Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 22:13, контрольная работа
Парижская Коммуна, по мнению многих исследователей, одна из наиболее героических страниц истории борьбы международного пролетариата за свое социальное и политическое освобождение. Несмотря на непродолжительность существования, Коммуна по праву заняла выдающееся место в истории революционного движения, воплотив в себе важнейшие черты государства диктатуры пролетариата[1].
1. Социально-экономическое законодательство Парижской Коммуны.
2. Разрешите казус:
Список литературы
В соответствии с требованиями трудящихся Парижа Коммуна приняла ряд декретов, ознаменовавших начало важных социально-экономических преобразований.
Так, например, 15 апреля был издан декрет Коммуны о наложении секвестра на имущество приспешников империи и правительства 4 сентября, членов версальского правительства и собрания и о мерах наказания эмигрантов и дезертиров. Этот декрет, имевший яркую социальную направленность, к сожалению, так и не был проведен в жизнь, кроме части, перекрывавшейся декретом от 16 апреля, в соответствии с которым мастерские, брошенные хозяевами, бежавшими из Парижа, передавались в руки производственных ассоциаций, образованных из занятых в них рабочих. Декрет от 16 апреля, положивший начало подлинно социалистическим преобразованиям, встретил горячую поддержку пролетариата Франции[8]. Он предусматривал созыв рабочих синдикальных палат для учреждения комиссии по обследованию, имеющей целью: а) выявить брошенные мастерские, дать описание состояния, в котором они находятся, произвести инвентаризацию инструментов; б) представить доклад с изложением практических мер по скорейшему пуску этих мастерских силами рабочих, которые там заняты; в) разработать проект Устава рабочих кооперативных ассоциаций; г) учредить третейский суд, на который после возвращения хозяев возлагалось определение условий окончательной передачи мастерских рабочим обществам и размера возмещения, который эти общества обязаны уплатить хозяевам.
Громадный интерес представляет и Устав Луврских оружейных мастерских, внесенный на одобрение Парижской Коммуны рабочими этих мастерских. Он содержал ряд норм о рабочем контроле, осуществляемом Советом, который имел право знакомиться со всеми внешними и внутренними операциями, требовать, когда он найдет это необходимым, представления всех книг. Совету принадлежала решающая роль в наборе рабочих, их увольнении, разрешении в исключительных случаях сверхурочных работ и т. п.
10 апреля Коммуна приняла декрет о пенсиях семьям национальных гвардейцев, убитых на войне. Согласно этому декрету на ребенка и жену погибшего пенсия устанавливалась в твердой сумме — соответственно 365 и 600 франков; родственникам по восходящей линии, которые докажут, что умерший являлся для них необходимой опорой, пенсия должна была определяться пропорционально их нуждам в пределах от 100 до 800 франков на человека. Характерно, что документы, нужные для оформления пенсии, выдавались бесплатно и освобождались от гербового сбора.
17 апреля Коммуна издала декрет о сроках платежей, по которому погашение всякого рода долгов, обусловленных сроком (платежных обязательств, приказов об уплате, векселей и т. п.), должно было производиться с рассрочкой на три года без начисления процентов на эти долги. Кроме того, Коммуна приняла декрет о безвозмездной выдаче заложенных в ломбарде предметов первой необходимости (мебели, одежды, белья, постельных принадлежностей, книг, орудий труда) при сумме залога до 20 франков
Важное значение, имел и декрет о реквизиции жилых помещений от 24 апреля, в соответствии с которым все пустующие квартиры подлежали реквизиции и должны были предоставляться в распоряжение жителей бомбардируемых кварталов.
Постановлением исполнительной комиссии от 27 апреля Коммуна запретила произвольные штрафы и незаконные вычеты из заработной платы рабочих и служащих. Все штрафы и вычеты, произведенные под видом наказаний с 18 марта, подлежали возмещению в 15-дневный срок. Всякие нарушения данного постановления должны были караться в судебном порядке.
Коммуна запретила ночной труд в пекарнях. С 5 мая рабочий день здесь должен был начинаться не ранее 5 часов утра. Кроме того, было принято специальное постановление о том, что хлеб, выпеченный ночью, подлежит конфискации и должен раздаваться нуждающимся.
4 мая Коммуна рассматривала предложение реквизировать после инвентаризации и возмещения убытков владельцам все крупные мастерские, орудия производства, сырье, конторы и помещения. Эти мастерские должны были временно передаваться рабочим ассоциациям, которые заявят на них требование. Все заказы на поставки Коммуне надлежало передавать рабочим ассоциациям, которым открывался необходимый кредит для этих целей. К сожалению, Коммуна так и не успела утвердить данный проект.
По решению Коммуны от 13 мая во всех контрактах, которые впредь, как правило, следовало заключать непосредственно с рабочими корпорациями, нужно было предусматривать минимум заработной платы рабочим и работницам[9].
Уже этих фактов достаточно, чтобы понять социальную направленность и оценить радикальность декретов, юридически оформлявших коренные преобразования в различных областях общественной жизни, начатые Коммуной.
Каким бы кратковременным ни было ее существование, Коммуна успела дать множество конкретных уроков в различных областях, включая правотворчество. Эти уроки касаются не только содержания правовых актов, их классового характера, но и организационных форм их разработки и принятия.
В деятельности Коммуны наметились основные принципы социалистического правотворческого процесса, прежде всего такие, как демократизм, гласность, публичность, интернационализм, без чего немыслимо создание пролетарского по своему существу права; стали складываться важнейшие организационные формы деятельности подлинно представительных органов по разработке и принятию нормативных актов; вырабатываться некоторые правила законодательной техники, призванные обеспечить в первую очередь ясность и доходчивость правовых предписаний, издаваемых пролетарской властью.
Характерно, что многие декреты возникали непосредственно по инициативе трудящихся Парижа, по их предложениям, высказываемым различных клубах, секциях Интернационала, на собраниях. Создавая нормы, которым суждено было стать прообразом права социалистического типа, Коммуна в своей правотворческой деятельности использовала различные формы связи с народом, видя в этом источник своей силы, залог правильности и обоснованности принимаемых решений.
Как подлинно демократическое правительство Парижская Коммуна чутко прислушивалась к голосу широких народных масс, стремясь поддержать инициативу, исходящую снизу, использовать в своей правотворческой практике наиболее интересные и обоснованные проекты. (Генеральный секретарь Исполнительной Комиссии А. Бриссак сообщал 26 апреля секретарю Коммуны: «Мы получаем ежедневно, устно и письменно, большое количество предложений, то индивидуальных, то принятых в клубах или в секциях Интернационала. Это часто отличные предложения, и их следовало бы представлять на рассмотрение Коммуны... Было бы настоятельно необходимо назначить комиссию для рассмотрения этих предложений, которые Коммуна могла бы использовать». Коммуна не успела решить вопрос о создании такой комиссии. Поэтому все проекты, выдвигавшиеся трудящимися Парижа и их объединениями, поступали в Президиум Совета Коммуны, а затем передавались на рассмотрение соответствующей комиссии и вносились на обсуждение и утверждение Совета[10].
Чтобы выявить мнение рабочих обществ, а также заинтересованных организаций, Коммуна в некоторых случаях согласовывала с ними отдельные проекты декретов. Так, 31 марта было принято решение, в котором отмечалось: «Учитывая настоятельную необходимость разрешить вопрос о сроках платежей и желая принять по этому поводу такое постановление, которое примирило бы интересы всех сторон, Коммуна приглашает рабочие общества и синдикальные палаты .торговли и промышленности представить в письменном виде до 10 апреля в Комиссию труда и обмена свои соображения и все сведения, которые они сочтут полезными». Таким образом. Коммуна добивалась принятия наиболее правильных решений по важнейшим вопросам.
23 апреля делегат просвещения Э. Вайян издал циркуляр, предлагавший «всем, кто изучал вопросы всестороннего и профессионального образования, поделиться с комиссией своими мнениями и проектами». Из таких лиц и была создана особая комиссия по организации обучения.
Таким образом, в период Парижской Коммуны начали складываться основные организационные формы непосредственной связи пролетарского государства с широкими народными массами в процессе создания правовых норм, получившие дальнейшее развитие после Октября в практике Советского государства, а затем и других социалистических стран. Приведенные выше примеры со всей очевидностью показывают, что Парижская Коммуна воплотила в себе черты подлинного демократизма, характерного для государства нового исторического типа.
Эти же черты пронизывают всю деятельность Совета Коммуны по разработке и принятию актов правового характера. Принимая важнейшие исторические решения, Коммуна стремилась обеспечить ясность и доходчивость своих декретов.
Так, при обсуждении проекта декрета о превращении судебных приставов, нотариусов, комиссаров-оценщиков. и регистраторов суда в официальных служащих Коммуны И. Клеманс ввиду важности декрета внес предложение предпослать ему специальную мотивировочную часть, в которой подчеркнуть его революционный характер. О. Верморель также считал, что необходимо изложить мотивы принятия декрета: «Публика всегда будет думать, что мы издаем чрезвычайные декреты, и не будет отдавать себе отчета в политических и социальных реформах, которые провозглашаем. Я хотел бы—сказал он,— чтобы этот проект, первый действительно революционный проект, получил такую широкую огласку, которой он заслуживает». Это предложение было принято.
Все сказанное приводит к выводу, что в период Парижской Коммуны зародились подлинно демократические принципы организации правотворческой деятельности органов государственного аппарата, вырабатывавшиеся историческим творчеством французского пролетариата, но имеющие далеко не узконациональное значение.
Несмотря на многообразие организационных форм правотворчества, исторически сложившихся в различных социалистических государствах, у всех у них есть нечто общее, что объясняется единой классовой сущностью этих государств, единством тех целей и задач, которые стоят перед ними.
Историческое значение Парижской Коммуны состоит не только в том, что впервые в истории было создано государство и право социалистического типа, была выявлена одна из возможных форм государства диктатуры пролетариата, но и в том, что были выработаны и опробованы важнейшие организационные формы деятельности такого государства.
Вдова английского эрла Сара Донован, владеющая доставшимся ей по наследству значительным по размеру поместьем, которое ее покойный супруг получил за службу от короля, отказала герцогу Мальборо в его просьбе о заключении брака, мотивируя свой отказ тем, что она не имеет на то согласия короля. Герцог попытался угрозами принудить вдову к браку. Она обратилась с петицией к королю. Как решится дело по «Великой Хартии Вольностей»? Какое решение принял бы по этому делу Суд Святого престола в г. Риме? (со сносками)
Решение
Согласно пункту 7 и 8 Великой Хартии Вольностей, 7. «Вдова после смерти мужа своего немедленно же и без всяких затруднений пусть получает приданое и свое наследство и пусть ничего не платит за свою вдовью часть или за свое приданое, или за свое наследство, каковым наследством муж ея и сама она владели в день смерти мужа, и пусть остается в доме своего мужа в течение сорока дней после смерти его, в течение которых ей будет выделена ея вдовья часть»[11].
8. «Никакая вдова не должна быть принуждаема к браку , пока желает жить без мужа, так, однако, чтобы представила ручательство, что не выйдет замуж без нашего соглаея, если она от нас держит, или без согласия своего сеньера, от котораго она держит, если она от кого-либо другого (а не от нас) держит»[12].
Суд святого престола не может одобрить брак, если существует траур по супругу или развод. Новый брак не может быть заключен, пока не прошли 10 месяцев с окончания прошлого брака.
1. Антонова, Л. И., Явич, Л. С.,д-р юрид. наук. Парижская Коммуна : Проблемы правосознания и правотворчества /Л. И. Антонова, Л. С. Явич.//Правоведение. -1971. - № 1. - С. 15 - 25
2. Великая хартия вольностей 3 215г.//Документы по истории зарубежных стран. Под ред. Н.Л. Крашепииковой. - М., 1987
3. Государство и право Парижской Коммуны. М: Юрид.лит.1971.
4. Молок А.И. Хрестоматия по истории Парижской Коммуны. М: Высшая школа.1976.
5. Протоколы заседаний Парижской Коммуны, т. I. M., Изд. АН СССР, 1959, стр. 78 (Протоколы, т. I).
6. Протоколы заседаний Парижской Коммуны, т. II. М.. Изд. АН СССР, 1960, стр. 308, 318 (Протоколы, т. II).
7. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. / Под ред. К.И.Батыра и Е.В.Поликарповой. –Ч.2. М. 2006.
8. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Новое и новейшее время) / Сост. Н.А.Крашенинникова. –М: Норма. 2007.
19
[1] Государство и право Парижской Коммуны. М: Юрид.лит.1971
[2] Государство и право Парижской Коммуны. М: Юрид.лит.1971
[3] Антонова, Л. И., Явич, Л. С.,д-р юрид. наук. Парижская Коммуна : Проблемы правосознания и правотворчества /Л. И. Антонова, Л. С. Явич.//Правоведение. -1971. - № 1. - С. 15 - 25
[4] Антонова, Л. И., Явич, Л. С.,д-р юрид. наук. Парижская Коммуна : Проблемы правосознания и правотворчества /Л. И. Антонова, Л. С. Явич.//Правоведение. -1971. - № 1. - С. 15 - 25
1. [5] Антонова, Л. И., Явич, Л. С.,д-р юрид. наук. Парижская Коммуна: Проблемы правосознания и правотворчества /Л. И. Антонова, Л. С. Явич.//Правоведение. -1971. - № 1. - С. 15 - 25
[6] Антонова, Л. И., Явич, Л. С.,д-р юрид. наук. Парижская Коммуна: Проблемы правосознания и правотворчества /Л. И. Антонова, Л. С. Явич.//Правоведение. -1971. - № 1. - С. 15 - 25
[7] Протоколы заседаний Парижской Коммуны, т. I. M., Изд. АН СССР, 1959, (Протоколы, т. I).
[8] Протоколы заседаний Парижской Коммуны, т. I. M., Изд. АН СССР, 1959, (Протоколы, т. I).
[9] Протоколы заседаний Парижской Коммуны, т. II. М.. Изд. АН СССР, 1960, (Протоколы, т. II).
[10] Протоколы заседаний Парижской Коммуны, т. II. М.. Изд. АН СССР, 1960, (Протоколы, т. II).
[11] Великая хартия вольностей 3 215г.//Документы по истории зарубежных стран. Под ред. Н.Л. Крашепииковой. - М., 1987
[12] Великая хартия вольностей 3 215г.//Документы по истории зарубежных стран. Под ред. Н.Л. Крашепииковой. - М., 1987