Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 22:13, контрольная работа
Парижская Коммуна, по мнению многих исследователей, одна из наиболее героических страниц истории борьбы международного пролетариата за свое социальное и политическое освобождение. Несмотря на непродолжительность существования, Коммуна по праву заняла выдающееся место в истории революционного движения, воплотив в себе важнейшие черты государства диктатуры пролетариата[1].
1. Социально-экономическое законодательство Парижской Коммуны.
2. Разрешите казус:
Список литературы
Содержание
1. Социально-экономическое законодательство Парижской Коммуны.
2. Разрешите казус:
Список литературы
Парижская Коммуна, по мнению многих исследователей, одна из наиболее героических страниц истории борьбы международного пролетариата за свое социальное и политическое освобождение. Несмотря на непродолжительность существования, Коммуна по праву заняла выдающееся место в истории революционного движения, воплотив в себе важнейшие черты государства диктатуры пролетариата[1].
Впервые в истории Парижская Коммуна начала те глубокие политические и социально-экономические преобразования, задача осуществления которых неизбежно встает перед всякой пролетарской революцией.
Важнейшие практические шаги Коммуны получили правовое оформление, чем было полностью подтверждено на практике положение марксизма о необходимости государства диктатуры пролетариата и нового, социалистического права, новой законности в процессе революционного перехода от капитализма к социализму.
Почти все, что предпринималось Коммуной в политической и социально-экономической областях, было, так или иначе закреплено, провозглашено в ее декретах. Декреты Коммуны отражали не только политическое, но и правовое осознание действительности рабочим классом.
Революционное правосознание французского пролетариата выковывалось на баррикадах, составляя часть классового самосознания трудящихся. В период Коммуны впервые в истории правосознание революционного народа нашло воплощение в нормах права социалистического, типа. Свои представления о праве, о должном правовом регулировании общественных отношений французский пролетариат закрепил в четких формулах декретов, сделав их общеобязательными правилами поведения.
Выражая волю трудящегося населения Парижа, члены Коммуны поднимали на ее заседаниях острые, животрепещущие вопросы, нуждавшиеся в незамедлительном правовом урегулировании, во всемерной охране со стороны восставшего народа и специально созданных им органов, призванных обеспечивать новый революционный правопорядок. Наиболее полно правовые требования трудящихся Парижа находили свои отражения в наказах избирателей делегатам в Совет Коммуны[2]. Так, наказ избирательных собраний XIV округа предусматривал: принятие всеми депутатами императивного мандата;, немедленное избрание муниципальных делегатов для охраны общественного порядка; немедленное упразднение бюро благотворительности; уничтожение проституции; немедленная замена религиозных конгрегации свободными школами с исключительно светским образованием; упразднение существующих бюро по приисканию работы и создание бюро труда рабочих корпораций; выборы мирового суда со строго определенными правами и обязанностями.
Кроме того, кандидатам предлагалось добиваться в Совете Коммуны проведения реформ, включавших уничтожение бюджета культов и возвращение государству имущества, незаконно присвоенного церковью; бесплатное судопроизводство по гражданским и коммерческим делам; отмену конфискации движимого имущества должников; установление единого налога и прогрессивного поземельного налога; отмену всех монополий, привилегий и изъятий; замещение всех гражданских должностей по конкурсу и ответственность чиновников; введение бесплатного обязательного образования для лиц обоего пола; провозглашение права ассоциаций, немедленное упразднение постоянной армии.
Как видно из этого перечисления, требования, сформулированные в наказе, носили в основном общедемократический характер. Они еще не содержали развернутой программы социалистического переустройства общества. Парижская Коммуна была вынуждена начать строительство нового общества с полного и последовательного осуществления общедемократических преобразований, которое невозможно при капитализме.
Впрочем, эта задача встает перед всякой пролетарской революцией, так как в ходе ее должны быть не только осуществлены социалистические, но и доведены до конца буржуазно-демократические преобразования. Конечно, объем общедемократических задач, решаемых пролетарской социалистической революцией в различных странах, неодинаков. Он определяется степенью «завершенности» буржуазно-демократических преобразований в каждой конкретной стране.
Революционным правосознанием коммунаров охватывались не только такие воззрения, взгляды, убеждения, которые являлись социалистическими по своему характеру и были направлены ,прежде всего, против буржуазного правопорядка, но и такие, которые были ориентированы на устранение пережитков феодальных правовых отношений. Это нашло яркое проявление и в приведенном выше наказе. Одни требования, сформулированные в нем, как будет показано ниже, получили поддержку со стороны Коммуны, нашли отражение в декретах и тем самым составили программу ее деятельности, другие — не смогли быть реализованы в связи с кратковременностью существования Коммуны[3].
Например, 17 мая 1871 г. на обсуждение Коммуны был внесен проект декрета, в соответствии с которым подлежали отмене дворянские титулы, гербы/.ливреи, дворянские привилегии и все почетные отличия. Проект предусматривал, что пенсии, ренты, доходы, причитающиеся по ним, ликвидируются; упразднялись также всякого рода майораты. В связи с наступлением версальцев проект так и не успел приобрести силы декрета, равно как и обсуждавшиеся на том же заседании Коммуны проекты декрета о ликвидации деления детей на брачных и внебрачных и декрета о свободе бракосочетания. Однако сам факт их внесения на рассмотрение Коммуны весьма знаменателен. Он свидетельствует о ее решимости покончить с остатками феодальных порядков, сохранившихся, несмотря на радикализм Французской буржуазной революции. Характерно, что в отношении к этим последним наблюдалось полное единодушие членов Коммуны, последовательно выступавших за их немедленное упразднение.
В то же время в отношении отмены буржуазных законов Коммуна не всегда проявляла необходимую решительность. Правосознание идеологов Коммуны находилось в известной степени под влиянием буржуазного юридического мировоззрения, над ними еще тяготели вера в закон как выражение воли и интересов всей нации, сознание святости «демократических» норм капиталистического общества с его принципом формального равенства, с лозунгами буржуазно-демократических свобод, идеей общечеловеческой справедливости. Этим во многом объяснялись ошибки, допущенные Коммуной и ставшие для нее роковыми, в частности то, что Коммуна приняла явно недостаточные меры по ликвидации буржуазной собственности, не проявила необходимой твердости в борьбе с врагами революции.
Вовсе не случайно, поэтому у членов Коммуны не встретило поддержки предложение Г. Лефрансэ отменить в целях борьбы с версальцами все законы и декреты, касающиеся свободы буржуазной печати, свободы собраний и ассоциаций Реакционеры использовали права и свободы, предоставленные Коммуной, для саботажа ее мероприятий, для борьбы против всех ее начинаний. Лишь 18 мая Комитетом общественного спасения было принято постановление о закрытии десяти газет и журналов, враждебных Коммуне, и запрещении издания каких-либо новых газет и журналов впредь, до окончания гражданской войны[4].
Примечателен и тот факт, что формально Коммуна избиралась как муниципальный совет Парижа на основе закона 1849 г. о коммунальных выборах, подтвержденного ЦК Национальной гвардии.
Отношение коммунаров к дореволюционным законам можно проиллюстрировать также и следующими высказываниями делегата юстиции в ходе обсуждения Положения об обвинительном жюри на заседании 22 апреля: «У нас не было намерения устранить либеральные положения кодекса об уголовных делах 1810 г.»; «Надо... изменить драконовские предписания Уголовного кодекса. В проекте сохраняются все либеральные положения Уголовного кодекса, не противоречащие статьям декрета, который ставится на голосование».
Коммунары не имели ясного представления о том, что в период (революционной ломки старых общественных отношений классовая борьба уже не может развиваться в рамках буржуазной законности, что (пролетарская революция невозможна без ликвидации старого государственного аппарата и старой законности. Коммуна совершила пагубную ошибку, не действуя более решительно, не отметая более основательно старые буржуазные законы, стремясь оставаться на почве «законности» тогда, когда такой возможности уже не было.
Вместе с тем своими радикальными декретами Коммуна фактически в корне подрывала основы буржуазного правопорядка. Несмотря на субъективные воззрения отдельных членов Коммуны, ограниченность идеологической базы которых часто не позволяла им верно оценить те или иные факты, сделать из них необходимые выводы, Коммуна нащупывала в целом правильный путь, впервые решительно начав борьбу за социалистическое переустройство общества. Жизнь, революционное движение заставили Коммуну выйти за рамки буржуазной законности, и в той мере, в какой отбрасывалась буржуазная законность, преодолевалось и юридическое мировоззрение, терпели крах мелкобуржуазные доктрины ее идеологов.
Всей своей практической деятельностью Коммуна доказала правильность марксистского положения о том, что диктатура пролетариата не может ограничивать себя рамками буржуазной законности, не может оставаться на почве буржуазного правопорядка, а должна осуществить насилие над буржуазией, «экспроприировать экспроприаторов» вопреки законам, защищающим частную собственность буржуа..
Декреты Коммуны дают наиболее полное представление о правовых требованиях французского народа. «Соответственно тому, что в Коммуне заседали почти исключительно рабочие или признанные представители рабочих, и постановления ее отличались решительно пролетарским характером... Этот «решительно пролетарский характер» проявился, прежде всего, в декретах Коммуны, направленных на создание государственности нового исторического типа[5].
Величайшей заслугой Парижской Коммуны была первая увенчавшаяся успехом попытка создать новое, соответствующее интересам широких народных масс право. Выражая волю революционного пролетариата Парижа, это право было социалистическим по своему типу и таком качестве, обладало всеми характерными для последнего чертами. Конечно, за 72 дня существования Коммуны не могло быть создано сколько-нибудь законченной системы правовых норм. Декреты касались различных сторон общественных отношений, распространяясь на отдельные факты, носившие в основном эпизодический характер и вызванные зачастую особенностями борьбы с версальцами. Однако в этих декретах четко прослеживается основная линия ясно проступает их классовая направленность, отчетливо видно их coциалистическое содержание.
Несмотря на все свои недостатки, Коммуна представляла собой новый тип государства — государство диктатуры пролетариата, которое, начало отметать «отрицательные стороны буржуазного демократизма.., именно парламентаризм, как отделение законодательной власти от исполнительной».
Члены Коммуны не только законодательствовали, принимали на своих заседаниях правовые акты, но и должны были добиваться их исполнения, контролировать проведение их в жизнь. И это находило прямое отражение в соответствующих правовых актах. В частности, на ночном заседании Коммуны 30 марта был принят декрет, в соответствии с которым члены Коммуны были призваны осуществлять административное управление в соответствующих округах. Для ведения дел им разрешалось взять себе в помощь комиссию по своему выбору и под свою ответственность. Наблюдение за исполнением всех решений, декретов Коммуны возлагалось на делегатов каждого округа. Это был важный шаг в направлении приближения государственной власти к народу[6].
В отличие от всех буржуазных революций, лишь усовершенствующих государственную машину, Парижская Коммуна предприняла практические шаги по ее слому, замене новой, пролетарской властью. Декреты, направленные против буржуазного государственного аппарата, имели громадное историческое значение.
Прежде всего, была упразднена постоянная армия, которая заменялась национальной гвардией. В декрете от 29 марта говорилось: «Рекрутский набор отменяется; никакая вооруженная сила, кроме национальной гвардии, не может быть создана в Париже или введена в него; все пригодные к службе граждане входят в состав национальной гвардии»[7].
Специальным декретом от 29 марта Коммуна объявила недействительными и не имеющими законной силы приказы и сообщения, исходящие от версальского правительства или от его приверженцев. Всякий чиновник или служащий, который не подчинялся этому декрету, подлежал немедленному увольнению. Тем самым на территории Парижа были лишены юридической силы все акты, исходящие от контрреволюционной власти.
31 марта Коммуна приняла историческое решение о том, что заработная плата любых должностных лиц не может превышать 15 франков в день, а 1 апреля был издан специальный декрет об отмене высоких окладов служащих коммунальных учреждений и установлении для них вознаграждения на уровне заработной платы рабочего. Ранее, указывалось в мотивировочной части декрета, высшие должности в общественных учреждениях ввиду высоких окладов являлись предметом домогательства и раздавались по протекции, в истинно же демократической республике не должно быть места ни синекурам, ни завышенным окладам. В дополнение к этому декрету 19 мая по предложению Э. Вайяна было запрещено оплачиваемое совместительство.
2 мая Коммуна упразднила политическую и профессиональную присягу, обосновывая эту меру «нерациональностью и безнравственностью призыва в свидетели своих обязательств божества, существование которого, а следовательно, и влияние на человеческие дела, категорически отрицается наукой». Осуществляя все эти мероприятия, Парижская Коммуна на деле приступила к ликвидации государства, паразитировавшего на теле французского пролетариата.
23 апреля был издан декрет большой исторической важности — о превращении судебных приставов, нотариусов, комиссаров-оценщиков и регистраторов судов в официальных служащих Коммуны, которые получают определенное жалование и могут освобождаться от внесения залога. Все суммы, взыскиваемые за совершение актов, находящихся в их компетенции, они должны ежемесячно вносить делегату финансов, на которого возлагается исполнение декрета. Этим актом было ликвидировано судебное чиновничество, получавшее наряду с жалованьем доходы от своих должностей. Вместе с тем Коммуна провозгласила такие принципы судоустройства и судопроизводства, как «суд равных, выборность судей, свобода защиты» и приступила к претворению их в жизнь.
Коммуна нанесла удар и по церкви , одному из столпов буржуазного общества. Декрет от 2 апреля предусматривал отделение церкви от государства, отмену бюджета культов, объявил национальной собственностью имущество, принадлежавшее религиозным конгрегациям.