Взаимоотношения СССР с социалистическими странами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 14:08, реферат

Описание

Во второй половине 60-х гг. по ряду позиций – острая конфронтация с Западом, прежде всего в связи с войной во Вьетнаме. Северный Вьетнам поддерживал коммунистическое партизанское движение в Южном Вьетнаме. С 1964 г. США начали широко посылать свои войска для подавления партизан и начали бомбардировки Северного Вьетнама. Фактически это было противостояние СССР и США. Военная помощь СССР Вьетнаму позволяло ему выдержать штурм США.
Внешнеполитический курс государства является логическим продолжением его внутренней политики. Противоречие и сложность социально-экономического развития неизбежно отражаются на выборе международных приоритетов, международном положении внешнеполитической линии.

Содержание

Введение 2
1. Политика «разрядки» международной напряженности. 4
2. Взаимоотношения СССР с социалистическими странами. 5
2.1. Чехословакия и Китай 5
2.3. Комплексная программа социалистической экономической интеграции 6
2.4. Конфликты и напряженные отношения СССР 7
3. Международный кризис конца 70-х годов. 8
4. Тупики «доктрины Брежнева». 12
Заключение 15
Список литературы 17

Работа состоит из  1 файл

история 2.docx

— 48.75 Кб (Скачать документ)

 

Оглавление

Введение 2

1. Политика  «разрядки» международной напряженности. 4

2. Взаимоотношения  СССР с социалистическими странами. 5

2.1. Чехословакия  и Китай 5

2.3. Комплексная  программа социалистической экономической  интеграции 6

2.4. Конфликты  и напряженные отношения СССР 7

3. Международный  кризис конца 70-х годов. 8

4. Тупики  «доктрины Брежнева». 12

Заключение 15

Список литературы 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Три этапа внешней политики:

    • вторая половина 60-х гг. – определенное обострение конфронтации, прежде всего в связи с войной во Вьетнаме
    • первая половина 70-х гг. – разрядка
    • вторая половина 70-х и особенно начало 80-х гг. – новое обострение отношений с Западом.

Во второй половине 60-х  гг. по ряду позиций – острая конфронтация с Западом, прежде всего в связи  с войной во Вьетнаме. Северный Вьетнам  поддерживал коммунистическое партизанское движение в Южном Вьетнаме. С 1964 г. США начали широко посылать свои войска для подавления партизан и начали бомбардировки Северного Вьетнама. Фактически это было противостояние СССР и США. Военная помощь СССР Вьетнаму позволяло ему выдержать штурм  США.

Внешнеполитический курс государства является логическим продолжением его внутренней политики. Противоречие и сложность социально-экономического развития неизбежно отражаются на выборе международных приоритетов, международном  положении внешнеполитической линии.

Внешняя политика Советского государства базировалась на концептуально неизменных установках. Во-первых, считалось, что современная эпоха – это эпоха перехода человека от социализма к капитализму. Международная обстановка характеризовалась как благоприятная для укрепления стран социалистического содружества и последовательного увядания капиталистических держав. Во-вторых, вся внешнеполитическая деятельность СССР рассматривалась ка бескомпромиссная борьба за сохранение и укрепление всеобщего мира, предотвращение империалистической агрессии со стороны США и других стран НАТО.

Во введении необходимо отметить, что термин “холодная война”, который  наиболее ярко характеризует внешнюю  политику данного периода, был введен в обращение Черчиллем в ходе его выступления в Фултоне (США) 5 марта 1946 года. Уже не являясь лидером  своей страны, Черчиль оставался одним из самых влиятельных политиков мира. В своей речи он констатировал,

 

 что Европа оказалась  разделенной “железным занавесом”, и призвал западную цивилизацию  объявить войну “коммунизму”.

На самом деле война  двух систем, двух идеологий не прекращалась с 1917 года, однако, оформилась как вполне осознанное противостояние именно после  Второй Мировой войны. Почему же Вторая Мировая война, по существу, стала  колыбелью войны холодной? На первый взгляд, это кажется странным, но если обратиться к истории Второй Мировой войны, то многие вещи прояснятся.

“Холодная война” возникла вскоре после окончания Второй Мировой войны, когда союзники принялись подводить ее итоги. Что же они увидели?

Во-первых, пол-Европы оказалось в советской зоне влияния, и там лихорадочно возникали просоветские режимы.

Во-вторых, возникла мощная волна освободительного движения в  колониях против метрополий.

В-третьих, мир быстро поляризовался  и превращался в двухполюсной.

В-четвертых, на мировой арене  сформировались две сверхдержавы, военно-экономическая  мощь которых давала им существенное превосходство над другими.

Плюс ко всему, интересы стран  Запада в различных точках земного  шара начинают наталкиваться на интересы СССР. Вот это новое состояние  мира, образовавшееся после Второй Мировой войны, быстрее других и  осознал Черчиль, провозгласив “холодную войну”.

Актуальность работы такова, что после смерти Сталина, изменения  произошли и в области внешней  политики. Стали меняться сами её основы. Выявились и разные точки зрения на перспективы внешнеполитического  курса среди высших руководителей страны.

Цель работы – рассмотреть  внешнюю политику СССР 1965-1985 гг.

 

 

 

1. Политика «разрядки» международной  напряженности.

На рубеже 60-70-х годов  значительно активизировалась деятельность СССР на международной арене. В условиях наращивания в мире ядерного потенциала руководство страны прилагало усилия для ослабления международной напряженности. В1969 г. Генеральная Ассамблея ООН  одобрила предложенный Советским Союзом проект договора о нераспространении  ядерного оружия. Договор запрещал передачу ядерного оружия государствам, не владеющим им, или военным блокам. В марте1970 г. договор вступил в  силу. Происходили позитивные сдвиги в отношениях СССР с развитыми  капиталистическими государствами. В1966 г. в ходе визита в СССР президента Франции де Голля состоялось подписание советско-французской декларации. Были заключены соглашения о сотрудничестве в сфере экономики, в области  изучения и освоения космического пространства в мирных целях. Нормализовались  отношения между Советским Союзом и ФРГ. Расширились торговые связи  с Италией.

Важной формой экономических  связей со странами Запада являлась внешняя  торговля. Получило развитие заключение договоров на компенсационной основе. Долгосрочные контракты о сотрудничестве в строительстве промышленных объектов на территории СССР были подписаны с Великобританией. Советско-японское соглашение предусматривало участие Японии в разработке Южно-Якутского угольного бассейна. По многим направлениям осуществлялись контакты с США. Заключение в1972 г. между СССР и США соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1) явилось началом политики «разрядки» международной напряженности. Кульминацией процесса «разрядки» стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, проходившее в1975г. в Хельсинки. Прибывшие на Совещание главы 33 государств Европы, США и Канады подписали Декларацию принципов взаимоотношений и сотрудничества стран. В документе шла речь о необходимости соблюдать в межгосударственных отношениях принципы суверенного равенства, невмешательства во внутренние дела друг друга, мирного урегулирования споров, уважения прав человека. Признавалась нерушимость сложившихся после второй мировой войны границ европейских государств.

 

 

Процесс «разрядки» оказался недолговременным. Очень скоро началась Новая фаза гонки вооружений в ведущих странах мира. В связи с этим в 1978 и 1982 гг. состоялись специальные сессии Генеральной Ассамблеи ООН по разоружению. Некоторые предложения советских представителей в ООН были учтены при составлении итоговых документов, касающихся ограничения гонки вооружений. Однако принципиальные различия в подходе к решению проблемы со стороны стран Востока и Запада (в вопросах этапов разоружения, контроля за ним и др.) не позволили им достичь договоренности.

2. Взаимоотношения СССР с социалистическими  странами.

2.1. Чехословакия  и Китай

Характерной особенностью внешней  политики советского режима было стремление подавить демократические преобразования в странах Восточной Европы, не останавливаясь перед насилием. Наиболее ярко это проявилось в событиях в  Чехословакии в 1968 г. Опасаясь, что "Пражская весна" – демократическая революция  в Чехословакии станет детонатором  аналогичных перемен в других странах соцлагеря, советская верхушка приняла решение об интервенции, которая и началась 21 августа 1968 г.

Острой проблемой внешней  политики советского режима были отношения  с Китаем. Дело дошло до вооруженных  конфликтов на границе, наиболее крупный  — конфликт на о. Даманский в 1969 г.

Даманский – остров на р. Уссури близ погранзаставы Нижне-Михайловка, где 2 и 15 марта 1969 года произошёл советско-китайский вооруженный конфликт. Истоки конфликта в несовершенстве условий Пекинского (1860) договора, по которому граница между Россией и Китаем, проходящая по р. Амур и р. Уссури определялась по берегам рек.  Ни водное пространство, ни острова не были официально разграничены; фактически охраняемая линия границы сложилась исторически и на ряде участков оспаривалась Китаем. О-в Даманский Китай считал своим, поскольку он находится по его сторону от фарватера реки.

 Обострение политических  отношений между СССР и КНР  в 60-е годы XX в. сопровождалось  многочисленными провокациями со  стороны китайских пограничников,  военных и гражданских лиц.  Очередная провокация привела  к конфликту: 2 марта 1969 г. китайскими

 

пограничниками были в  упор расстреляны начальник погранзаставы  Нижне-Михайловка ст. лейтенант Стрельников  и семь советских пограничников. В развернувшемся бою за остров Даманский погибли 32 советских пограничника, но китайцам закрепиться на острове не удалось. 15 марта китайской стороной была предпринята новая попытка захватить о-в Даманский, которая также была отбита. В сражении с обеих сторон принимали участие не только пограничные, но и регулярные войска, задействованы артиллерия, танки, ракетные установки.

 В сентябре 1969 г. на  переговоры между А.Н. Косыгиным  и Чжоу Эньлаем была достигнута  договоренность о сохранении  существующего положения советско-китайской  границы, в том числе и в  районе о-ва Даманский.

2.3. Комплексная программа социалистической экономической интеграции

Руководство страны во главе  с Л.И. Брежневым уделяло первостепенное внимание взаимоотношениям с социалистическими  странами. Увеличился объем взаимного  товарооборота с государствами  СЭВ. На их долю приходилось свыше 50% общего торгового оборота. В структуре  советского экспорта основное место  занимали топливо и электроэнергия, руды и металлы. Главными предметами ввоза являлись машины, оборудование и транспортные средства. Происходил своеобразный «обмен» топливно-энергетических ресурсов на промышленные товары. Изменение  цен на нефть и энергоресурсы  на мировом рынке вызывало осложнения в процессе взаимных отношений.

В1971 г. была принята Комплексная  программа социалистической экономической  интеграции. Она включала международное  разделение труда, сближение экономик государств СЭВ, расширение товарооборота  между соцстранами. В соответствии с планом международного разделения труда в Венгрии развивались  автобус строение и выпуск автомобильных деталей, в ГДР — судостроение и текстильное машиностроение.

В рамках СЭВ действовало  несколько десятков межгосударственных учреждений, призванных способствовать экономической интеграции соцстран. Расширялись масштабы работ по совместному  освоению

природных ресурсов и сооружению промышленных предприятий на территории стран — членов СЭВ. В целях  концентрации средств для совместного строительства был организован Международный инвестиционный банк (МИБ). При техническом содействии СССР возводились атомные электростанции в Болгарии и ГДР, реконструировался

Дунайский металлургический комбинат в Венгрии, строился завод  по производству каучука в Румынии.

2.4. Конфликты и напряженные отношения СССР

Программа  КПСС, принятая в 1961 г., провозгласила принцип мирного сосуществования государств с различными социальным строем, генеральным принципом внешней политики Советского государства. Однако само по мирное сосуществование рассматривалось как специфическая форма классовой борьбы на международной арене.  Политика противоборства двух систем продолжалась.

С одной стороны участились контакты между лидерами СССР и западных стран, состоялось несколько встреч в верхах, активно обсуждались  проблемы разоружения. Был заключен ряд соглашений, значительно улучшивший международную обстановку. В 1963 г. СССР, США и Англия  заключили договор  о запрещении ядерных испытаний  в атмосфере, космическом пространстве и под водой. Это решение резко  уменьшило опасность радиоактивного заражения планеты. В 1967  году был подписан договор, запрещающий выводить все виды оружия массового уничтожения в космос, в 1968 договор о нераспространении ядерного оружия. Эти договоры снизили опасность возникновения ядерной войны, хотя гонка вооружений продолжалась. Так США увеличили число своих стратегических ракет неземного базирования с 1962 г. по1967 г. С 294 до 1054.

Диктат со стороны СССР, навязывание союзникам по ОВД  советской модели развития вызывали растущее недовольство в странах  Восточной Европы. Экономическая  интеграция оказывала деформирующее  воздействие на структуру их экономик, тормозила действие рыночного механизма  хозяйствования.

Политика «ограниченного суверенитета», проводимая советским  руководством по отношению к социалистическим государствам, была

 

названа на Западе «доктриной Брежнева». Одним из проявлений этой «доктрины» было вмешательство СССР во внутренние дела Чехословакии. В1968 г. чехословацкие руководители предприняли  попытку «обновления социализма»  путем демократизации общества, внедрения  рыночных начал в экономику, переориентации внешней политики на страны Запада. Деятельность лидеров ЧССР была расценена  как «контрреволюция». В августе1968 г. в Чехословакию были введены войска СССР, Болгарии, Венгрии, ГДР и Польши. Ввод войск стран – участниц ОДВ в Чехословакию вызвал резкое осуждение со стороны Югославии, Албании, других государств. Новые руководители Чехословакии обязались не допускать впредь «проявлений анти социализма».

Оставались напряженными отношения СССР с Китайской Народной Республикой. Весной1969 г. произошло  вооруженное столкновение между  советскими и китайскими воинскими  частями в районе пограничной  реки Уссури. Конфликт разгорелся из-за острова Даманский, территориальная принадлежность которого не была четко определена. Инцидент едва не перерос в советско-китайскую войну. После событий на острове Даманский были приняты меры по укреплению границы с Китаем. Здесь создавались новые военные округа. Была увеличена численность советских войск в Монголии. Это привело к усилению напряженности в отношениях СССР и КНР. В конце 70-х годов в Китае началось проведение экономических реформы, основанной на принципах нэпа. Ее результаты были расценены советскими руководителями как реставрация капитализма.

Информация о работе Взаимоотношения СССР с социалистическими странами