Западники и славянофилы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 18:15, контрольная работа

Описание

Целью данной работы было поставлено изучить проблему западничества и славянофильства, выявить наиболее ярких представителей этих течений. Изучить отношения этих людей к тогдашней реальности, религии, в контексте отношения к русской истории, и на фоне всего этого рассмотреть их мнение о возможных путях развития России и её судьбе. А также показать актуальность вопроса о выборе между западничеством и славянофильством, в наши дни.

Содержание

1.Введение
2.Исторические и идейные взгляды западников и славянофилов
3.Проекты преобразования государственного устройства и экономики.
4.Социально- культурные программы
5.Заключение.
6.Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

история.doc

— 301.00 Кб (Скачать документ)

Политико-экономические  и цивилизационные трения неизбежны, а в условиях потери взаимопонимания и материальных тягот отчуждение рискует прийти достаточно быстро.

Подводя итоги  этой главы, посвящённой рассмотрению реального положения дел, хочется  сказать

Будущее невозможно выстроить в одной плоскости, слишком сложен наш мир. В целях  прояснения перспектив есть смысл выделить крайние точки, зафиксировать экстремальные тенденции.

Первый вариант  развития отношений между Россией  и Западом, возглавляемым Соединенными Штатами, видится как торжество  западной, прежде всего американской, русофобии и российского западничества. Россия никак не реагирует, не предпринимает специальных инициатив, соглашается на все действия мирового региона-лидера, передоверяет фактически свою безопасность другим, этот путь соответствует идеализму многих западников, он не требует дополнительных усилий и лишних затрат. Возможно он соответствует менталитету части общества.

Второй вариант  развития российско-американских, российско-западных отношений предполагает отторжение России в северную и северо-восточную  Евразию. НАТО, таможенные барьеры и визовые запреты встали на пути России в западный мир и ей приходится устраивать свою судьбу собственными усилиями, как мобилизуя оставшееся влияние в рамках СНГ, так и за счет поиска союзников вне элитного западного клуба - прежде всего в Азии, в мусульманском, индуистском и буддийско-конфуцианском мире.

Отторгнутая Западом  Россия укрепит связи с жаждущими  военного сотрудничества Ираном, Ираком и Ливией, но глобально будет строить  союз с Китаем, допуская товары китайской  легкой промышленности на российский рынок, модернизируя тяжелую и военную промышленность своего крупнейшего соседа, чей ВНП через пятнадцать лет превзойдет американский. Такое сближение "второго" и "третьего" миров создаст новую схему мировой поляризации при том, что больше половины мировой продукции будет производиться не в зоне Северной Атлантики, а на берегах Тихого океана, где ожесточенная Россия попытается создать из Приморского края свою Калифорнию.

Главная цель этих недвусмысленных усилий по расширению НАТО заключается в том, чтобы показать серьезность обеспокоенности страны, на чей суверенитет многократно посягали в ее истории, в том числе и в XX веке. "Расширители" НАТО должны будут подумать о негативных последствиях пренебрегающего интересами России шага. Шага неспровоцированного, вызывающего. Шага, который Запад жестко делает, вопреки ясно выраженной озабоченности России, не принимая многочисленных компромиссных предложений Москвы, не щадя ее национальную гордость, заведомо отсекая российские аргументы как незрелые. Пусть Запад взвесит плюсы и минусы введения в свое лоно трех-четырех держав, которые уже и без того находятся в западной зоне влияния. Если, скажем, Франция не считает свое членство в Североатлантическом союзе достаточной гарантией своей безопасности и параллельно развивает ядерные силы, то почему Россия, двукратная спасительница Франции в нашем веке, должна положиться на судьбу, не раз ее подводившую?

Отторгнутая Западом  Россия укрепит связи с жаждущими  военного сотрудничества Ираном, Ираком и Ливией, но глобально будет строить союз с Китаем, допуская товары китайской легкой промышленности на российский рынок, модернизируя тяжелую и военную промышленность своего крупнейшего соседа, чей ВНП через пятнадцать лет превзойдет американский. Такое сближение "второго" и "третьего" миров создаст новую схему мировой поляризации при том, что больше половины мировой продукции будет производиться не в зоне Северной Атлантики, а на берегах Тихого океана, где ожесточенная Россия попытается создать из Приморского края свою Калифорнию.

Реализм диктует, что драма "или-или" - довольно редкое явление в истории. Третий вариант менее экзотичен и  более реалистичен. Сценарий компромисса  базируется на идее договоренности с  Североатлантическим Союзом, обеспечивающей определенные смягчающие условия его распространения на восток. Обязательной задачей российской дипломатии становится изучение возможностей заключения между Россией и НАТО особого соглашения или договора, предваряющего, обусловливающего или, в крайнем случае, дополняющего расширение альянса на Восток.

Задача российской дипломатии состоит в том, чтобы  реализовать идею создания такой  системы европейской безопасности, в которой взаимозависимыми элементами могли бы стать Россия-НАТО-европейские  институты. 

Усеченная, замиренная Россия в границах 1992 года будет постепенно терять рынки в соседних странах, международное влияние и даже исконную любовь 25 миллионов зарубежных русских, отверженных в странах своего проживания. Россия перестанет быть одним из бастионов мировой науки, она станет бедным потребителем второсортных товаров из Европейского Союза, превращаясь постепенно из субъекта в объект мировой политики. Скорее всего, очевидцы не ощутят драмы: погружение будет медленным и смягченным западной благотворительностью. Но определенно закроется петровская глава русской истории. Не Амстердам, а Манила станет ее аллегорическим будущим.

Идея быть вместе с Западом или против него - заглавная  тема нашей истории. Наши предки испытали оба пути, они так или иначе  делали свой выбор. Теперь этот выбор предстоит сделать нам, и, похоже, что это будет последний выбор. Ибо скорость научно-технической революции такова, что, опоздав к экспрессам "Североатлантический" и "Восточноазиатский", мы рискуем в лучшем случае стать Бразилией, а в худшем Индией. Обе эти страны имеют право на уважение, но обе они смотрят в хвост улетающим в будущее экспрессам, и не они будут определять судьбу грядущих поколений. 
 
 

                                                  Заключение

 

Подводя итоги  можно сказать, что ранних славянофилов отличали: во-первых, идеализация в той или иной мере древнерусского быта и связанная с ней патриархально-утопическая теория общества, исходящая из того, что оно должно строиться по типу семейных отношений, ибо его истинной основой является семья. Во-вторых, вытекающая из данной идеализации вера в то, что спасение России заключается в возвращении, к ее исконным началам, сохранившемся в народных воззрениях и в быту простого народа; кроме того, также мысль о том, что все проблемы и недостатки современного славянофилам российского общества в большей или меньшей степени обязаны своим происхождением прозападным петровским реформам. В-третьих, учению славянофилов была присуща определенная система религиозных воззрений, тесно связанных с социально-политическими. Славянофилы были сторонниками самодержавия как своеобразной и характерной черты русского общества, противостоящего западному абсолютизму.

Что касается западников, то вопреки широко распространенным предрассудкам, родоначальники «западничества» были ничуть не меньшими патриотами, чем «славянофилы» («русофилы»). Просто они были «другого рода» патриотами. В 1864 году Герцен так отвечал славянофилу Ю. Самарину на обвинения в не патриотизме: «Любовь наша (к народу русскому) — не только физиологическое чувство племенного родства, основанное исключительно на случайности месторождения, она, сверх того, тесно соединена с нашими стремлениями и идеалами, она оправдана верою, разумом, а потому она нам легка и совпадает с деятельностью всей жизни».

Относительно  неославянофилов можно сказать, что в целом их общая концепция  не изменилась, хотя и приняла современные  формы. А вот про неозападников  такое сказать нельзя, по замечаниям современников, Неозападники не имеют  ничего общего с «теми западниками, которые были истинными патриотами России».

Что касается остальных  тем рассмотренных в данной работе, то все основные выводы уже были сделаны ранее.

На последок, хочется отметить, что изучая данную тему, я заметил некоторую странную закономерность, а именно большинство авторов (как мне показалось), придерживаются большей частью славянофильской точки зрения. Что касается славянофилов и западников XIXвека, то тут можно увидеть довольно объективную оценку, как тех, так и других. А вот что касается текущего времени, то даже ища материал о неославянофилах, я большей частью наталкивался на критические статьи. Хочется сказать, что такая тенденция в русском обществе довольно опасна, т. к. в отсутствие хорошей оппозиции страна может легко сделать неправильный выбор.

Что касается XIX века, то там оппозиция была, и в принципе, как утверждают многие авторы, на всех направлениях победили западники. Западники же победили и в конце истории Советского Союза, но как мы видим ничем хорошим не во внешней не во внутренней политики Россия сейчас похвастаться не может. Поэтому становится понятной столь насыщенная «славянофильственность» в современных взглядах. Единственное, что хочется от себя заметить, так это то, что ничего хорошего мы точно не добьёмся, если будем кидаться из стороны в сторону.

Что касается моих собственных взглядов, то в отношении  духовности они более близки к  славянофилам. А в отношении  внешней политики я могу сказать лишь то, что я сторонних решительных мер, потому что если мы и дальше будем питаться только нефтедолларами мы не только задеревенеем, но и сгниём. Относительно культуры я считаю, что стоит прекратить столь интенсивное вливание западной культуры (которая ни что иное, как порнография) в Россию.

Заканчивая скажу, что я надеюсь, что наш выбор  будет правильным, что я искренне верю и надеюсь в будущее могущество и силу великой Руси.

 

                       

                                       Список литературы

 

1. Барабаш Ю.Я.  Гоголь. Загадка «Прощальной повести»  М. 1987 г.

2. Белинский  В. Г., Статьи и рецензии, т. I, М 1984 г.

3. Белинский  В. Г., Избранные философские сочинения  М. 1984 г.

4. Бердяев Н.А.  Судьба России. – М., 1990

5. Герцен А.  И. Собр. соч. В 30-ти тт. М.: Наука, 1954-1960 г., т.2

6. Философский  энциклопедический словарь./Редкол.: С.С. Аверинцев и др. - 2-е изд. - М.: Сов.энциклопедия, 1989 г.

7. Замалеев А.Ф.  Курс истории русской философии.  Учебное пособие для гуманитарных вузов. - М.: Наука, 1995 г..

8. Володин А.  Проблема «Западничества». Как  она видится нам сегодня?// Свободная  мысль, № 7-8, 1994 г.

9. Володин А.  «Бедная русская мысль»//Свободная  мысль, 1992 г., № 5.

10. Соловьев В.  Западники, западничество. «Энциклопедический словарь» Брокгауза и Ефрона. Т. 12 (23). СПб., 1894 г., стр. 244.

11. Михайловский  Н. К. Соч. В 6-ти тт. Т. 3. СПб., 1888 г.

12. И. В. Кириевский. Полное собрание сочинений, М 1973 г.

13. Лосский Н.  О. Л 79 История русской философии.  Пер. с англ. — М.: Советский писатель, 1991

14. Хомякова статья "О возможности русской художественной  школы", 1848 г.

15. Молчанов Н.Н.  Дипломатия Петра Первого. М., 1986 г.

16. Уткин А.  И. Вызов Запада и ответ России, РГИУ 2004 г.

17. Устрялов Н.В.  «Политическая доктрина славянофильства», ХАРБИН 1926 г.

18 Федотов Г.  П. Судьба и грехи России.Т.2.М.1992 г.

19. Тойнби А.  Постижение истории. М., 1991 г.

20. Чаадаев П.Я.  Полн. собр. соч, М. 1961 г.

21. Философский  энциклопедический словарь./Редкол.: С.С. Аверинцев и др. - 2-е изд. - М.: Сов.энциклопедия, 1989 г.

22. Шпенглер О.  Закат Европы. Очерки морфологии  мировой истории. - Т. 2. - М., 1998

23. Элбакян Е.  С. Славянофилы и религия: век  минувший и век нынешний.// Кентавр,  №  , 1997 г.

Информация о работе Западники и славянофилы