Законодательство древнего вавилона. Законы хаммурапи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 12:16, контрольная работа

Описание

Вавилон (от аккадского “Бабилу” – “Врата Бога”) – крупнейший город древней Месопотамии. Он был основан семитами в XХIII в. до н.э. Политическое и культурное значение же Вавилона росло начиная со II тысячелетия до н.э.
Вавилон затмил все остальные города Месопотамии, и по его имени все Двуречье стали называть Вавилонией. По словам Геродота, «Вавилон был не столько очень большим, сколько самым красивым городом. Его окружали глубокий и широкий, наполненный водой ров. Затем шла стена шириной в 50 и высотой в 200 царских локтей. В стене находилось 100 медных ворот. По углам поставили по две одноэтажные башни. Между башнями оставалось пространство, достаточное для проезда четверки лошадей». Однако Геродот преувеличивал: в целом окружность Вавилона не превышала 18 км.
§2.4 Уголовно-процессуальный кодекс 1877г.

Содержание

§1. Законодательство древнего вавилона. Законы хаммурапи 3
§1.1 Право собственности 4
§1.2 Обязательное право 5
§1.3 Брачно-семейные отношения 6
§1.4 Наследственное право 6
§1.5 Уголовное право и процесс 7
§2. Буржуазное право германии 9
§2.1 Формирование буржуазного права в германии 9
§2.2 Германское гражданское уложение 13
§2.3 Уголовное уложение 1871г. 19
§2.4 Уголовно-процессуальный кодекс 1877г. 20
Список использованной литературы 21

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа.docx

— 64.16 Кб (Скачать документ)

О судебном же процессе в «Законнике» Хаммурапи сказано мало. Он был одинаков как по уголовным, так и по гражданским делам. Судоговорение происходило публично, на паперти храма. Судебные функции осуществлялись обычно специальным чиновником, но были и судебные коллегии, составленные из «старейших и именитых людей города». Жрецы участвовали в процессе, только когда принимали клятву свидетелей.

Дело возбуждалось по частной  инициативе потерпевшего, поэтому его  речью начиналось обыкновенно и  само судоговорение. В качестве доказательства использовались главным образом свидетельские показания, клятвы, ордалии. За лжесвидетельство полагалась смертная казнь, если показания угрожали смертью обвиняемому. В затруднительных случаях судьи прибегали к клятве перед статуями богов (Шамаша и Мардука). Судья не мог изменить вынесенного решение. Если он это делал, то платил штраф в 12-кратном размере к сумме иска и лишался своего места без права судить когда-либо. Высшей судебной инстанцией был сам царь.

Таким образом, Законы царя Хаммурапи являются один из самых замечательных памятников правовой мысли Древнего Востока, свидетельствующий о действительно высоком уровне юридической мысли.

Благодаря Законам Хаммурапи  прояснены многие аспекты общественного  и политического строя, экономики  и других сторон жизнедеятельности  Вавилонского государства первой половины XVIII в. до н. э.

§1 Буржуазное право германии

§2.1 Формирование буржуазного права в германии

 

В начале XIX века Германия представляла собой "Священную Римскую империю  немецкой нации", которая была образована еще Оттоном I в 962. «Священная Римская империя немецкой нации» включала в себя  более 300 государств, многие из которых имели карликовый характер. Выделялись среди них Пруссия, Саксония, Бавария, Вюртемберг и Австрия.

Первой попыткой реорганизации  империи стал организованный Наполеоном 12 июля 1806 г. Рейнский союз, в который вошло 21 государство. В этих государствах было ликвидировано крепостное право, упорядочена администрация, введен Гражданский кодекс Франции.

После разгрома Наполеона  в 1815 г. на месте Рейнского союза был образован Германский союз – новое немецкое государственное объединение. Германский союз состоял из трех десятков государств - королевств, княжеств, герцогств и нескольких вольных городов. Все они сохранили свою независимость. Ведущую роль же в союзе играла Австрия.

С 1816 по 1847 г. в большинстве  германских государств были приняты первые Конституции, в основном в форме октроированных (дарованных монархами) хартий. В условиях нарастающего демократического подъема эти конституции строились на сложном сочетании реакционно-реставраторских и реформистских тенденций эволюции германских государств.

По формам правления и  высшим органам государственной  власти (во главе с монархом «Божьей  милостью», как правило, двухпалатным сословно-представительным органом  — ландтагом и назначаемым  и ответственным перед монархом правительством) эти конституции  мало отличались одна от другой.

Так, согласно конституционному акту Великого герцогства Баденского, принятого в 1818 г., наследственный Великий  герцог объединял в своем лице все права государственной власти, но «в согласии с предписаниями Конституции» (ст. 5), т. е. прежде всего в согласии с создаваемым на основе Конституции  сословно-представительным двухпалатным органом — ландтагом.

Высшая палата ландтага представляла собой сугубо феодальное учреждение, состоящее из принцев «великого герцогского дома», глав бывших владетельных фамилий, нескольких депутатов земского дворянства, университетов и лиц, лично назначенных герцогом. Нижняя палата избиралась из депутатов городских и сельских округов на основе двухстепенных выборов лицами, достигшими 25-летнего возраста, с учетом ценза оседлости.

 Конституция 1818 г. всю  полноту исполнительной власти  и контроль над властью законодательной  вверяла Великому герцогу, который  мог созывать и распускать  ландтаг, отсрочивать его заседания,  расширять или сужать круг  вопросов, подлежащих его обсуждению (ст. 50). Ему же предоставлялось вместе с каждой из палат право законодательной инициативы, право утверждения (фактически в форме абсолютного вето) и обнародования законов, а также издание для их исполнения «распоряжений, регламентов и общих указов» (ст. 66). Более того, Конституция предусматривала и прямое законотворчество герцога в форме указов в связи с принятием мер, «которые по своему значению относятся к компетенции народного собрания, если они были крайне необходимы в видах государственной пользы» (ст. 66).

Конституция, однако, не соответствовала  бы своему новому назначению, если бы она  не говорила и об определенных ограничениях законодательных прав герцога, которые касались бюджета и изменения самой Конституции. Налоги не могли впредь устанавливаться и взиматься без согласия палат, а все законы, дополняющие, разъясняющие или изменяющие Конституцию, требовали для их принятия две трети голосов присутствующих в каждой палате членов (ст. 64).

Правительство по Конституции 1818 г. отвечало в своей деятельности только перед королем. В его обязанность входил отчет перед ландтагом о расходах предыдущего сметного года при внесении очередного бюджета, за которым, однако, не могла последовать отставка его членов, назначаемых и сменяемых только главой государства.

 Все германские конституции  включали ограниченный перечень  демократических прав и свобод  и не предусматривали правовых  гарантий их осуществления. Более  того, они содержали оговорки, которые  сводили провозглашенные права и свободы фактически на нет.

Так, например, в Конституции Баварии прямо устанавливалась цензура печати, а провозглашенное в Конституции Бадена равноправие баденцев соседствовало с многочисленными привилегиями дворянства, с особым сословным порядком создания верхней палаты и положением о нераспространении воинской повинности на «членов бывших владетельных фамилий» (ст. 10).

При этом в декларируемый  перечень прав и свобод входили свободы  совести, печати, передвижения и выбора профессии, неприкосновенность частной  собственности и личности, независимость  судей, право на рассмотрение уголовных  дел в обычных судах, запрет произвольных арестов.

Нужно отметить, что Конституции, давшие начало развитию германского конституционализма, стали одним из факторов, способствовавших медленному эволюционному превращению абсолютных монархий Германского союза в ограниченные, и открывали возможности для формирования либеральной оппозиции, что явилось первым серьезным достижением немецкой буржуазии в борьбе за политическую власть.

В 1848 г. в Германии было организована буржуазно-демократическая революция, важнейшей целью которой было достижение государственного единства Германии. Но в ходе революции демократические силы потерпели поражение. Хотя несмотря на это, революция не прошла бесследно. Во всех сферах общественной жизни Германии, и прежде всего Пруссии: в экономической, социальной, идеологической и политической, - произошли серьезные изменения. Отныне предприниматели могли пользоваться относительно либеральными законами о концессиях, о горной промышленности и особенно при создании акционерных обществ.  В 1850 г. вышли законы о выкупе крестьянами земли, которые либо отменяли еще не отмененные феодальные повинности, либо переводили их в категорию капиталистической ренты.

Также в 1850 г. в Пруссии была принята Конституция. Она состояла из 11 глав, в т. ч. " О короле", "О министрах", "О палатах".

Глава "О правах пруссаков" содержала немало демократических  положений: равенство всех перед  законом, неприкосновенность личности, жилища, свобода совести, отказ от цензуры и ограничений свободы  прессы, право на собрания и образование  обществ и т.д. Однако не было предусмотрено  гарантий реализации этих положений.

Главой государства был  прусский король, который обладал  правом законодательной власти, осуществляемой совместно с ландтагом. Также  он обладал единоличным правом высшей исполнительной власти, назначения и  отзыва министров, судей, членов верхней  палаты ландтага, правом объявления войны  и заключения мира, являлся верховным  главнокомандующим.

Парламент Пруссии (ландтаг) состоял из двух палат: палаты господ и палаты депутатов.

Палата господ  формировалась королем, а палата депутатов избиралась населением, разделенным на три курии соответственно сумме уплачиваемых ею налогов. Каждая из трех групп избирала одну треть состава нижней палаты ландтага и поэтому считалась равной другим в своих правах на правительство. Однако эти группы избирателей различались по численному составу, и фактически один голос избирателей первой курии приравнивался в разные годы к пяти, десяти, а то и к восемнадцати голосам избирателей третьей курии. Следовательно, первая курия имела преимущественное положение.

Однако сущность Конституции 1850 г. состояла не в том, чтобы в  данный момент или когда-либо в дальнейшем создать новую правительственную  систему, а в том, чтобы благодаря  трем вето — обеих палат и решающему  королевскому — помешать «произвольным  изменениям существующего положения».

Но, несмотря на это, в 1866г. началась война между Австрией и Пруссией, в результате которой был создан Северогерманский союз. В него вошли все северные, ряд западных и южно-немецких государств. Пруссия заняла в этом союзе господствующее положение. А победа Пруссии во франко-прусской войне 1870 г. окончательно укрепила ее гегемонию в Германском союзе и позволила получить пятимиллиардную контрибуцию на укрепление своей экономической и военной мощи.

В 1871 г. в Зеркальном дворце Версаля прусский король Вильгельм  I был провозглашен императором Германии. Объединение Германии было завершено.

В состав Германии вошло 25 земель (4 королевства:Пруссии, Баварии, Саксонии, Вюртемберга, 18 более мелких герцогств  и графств и 3 "вольных городов" - Любека, Бремена и Гамбурга).

В мае 1871 г. была принята Конституция  Германской империи. Согласно этой Конституции только империя обладала всей полнотой суверенитета: внешняя политика, руководство вооруженными силами, финансы, принятие законов и организация судопроизводства. В Конституции были закреплены господствующее положение Пруссии, приоритет ее голоса при решении всех наиболее важных проблем.

Главой государства являлся  кайзер, или император Германской империи. Им мог быть только прусский король. Император обладал обширными  полномочиями - от права объявлять  войну и заключать мир до издания  законов и созыва и роспуска парламента.

Делами империи управлял назначаемый императором и ответственный  только перед ним имперский канцлер. Рейхсканцлер назначал руководителей  всех ведомств, кроме военного и военно-морского, и руководил их деятельностью.

Высшими органами государственной  власти стали Союзный совет (бундесрат) и парламент (рейхстаг).

Союзный совет состоял  из представителей всех германских государств, входящих в империю. Руководил советом  представитель Пруссии, ей же принадлежала треть голосов Совета. Бундесрат  обладал значительными полномочиями: имел право принимать законы совместно  с рейхстагом и право самостоятельной  законодательной инициативы, выносить решения относительно административных предписаний и мероприятий, принимать  участие в назначении высших должностных  лиц, выполняя функции арбитра в  конфликтах между государствами, входящими  в империю; его согласие требовалось  при роспуске рейхстага. Но со временем фактические полномочия бундесрата сокращались.

Рейхстаг формировался на принципах народного представительства. Он имел право выработки и принятия законов, утверждения бюджета, утверждения договора, участия в разрешении конституционных споров между землями и т.д.

В конце XIX - начале XX века, в  связи с развитием различных  политических партий, германский рейхстаг становится одним из наиболее ярких  трибун политических споров.

§2.2 Германское гражданское уложение

Нужно сказать, что объединение Германии потребовало и унификации действующего права. Германия под воздействием законодательства Наполеона пошла по пути-кодификации своего права.

В 1876 г. было создано, а в 1900 г. вступило в действие Германское гражданское уложение (ГГУ) - кодификация гражданского права. В значительной мере оно базируется на римском праве.

Кодекс построен по так  называемой "пандектной" системе, в соответствии с которой общие для всех институтов нормы содержатся в общей части (первой книге). Кроме того, Уложение содержит еще четыре книги: вторая книга посвящена обязательственным отношениям, третья — вещному праву, четвертая — семейному праву и пятая — наследственному.

Отличительными чертами  Уложения являются отсутствие общих  юридических определений; очень  подробные параграфы, носящие описательный характер и содержащие множество  специальных юридических терминов; наличие так называемых каучуковых параграфов, ссылающихся на такие  понятия, как «добрая совесть», «добрые  нравы», имеющие моральное, а не правовое содержание. А также в ГГУ признается в качестве субъекта гражданского права юридическое лицо.

Германское гражданское  уложение называет два вида юридических  лиц:

    • ферейны (общества, союзы);
    • учреждения.

Информация о работе Законодательство древнего вавилона. Законы хаммурапи