Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:34, реферат
Цель: Подробно рассмотреть поставленные вопросы. И благодаря им, сделать вывод о том, а как же зародилась славянская народность.
Задачи: Найти аргументы к поставленным вопросам.
Обоснование выбора темы ……………………………………………………………………….. 3-4
Цели и задачи……………………………………………………………………………………………4
Первоначальное расселение и формирование ветвей славянства………………………………….. 5-6
Три ветви славян: Южные………………………………………………………………………………………………… 7-8
Западные ……………………………………………………………………………………………… 8- 9
Восточные……………………………………………………………………………………………… 9
Появление государственности…………………………………………………………………………. 10
Великое переселение………………………………………………………………………………. . 10-14
Заключение……………………………………………………………………………… 15
Западные славяне
В состав
западных славян входили три основные
группы племен: польская, чешская и
полабско-прибалтийская. Последняя
группа состояла из ряда племен, живших
по реке Лабе -(Эльбе) и группировавшихся
в союзы сербо-лужицкий, лютицкий и бодрицкий,
а также славян прибалтийских, или поморян,
живших в местности, которая впоследствии
получила у немцев название Померании,
Чехо-моравские племена жили в бассейне
рек верхней Эльбы, Влтавы и Моравы, а польские
племена населяли бассейн Вислы и Варты.
Первоначально западные славяне жили
родовым строем, расселяясь деревнями
и окружая свои укрепленные пункты - гроды,
или грады, - стенами. Хозяйственной единицей
являлась большая семья - ополье, образуя
домашнюю общину во главе со старейшиной.
Такие большие семьи объединялись в роды,
во главе которых стояли родовые старейшины-владыки,
господари. Роды объединялись в племена,
во главе со старейшинами, или жупанами,
которые решали дела племени совместно
с племенным вечем. Из среды жупанов выделялся
- князь, военный предводитель племени;
около князя начинала собираться дружина.
При образовании союзов племен князь наиболее
сильного племени становился князем всего
союза.
В VII-IX вв.
н. э. у западных славян идет процесс
разложения родового строя. Родовая
община превращается в сельскую общину,
в которой кровные связи
В результате развития частной собственности
на землю начинают складываться более
крупные хозяйства представителей родовой
знати, применяющие труд рабов, хотя рядом
с ними сельская об- щина продолжает еще
долго сохраняться (в Польше и Чехии - до
XIII в.). Крупные землевладельцы начинают
постепенно закрепощать свободных общинников.
Родовые старейшины, избиравшиеся первоначально
на вечах, складываются постепенно в наследственную
знать - жупанов или панов, владык и князей.
По мере роста и укрепления этой племенной
знати идет упадок старинного народного
веча. Власть переходит к совету представителей
знати. Особенно большое значение приобретает
такая знать в Поморье. Таким образом,
постепенно складывается государство,
защищающее интересы господствующего
класса.
Восточные славяне.
Восточные славяне
- население, говорящее сейчас на русском,
украинском и белорусском языках. В раннем
средневековье, до образования отдельных
народностей, восточные славяне составляли
единую древнерусскую народность, для
которой были характерны общий язык и
однородная материальная и духовная культура.
Славянские древности V-VII вв. выделяются
среди прочих европейских по специфической
лепной керамике, характеру домостроения
и отчасти - погребальной обрядности. Крупнейшая
из племенных группировок этого периода
характеризуется керамикой типа Прага-Корчак,
представленной высокими горшками с усеченно-коническим
туловом, слегка суженным горлом, коротким
венчиком и наибольшим расширением в верхней
части сосуда. Распространены квадратные
в плане наземные постройки с полами из
деревянных плах и в некоторых южных районах
- полуземляночные жилища.
Появление государственности.
Появление государственности у славян относится к VII—IX векам. Датой основания Болгарского государства (Первое Болгарское царство) считается 681г. Хотя в конце X века Болгария попала в зависимость от Византии, как показало дальнейшее развитие, болгарская народность к этому времени уже обрела устойчивое самосознание. Во второй половине VIII — первой половине IX вв. происходит становление государственности у сербов, хорватов, словенцев. В IX веке складывается древнерусская государственность с центрами в Старой Ладоге, Новгороде и Киеве (Киевская Русь). К IX — началу X вв. относится существование Великоморавской державы, имевшей большое значение для развития общеславянской культуры, — здесь в 863г. началась просветительская деятельность создателей славянской письменности Константина (Кирилла) и Мефодия, продолженная их учениками (после разгрома православия в Великой Моравии) в Болгарии. В пределы Великоморавского государства в пору его наивысшего расцвета входили Моравия, Словакия, Чехия, а также Лужицы, часть Паннонии и словенских земель и, по-видимому, Малой Польши. В IX веке возникает Древнепольское государство. Одновременно протекал процесс христианизации, причём большинство южных славян и все восточные славяне оказались в сфере греко-православной церкви, а западные славяне (включая хорватов и словенцев) — римско-католической
Великое
переселение.
Результатом
широкого расселения славян стали членение
единого славянского этноса на отдельные
народности и дифференциация праславянского
языка на отдельные славянские языки.
Формирование народностей протекало в
разных местах славянского ареала неодинаково.
Так, сербы, хорваты, карантанцы, сорбы
и лужичане складывались на основе крупных
племенных образований предшествующего
времени; чехи - путем объединения небольших
родственных племен при главенствующей
роли одного из них. Становление болгар
стало результатом синтеза разноплеменного
славянства с расселившимися в его среде
болгарами-тюрками. Самые крупные раннесредневековые
славянские народности - польская и древнерусская
- складывались в условиях интеграции
различных племенных образований праславян.
Древнерусская народность включала
в себя несколько разнодиалектных племенных
образований славян и ассимилированное
местное население Восточно-Европейской
равнины. Одним из явлений, активно способствовавших
интеграции восточного славянства, была
миграция славян из Дунайского региона.
Она относится уже к тому времени, когда
Восточно-Европейская равнина была освоена
славянами. Началась она еще в VII - VIII веках,
а наиболее крупный прилив дунайских переселенцев
имел место в VIII - IX веках и продолжался
еще в начале X века. Проникновение славян
из Дунайских земель было многоступенчатым
процессом, переселения осуществлялись
более или менее крупными группами и затронули
все восточно-славянские земли. Отлив
славян с Дуная в Восточную Европу отразился
в русском фольклоре и обрядности, а также
в летописях.
Весьма существенным моментом объединения
славянских племен Восточной Европы в
единый этнос было формирование военно-дружинного
сословия, впитавшего представителей
разных племен, в том числе скандинавов-варягов
и финнов. Древнерусская дружина стала
основным элементом государственного
управления на Руси, она участвовала в
сборах податей и осуществляла местную
судебную власть. Определенную роль в
интеграции славянского населения Восточной
Европы принадлежит и развивающимся торговым
связям. Славянские земли пересекли два
международных водных пути - "из варяг
в греки" и Волжский путь в страны Востока.
Огромнейшая роль в становлении древнерусской
народности принадлежит городам и их обитателям
- городскому сословию. К XII веку на Руси
насчитывалось более 220 городов, а в начале
XIII столетия их число превысило 300. Городское
население было своеобразным новообразованием,
составленным из разных племен. В условиях
города прежние региональные различия
стирались, создавалось единое население
с единой городской культурой, оказывавшей
нивелирующее влияние и на сельские округи.
В укреплении древнерусской народности
несомненную роль сыграло и христианство,
но определяющим стало создание и упрочение
единого государства. Государственная
власть осуществляла свои функции на всей
территории Руси, не считаясь с прежним
племенным строением. Определяющую роль
Древнерусского государства в развитии
единого восточно-славянского языка подчеркивал
еще академик А.А.Шахматов.
Летописи и памятники XI - XII веков свидетельствуют,
что на первых порах руссами именовали
себя военно-служилое и церковное сословие,
но очень скоро Русью, русскими людьми
стали считать себя и широкие слои населения
всего Древнерусского государства. Вопрос
и происхождении этнонима "русь"
остается дискуссионным. С одной стороны,
в Днепровско-Донском регионе существовало
славянское племя русь, и это имя в Древней
Руси могло распространиться на всю территорию
восточного славянства. Об этом, кажется,
говорит и "Повесть временных лет".
В 882 году Олег, организуя поход из Новгорода
в Поднепровье, берет в свое войско "мнози
варяги, чюдь, словени, мерю, весь, кривичи"
(руси в дружине не было). И только после
того, как Олег утвердился в Киеве, "варязи
и словени и прочи прозвашася русью".
С другой стороны, та же летопись сообщает,
что в 862 году "русь, чюдь, словени и кривичи
и вси" решили пригласить князей из-за
моря и обратились "к варягам, к руси".
"И от тех варяг прозвася Русская земля".
Племени русь в Скандинавии никогда не
было, западные финны так называют шведов.
Отсюда распространенная в литература
гипотеза, что русью первоначально звались
варяги, затем представители дружинного
сословия независимо от этноса, и на следующей
стадии этот термин был перенесен на всех
жителей Древней Руси.
Древнерусская народность была вполне
сформировавшейся этноязыковой общностью.
Во второй половине XIII - XIV веков восточно-славянская
территория оказалась политически раздробленной,
но единство древнерусского этноса сохранялось
еще некоторое время, о чем свидетельствуют
летописи и хроники того времени. Однако
интеграционные процессы были прерваны,
возобладали иные тенденции: началось
становление отдельных языковых образований
- русского, украинского и белорусского.
В конце 18 – начале 19 в. быстрый рост национального самосознания практически у всех ранее угнетенных славянских народов выразился в стремлении к национальной консолидации, вылившись в борьбу за сохранение и распространение национальных языков, создание национальных литератур (т.н. «славянское возрождение»). Начало 19 в. положило начало и научному славяноведению – исследованию культур и этнической истории южных, восточных, западных славян.
Со второй половины 19 в. стало очевидным стремление многих славянских народов к созданию собственных, независимых государств. На славянских землях начали действовать общественно-политические организации, способствовавшие дальнейшему политическому пробуждению славянских народов, не имевших собственной государственности (сербов, хорватов, словенцев, македонцев, поляков, лужичан, чехов, украинцев, белорусов). В отличие от русских, чья государственность не была утрачена даже во время ордынского ига и насчитывала девятивековую историю, а также болгар и черногорцев, получивших независимость после победы России в войне с Турцией 1877–1878, большинство славянских народов еще только вело борьбу за независимость.
Национальный гнет и нелегкое экономическое положение славянских народов в конце 19 – начале 20 вв. вызвали несколько волн их эмиграции в более развитые европейские страны в США и Канаду, в меньшей степени – Францию, Германию. Общая численность славянских народов в мире в начале 20 в. составляла около 150 млн. человек (русских – 65 млн., украинцев – 31 млн., белорусов 7 млн.; поляков 19 млн., чехов 7 млн., словаков 2,5 млн.; сербов и хорватов 9 млн., болгар 5,5 млн., словенцев 1,5 млн.) В то время основная масса славян жила в России (107,5 млн. чел.), Австро-Венгрии (25 млн. чел.), Германии (4 млн. чел.), странах Америки (3 млн. чел.).
После Первой мировой войны 1914–1918 международные акты зафиксировали новые границы Болгарии, появление многонациональных славянских государств Югославии и Чехословакии (где, однако, одни славянские народы доминировали над другими), восстановление национальной государственности у поляков. В начале 1920-х было объявлено о создании собственных государств – социалистических республик – украинцев и белорусов, вошедших в СССР; однако тенденция к русификации культурной жизни этих восточнославянских народов – ставшая явной в период существования Российской империи – сохранялась.
Солидарность южных, западных и восточных славян окрепла в годы Второй мировой войны 1939–1945, в борьбе с фашизмом и проводившимися оккупантами «этническими чистками» (под ними подразумевалось физическое уничтожение в том числе и ряда славянских народов). В эти годы более иных пострадали сербы, поляки, русские, белорусы, украинцы. В то же время, славянофобы-нацисты не считали славянами словенцев (восстановив словенскую государственность в 1941–1945), лужичан причисляли к восточным немцам (швабам, саксонцам), то есть областным народностям (Landvolken) германской Серединной Европы, а противоречия между хорватами и сербами использовали в своих интересах, поддерживая хорватский сепаратизм.
После 1945
практически все славянские народы
оказались в составе
Тенденция
к тяготению западных славян к
западноевропейским этносам сохраняется
и в начала 21 в. Некоторые из них
выступают проводниками того западноевропейского
«натиска на Восток», который наметился
после 2000. Такова роль хорватов в балканских
конфликтах, поляков – в поддержании
сепаратистских тенденций на Украине
и в Белоруссии. В то же время,
на рубеже 20–21 вв. вновь стал актуальным
вопрос об общности судеб всех восточных
славян: украинцев, белорусов, великороссов,
а также южных славян. В связи
с активизацией славянского движения
в России и за ее пределами в 1996–1999
было подписано несколько
Заключение:
Я выполнила
поставленную цель и ответила на все
вопросы. И теперь я могу сделать
небольшой вывод, о том, что славянские
народности, как и ряд других, сложились
из многих древних племен, не всегда родственными
по происхождению. Однако ведущую роль
в их формировании играли собственно славянские
племена — носители славянского языка.
Одно из древнейших мест обитания славян
— бассейн верхнего и среднего течения
Вислы и области к востоку от нее. Именно
здесь, где в первые века нашей эры античные
писатели помещали венедов, еще в 1 тысячелетии
до нашей эры жили земледельческо-скотоводческие
племена со своеобразной культурой.