Зарождение славянской народности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:34, реферат

Описание

Цель: Подробно рассмотреть поставленные вопросы. И благодаря им, сделать вывод о том, а как же зародилась славянская народность.

Задачи: Найти аргументы к поставленным вопросам.

Содержание

Обоснование выбора темы ……………………………………………………………………….. 3-4

Цели и задачи……………………………………………………………………………………………4

Первоначальное расселение и формирование ветвей славянства………………………………….. 5-6

Три ветви славян: Южные………………………………………………………………………………………………… 7-8

Западные ……………………………………………………………………………………………… 8- 9

Восточные……………………………………………………………………………………………… 9

Появление государственности…………………………………………………………………………. 10

Великое переселение………………………………………………………………………………. . 10-14

Заключение……………………………………………………………………………… 15

Работа состоит из  1 файл

SLAVYaNYe.docx

— 45.21 Кб (Скачать документ)

Западные  славяне

В состав западных славян входили три основные группы племен: польская, чешская и  полабско-прибалтийская. Последняя  группа состояла из ряда племен, живших по реке Лабе -(Эльбе) и группировавшихся в союзы сербо-лужицкий, лютицкий и бодрицкий, а также славян прибалтийских, или поморян, живших в местности, которая впоследствии получила у немцев название Померании, Чехо-моравские племена жили в бассейне рек верхней Эльбы, Влтавы и Моравы, а польские племена населяли бассейн Вислы и Варты. 
Первоначально западные славяне жили родовым строем, расселяясь деревнями и окружая свои укрепленные пункты - гроды, или грады, - стенами. Хозяйственной единицей являлась большая семья - ополье, образуя домашнюю общину во главе со старейшиной. Такие большие семьи объединялись в роды, во главе которых стояли родовые старейшины-владыки, господари. Роды объединялись в племена, во главе со старейшинами, или жупанами, которые решали дела племени совместно с племенным вечем. Из среды жупанов выделялся - князь, военный предводитель племени; около князя начинала собираться дружина. При образовании союзов племен князь наиболее сильного племени становился князем всего союза. 

В VII-IX вв. н. э. у западных славян идет процесс  разложения родового строя. Родовая  община превращается в сельскую общину, в которой кровные связи заменяются связями территориальными. В это  время на основе общего развития производительных сил, особенно в земледелии, развивается  у западных славян рабство, начинают складываться классы. Значительное развитие получает торговля, особенно внешняя; на это указывает наличие больших  кладов монет, найденных при археологических  раскопках. В Прибалтике, например, были обнаружены большие клады арабских монет VIII-IX вв., что указывает на торговую связь Прибалтики этого времени  с Волгой и - волжским путем - с арабскими  странами. Название монеты западных славян - пенязь - указывает на то, что у  них была распространена германская монета пфенниг, и что они, следовательно, вели торговлю и с Германией, а  также с Данией и Скандинавией. Предметами торговли были меха, мед, воск и, вероятно, рабы. На то, что торговля мехами достигла у западных славян большого развития, указывает, между прочим, наличие у западных славян, как и у восточных, денежной единицы- гривны кун (от куньего меха). 
В результате развития частной собственности на землю начинают складываться более крупные хозяйства представителей родовой знати, применяющие труд рабов, хотя рядом с ними сельская об- щина продолжает еще долго сохраняться (в Польше и Чехии - до XIII в.). Крупные землевладельцы начинают постепенно закрепощать свободных общинников. Родовые старейшины, избиравшиеся первоначально на вечах, складываются постепенно в наследственную знать - жупанов или панов, владык и князей. По мере роста и укрепления этой племенной знати идет упадок старинного народного веча. Власть переходит к совету представителей знати. Особенно большое значение приобретает такая знать в Поморье. Таким образом, постепенно складывается государство, защищающее интересы господствующего класса.

Восточные славяне.

Восточные славяне - население, говорящее сейчас на русском, украинском и белорусском языках. В раннем средневековье, до образования отдельных народностей, восточные славяне составляли единую древнерусскую народность, для которой были характерны общий язык и однородная материальная и духовная культура. Славянские древности V-VII вв. выделяются среди прочих европейских по специфической лепной керамике, характеру домостроения и отчасти - погребальной обрядности. Крупнейшая из племенных группировок этого периода характеризуется керамикой типа Прага-Корчак, представленной высокими горшками с усеченно-коническим туловом, слегка суженным горлом, коротким венчиком и наибольшим расширением в верхней части сосуда. Распространены квадратные в плане наземные постройки с полами из деревянных плах и в некоторых южных районах - полуземляночные жилища.  
 
 
 
 
 
 

Появление государственности.

Появление государственности у славян относится  к VII—IX векам. Датой основания Болгарского  государства (Первое Болгарское царство) считается 681г. Хотя в конце X века Болгария попала в зависимость от Византии, как показало дальнейшее развитие, болгарская народность к этому времени уже обрела устойчивое самосознание. Во второй половине VIII — первой половине IX вв. происходит становление государственности у сербов, хорватов, словенцев. В IX веке складывается древнерусская государственность с центрами в Старой Ладоге, Новгороде и Киеве (Киевская Русь). К IX — началу X вв. относится существование Великоморавской державы, имевшей большое значение для развития общеславянской культуры, — здесь в 863г. началась просветительская деятельность создателей славянской письменности Константина (Кирилла) и Мефодия, продолженная их учениками (после разгрома православия в Великой Моравии) в Болгарии. В пределы Великоморавского государства в пору его наивысшего расцвета входили Моравия, Словакия, Чехия, а также Лужицы, часть Паннонии и словенских земель и, по-видимому, Малой Польши. В IX веке возникает Древнепольское государство. Одновременно протекал процесс христианизации, причём большинство южных славян и все восточные славяне оказались в сфере греко-православной церкви, а западные славяне (включая хорватов и словенцев) — римско-католической

Великое переселение. 
 
Результатом широкого расселения славян стали членение единого славянского этноса на отдельные народности и дифференциация праславянского языка на отдельные славянские языки. Формирование народностей протекало в разных местах славянского ареала неодинаково. Так, сербы, хорваты, карантанцы, сорбы и лужичане складывались на основе крупных племенных образований предшествующего времени; чехи - путем объединения небольших родственных племен при главенствующей роли одного из них. Становление болгар стало результатом синтеза разноплеменного славянства с расселившимися в его среде болгарами-тюрками. Самые крупные раннесредневековые славянские народности - польская и древнерусская - складывались в условиях интеграции различных племенных образований праславян. 
Древнерусская народность включала в себя несколько разнодиалектных племенных образований славян и ассимилированное местное население Восточно-Европейской равнины. Одним из явлений, активно способствовавших интеграции восточного славянства, была миграция славян из Дунайского региона. Она относится уже к тому времени, когда Восточно-Европейская равнина была освоена славянами. Началась она еще в VII - VIII веках, а наиболее крупный прилив дунайских переселенцев имел место в VIII - IX веках и продолжался еще в начале X века. Проникновение славян из Дунайских земель было многоступенчатым процессом, переселения осуществлялись более или менее крупными группами и затронули все восточно-славянские земли. Отлив славян с Дуная в Восточную Европу отразился в русском фольклоре и обрядности, а также в летописях. 
Весьма существенным моментом объединения славянских племен Восточной Европы в единый этнос было формирование военно-дружинного сословия, впитавшего представителей разных племен, в том числе скандинавов-варягов и финнов. Древнерусская дружина стала основным элементом государственного управления на Руси, она участвовала в сборах податей и осуществляла местную судебную власть. Определенную роль в интеграции славянского населения Восточной Европы принадлежит и развивающимся торговым связям. Славянские земли пересекли два международных водных пути - "из варяг в греки" и Волжский путь в страны Востока. 
Огромнейшая роль в становлении древнерусской народности принадлежит городам и их обитателям - городскому сословию. К XII веку на Руси насчитывалось более 220 городов, а в начале XIII столетия их число превысило 300. Городское население было своеобразным новообразованием, составленным из разных племен. В условиях города прежние региональные различия стирались, создавалось единое население с единой городской культурой, оказывавшей нивелирующее влияние и на сельские округи. 
В укреплении древнерусской народности несомненную роль сыграло и христианство, но определяющим стало создание и упрочение единого государства. Государственная власть осуществляла свои функции на всей территории Руси, не считаясь с прежним племенным строением. Определяющую роль Древнерусского государства в развитии единого восточно-славянского языка подчеркивал еще академик А.А.Шахматов. 
Летописи и памятники XI - XII веков свидетельствуют, что на первых порах руссами именовали себя военно-служилое и церковное сословие, но очень скоро Русью, русскими людьми стали считать себя и широкие слои населения всего Древнерусского государства. Вопрос и происхождении этнонима "русь" остается дискуссионным. С одной стороны, в Днепровско-Донском регионе существовало славянское племя русь, и это имя в Древней Руси могло распространиться на всю территорию восточного славянства. Об этом, кажется, говорит и "Повесть временных лет". В 882 году Олег, организуя поход из Новгорода в Поднепровье, берет в свое войско "мнози варяги, чюдь, словени, мерю, весь, кривичи" (руси в дружине не было). И только после того, как Олег утвердился в Киеве, "варязи и словени и прочи прозвашася русью". С другой стороны, та же летопись сообщает, что в 862 году "русь, чюдь, словени и кривичи и вси" решили пригласить князей из-за моря и обратились "к варягам, к руси". "И от тех варяг прозвася Русская земля". Племени русь в Скандинавии никогда не было, западные финны так называют шведов. Отсюда распространенная в литература гипотеза, что русью первоначально звались варяги, затем представители дружинного сословия независимо от этноса, и на следующей стадии этот термин был перенесен на всех жителей Древней Руси. 
Древнерусская народность была вполне сформировавшейся этноязыковой общностью. Во второй половине XIII - XIV веков восточно-славянская территория оказалась политически раздробленной, но единство древнерусского этноса сохранялось еще некоторое время, о чем свидетельствуют летописи и хроники того времени. Однако интеграционные процессы были прерваны, возобладали иные тенденции: началось становление отдельных языковых образований - русского, украинского и белорусского.
 

В конце 18 – начале 19 в. быстрый рост национального  самосознания практически у всех ранее угнетенных славянских народов  выразился в стремлении к национальной консолидации, вылившись в борьбу за сохранение и распространение  национальных языков, создание национальных литератур (т.н. «славянское возрождение»). Начало 19 в. положило начало и научному славяноведению – исследованию культур  и этнической истории южных, восточных, западных славян.

Со второй половины 19 в. стало очевидным стремление многих славянских народов к созданию собственных, независимых государств. На славянских землях начали действовать общественно-политические организации, способствовавшие дальнейшему политическому пробуждению славянских народов, не имевших собственной государственности (сербов, хорватов, словенцев, македонцев, поляков, лужичан, чехов, украинцев, белорусов). В отличие от русских, чья государственность не была утрачена даже во время ордынского ига и насчитывала девятивековую историю, а также болгар и черногорцев, получивших независимость после победы России в войне с Турцией 1877–1878, большинство славянских народов еще только вело борьбу за независимость.

Национальный  гнет и нелегкое экономическое положение  славянских народов в конце 19 –  начале 20 вв. вызвали несколько волн их эмиграции в более развитые европейские страны в США и  Канаду, в меньшей степени –  Францию, Германию. Общая численность славянских народов в мире в начале 20 в. составляла около 150 млн. человек (русских – 65 млн., украинцев – 31 млн., белорусов 7 млн.; поляков 19 млн., чехов 7 млн., словаков 2,5 млн.; сербов и хорватов 9 млн., болгар 5,5 млн., словенцев 1,5 млн.) В то время основная масса славян жила в России (107,5 млн. чел.), Австро-Венгрии (25 млн. чел.), Германии (4 млн. чел.), странах Америки (3 млн. чел.).

После Первой мировой войны 1914–1918 международные акты зафиксировали новые границы Болгарии, появление многонациональных славянских государств Югославии и Чехословакии (где, однако, одни славянские народы доминировали над другими), восстановление национальной государственности у поляков. В начале 1920-х было объявлено о создании собственных государств – социалистических республик – украинцев и белорусов, вошедших в СССР; однако тенденция к русификации культурной жизни этих восточнославянских народов – ставшая явной в период существования Российской империи – сохранялась.

Солидарность  южных, западных и восточных славян окрепла в годы Второй мировой войны 1939–1945, в борьбе с фашизмом и проводившимися оккупантами «этническими чистками» (под ними подразумевалось физическое уничтожение в том числе и ряда славянских народов). В эти годы более иных пострадали сербы, поляки, русские, белорусы, украинцы. В то же время, славянофобы-нацисты не считали славянами словенцев (восстановив словенскую государственность в 1941–1945), лужичан причисляли к восточным немцам (швабам, саксонцам), то есть областным народностям (Landvolken) германской Серединной Европы, а противоречия между хорватами и сербами использовали в своих интересах, поддерживая хорватский сепаратизм.

После 1945 практически все славянские народы оказались в составе государств, именуемых социалистическими или  народно-демократическими республиками. О существовании в них противоречий и конфликтов на этнической почве  десятилетиями умалчивалось, зато подчеркивались преимущества сотрудничества, как экономического (для чего был создан Совет экономической  взаимопомощи, просуществовавший почти  полвека, 1949–1991), так и военно-политического (в рамках Организации Варшавского  договора, 1955–1991). Однако эпоха «бархатных революций» в странах народной демократии 90-х 20 в. не только выявила подспудное недовольство, но и привела бывшие многонациональные государства  к стремительному дроблению. Под  влиянием этих процессов, охвативших всю  Восточную Европу, в Югославии, Чехословакии и СССР прошли свободные выборы и  возникли новые независимые славянские государства. Помимо положительных  сторон, этот процесс имел и отрицательные  – ослабление существовавших экономических связей, направлений культурного и политического взаимодействия.

Тенденция к тяготению западных славян к  западноевропейским этносам сохраняется  и в начала 21 в. Некоторые из них  выступают проводниками того западноевропейского  «натиска на Восток», который наметился  после 2000. Такова роль хорватов в балканских конфликтах, поляков – в поддержании  сепаратистских тенденций на Украине  и в Белоруссии. В то же время, на рубеже 20–21 вв. вновь стал актуальным вопрос об общности судеб всех восточных  славян: украинцев, белорусов, великороссов, а также южных славян. В связи  с активизацией славянского движения в России и за ее пределами в 1996–1999 было подписано несколько соглашений, являющихся ступенью к образованию  союзного государства России и Белоруссии. В июне 2001 в Москве прошел съезд  славянских народов Белоруссии, Украины  и России; в сентябре 2002 в Москве была основана Славянская Партия России. В 2003 образовалось Государственное  сообщество Сербии и Черногории, объявившее себя правопреемником Югославии. Идеи славянского единства вновь обретают свою актуальность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение:

Я выполнила  поставленную цель и ответила на все  вопросы. И теперь я  могу сделать  небольшой вывод, о том, что славянские народности, как и ряд других, сложились из многих древних племен, не всегда родственными по происхождению. Однако ведущую роль в их формировании играли собственно славянские племена — носители славянского языка. Одно из древнейших мест обитания славян — бассейн верхнего и среднего течения Вислы и области к востоку от нее. Именно здесь, где в первые века нашей эры античные писатели помещали венедов, еще в 1 тысячелетии до нашей эры жили земледельческо-скотоводческие племена со своеобразной культурой. 
 

Информация о работе Зарождение славянской народности