспонентов:

 

"Очень общо и непонятно. Вот что, Белютин, я вам говорю как Председатель Совета Министров: все это не нужно советскому народу. Понимаете, это я вам говорю! Запретить! Все запретить! Прекратить это безобразие! Я приказываю! Я говорю! И проследить за всем! И на радио, и на телевидении, и в печати всех поклонников этого выкорчевать!"

 

 В результате событий на  выставке на следующий день  в газете "Правда" был опубликован  разгромный доклад, который послужил  началом кампании против формализма  и абстракционизма в СССР. Хрущев  потребовал исключить из Союза  художников и из партии всех  участников выставки, но оказалось,  что ни в КПСС, ни в Союзе  художников, из участников выставки  практически никто не состоял.  Уже через две недели на  встрече руководства СССР с  интеллигенцией Хрущев докладывал: Художников учили на народные  деньги, они едят народный хлеб  и должны работать для народа, а для кого они работают, если  народ их не понимает?

 

21 декабря 1962 г. Э. Неизвестный  обратился к Н. Хрущеву с  письмом, в котором он писал: "Дорогой Никита Сергеевич,  я благодарю Вас за отеческую  критику. Она помогла мне. Да, действительно, пора кончать с  чисто формальными поисками, и  перейти к работе над содержательными  монументальными произведениями, стараясь  их делать так, чтобы они  были поняты и любимы народом.  Сегодня товарищ Лебедев передал  мне Ваши добрые слова. Никита  Сергеевич, я боюсь показаться  нескромным, но я преклоняюсь перед Вашей человечностью и мне много хочется писать Вам самых теплых и нежных слов. Но что мои слова; дело — в делах. Никита Сергеевич, клянусь Вам и в Вашем лице партии, что буду трудиться не покладая рук, чтобы внести свой посильный вклад в общее дело на благо народа. С глубоким уважением Э. Неизвестный". На письме имеется помета, что его читал Н. Хрущев и оно было разослано членам Президиума ЦК КПССС.

 

 

КАК СЛОЖИЛИСЬ СУДЬБЫ ХУДОЖНИКОВ ПОСЛЕ  РАЗГРОМА

 

Элий Белютин, руководитель студии, после выставки построил свою мастерскую на дачном участке в Абрамцеве. В 60 - 70-х годах участвовал в выставках во Франции, Италии, Германии, США, Бельгии, Великобритании. В середине февраля 2012-го ему вернули его арестованную на той выставке картину «Не рыдай надо мной, мама», а 27 февраля он скончался в Москве на 87-м году жизни.

 

Борис Жутовский живет и работает в Москве. Начиная с 1964 г. его картины участвовали в выставках в самых разных странах мира, в том числе и в США. Вступил в Союз художников СССР (СХ) в 1969 году.

 

Эрнст Неизвестный, член СХ с 1955 года, до 1976 г. занимался художественной деятельностью  в СССР, потом эмигрировал. Живет  и работает в США, бывает в Москве.

 

Леонид Рабичев, член СХ с 1960 года и Союза писателей Москвы с 1993-го. Занимается книжной графикой, участвует в выставках, пишет стихи.

 

Владимир Янкилевский после выставки работал в книжных издательствах Москвы как художник-дизайнер. С 1975 года провел более 40 персональных и свыше 170 групповых выставок по всей планете. Живет и работает в Нью-Йорке, Москве и Париже.

 

На урановые рудники и лесозаготовки  никто после выставки не попал.

 

Хрущев и Эрнст Неизвестный

 

Отдельная дискуссия у Хрущева  случилась со скульптором Неизвестным.

 

Хрущев - Неизвестному:

 

- Вы интересный человек, вы  на меня производите впечатление  раздвоенного характера творческого:  у вас и черт есть, и где-то  есть и ангел. Вот сейчас  идет борьба, кто из них победит.  Я бы хотел, чтобы ангел победил.

 

- Вы хотите прикрыться именами  крупных ученых. Я расскажу анекдот  народный на эту тему. Вы физиолога  Павлова знаете? Так вот рассказывают  такой анекдот: идет он однажды  по Невскому, проходит перед Казанским собором, снял шляпу и начал класть поклоны и крестить себя. А в это время улицу подметал дворник. Он оперся на метлу и говорит: советская власть, а сколько еще темных людей.

 

Потом Неизвестный вспоминал полемику в Манеже так:

 

- Интереснее всего то, что, когда  я говорил честно, прямо, открыто  и то, что я думаю, - я его  загонял в тупик. Но стоило  мне начать хоть чуть-чуть лицемерить, он это тотчас чувствовал и  сразу брал верх. Я сказал: «Никита  Сергеевич, вы меня ругаете  как коммунист, вместе с тем  есть же коммунисты, которые и  поддерживают мое творчество, например, Пикассо, Ренато Гуттузо»... Он хитро прищурился и сказал: «А вас лично это волнует, что они коммунисты?» И я соврал: «Да!»... Словно почувствовав все это, он продолжал: «Ах, вас это волнует! Тогда все ясно, пусть вас это не волнует, мне ваши работы не нравятся, а я в мире коммунист номер один!»

 

Кстати, именно Неизвестный сделал памятник на могилу Хрущева. И взялся за него даже после того, как ему  пообещали лишить его не только выгодных заказов, но и выдвижения на Государственную  премию.


Информация о работе Выставка в манеже