Законник Хаммурапи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 08:04, контрольная работа

Описание

Изучение древних судебников, одним из которых и является судебник Хаммурапи, на сегодняшний день, как мне кажется, не потеряло своей актуальности. Судебники этот и другие, являются самыми первыми законами, а их составители – первыми людьми попытавшимися установить некоторые социальные нормы поведения, чтобы как-то управлять людьми, ведь единственная сила отделяющая государство от хаоса – это закон. Хотя законы эти по нашим сегодняшним меркам могут показаться примитивными, но иногда и в них можно почерпнуть что-нибудь ценное, что неплохо было бы и перенять нам сегодня. Законы также могут свидетельствовать об уровне развития государства.

Содержание

Введение................................................................................................................... 3
1. Законник Хаммурапи
1.1. Идея и содержательное наполнение.............................................................. 4
2. Право собственности
2.1. Право собственности и обязательное право………………………………. 7
2.2. Царская земля дарованная войнам…………………………………............. 9
2.3. Право наследования………………………………………………………… 12
3. Ответы на контрольные вопросы и задачи…………………………………………... 13
Заключение………………………………………………………………………... 14
Библиография……………………………………………………………………... 15

Работа состоит из  1 файл

Контрольная.doc

— 70.00 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

                            стр. 

      Введение................................................................................................................... 3

  1. Законник Хаммурапи
  2. Идея и содержательное наполнение.............................................................. 4
  3. Право собственности
  4. Право собственности и обязательное право………………………………. 7
  5. Царская земля дарованная войнам…………………………………............. 9 
  6. Право наследования………………………………………………………… 12
  7. Ответы на контрольные вопросы и задачи…………………………………………... 13

      Заключение………………………………………………………………………... 14

      Библиография……………………………………………………………………... 15

 

      Введение 

      Изучение древних судебников, одним  из которых и является судебник  Хаммурапи, на сегодняшний день, как мне кажется, не потеряло  своей актуальности. Судебники этот и другие, являются самыми первыми законами, а их составители – первыми людьми попытавшимися установить некоторые социальные нормы поведения, чтобы как-то управлять людьми, ведь единственная сила отделяющая государство от хаоса – это закон. Хотя законы эти по нашим сегодняшним меркам могут показаться примитивными, но иногда и в них можно почерпнуть что-нибудь ценное, что неплохо было бы и перенять нам сегодня. Законы также могут свидетельствовать об уровне развития государства. Чем совершеннее государство – тем совершеннее и законы. Изучая вавилонский кодекс можно прийти к заключению, что Вавилон уже в те времена находился на достаточно высоком уровне развития и обладал сложными социальными отношениями. Наконец из законов можно узнать также про нравы, про обычаи какого-нибудь государства того времени. В вавилонском случае, например, - это их так сказать «бюрократизм», т. Е. любые сделки, даже самые незначительные, всегда заключались при свидетелях. Если хорошо поискать, то можно привести еще массу примеров, причем не только из вавилонского кодекса, потому что мировоззрение государства, т. Е. людей его составляющих всегда закрепляется в обычаях, а те, в свою очередь могут повлиять на составление законов.

    Из  всего этого видно, что изучение древних судебников дело стоящее.

    В своей работе я подробнее остановлюсь  на вопросах собственности, правах на собственность, частную и царскую  собственность и все что с  этим связанно.

 

     Законник Хаммурапи 

    В 1901 году французская археологическая  экспедиция, раскапывая г. Сузы в Эламе (к востоку от Вавилона), обнаружила базальтовый столб, со всех сторон покрытый клинописью. Эта уникальная находка была открытием древнейшего на земле свода законов. Он был составлен в царствование Хаммурапи, царя Вавилона, в XVIII столетии до н. э.

    На самом верху столба изображен сам Хаммурапи. Он стоит перед троном, на котором восседает верховный бог Вавилона – Мардук. В руках Хаммурапи жезл – символ судебной власти, врученный царю самим богом.

    Стремление  представить законы исходящими от бога было в обычае у всех древних законодателей. Таким образом, пытались придать им большую силу. У древних евреев Бог самолично является на гору Синай, чтобы вручить  Моисею скрижали законов. В другом случае еврейские законодатели  пытались представить составленные ими законы неожиданно найденными в  храме. Древние египтяне верили в то, что их легендарный царь – законодатель Сесострис получил законы из рук самого бога.

 

     Идея и содержательное наполнение 

    Законы  Хаммурапи представляют собой результат  тщательного обобщения и систематизации разновременных писаных и неписаных правовых норм. Они не содержат исчерпывающего свода таких норм (отсутствуют, например, нормы устанавливающие наказание за простую кражу, за умышленное убийство, за чародейство и т.п.), но такая задача, видимо не ставилась. Подобного рода простейшие случаи предполагались общеизвестными и не вызывающими разногласий. Законы Хаммурапи рассматривают лишь те случаи, по поводу которых действующие нормы писаного или обычного права различных областей страны расходились между собой. Впрочем, и нормы, регулирующие «простейшие» случаи, текстом законов подразумеваются как существующие: не трудно даже указать, исходя из внутренней логики построения сборника законов, места в тексте где они могут быть вставлены.

      Законы Хаммурапи содержат несколько сот правовых норм, относящихся, если употреблять современную терминологию, как к уголовному, так и к гражданскому (а также и к процессуальному) праву. Сами же ущееские юристы такого различия не проводили, и его не знает ни одна древняя система права. Каждая норма вводится словом «если» после чего следует изложение возможной ситуации и вытекающих из неё юридических последствий. При издании текста законов современными учеными он был разбит на «параграфы», или «статьи», снабженные нумерацией (сам текст такой нумерации, естественно, не имеет, так как, вероятно, выучивался наизусть).

    Всего таких параграфов – 282.

    Нормы внутри Законов Хаммурапи группируются по «предмету» регулирования, а расположение норм внутри групп и переходы от группы к ущепе осуществляется по принципу ассоциации. Так, первая группа норм (п.1 – 5) устанавливает кару за важнейшие правонарушения: ложные обвинения в убийстве или чародействе, лжесвидетельство и «изменение» судебного решения судьёй. Следующие статьи (п. 6 – 25) посвящены охране собственности царя, храмов, общинников и царских людей. Последний параграф этого раздела касается противоправного завладения чужим имуществом. Поэтому следующий раздел (п. 26 – 41), касающийся имущества полученного от царя за службу, начинается с параграфа согласно которому воин, не пошедший в поход или пославший вместо себя наёмника, подлежит смертной казни (не за «дезертирство», как обычно считают, а за то, что, не выполнив своих обязанностей и утратив тем самым право на служебный надел, продолжает им ущзоваться, т. Е. как бы за «кражу»). Последний параграф этого раздела касается вопроса о противоправном использовании чужого поля, а п.42 (первый в следующей группе) – тоже об использовании чужого поля, но в другом аспекте. Эта четвертая группа норм (п.42 – 88) регулирует операции с недвижимостью и ответственность за правонарушения, касающиеся этого имущества.

    Дальнейшие  разделы посвящены следующим  нормам:

    п.89 – 126 – торговые и коммерческие операции.

    П.127 – 195 – семейное право.

    П.196 – 214 – умышленные и неумышленные телесные повреждения.

    П.215 – 282 – операции с движимым имуществом, включая наем ущеества и личный наем (эти два вида правоотношений вавилонские  юристы рассматривали как один).

    Свои  законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства, господствующей силой в которой должны стать мелкие и средние рабовладельцы. Это первый известный сборник законов, освящавший рабовладельческий строй, частную собственность. Законы содержат пережитки родового строя, что проявляется в суровости наказаний, сохранений принципа талиона, применения ордалия.

 

     Право собственности  и обязательное право 

    Во  времена правления Хаммурапи  частная собственность достигла высокого уровня развития. В Вавилоне существовали различные виды земельной собственности: были земли царские, храмовые, общинные, частные. И царским, и храмовым хозяйством управлял царь, и это было важнейший источник дохода. Царская земля раздавалась в пользование издольщиками. Значение царского хозяйства было велико и в области торговли и обмена. Царствование Хаммурапи отмечено интенсивным развитием частной собственности на землю, чему в немалой степени способствовало расширение сети каналов. Частное землевладение было различным по своему объему, крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие – сами обрабатывали свою землю. Развитие частной собственности на землю вело к сокращению общинных земель, упадку общины.

    В законах Хаммурапи имеется ряд  статей, регулирующих аренду земли, игравшую, очевидно, большую роль в земельных отношениях того времени, плата за арендованное поле равнялась обычно одной трети урожая. При аренде на условиях отдачи половины урожая арендодатель обязывался участвовать в расходах или в работе по обработке поля. Сад, который давал больше дохода, сдавали за две трети урожая. Аренда была краткосрочной (на один или два года). На более длительный срок в аренду сдавалась еще не освоенная земля. Законодательство, определяющее отношения между хозяином земли и арендатором, способствовало развитию хозяйства. Если арендатор не обрабатывал взятую землю, то он должен был уплатить хозяину поля исходя из объема урожая, выращенного соседями.

    Кроме аренды поля, сада, законы Хаммурапи  упоминают о различных видах  имущественного найма: помещения, домашних животных, судов, повозок, рабов. Законы устанавливали не только плату за наем вещей, но и ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества.

    Был широко распространен договор личного  найма. Кроме сельскохозяйственных рабочих нанимали врачей, ветеринаров, строителей. Законы определяли порядок оплаты труда этих лиц, а также ответственность за результаты труда (например, врача в случае смерти больного).

    Довольно  подробно законы Хаммурапи регулировали договор займа. Характерной чертой законодательства Хаммурапи в этом вопросе является стремление оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Об этом свидетельствует положение о максимальном сроке отработки долга (3 года), ограничение процентов, взимаемых ростовщиком как с денежного, так и с натурального займа, ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним.

    В условиях существования частной  собственности как на движимое, так  и недвижимое имущество большое  развитие получил договор купли-продажи. Продажа наиболее ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме (на глиняных табличках) при свидетелях. Продавцом мог быть только собственник вещи. Продажа имущества, изъятого из оборота (например, имущество илку), считалось недействительной.

 

     Царская земля дарованная войнам. 

    Из  числа лиц, имевших служебные  наделы из царского земельного фонда, в Законах Хаммурапи особое внимание уделяется воинам. Государство Хаммурапи опиралось не столько на ополчение свободных, сколько на постоянное войско (войны получали от царя за службу наделы земли). Это способ довольствования воинов был наиболее удобным для создания профессионального войска в условиях господства в основном еще натурального хозяйства и наличия большого фонда царской земли. Такое войско было независимо от местных общинных влияний и служило наиболее надежным оплотом единства государства и деспотической власти. Чтобы сельскохозяйственные работы не отвлекали война от службы существовал институт «подсобников» (таххум): воин брал в товарищество другое лицо, обычно воина же, младшего по чину или сроку службы; они по очереди занимались и сельским хозяйством, и повседневными воинскими обязанностями. Однако наем постороннего лица воином взамен себя для участия в военном походе карался смертью и передачей воинского надела нанятому (п. 26).

    «Если редум1 или баирум2, которому приказано выступить в царский поход, не пойдет, или, наняв наемника, пошлет его в замену себя, то этого редума или баирума должно убить; нанятый им может забрать его дом»

    Также и воинский командир, принявший наемника или использовавший воина или членов его семьи не для воинской службы, подлежал смертной казни. Таким образом, закон защищал воина от злоупотреблений со стороны его командира и от эксплуатации им его в своих интересах, что, конечно, противоречило бы стремлению государства поддерживать боеспособность армии (п. 33 – 34). Вот, например, что говорится в п. 34: «Если декум или убиттум (вероятно, десятник и сотник) возьмет пожитки редума, причинит вред редуму, отдаст редума в наем, предаст на суде более сильному или возьмет себе подарок, который дал редуму царь, то этого декума или лубиттума должно убить».

      Само присутствие этих статей  говорит о том, что притеснения воинов и злоупотребления по отношению к ним случались и, вероятно, достаточно часто, что и привело к тому, что Хаммурапи решил включить в свой кодекс статьи, карающие столь нехорошие деяния, а слова «предаст на суде более сильному», говорят также и о том, что сами командиры могли испытывать давление со стороны других лиц, выше их по социальной или служебной лестнице.

    Царская земля под воинскими наделами полностью исключалась из оборота; лишено было законной силой всякое частноправное распоряжение землей воина (продажа, обмен, отнятие за долги и т. Д.). Всякая сделка относительно земли воина или наши-бильтим считалась ничтожной и приобретатель этого участка «терял свое серебро» (п. 35 – 38, 41). Правило это действительно проводилось в жизнь. Вернувшемуся из плена воину был обеспечен его надел (п. 27), а в случаи гибели воина его надел передавался его совершеннолетнему сыну, если же совершеннолетнего сына не было, то его матери с детьми выдавалась треть надела на пропитание (п. 29).

    «Если сын его малолетен и не может нести повинность своего отца, то должно отдать треть поля и сада его матери, и мать вырастит его».

    А вообще государство действительно  заботилось о своих воинах, так, например тамкарам3 вменялось в обязанность выкупать за рубежом пленных воинов и если у его семьи не хватало средств для возмещения выкупа агенту, то эти расходы возмещал местный храм или, в крайнем случае, казна (п. 32).

    «Если редума или баирума, который был уведен в плен во время царского похода, выкупит тамкар и доставит его в поселение, то если в его доме есть чем выкупиться, то он должен выкупить себя сам; если в его доме нечем выкупиться, он должен быть выкуплен в храме своего поселения. Если у храма его поселения нечем выкупить его, то его должен выкупить дворец. Его поле, сад и дом не должно отдавать на его выкуп».

Информация о работе Законник Хаммурапи