Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 20:22, курсовая работа
Каждое время наполняет все ключевые явления жизни человека, в том числе и семью, своим неповторимым содержанием. Поэтому и представления людей разных исторических эпох об окружающем их мире, об основных ценностях жизни, о самих себе глубоко различны.
Эпоха Возрождения вывела на сцену новые стандарты семейных отношений – затронув такие аспекты как выбор, равноправие мужчины и женщины. И не случайно XVI века раскрыл место женщины в обществе с иной точки зрения, а представительнице королевской семьи дал возможность проявить себя в сфере политики и дипломатии.
I. Введение.
Каждое время наполняет все ключевые явления жизни человека, в том числе и семью, своим неповторимым содержанием. Поэтому и представления людей разных исторических эпох об окружающем их мире, об основных ценностях жизни, о самих себе глубоко различны.
Эпоха Возрождения вывела на сцену новые стандарты семейных отношений – затронув такие аспекты как выбор, равноправие мужчины и женщины. И не случайно XVI века раскрыл место женщины в обществе с иной точки зрения, а представительнице королевской семьи дал возможность проявить себя в сфере политики и дипломатии.
Ярким примером "женщины эпохи Возрождения" можно считать Маргариту Валуа, королеву Франции и Наварры (1553 – 1615). Она стала символом примирения католиков и гугенотов, вошла в историю как сторонница деловито-партнерских отношений между мужем и женой в королевской семье.
Окруженная поклонниками, с задатками блестящего дипломата, творческая личность, не зря он стала центральной фигурой "галантного века", сместив акценты роли женщины на более приоритетные.
Цель данной работы – оценить роль женщины в королевской семье в XVI веке на основе мемуаров Маргариты Валуа. Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
1) рассмотреть роль женщины во взаимоотношениях в семье (дочь, сестра, жена)
2) оценить роль представительницы королевской семьи в придворной и политической жизни страны;
Результатом исследования должна стать характеристика женщины с разных сторон в условиях событий второй половины XVI века.
II. Анализ источника.
Из творческого наследия Маргариты Валуа до нас дошли мемуары и частично переписка. К написанию мемуаров она обратилась в 1599 – 1600 годах в далеком от Парижа замке Уссон (куда она была отправлена братом Генрихом III в 1586 году, но узницей пробыла едва ли 2 месяца, так как с помощью герцога де Гиза стала хозяйкой замка), после получения долгожданного развода с Генрихом IV, который не только не лишил ее титула королевы Франции и Наварры, но и сохранил за ней другие привилегии. В Уссоне королева прожила 18 лет до 1605 года, после чего вернулась в Париж.
Поводом к написанию воспоминаний послужило сочинение Пьера Брантома, посвященное Маргарите, — “Маргарита — королева Франции и Наварры, единственная в настоящее время наследница знатного французского дома”[1]. Литературный портрет Маргариты был искусно написанным пангериком - знаменитый царедворец создал привлекательный образ королевы, щедро одаренной природой красотой и добротой, незаурядным умом, талантами красноречия и стихосложения и незаслуженно сносившей удары судьбы, к которым он относил наряду с древним законом о престолонаследии придворные интриги.
Пангерик был преподнесен Маргарите в 90-е годы XVI века в Уссоне,куда добрался вездесущий Брантом.
Впечатленная королева начинает свое повествование с обращения к Брантому, вступая с ним в мысленный диалог, что свидетельствует о том, что мемуары имеют адресата и ставит ребром вопрос о достоверности и полноте изложенного Маргаритой. Она отказалась от описания всех перипетий своей жизни. Память наверняка сохранила все, но разум отобрал дозволенное. Мемуары внезапно обрываются на 1582 году - 30 с лишним лет жизни не вошли в мемуары, и вероятно не случайно.
С другой стороны, "Мемуары королевы Марго" вполне могут быть источником первостепенной важности. В установке на "документальный характер" и заключается особенность мемуаров, как жанра. На первый план выступает лицо самой королевы, с ее сочувствиями и нерасположениями, стремлениями и видами. Обнимая значительный период времени, мемуары сочетают "мелочи жизни" Маргариты с важными государственными событиями, которые автор не только описывает, но и дает им оценку, что отличает произведение от хроники.
"Мемуары королевы Марго", проливая свет на политическую и религиозную борьбу XVI века, затрагивают так же придворную жизнь, центральным моментом которой выступает королевская семья. Маргарита, не скупясь на краски, рисует портреты своей семьи – властной и жестокой королевы-матери Екатерины Медичи, безвольного и доброго Карла IX и циничного Генриха III. К положительным героям своих воспоминаний королева относит брата Франциска, герцога Алансонского, и мужа Генриха IV. Такое разделение персонажей помогает понять позицию, занимаемую Маргаритой в период, описанный мемуарами.
Говоря о придворной жизни и королевской семье, Маргарита поднимает вопрос о своей роли в развитии событий второй половины XVI века. Королева пишет о счастливой судьбе Генриха IV, подчеркивая свое участие в ее складывании, о своей роли "ингибитора" семейных конфликтов между братьями, которые наряду с религиозными разногласиями католиков и гугенотов служили причиной кровавых распрей во Франции, "посольской" миссии во Фландрии, что свидетельствует о осознании самой Маргаритой ее роли в семье, при дворе и даже на дипломатическом поприще.
Текст мемуаров не разбит на главы, разделить его по частям можно условно – пользуясь значимыми событиями в жизни Маргариты, "как разделителями".
Проблемой при работе с источником является отсутствие датировок событий, что затрудняет соотнесение материала мемуаров с историографией по данной теме и периоду.
Было использовано издание МГУ (Москва) "Мемуары королевы Марго" 1995 года – перевод выполнен по одному из первых изданий XVII века И.В. Шевлягиной вступительная статья С.Л. Плешковой.
III. Обзор историографии.
Историографическая база, использованная в данной работе, представляет собой симбиоз монографий и статей, касающийся основных трех затронутых аспектов - работы, посвященные непосредственно личности Маргариты Наваррской, труды, освещающие такие ключевые понятия, как "семья", "брак", "роль женщины", литература о придворной жизни Франции в XVI веке.
Работа Т.Б. Рябовой "Женщина в истории западноевропейского Средневековья"[2] посвящена становлению условий, в которых находились женщины, в частности из королевской семьи, освещает важные стороны жизни средневековой женщины – воспитание, брак, семья с позиций права, общественной мысли разного характера и времени, затрагивая влияние женщин на политику, экономику и культуру европейских государств, показывает формирование стереотипа идеального поведения женщины, претерпевающего изменения по ходу истории – до интересующего нас момента, середины XVI века.
Биографические материалы о Маргарите де Валуа, использованные в работе, дополняющие источник, содержит вводная статья к "Мемуарам" С.Л. Плешковой. Своеобразный очерк раскрывает основные моменты жизни королевы, однако не затрагивает в полной мере психологической стороны образа, как важного фактора, помогающего выявить мотивы и причины поведения Маргариты.
Информация об условиях содержания детей, образе жизни королевской семьи почерпнута из труда И.Клоуласа "Повседневная жизнь в замках Луары в эпоху Возрождения"[3] помогает узнать о воспитании, привычках, манерах последних Валуа, что дает возможность оценивать внутрисемейные конфликты с точки зрения быта.
Представительницы королевской семьи в центре придворной жизни показаны в статье В.В. Шишкина "Мужчины в доме французской королевы XVI – XVIIвв"[4]. Автор подробно описывает становление двора французской королевы, взаимоотношения правящей четы по вопросам комплектования свиты, документальное оформление такого "института", как "свита королевы".
Перипетии придворной жизни, политическая борьба и роль женщины в религиозных и семейных конфликтах на примере Екатерины Медичи демонстрирует монография С.Л. Плешковой "Екатерина Медичи, Черная королева"[5]. Работа освещает так же взаимоотношения матери и детей в королевской семье во второй половине XVI века. Автор трактует образ королевы, как образ вдовы, посвятившей себя сохранению правящей династии и общегосударственного благополучия Франции.
Для воссоздания полной картины периода, описываемого источником, использован сборник "История Франции"[6], который помогает установить хронологию и датировки событий, отсутствующие в источнике. Статьи заостряют внимание на объективном взгляде на многие конфликтные ситуации, описанные в "Мемуарах".
В целом, использованная литература призвана объяснить связь составляющих образа женщины в королевской семье, показать какую роль играла она в придворной и политической жизни Франции во второй половине XVI века.
IV. Женщина в семье.
1. Дочь в королевской семье.
Маргарита Валуа родилась 14 мая 1553 года в одной из королевских резиденций Сен – Жермен – ан – Лей. Она была седьмым ребенком царствующего тогда Генриха II и Екатерины Медичи. Ее с детства приучали к жизни при дворе – будучи семилетней девочкой, она имела собственный штат, аналогичный окружению матери, причем расходы маленькой принцессы были почти столь же велики, как и у королевы. Юная Маргарита свободно владела итальянским и испанским языками, легко читала по-латыни, с малых лет пристрастившаяся к чтению, что поощрялось матерью. Девочка рано начала писать сама, ее кумиром был придворный поэт Пьер Ронсар, которому она старалась в своих первых стихотворных опытах. Математикой и физикой с ней занимался профессор Санского коллежа месье Миньон. Известный в то время музыкант Этьен де Руа обучал ее пению, а придворный шут Поль де Реде – танцам.
В королевской семье ребенок позиционировался либо как наследник (мальчик), либо как удобное политическое оружие, средство объединения семей (девочка), поэтому средства на содержание, воспитание и образование детей были весомой статьей в казне правящего дома[7].
Об отце Маргарита пишет в самом начала своих мемуаров: " Когда мне было четыре или пять лет, отец посадил меня на колени и начал беседу"[8], - король уделял дочери внимание, хотя большую часть времени дети проживали отдельно от Генриха II.
Сложные взаимоотношения с матерью, Маргарита неоднократно подвергает анализу. До замужества постоянно находившаяся при королеве, принцесса с ранних лет испытывала страх перед ней: " Я росла при королеве-матери настолько боясь ее, что не только не осмеливалась разговаривать с ней, но когда она смотрела на меня, я цепенела от страха, что сделаю что-нибудь такое, что ей не понравится"[9].
Одним из ключевых моментов этой напряженности в отношениях было то, что Медичи уделяла меньше внимания младшим детям – Маргарите и Эркюлю (при конфирмации Франциск, герцог Алансонский), которые, по стечению обстоятельств, не были наследниками престола, но доставляли матери немало проблем. Ущемляя младших детей даже в праве на общение, королева тем самым "настраивала" их против своего любимца Генриха III.
Будучи мудрым политиком, Екатерина Медичи решила матримониальные вопросы французской короны – устроив брак дочери с наследником наваррского престола.
К 16 годам Маргарита Валуа стала завидной невестой – она упоминает в мемуарах о попытке французской династии породниться с португальским и испанским монаршими домами. Однако, ввиду острой религиозной борьбы во Франции Маргариту было решено выдать замуж за Генриха Наваррского.
Их брак, как и большинство в средневековье, заключился родителями жениха и невесты – Екатериной Медичи и Жанной д' Альбре.
Маргарита, не противившаяся матери, просила только об одном - не забывать о ее католической вере. Не испытывая никаких чувств к будущему супругу, она покорно дала согласие на брак: ее прельщало положение супруги первого принца крови и перспектива стать королевой Наварры[10].
Католическая церковь, не желавшая санкционировать этот союз, дала согласие и 18 августа 1572 года состоялась церемония бракосочетания. Согласно составленному брачному контракту, Маргарита лишалась прав наследования по отцу и матери, получив приданное от братьев.
Судьба французской принцессы была решена, как и судьбы многих ее предшественниц, по принципу, сформированному столетиями назад, - брак по политическим мотивам, рассчитанный матерью до мелочей, исключение из права наследования в связи с вступлением в брак с номинальным наследником престола[11].
По истечению 6 дней, королева-мать решила расторгнуть брак, ввиду состоявшейся в Париже Варфоломеевской ночи, убеждая дочь оклеветать мужа и дать согласие на развод[12]. Действия Медичи были вполне законны, однако, Маргарита приняла сторону мужа, тем самым вызвав подозрение у брата Генриха III, влиявшего на мать.
Дальнейшие отношения между королевой и Маргаритой строились в зависимости от благосклонности короля Генриха III к младшей сестре. Екатерина Медичи выступала своего рода посредником между воцарившимся старшим и младшими детьми, в большинстве случаев защищая интересы любимого сына.
Рассуждая о взаимоотношениях родителей и братьев, Маргарита отмечает так же влияние матери на старшего брата Карла IX, при котором она была регентшей. Этим безволием и доверием, Маргарита объясняет, почему Карл IX дал согласие на "проведение" Варфоломеевской ночи.
Генрих III любимым сыном Екатерины Медичи. В отличие от своих братьев он занял престол совершеннолетним, был также более здоровым из всех. Мать не могла контролировать его, как она это делала с Карлом.
Болью Екатерины был младший сын Франциск Алансонский, чье поведение при дворе и за его пределами доставляли королеве-матери немало проблем, вынуждая искать компромиссы внутри семьи, нередко привлекая к этому Маргариту.
Таким образом, Маргарита Валуа, как дочь, играла при родителях, а именно, при матери Екатерине Медичи две важные роли – ее браком с Генрихом Наваррским разрешился матримониальный вопрос французского дома, она же, как участница внутрисемейных конфликтов добивалась их мирного исхода.
2. Братья и сестра Валуа.
Маргарита пишет, что смутно помнит детство, поэтому сведений о ее детских взаимоотношениях с братьями источник не предоставляет.
Информация о работе Женщина в королевской семье (по мемуарам Маргариты Наваррской)