Взаимоотношения СССР с социалистическими странами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 14:08, реферат

Описание

Во второй половине 60-х гг. по ряду позиций – острая конфронтация с Западом, прежде всего в связи с войной во Вьетнаме. Северный Вьетнам поддерживал коммунистическое партизанское движение в Южном Вьетнаме. С 1964 г. США начали широко посылать свои войска для подавления партизан и начали бомбардировки Северного Вьетнама. Фактически это было противостояние СССР и США. Военная помощь СССР Вьетнаму позволяло ему выдержать штурм США.
Внешнеполитический курс государства является логическим продолжением его внутренней политики. Противоречие и сложность социально-экономического развития неизбежно отражаются на выборе международных приоритетов, международном положении внешнеполитической линии.

Содержание

Введение 2
1. Политика «разрядки» международной напряженности. 4
2. Взаимоотношения СССР с социалистическими странами. 5
2.1. Чехословакия и Китай 5
2.3. Комплексная программа социалистической экономической интеграции 6
2.4. Конфликты и напряженные отношения СССР 7
3. Международный кризис конца 70-х годов. 8
4. Тупики «доктрины Брежнева». 12
Заключение 15
Список литературы 17

Работа состоит из  1 файл

история 2.docx

— 48.75 Кб (Скачать документ)

В конце 70-х — начале 80-х  годов возросли противоречия в отношениях СССР с его союзниками по Организации  Варшавского Договора. В государствах Восточной Европы усилилось стремление освободиться от опеки со стороны  СССР, добиться самостоятельности в  проведении внутренней и внешней  политики.

3. Международный кризис конца 70-х  годов.

К концу 70-х годов Советский  Союз был связан дипломатическими отношениями  более чем со 130 государствами. Почти  половину из них составляли развивающиеся  страны. Советский Союз оказывал им значительную экономическую и научно-техническую  помощь, предоставлял

 

льготные кредиты, участвовали  в подготовке квалицированных кадров для народного хозяйства. При финансовой и технической поддержке со стороны СССР сооружались промышленные и сельскохозяйственные объекты в государствах Юго-Восточной Азии и Африки.

На развитие взаимоотношений  СССР и стран мира на рубеже 70-80-х  годов оказала негативное влияние  советская политика в Афганистане. В1978 г. к власти в Афганистане  в результате военного переворота пришла народно-демократическая партия. Руководство  НДПА обратилось к советскому правительству  с просьбой об оказании военной помощи революционному движению. Часть партийно-государственных  лидеров СССР считала возможным  оказание Афганистану лишь политической поддержки. Большинство парт госаппарата и часть руководителей военного ведомства, опираясь на принцип пролетарского интернационализма, настаивали на оказании помощи и политическими, и военными средствами. В декабре1979 г. в Афганистан были направлены советские войска. Мировая общественность резко отрицательно расценила действия СССР в Афганистане. Чрезвычайная сессия Генеральной Ассамблеи ООН заявила о нарушении Советским Союзом суверенитета государств «третьего мира

Участие Советского Союза  в афганской войне повлекло за собой падение его авторитета на международной арене. Сократились  его контакты со странами Запада и  США. Одним из показателей этого  стал отказ Сената США ратифицировать подписанный с Советским Союзом договор о дальнейшем ограничении  гонки ядерных вооружений (ОСВ-2).

Обострение международной  обстановки и падение авторитета СССР на мировой арене находились в тесной взаимосвязи с нарастанием  общего кризиса административно-командной  системы.

В ноябре1982 г. (после кончины  Л.И. Брежнева) Ю.В. Андропов стал Генеральным  секретарем ЦК партии. До этого назначения Ю.В. Андропов в течение полутора десятилетий возглавлял Комитет  государственной безопасности при  Совмине СССР. Как и при Л.И. Брежневе, советские войска продолжали участвовать в «необъявленной войне» в Афганистане.

Советское руководство в области  международных отношений и внешней  политики последовательно придерживалось решения трех важнейших задач.

1. Устранение угрозы распада  социалистического лагеря и его  тесное сплочение в политическом, экономическом и военном отношении.

Сущность «доктрины Брежнева» (так  ее назвали на Западе) об ограниченном суверенитете заключалась в том, что в случае возникновения опасности  для социализма со стороны империалистических сил все социалистическое содружество  должно выступить единым фронтом  и оказать слабому социалистическому  звену (т. е. конкретной стране) братскую помощь, в том числе и военную. Эта доктрина была использована в  период кризиса в Чехословакии, когда  войска Организации Варшавского  договора (ОВД) в августе 1968 г. вошли  на ее территорию, подавили антисоциалистические выступления и приостановили  демократические преобразования.

В конце 1960-х гг. отношения с Китаем стали напряженными, что привело  к пограничным конфликтам. Наиболее серьезное военное столкновение произошло в марте 1969 г. на острове  Даманский на Дальнем Востоке, где наши потери составили более 150 человек. Все это заставило СССР держать крупные вооруженные формирования около советско-китайской границы.

2. Поддержка коммунистических, национально-освободительных  и просоветских движений и  режимов. Брежневское руководство  пыталось продолжить линию на  объединение международного коммунистического  движения. В Москве прошли совещания  коммунистических и рабочих партий (1965 г., 1969 г.), цель которых заключалась  в выработке единой стратегии  классовой борьбы против мира  капитала.

СССР стремился расширить свое геополитическое влияние за счет стран «третьего мира». Оказывалась  политическая поддержка, военная и  экономическая помощь странам Азии и Африки (Ливии, Сирии, Ираку, Эфиопии, Анголе, Мозамбику, Южному Йемену и  др.).

Как и международное коммунистическое движение, эти действия окажутся впоследствии иллюзией.

3. Нормализация отношений между  Востоком и Западом, получившая  название «разрядка международной  напряженности».

В значительной степени это базировалось на военном паритете СССР – США, ОВД – НАТО и осознании мировыми политиками невозможности победы в  атомной войне.

В начале 1970-х гг. советское руководство выдвинуло программу мира. Основными дипломатическими компонентами «разрядки» были:

– подписанные в 1970 г. договоры между  СССР и ФРГ о нормализации отношений;

– заключение в 1971 г. четырехстороннего  соглашения по Западному Берлину, согласно которому подтверждалась необоснованность территориальных и политических претензий ФРГ на Западный Берлин;

– улучшение взаимоотношений между  СССР и США. В 1968 г. был подписан договор  о нераспространении ядерного оружия, к которому присоединились большинство государств. СССР и США заключили договор об ограничении систем противоракетной обороны (в 1972 г.), а также два соглашения об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1 в 1972 г. и ОСВ-2 в 1979 г.);

– успешное проведение в 1972–1975 гг. многоэтапного  Европейского совещания по безопасности и сотрудничеству, завершившегося 1 августа 1975 г. подписанием в столице  Финляндии Хельсинки Заключительного  акта руководителями 33 государств Европы, а также США и Канады. В нем  были зафиксированы принципы равноправия, нерушимости границ, невмешательства  во внутренние дела, приоритета прав человека, свободы информации и передвижения.

В конце 1970-х – начале 1980-х гг. разрядка сменилась новым обострением  международных отношений и конфронтацией. Это объяснялось сохранением  противоборства между Востоком и  Западом и гонкой вооружений, вводом в декабре 1979 г. советских войск  в Афганистан, размещением в Европе нового поколения советских и  американских ракет среднего радиуса  действия, выдвижением США стратегической оборонной инициативы (СОИ, или программы  «звездных войн»). Повлиял на это  и инцидент, который произошел  в районе Сахалина, где в ночь с 31 августа на 1 сентября 1983 г. был  сбит южнокорейский пассажирский самолет, нарушивший воздушное пространство СССР. Президент США Р. Рейган объявил нашу страну «империей зла», и противостояние резко усилилось. Таковы были реалии продолжавшейся «холодной войны».

4. Тупики «доктрины Брежнева».

В 1964 — 1982 гг. советская внешняя  политика пользовалась неоспоримым  приоритетом перед политикой  внутренней. После кубинского ракетного  кризиса, показавшего взаимную уязвимость двух противоположных блоков, хрупкость  мира на Земле, вопрос его сохранения становится серьезным политическим мотивом для нового советского руководства. Выход за традиционные цели и рамки  советской дипломатии произошел  не сразу. После отставки Н. С. Хрущева  консервативные силы в руководстве  страны попытались объявить внешнеполитические установки ХХ съезда, и прежде всего  концепцию мирного сосуществования, ревизионизмом, отходом от марксизма- ленинизма, уступками пацифизму. В  результате СССР перешел к более  жесткой внешней политике. Отсюда упор на военную мощь, на достижение военного паритета с Западом.

В эти годы окончательно оформляется  политика «ограниченного суверенитета», плотной опеки, патернализма в отношении  социалистических стран, которая на Западе получила. название «доктрина Брежнева». Для ее осуществления СССР был вынужден неоднократно при6егать к силе или угрозе применения силы.

В 1968 г. в одной из стран социалистического лагеря — ЧССР началась «пражская война» — попытка демократического обновления социализма, придания ему «человеческого лица». Движущей силой реформаторских настроений в ЧССР был сам парт аппарат. На январском Пленуме ЦК КПЧ были приняты решения об экономических реформах, о демократизации общества. Консервативно настроенный А. Новотный был освобожден с поста первого секретаря ЦК КПЧ и на его место выбран А. Дубчек. Реформаторы рассчитывали в рамках существующей системы значительно повысить самостоятельность предприятий, ввести полный хозрасчет и самоокупаемость. Курс на демократизацию общественно-политической жизни в стране привел к возрождению Социал-демократической партии, которая активизировала свою деятельность в противовес Коммунистической партии Чехословакии (КПЧ). В стране было образовано она много политических клубов, которые требовали изъять из Конституции ЧССР положения о руководящей роли КПЧ и ликвидации органов госбезопасности. К лету в стране разразился общественно-политический кризис. Средства массовой информации вышли из под контроля КПЧ, сама КПЧ теряла свой авторитет в стране. Предполагаемые выборы в Национальное собрание могли лишить ее монополии на власть. КПЧ часто механически копировала политику и практику, проводимую КПСС в СССР, не учитывая национальной специфики и собственных интересов. Поэтому критика в адрес КПЧ сопровождалась часто критикой и в адрес СССР, о чем спецслужбы неоднократно докладывали советскому руководству. В их донесениях речь шла о контрреволюционном подпольном заговоре, поддерживаемом Западом, с целью свержения социалистического строя в ЧССР.

Нежелание А. Дубчека отказаться от проведения реформ заставило советское руководство во главе с Л. Брежневым принять решение о вводе Войск стран Варшавского Договора в ЧССР: 21 августа 1968 г войска СССР, Польши, Венгрии, Болгарии и ГДР вошли на территорию ЧССР. С обеих сторон имелись жертвы, однако в целом акция обошлась без большого кровопролития. В сентябре вызванный в Москву А. Дубчек вынужден был подписать протокол, в котором события в ЧССР расценивались как попытка антисоциалистического переворота. Под давлением СССР в апреле 1969 г. Дубчек был снят с должности руководителя КПЧ и на его место избран более приемлемый для СССР Г.Гусак. Реформаторы были убраны с руководящих должностей, и процесс реформирования пошел на убыль.

После подавления «пражской весны» - советскому руководству на время  удалось стабилизировать ситуацию в Восточной Европе. В это время  развивавшаяся в рамках СЭВ интеграция быстро принимает однобокий характер. Помощь СССР в обеспечении стран  социалистического содружества  техникой, сырьем, топливом, кредитами  порождает у них иждивенческие  настроения, усиливает их обособленность от мирового рынка, от конкуренции. «Особый» тип экономических отношений  в рамках СЭВ в конечном счете выливался в обмен советских топливно-энергетических ресурсов на промышленные товары стран «содружества». В результате сильных колебаний мировых цен на сырье большинство соцстран оказались в должниках у СССР, а затем Советский Союз задолжал по товарообороту соцстранам около 20 млрд. рублей.

Рассчитывал получить кредиты и  доступ к новым технологиям, ряд  восточноевропейских стран начал  переориентировать экономические  связи на 3апад. В результате задолженность соцстран западным кредиторам возросла.

К концу 60-х годов резко обостряются  отношения СССР и Китая. Обстановка на советско-китайской границе накалялась. Ситуация усугублялась выдвинутыми  китайской стороной территориальными притязаниями. Количество опасных инцидентов на границе исчислялось тысячами, однако до вооруженных столкновений дело не доходило. После августа 1968 г. китайское руководство, опасаясь повторения «чехословацкого варианта»  на своей территории, решило продемонстрировать СССР свою силу. Для этого было выбрано  место в районе острова Даманский, где граница четко не была определена.

2 марта 1969 г. китайцы неожиданно  открыли огонь в упор по  советским пограничникам, которые  патрулировали остров. В результате  развязанного боя с советской  стороны погиб 31 пограничник и  14 было ранено. Вылазка была повторена  15 марта. Чтобы остановить провокации  китайской стороны, советской  стороной были использованы ракетные  установки «град». Всего в период  со 2 по 21 марта 1969 г. потери советской  стороны составили 152 человека (58 убитых и 94 раненых).

Советский Союз был всерьез обеспокоен возможностью крупномасштабной войны  с Китаем: китайцы, заявляя об угрозе нападения с севера, строили убежища, подземные ходы, целые подземные  поселения. СССР, в свою очередь, укреплял границу.

Обострение отношений с Китаем, потенциальная возможность американско-китайского сговора против СССР, «войны на два фронта» заставили руководство СССР пересмотреть многие подходы к внешней политике и пойти на улучшение отношений с Западом.

Информация о работе Взаимоотношения СССР с социалистическими странами