Законадательство Английской революции 1640-1660 гг.; Оформление конституционной монархии в Англии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 23:29, контрольная работа

Описание

Король намеревался заручиться согласием парламента на пополнение казны с помощью новых поборов, но парламентарии отказали ему в какой-либо субсидии и превратили себя в судебное учреждение, первым делом которого стал импичмент против графа Страффорда и его казнь. Они же ввели запрет на чрезвычайные поборы.

Работа состоит из  1 файл

КСРС зарубежка.docx

— 43.53 Кб (Скачать документ)

«Орудие правительственной власти» (полное название — «Форма правления государством общего блага Англии, Шотландии и Ирландии и владениями, им принадлежащими», 16 декабря 1653 г.). Верховная власть делилась между лордом-протектором (букв, «лорд-покровитель»), Государственным советом в составе 15—21 члена и народом, представленным в парламенте. Кромвель объявлялся пожизненным лордом-протектором, руководил всеми внутренними и внешними делами при содействии членов Госсовета — командовал милицией и войсками на суше и на море во время заседаний парламента и делал это «для достижения мира и благоденствия трех наций», правда, с согласия парламента либо Государственного совета. Число парламентариев от каждой нации было различным: 400 — от Англии, Уэльса и Джерси, до 30 — от Шотландии и Ирландии. Для кандидата в депутаты парламента требовалось быть лицом, известным своей честностью, богобоязненным, хорошего поведения и иметь возраст 21 год. Имущественный

ценз для  избирателей был высоким (200 ф. ст.). Лишались избирательных прав католики и сторонники королевской власти. Христианская религия объявлялась государственной религией трех наций, свобода вероисповедания в Бога через Иисуса Христа объявлялась гарантированной: все статуты, противоречившие этой свободе, признали ничтожными и недействительными. Кроме того, был введен ежегодный налог, который не мог быть отменен или уменьшен парламентом без согласия лорда-протектора. Конституция была очень краткой — всего 42 статьи.

2. Оформление конституционной монархии  в Англии

Реставрация власти Стюартов происходила при соблюдении законных и других необходимых процедур. Специальным актом возвращаются исключенные во время «чистки Прайда» депутаты Долгого парламента. Постановлением палаты общин «Об образе правления Английского королевства» признается и объявляется, что «согласно основным и древним законам английского королевства правительство состоит и должно состоять из короля, лордов и общин» (1 мая 1660 г.). Затем вновь собранный парламент объявляет о восстановлении на королевском престоле Карла II, сына казненного короля Карла I.

  Сам будущий король незадолго до вступления в силу этих актов обратился ко «всем нашим любящим подданным без различия звания» с Декларацией, в которой от своего имени объявил о «свободном и всеобщем прощении» всем тем, кто в течение 40 дней публично заявит, что они «вновь становятся верными и послушными подданными». Кроме того, король объявил также о праве на свободу совести, согласно которой «ни один человек не должен быть тревожим или осуждаем за религиозные разногласия, не нарушающие мира в королевстве». Что касается судьбы имений и пожалований, произведенных многим военным и гражданским лицам «за многие годы беспорядков, за время многих и великих революций» (в данном случае не переворотов, а круговоротов, повторных обращений), то этими вопросами король не пожелал заниматься сам, а предоставил их на решение парламента, который «лучше всего может справедливо удовлетворить всех заинтересованных». Карл II правил в течение 25 лет. Его правление отмечено деятельностью Долгого «кавалерского» парламента (1661 — 1679), но также периодом Беспарламентского правления (1681 —1685), когда обострились внутрипартийные конфликты и соперничество между группировками тори (они одержали верх) и вигов. Ряд актов этого периода был нацелен на регулирование религиозных дел в пользу англиканской церкви. Это Акт о религиозном единообразии (об обязательности англиканских обрядов, 1662 г.), Акт о присяге (1673), Манифест о веротерпимости (1687) и др.

  Самым известным законодательным актом этого периода стал Хабеас корпус акт 1679 г. Habeas Corpus Amendment Act (Измененный акт о процедуре «хабеас корпус» 1679 г.) от 26 мая содержал уточненный перечень гарантий от произвольного ареста и тайных расправ. Суть их сводится к обязанности по приказу судьи доставить в судебное заседание человека (corpus — букв, тело, но подразумевается личность задержанного или помещенного в тюрьму человека). Все это делается для того, чтобы судья после ознакомления с причинами задержания и заключения мог уяснить, является ли задержание законным, и в противном случае отпустить задержанного на свободу. Эта процедура с вызовом и доставкой арестованного к судье имела ряд последствий для всех участников процедуры — для тюремщика или шерифа, для судьи и

для самого задержанного. Они сводились к  следующему:

• любому задержанному или заключенному в тюрьму лицу по его просьбе (или просьбе его родственников) должен быть выдан письменный приказ об аресте каким-либо близлежащим судом, обладающим юрисдикцией по уголовным делам. Судья при выдаче приказа может либо освободить лицо из-под ареста или из тюремного заключения, если его задержали незаконно, либо отпустить под залог, либо представить его дело в ближайшее судебное заседание;

• срок доставки арестованного в суд по приказу «хабеас корпус» (от начальных слов приказа судьи на латыни, обращенных к шерифу или тюремщику, в распоряжении которого «имеется личность для представления в суде») — всего три дня или чуть больше в зависимости от места пребывания задержанного;

• тюремщик, надзиратель или шериф обязаны подчиниться такому приказу и не только доставить задержанного, но и «удостоверить истинные причины задержания и заключения»;

• для  решения вопроса судьей дается срок два дня.

 Эта процедура известна и действовала еще с XV в., но теперь она была снабжена ясными и четкими положениями об ответственности виновных тюремных или судейских служащих перед обвиняемым, который пребывает под арестом или в тюрьме. Чиновники уже не могут отныне творить произвол. За первое нарушение или пренебрежение приказом судьи о «доставке тела (личности) в суд» шериф или тюремщик выплачивает штраф 100 фунтов в пользу заключенного; 200 фунтов — плата за повторное нарушение, влекущее за собой дисквалификацию по профессии; 500 фунтов в пользу потерпевшего — таково наказание для судьи любой инстанции за неправомерный отказ в выдаче приказа о доставке заключенного в суд. Судебный приказ «хабеас корпус» (Writ of habeas corpus) входит в систему должностных привилегий судьи, получающего, таким образом, возможность контролировать различные административные учреждения с помощью трех технических приемов — судебных приказов (writs, позднее — orders), направленных на воспрещение, предписывание или осведомление и адресованных подчиненным судебным инстанциям или административным учреждениям, включая и тюремные.

В 1818 г. к  закону было сделано следующее дополнение. Если ребенка насильно держат вдали от родителей, если кто-нибудь несправедливо заключает кого-либо в сумасшедший дом, а также если кем-нибудь будет заявлено, что монахам не позволяют выйти из монастыря, то местный суд обязан непременно вынести приказ «хабеас корпус» лицу, держащему в заключении потерпевшего. Если по этому приказу потерпевший не будет тотчас же доставлен в суд и если задержание было без законного на то основания, то потерпевший должен быть тотчас же освобожден.

  Хабеас корпус акт 1679 г. венчает собой триаду основных конституционных гарантий в защиту личной свободы гражданина. Первыми в этом ряду следует считать Великую хартию вольностей 1215 г. и Петицию о правах 1628 г. Наказание тюремщиков и судей за произвольный арест или сокрытие такого нарушения есть разновидность возмещения за причиненный моральный ущерб потерпевшему гражданину, и Англия предстает страной, где раньше многих других и в большей степени был усвоен и обеспечен принцип возмещения за причиненный моральный (нравственный) вред, выражающийся не только в повреждении здоровья жертвы или близкого ей человека, не только в лишении привилегий или авторских прав, но и в незаконном лишении свободы. В последнем случае возмещение может быть двоякого рода — в

пользу государства (включая блюстителей благочиния) и в пользу потерпевшего. В Англии такое возмещение обеспечивалось последнему. «Английская система вознаграждения за моральный вред удивляла и удивляет своей житейской гибкостью и глубоким практическим смыслом.

  Билль прав 1689 г. Яков II начал свое правление (1685) изданием

прокламации, предписывающей продолжение выплат платежей таможенных пошлин, которые были предоставлены его покойному брату Карлу II лишь на время его жизни. В следующем году король учредил суд комиссаров по церковным делам из семи лиц под председательством канцлера. По сути дела это было восстановлением суда Высокой комиссии, который ведал религиозными нарушениями и был упразднен. Декларация веротерпимости от 27 апреля 1688 г. сопровождалась указом Тайного совета с предписанием зачитывать текст декларации во всех церквах. Этому воспротивилась часть епископата, посчитавшая такую практику не согласующейся с законами страны. Епископы были взяты под стражу и преданы суду, но Суд королевской скамьи их оправдал. Антипротестантская политика короля могла распространиться и на фонд церковных земель, перераспределенных в среде правящего класса, и перед такой перспективой тори и виги на время объединили свои антиабсолютистские оппозиционные усилия. Была осуществлена «Славная революция», революция без пролития крови, в результате которой монарх был смещен и бежал из страны, а его место занял приглашенный на престол принц Вильгельм Оранский, которого «всемогущему Богу угодно было сделать достославным орудием освобождения этого королевства от папизма и произвольной власти». Оранский являлся известным лидером антифранцузской коалиции в Голландии. Он был женат на дочери Якова II, принцессе Марии, вместе с которой и был облечен королевскими регалиями.

  После такого переворота в верхах произошло закрепление нового режима правления двумя актами парламента, тесно взаимосвязанными друг с другом, — Биллем прав 1689 г. и Актом об устроении 1701 г. Билль прав от 13 февраля 1689 г. стал долговременной основой английской конституционной монархии, закрепив раз и навсегда верховенство парламента в области законодательной и финансовой политики. В нем в 13 различных статьях подтверждались также права и свободы подданных (граждан и парламентариев), которые особенно часто нарушались в последнее время и потому подлежали «восстановлению и подтверждению».

  Акт об устроении (Акт о будущем ограничении Короны и о лучшем обеспечении прав и свобод подданных) от 26 мая 1701 г. регулировал условия и порядок престолонаследия и в этом отношении развивал ряд положений, уже сформулированных в Билле прав1689 г. Потребность в таком урегулировании возникла в связи с тем, что Вильгельм III Оранский и Мария II не оставили потомства и что сестра Марии датская принцесса Анна еще не имела потомства. Актом предусматривалось, что всякий обладатель короны Англии должен присоединиться к англиканской церкви. Это правило действует и поныне: наследники трона, принадлежащие к католической церкви, не могут претендовать на занятие престола. Здесь же устанавливался запрет монарху покидать страну без согласия парламента. Закон лишал короля права помилования в отношении лиц, привлеченных к ответственности в порядке импичмента. Вместе с этими принципиальными требованиями были внесены

новые требования к отдельным должностным лицам — членам Тайного совета, судьям и др. Все решения, относящиеся к ведению Тайного совета по законам и обычаям королевства, отныне должны будут подписываться тем из членов Совета, который «давал совет и согласие» на данное решение. Это правило, именуемое правилом контрасигнатуры (обязательной сопроводительной подписи), было поначалу отменено (1705), но впоследствии стало незаменимым и непременным элементом процедуры оформления правительственных решений и стадией в оформлении института ответственности правительства и его отдельных министров. Вводились некоторые уточнения в права и обязанности членов парламента и обладателей судейских должностей. Никакое лицо, получающее плату за должность или место, подчиненное королю, или

пенсию от короны, не может состоять членом палаты общин (запрет на совмещение чиновной должности с депутатской). Интересно сопоставить это требование с положением из 2-й редакции Народного соглашения от 20 ноября 1648 г., где было записано, что «ни один член какого-либо будущего народного представительства не может быть назначен сборщиком, казначеем или иным должностным лицом во время состояния его народным представителем, за исключением должности члена Государственного совета». Патенты на занятие должности судьи отныне стали выдаваться на время, «пока они будут вести себя хорошо» (раньше требования были такими: «пока будет угодно» королю). Судьи могли быть смещены, если будет соответствующее представление на них обеих палат парламента. Процедура импичмента отныне не может быть приостановлена королем по его произволу и желанию. Акт об устроении заканчивается подтверждением незыблемости принципа соблюдения законов всеми королями и королевами, всеми министрами и их подчиненными. Обоснование такой практики включает следующее положение: «...принимая во внимание, что законы Англии являются прирожденным достоянием ее народа», все короли и королевы должны управлять, сообразуясь с указанными выше законами, и все их подчиненные министры должны нести обязанности службы, соблюдая те же законы. Законы эти нужны для «защиты нашей религии, прав и вольностей народа».

  В последующих законах парламента регулированию прав и обязанностей должностных лиц уделялось все большее внимание. Так, согласно Акту о должностях (1707), предусматривалось «навсегда», что в случае избрания какого-нибудь лица в члены палаты общин и затем принятия этим лицом от короны какого-либо места, соединенного с вознаграждением на то время, пока он состоит в палате, его избрание депутатом следует признавать недействительным и должен быть издан указ о производстве новых выборов, «как если бы это лицо, принявшее означенное место, умерло естественной смертью. При этом предусматривается, что названное выше лицо считается имеющим право на новое избрание, как если предоставление ему места стало недействительным...». Предусматривались также меры по лишению возможностей парламентариев нового состава увеличивать по собственному произволу число должностей для выполнения какой-либо должностной деятельности. Ограничения на совмещение депутатской миссии и государственных должностей не распространялись на офицеров флота и армии.

Так завершилось  оформление английской конституционной монархии, которую стали называть, с учетом верховенства властных полномочий парламента, также парламентарной монархией. Ее основными особенностями можно считать: верховенство законодательного собрания (парламента) в системе взаимоотношений трех властей (законодательной, министерской и судебной); ответственность министров за результаты своей деятельности перед парламентом; независимость судей; судебный надзор за законностью арестов и лишением свободы граждан с возмещением причиненного морального и иного вреда с пользу самого пострадавшего.

 


Информация о работе Законадательство Английской революции 1640-1660 гг.; Оформление конституционной монархии в Англии