Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 23:29, контрольная работа
Король намеревался заручиться согласием парламента на пополнение казны с помощью новых поборов, но парламентарии отказали ему в какой-либо субсидии и превратили себя в судебное учреждение, первым делом которого стал импичмент против графа Страффорда и его казнь. Они же ввели запрет на чрезвычайные поборы.
Учреждение образования
«Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»
Юридический факультет
Кафедра истории государства и права
Специальность «Правоведение»
КСРС на тему:
«Законадательство Английской революции 1640-1660 гг.; Оформление конституционной монархии в Англии»
по курсу «История государства и права зарубежных стран»
студентки 3 курса 1 группы дневной формы обучения
Банцевич Т. А.
Преподаватель:
Гродно 2012
1. Законодательство Английской революции
1640-1660 гг.
Король намеревался заручиться согласием парламента на пополнение казны с помощью новых поборов, но парламентарии отказали ему в какой-либо субсидии и превратили себя в судебное учреждение, первым делом которого стал импичмент против графа Страффорда и его казнь. Они же ввели запрет на чрезвычайные поборы.
В декабре 1641 г. парламент проголосовал за Великую ремонстрацию (великое осуждение), которая одобряла курс на ограничение
полномочий короля и его чиновных служителей и советников. В ней в традиционной систематизированной форме приводился перечень противозаконных действий служителей королевской власти и выдвигались требования по защите «основных законов и начал управления, на которых прочно покоились религия и правосудие Английского королевства». В этом обширном документе, состоявшем из 204 пунктов, был приведен перечень главных противников водворения в королевстве «счастья, богатства, мира и безопасности», намеревающихся «подорвать основные законы и принципы правления» в королевстве. Это, прежде всего, иезуиты-паписты, испорченная часть клира англиканской церкви, некоторые советники короля. Здесь же содержались наметки плана реформы политического и церковного устройства.
Королю предлагалось лишить епископов права заседать в парламенте и чрезмерных полномочий, присвоенных ими в отношении клира и других подданных, которыми они «злоупотребляли к опасности для религии и великому ущербу и помехе для законов королевства и законной свободы Вашего народа». Помимо этого королю предлагалось удалить из Тайного совета и других аналогичных органов совещательного характера «всех тех, которые являются сторонниками и содействуют каким-либо из злоупотреблений и пороков, от которых страдает Ваш народ». Королю также сообщалось, что «суд канцлера, суд казначейства, палата феодальных сборов, а равно и другие английские суды допускают вредные превышения своей юрисдикции». Эти злоупотребления приводили к тому, что судьи удалялись со своих мест за отказ поступать вопреки данной им присяге и своей совести либо были запуганы, а некоторые из солиситоров и атторнеев были подвергнуты наказаниям за защиту правых дел.
Король в своем ответе на петицию, сопровождавшую Великую ремонстрацию, заявил, что требование парламентариев о лишении епископов принадлежащего им права голоса в парламенте не принимает в расчет то обстоятельство, что это право «основано на основных законах (fundamental laws) королевства и конституции парламента». Несколько иной вариант король избрал для оправдания существующей практики подбора советников и министров. «Что касается до выбора наших советников и государственных министров, то это было бы лишением нас того естественного права, которым пользуются все люди. Поскольку признается бесспорным правом короныАнглии приглашать тех лиц в качестве наших тайных советников для
занятия мест на государственной службе и на нашей частной службе, которых мы найдем подходящими, то мы являемся и всегда будем являться весьма склонными производить выбор тех именно лиц на места, требующие доверия, в отношении которых будут иметься достаточные доказательства их способностей и честности и против которых не может быть выдвинуто серьезного повода для отвода, могущего разумно обосновать недоверие» Так король формулировал свои возражения 27 декабря 1641 г., а в феврале следующего года парламент принимает закон, лишающий епископов и всех прочих лиц, занимающих духовные должности, «права осуществлять какую-либо светскую юрисдикцию и полномочия» (эти полномочия были восстановлены в период правления Карла II в 1661 г.). Обсуждение Великой ремонстрации в парламенте проходило бурно, и дебаты продолжались далеко за полночь. Она была принята незначительным большинством голосов. Кромвелю приписывают такую фразу, оброненную в частной беседе: «Если бы
ремонстрация была отвергнута, я на следующее же утро продал бы все, чем владею, и навсегда покинул Англию».
Трехгодичный акт от 15 февраля 1641 г., полное название которого «Акт о предотвращении неудобств, происходящих вследствие долговременных промежутков между созывами парламентов»
• король обязывался созывать парламент не реже чем через трехлетний промежуток. Тем же целям стабильного и надежного проведения заседаний парламента и запрету отсрочки в заседаниях без согласия и постановления на этот счет парламента посвящен закон от 10 мая 1641 г. «Акт о предотвращении неудобств, которые могут произойти вследствие преждевременного перерыва
занятий, отсрочки или роспуска настоящего парламента»;
• чрезвычайные суды (Звездной палаты и Высокой комиссии) были отменены двумя законами (соответственно от 4 и 5 июля1641 г.), также отменена и корабельная подать.
Новая политическая ориентация парламента воплотилась также в
документе «19 предложений», с которым парламентарии обратились к королю 2 июня 1642 г. В документе предусматривалась ответственность министров перед парламентом, в нем обсуждался также вопрос о реформе церкви, о предоставлении парламенту возможности контролировать внешнюю и внутреннюю политику, наблюдать за воспитанием королевских детей, о предоставлении парламенту права вето при назначении пэров. По сути дела речь велась о варианте установления конституционной монархии, однако сам король увидел в этих предложениях намерение лишить его реальной власти и превратить в некий символ, в живописный портрет, украшенный короной
и скипетром.
Первым документом, излагающим политическую платформу армии, стала Декларация армии, направленная в парламент 15 июля 1642 г. Ее авторами считают зятя и единомышленника Кромвеля Айртона и его соавтора Ламберта. Оба они были юристами по образованию. В документе провозглашалось право армии защищать вольности народа, требование о роспуске Долгого парламента и его очищении от недостойных лиц. Подтверждалось как необходимое условие ограничение срока деятельности парламента тремя годами, лишение короля права на роспуск парламента по своему усмотрению, обеспечение религиозной свободы, признание права на подачу петиций. Говорилось также о необходимости обеспечить контроль общества над государственными расходами, и с этой целью предлагалось организовать печатание финансовых отчетов.
В следующем документе армии — манифесте Основы предложений, исходящих от армии, от 1 августа 1647 г. предлагалось созывать парламент раз в два года, формулировались новые начала представительства в парламент (принцип равенства или пропорции в представительстве графств и других подразделений королевств, учет уплаты налогов для кандидатов, свобода выборов). Предлагалось уточнить и оградить права и вольности членов палаты общин, установить, в частности, свободу высказывания мнений: «...ни один ее член не должен подвергаться за то, что он высказал или как проголосовал в палате, какому-либо взысканию, большему, чем исключение его из этой палаты». Намечалось также упразднить Тайный совет и заменить его Государственным советом, члены которого назначались бы королем на определенный срок, но из списка кандидатов, составляемого нижней палатой. Та же процедура предлагалась для назначения шерифов и мировых судей. Здесь содержалась одна из первых формул принципа свободы —- не отвечать на вопросы следователей, могущих повлечь самообвинение: «Должно быть издано установление, что никто не может быть принуждаем путем наказания или иным способом отвечать на вопросы, клонящиеся к обвинению самого себя или своих ближайших родственников в уголовных деяниях». Здесь же приводилась формула о свидетелях, восходящая к Пятикнижию Моисея: «Никто не может быть лишен жизни иначе как на основании показаний не менее двух свидетелей».
Левеллеры представили свою программу в двух проектах. Первый из них под названием Правдивое изложение требований армии был представлен 18 октября, через полтора месяца после манифеста «Основы предложений». В нем предлагалось ввести всеобщее избирательное право (для мужчин), наделить нижнюю палату всей полнотой власти и созывать парламент каждые два года.
28 октября был представлен еще один проект — под названием Народное соглашение, в котором провозглашалось в качестве программных целей установление «прочного и скорого мира на основе общего права». В нем
также объявлялось следующее:
• необходимо справедливое распределение числа представителей английского народа от графств, городов и местечек;
• полномочия парламента как представителей народа отныне должны быть подчинены лишь их избирателям и простираться на «установление и упразднение должностей судов, увольнение и надзор за чиновниками и должностными лицами всякого ранга, на объявление войны и мира»;
• «право законодательствовать в религиозной области и относительно способа богослужения не передается нами вовсе никакой человеческой власти, так как мы не можем уступать или превысить, без допущения греха, ни буквы в том, что наша совесть признает Божьей волей. Однако способ публичного наставления нации предоставляется компетенции представителей при условии, что не будет применено принуждение»;
• «несовместимо с нашими свободами быть принуждаемым или насильственно привлекаемым к военной службе во время войны. Поэтому мы не позволяем делать такое привлечение нашим представителям... Так как деньги (нерв войны) находятся в их распоряжении, они никогда не будут ощущать недостатка в необходимом количестве пригодных людей, готовых вербоваться для справедливого дела»;
• формулировался принцип равенства всех перед законом: «...все изданные или имеющие быть изданными законы будут обязательны для каждого. Никакое различие в держании, собственности, пожаловании, звании или положении не дает права на изъятие от обычной юрисдикции, которой подчинены остальные»;
• цель законов — безопасность и благополучие народа («подобно тому как законы должны быть равными для всех, так они должны быть и спасительными и явно не противоречащими безопасности и благополучию народа»;
• все перечисленные права — это «наши прирожденные права», которые «мы согласились и решили защищать всеми нашими силами против всякого противодействия, откуда бы оно ни исходило».
В Ремонстрации армии о необходимости изменения государственного строя (20 ноября 1648 г.) было выставлено требование о предании суду короля и других лиц, виновных, по мнению армии, в возбуждении гражданской войны, а также о наложении штрафов на сторонников короля, чтобы обеспечить уплату жалованья армии и государственных долгов. Здесь же имелось следующее принципиально новое
положение о судьбе королевской должности: «В дальнейшем никто не может быть признан королем иначе как в силу его избрания представительным собранием, согласно уполномочию, данному последнему (т, е. собранию) народом, с предварительным отречением и отказом избранного королем от всякого домогательства на осуществление права вето в отношении... собрания общин в парламенте...»
Акт об объявлении Англии свободным государством. Парламент 19 мая 1649 г. объявляет, что отныне народ Англии и всех принадлежащих ей владений и территорий «будет управляться как республика и свободное государство (Commonwealth and Free State) верховной властью английской нации, представителями народа в парламенте и теми, которых они назначат и определят в качестве подчиненных им должностных лиц и чиновников, ко благу народа и без какого бы то ни было короля и палаты лордов.
В Акте о поощрении и регулировании торговли и промышленности от 1 августа 1650 г. говорилось о поручении Постоянному совету из небольшого числа комиссаров заняться вопросами «возможно более подходящего и равномерного распределения промышленности и торговли во всех частях страны, для того чтобы ни в одной части не было избытка торговли и различных производств, в то время как другая была бы бедной и заброшенной из-за недостатка их». Улучшение и усиление торговли и промышленности имело целью наивысшую выгоду и пользу нации: «...чтобы бедные люди этой страны могли получить работу и их семьи были застрахованы от нищеты и
разорения, чтобы тем самым обогащалась республика и чтобы не оставалось поводов для лености и нищеты». Высказывалась также мысль о том, что «управляемая надлежащим образом и регулярно руководимая торговля, как внутренняя, так и внешняя, чрезвычайно сильно способствует увеличению мощи, богатству, чести и процветанию этой нации и, наоборот, что небрежное, нерегулярное и дурное руководство торговлей и промышленностью несомненно невыгодно как, в частности, для определенных отраслей торговли и промышленности, так и для всей республики в целом...».
В Навигационном акте от 9 октября 1651 г. также подчеркивалось, что увеличение торгового флота и поощрение мореплавания является «важным средством благополучия и безопасности этой республики». Закон устанавливал с 1 декабря запрет ввозить и доставлять в Английскую республику и ее владения грузы на тех судах, которые принадлежат гражданам других стран, их надлежало вести либо на английских кораблях, либо на кораблях тех стран, из которых доставлялся груз. Товары, ввозимые в нарушение закона, подлежали конфискации в такой пропорции: половина конфискованного шла в пользу республики, другая половина — в пользу всякого лица или лиц, которые «захватят товары или продукты и будут отстаивать свои права в каком-либо призовом суде республики» (так гарантировалась законность процедуры конфискации). Этот закон был явно направлен против Голландии, которая вела обширную морскую торговлю. Голландия даже объявила войну Англии, но проиграла ее и вынуждена была признать Навигационный акт.