Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 12:16, контрольная работа
Вавилон (от аккадского “Бабилу” – “Врата Бога”) – крупнейший город древней Месопотамии. Он был основан семитами в XХIII в. до н.э. Политическое и культурное значение же Вавилона росло начиная со II тысячелетия до н.э.
Вавилон затмил все остальные города Месопотамии, и по его имени все Двуречье стали называть Вавилонией. По словам Геродота, «Вавилон был не столько очень большим, сколько самым красивым городом. Его окружали глубокий и широкий, наполненный водой ров. Затем шла стена шириной в 50 и высотой в 200 царских локтей. В стене находилось 100 медных ворот. По углам поставили по две одноэтажные башни. Между башнями оставалось пространство, достаточное для проезда четверки лошадей». Однако Геродот преувеличивал: в целом окружность Вавилона не превышала 18 км.
§2.4 Уголовно-процессуальный кодекс 1877г.
§1. Законодательство древнего вавилона. Законы хаммурапи 3
§1.1 Право собственности 4
§1.2 Обязательное право 5
§1.3 Брачно-семейные отношения 6
§1.4 Наследственное право 6
§1.5 Уголовное право и процесс 7
§2. Буржуазное право германии 9
§2.1 Формирование буржуазного права в германии 9
§2.2 Германское гражданское уложение 13
§2.3 Уголовное уложение 1871г. 19
§2.4 Уголовно-процессуальный кодекс 1877г. 20
Список использованной литературы 21
Содержание
§1. Законодательство древнего вавилона. Законы хаммурапи 3
§1.1 Право собственности 4
§1.2 Обязательное право 5
§1.3 Брачно-семейные отношения 6
§1.4 Наследственное право 6
§1.5 Уголовное право и процесс 7
§2. Буржуазное право германии 9
§2.1 Формирование буржуазного права в германии 9
§2.2 Германское гражданское уложение 13
§2.3 Уголовное уложение 1871г. 19
§2.4 Уголовно-процессуальный кодекс 1877г. 20
Список использованной литературы 21
Вавилон (от аккадского “Бабилу” – “Врата Бога”) – крупнейший город древней Месопотамии. Он был основан семитами в XХIII в. до н.э. Политическое и культурное значение же Вавилона росло начиная со II тысячелетия до н.э.
Вавилон затмил все остальные города Месопотамии, и по его имени все Двуречье стали называть Вавилонией. По словам Геродота, «Вавилон был не столько очень большим, сколько самым красивым городом. Его окружали глубокий и широкий, наполненный водой ров. Затем шла стена шириной в 50 и высотой в 200 царских локтей. В стене находилось 100 медных ворот. По углам поставили по две одноэтажные башни. Между башнями оставалось пространство, достаточное для проезда четверки лошадей». Однако Геродот преувеличивал: в целом окружность Вавилона не превышала 18 км.
Много царей правило в Вавилоне. Среди них – две женщины. Шаммурамат, которую также называют Семирамидой, царствовала в конце IX в. до н.э. Вторую женщину-царицу звали Нитокрис (около 750 г. до н.э.), которая много сделала для обороны Вавилона от мидян. Но наибольшего расцвета древневавилонское государство достигло в царствование Хаммурапи (1792-1750 до н. э.). Он ввел завоевательную политику, итогом которой явилось образование единой вавилонской империи. Также его правление ознаменовано созданием сборника законов.
Хаммурапи, придавая большое значение законодательной деятельности, приступил к ней в самом начале своего правления. Первая кодификация относится ко второму году правления, когда царь «установил право стране». Эта кодификация, к сожалению, не сохранилась. Известный «Законник» Хаммурапи составлен в конце его царствования.
Законы Хаммурапи были выбиты на большом черном базальтовом столбе. Наверху лицевой стороны столба изображен сам Хаммурапи, стоящий перед троном, на котором восседает верховный бог Вавилона Мардук. В руках Хаммурапи жезл – символ судебной власти, врученный царю самим богом. Стремление представить законы исходящими от бога было в обычае у всех древних законодателей. Таким образом пытались придать им большую силу.
«Законник» Хаммурапи состоит из 282 статей. Из них полностью сохранилось 247. Остальные оказались стертыми. Некоторые из них удалось, впрочем, восстановить по документам знаменитой библиотеки ассирийского царя Ашурбанипала.
При составлении кодекса в его основу было положено старое обычное право, шумерийские судебники, новое законодательство. Авторы «Законника» стремились группировать статьи по их содержанию, но строгого различия между правом уголовным, гражданским или процессуальным не проводили.
Текст распадается на три части. Первой частью является обширное введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, "чтобы сильный не притеснял слабого". Затем следует перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства. После введения следуют статьи законов, которые в свою очередь заканчиваются обстоятельным заключением.
Нельзя считать законы Хаммурапи полноценными, строго формализованными нормативно-правовыми актами. Законы несовершенны с точки зрения их полноты и довольно категоричны. Они не предусматривают разнообразных явлений жизни. Тексты составлены в основном в казуистической форме. Законы не содержат общих принципов, нет системы в изложении, хотя известная логика присутствует. Тем не менее, все представленные случаи разбираются с большой обстоятельностью. Законы Хаммурапи в отличие от других восточных кодификаций не содержат религиозного и морализаторского элемента.
Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства, господствующей силой в котором должны были являться мелкие и средние рабовладельцы. Это первый известный сборник законов, освещавший рабовладельческий строй, частную собственность. Пережитки родового строя проявляется в суровости наказаний, сохранении принципа талиона, применении ордалия (ст.15-16). Основными положениями «Законника» Хаммурапи являются положения о:
На период правления Хаммурапи приходится расцвет частной собственности. В Вавилоне существовали различные виды земельной собственности: царская, храмовая, общинная, частная. И царским, и храмовым хозяйством управлял царь, и это был его важнейший источник доходов. Во времена Хаммурапи царская земля раздавалась в пользование издольщикам. Значение царского хозяйства было велико и в области торговли и обмена. Царствование Хаммурапи отмечено интенсивным развитием частной собственности на землю, чему в немалой степени способствовало расширение царем Хаммурапи сети каналов. Частное землевладение было различным по своему объему, крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие - сами обрабатывали свою землю. Развитие частной собственности на землю вело к сокращению общинных земель, упадку общины. Земли свободно могли продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, о каких-либо ограничениях со стороны общины источники не упоминают.
В Законах Хаммурапи имеется ряд статей, регулирующих аренду земли, игравшую, очевидно, большую роль в земельных отношениях того времени.Аренда была краткосрочной (на 1-2 года) и долгосрочной (более 2 лет), но на более длительные сроки сдавалась еще не освоенная земля.
Плата за арендованное поле равнялась обычно одной трети урожая. При аренде на условиях отдачи половины урожая, сдававший в аренду обязывался участвовать в расходах или в работе по обработке поля. Сад, который давал больше дохода, сдавался за две трети, урожая. Законодательство, определяющее отношения между хозяином земли и арендатором, способствовало развитию хозяйства. Если арендатор не обрабатывал взятую землю, то он должен был уплатить хозяину поля, исходя из объема урожая, выращенного соседями.
Кроме аренды поля, сада, Законы
Хаммурапи упоминают о
Широко был распространен договор личного найма. Кроме сельскохозяйственных рабочих, нанимали врачей, ветеринаров, строителей. Законы определяют порядок оплаты труда этих лиц, а также ответственность за результаты труда (например, врача в случае смерти больного).
Довольно подробно Законы Хаммурапи регулировали договор займа. Характерной чертой законодательства Хаммурапи в этом вопросе является стремление ограничить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Об этом свидетельствуют положения о максимальном сроке отработки долга (3 года), ограничение процентов, взимаемых ростовщиком как с денежного, так и с натурального займа, ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним. Величина займа составляла 20% годовых по денежным займам и 33% - по займам зерном. Заботясь об обеспечении долга, кредитор имел право требовать в залог обработанное и засеянное должником поле. Исполнение обязательств было непременным для обеих сторон. Только при обоюдном согласии разрешалось «смочить договор», т.е. размягчить глину, на которой он был записан, стереть ненужное, вписать новое.
В условиях существования частной собственности как на движимое, так и недвижимое имущество, большое развитие получил договор купли-продажи. Продажа наиболее ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме (на глиняных табличках) при свидетелях. Продавцом мог быть только собственник вещи. Продажа имущества, изъятого из оборота (например, имущество илку), считалась недействительной.
Кроме названных, законодательство Хаммурапи знает договоры хранения (поклажи), товарищества, мены, поручения.
Законам Хаммурапи были известны обязательства из причинения вреда. Согласно ст. 252 ответственность несет тот, кто причинит смерть рабу: хозяину следует отдать раба за раба. Корабельщик, потопивший корабль вместе с вверенным ему для перевозки имуществом, обязан возместить стоимость всего погибшего.
Брак был действительным только при наличии письменного договора, заключенного между будущим мужем и отцом невесты (ст.128). Семейные отношения строились на главенстве мужа. Муж вел общее хозяйство, предоставлял семью в деловых отношениях. Ему принадлежало право распоряжаться женой и детьми. В случае крайней нужды отец был вправе продать своих детей всякому, кто их захочет купить, продать безвозвратно, аза злословие на родителей - отрезать язык. Жену, которая «позорит своего мужа или расточает его имущество», муж мог «отвергнуть» и выгнать из дома (ст.141). А если жена была бесплодна, муж мог иметь побочную жену. Однако замужняя женщина не была бесправна.
Она могла иметь свое имущество, сохраняла право на приданое, имела право на развод, могла наследовать после мужа вместе с детьми.
Законы Хаммурапи признают усыновление детей.
В древне Вавилоне различались два вида наследования – по закону и по завещанию. Первым возникло наследование по закону. Имущество оставалось в роду, затем, с распадом рода, оно сосредоточивалось в семье и становилось ее общей собственностью.
Наследование по завещанию появилось на более высоком этапе развития частной собственности. Право распоряжаться имуществом вопреки традициям, по своей воле и передавать его не родичу не было известно в глубокой древности.
В «Законнике» Хаммурапи
говорится главным образом о
законном наследовании. Завещательная
свобода находится еще в
Как и другие древние кодификации, Законы Хаммурапи не дают общего понятия преступления и перечня всех тех деяний, которые признавались преступными. Из содержания кодификации можно выделить лишь три вида преступлений: против личности, имущественные и против семьи.
Среди преступлений против
личности Законы называют неосторожное
убийство (об умышленном ничего не говорится),
к таким преступлениям
К имущественным преступлениям,
указанным в Законах, следует
отнести кражу скота, рабов. Укрывательство
рабов, снятие клейма с рабов называют
законы как преступные действия. Как
отличное от кражи преступление Законы
называют грабеж. Все имущественные
преступления наказывались очень сурово.
Это была либо смертная казнь, либо
членовредительство (отрубание руки,
например), либо огромный штраф, многократно
превышающий стоимость
Среди преступлений, подрывающих устои семьи, Законы называют прелюбодеяние (причем, только со стороны жены), кровосмешение (например, связь матери с сыном, отца с дочерью и других близких родственников). Названы преступлениями действия, подрывающие отцовскую власть (сын, ударивший своего отца, лишается руки).
Виды наказаний же, предусмотренные Законами Хаммурапи, определяются его целью. Такой целью является возмездие, поэтому при определении наказания законодатель довольно часто руководствуется принципом талиона: наказание есть возмездие за вину, и поэтому оно должно быть «равным» преступлению. Эта доктрина выражается обычно афоризмом: «око за око, зуб за зуб».
Основными видами наказаний являются:
Нужно отметить, что «Законник» Хаммурапи знает только денежный штраф строго определенных размеров. Величина штрафа может быть большей или меньшей (ст.207) и зависит как от тяжести преступления, так и от социального положения сторон. Согласно ст.24 возможно установить и дополнительный штраф, «если при этом загублена жизнь».
Информация о работе Законодательство древнего вавилона. Законы хаммурапи