Женщина в королевской семье (по мемуарам Маргариты Наваррской)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 20:22, курсовая работа

Описание

Каждое время наполняет все ключевые явления жизни человека, в том числе и семью, своим неповторимым содержанием. Поэтому и представления людей разных исторических эпох об окружающем их мире, об основных ценностях жизни, о самих себе глубоко различны.
Эпоха Возрождения вывела на сцену новые стандарты семейных отношений – затронув такие аспекты как выбор, равноправие мужчины и женщины. И не случайно XVI века раскрыл место женщины в обществе с иной точки зрения, а представительнице королевской семьи дал возможность проявить себя в сфере политики и дипломатии.

Работа состоит из  1 файл

Жесть!.doc

— 104.50 Кб (Скачать документ)

Теплые отношения связывали принцессу с Карлом IX, основанные на почитании брата младшей сестрой, как одного из благороднейших королей Франции[13]. Он был единственным, кто называл ее Марго. В виду близких отношений с сестрой, Карл внимательно относился к ее просьбам и старался во всем охранять интересы и достоинство принцессы. Маргарита тяжело переживала смерть брата, лишившись защитника перед матерью, братом Генрихом и придворными.

Любимец Екатерины Медичи, Генрих III за всю "историю" отношений с сестрой несколько раз наносил ей ощутимый ущерб, пускаясь на интриги, оскорбления, ложные обвинения и, буквально, заложничество.

Младший брат Маргариты, Франсуа Алансонский, выросший вне двора, старался заменить сестре старшего брата Карла. Сложившийся впоследствии "альянс младших Валуа", к которому можно отнести и мужа Маргариты Генриха Наваррского, до конца своего существования противостоял воцарившемуся Генриху III. Жертвой этой борьбы и стала Маргарита, после свадьбы и событий Варфоломеевской ночи занявшая позицию мужа и младшего брата.

Особую роль в этом конфликте сыграли придворные, побоявшиеся усиления герцога Алансонского и наваррского короля при дворе, всячески пытались расстроить их отношения. "Травле" так же подверглась и Маргарита – в ходе интриг королем Генрихом III было нарушены правила "Регламента" о формировании свиты Маргариты (удалением из ее ближайшего окружения близких придворных), что является доказательством злоупотребления прав королевы на комплектацию своего двора.

Ограниченная в правах при королевском дворе, Маргарита после побега мужа и брата из Лувра лишилась еще и свободы – Генрих III приказал взять ее под стражу и запретить общение с придворными.

Вернувшийся в Париж герцог Алансонский потребовал освобождения сестры под угрозой открытия  военных действий против короля. Компромисс был найден – участвовали королева мать и сама Маргарита.

Герцог Алансонский, пользуясь авторитетом принца крови, мечтал об установлении своего политического влияния в нидерландских провинциях, боровшихся с испанской экспансией. Под видом лечения на водах на территории Фландрии, он упросил короля отпустить Маргариту, которая во время своего путешествия нашла союзников брату, заочно присягнувших принцу крови[14].

Таким образом, Маргарита два года провела "в плену" у собственного брата, вращаясь в среде придворных интриг и политических баталий, она принесла себя в жертву  в угоду интересам младшего брата, старавшегося по мере возможности поддерживать сестру. С другой стороны, находясь на содержании Генриха III, Маргарита была вынуждена принимать выдвигаемые условия, по возможности выходя из ситуации с минимальными "потерями" и сохраненным достоинством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Королева – жена.

18 августа 1572 года состоялась церемония бракосочетания Маргариты Валуа и ставшего к тому моменту королем Наварры Генрихом. Описывая свадебную процессию, наряд и обряд, Маргарита подчеркивает свое высокое происхождение и принадлежность к католическому вероисповеданию. Свадьба завершилась триумфом, как ни одна другая, но по обычаю предусмотренному для дочерей Франции[15].

Представляя себя в мемуарах как защитницу интересов мужа, Маргарита доказывает это тем, что спасла его во время Варфоломеевской ночи, к тому же отказалась  от развода (который был вполне законен), предлагаемого ей Екатериной Медичи. Развод сулил Маргарите потерю того статуса, который она приняла в замужестве – титул наваррской королевы, номинальную независимость от французской короны, в частности от своей семьи, а так же почести и возможность создания своего двора.

В виду отсутствия чувств друг другу, супруги начинают крепкую дружбу, подкрепляемую взаимопомощью в борьбе против придворных интриг. Наличие у каждого своей личной жизни не смущало ни Маргариту, ни Генриха – это было нормальным явлением для того времени, когда супруги вполне могли жить отдельно (Маргарита два года провела в Париже, Генрих в это же время жил в Наварре).

Отношения супругов портятся по приезде Маргариты в Нерак – короля окружает сонм придворных дам (на этот период приходится расцвет фаворитизма во Франции),к тому же дружба, сложившаяся в Париже, не выдержала испытаний властью. Генрих Наваррский на правах короля позволяет себе предложить Маргарите заботы о своей фаворитке, ожидавшей от него ребенка. Внебрачные дети, признанные отцом, в случае отсутствия официального наследника, могли претендовать в будущем на престол, кроме того их матери давались многие привелегии.

После официально признанного церковью развода с Генрихом Наваррским, Маргарита сохранила за собой титулы и привилегии, а так же дружеские отношения с мужем. Это говорит о новом понимании брачных и семейных ценностей, выросших из средневековых рамок патриархальной семьи, указывает на новый уровень отношений между супругами, основанный на равноправии и партнерстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Роль женщины в придворной и политической жизни.

Представительницы королевской семьи всегда были объектом пристального наблюдения придворных – копировались их наряды, манеры, они были законодательницами мод, и тенденцией второй половины XVIвека стало активное вмешательство дам в  политическую жизнь страны. Еще до Екатерины Медичи и Маргариты Валуа выдающиеся женщины проявляли политическую инициативу, но первая оспорила право мужчин на управление страной, будучи по сути иностранкой, вторая вывела на новый уровень отношения между супругами, а так же заявила о женщине, как о свободной личности, независящей ни от мужа, ни от семьи, ни от придворной жизни.

Рассмотрим роль, сыгранную обеими женщинами в придворной и политической жизни Франции во второй половине XVI века в условиях религиозных войн и внутрисемейных конфликтов в доме Валуа.

Несмотря на старания Екатерины Медичи, в правящей семье возникала масса конфликтов, разгорающихся на почве личной неприязни родственников, отличии религиозных воззрений и политических убеждений.

Итак, первая "политическая" роль Маргариты Валуа заключалась в замужестве – заключением брака Екатерина Медичи решала матримониальные вопросы Франции, а так же внешнеполитические задачи по сближению со странами Пиренейского полуострова.

В связи с отказом испанского и португальского королей, Маргариту выдают замуж за наваррского короля – и таким образом католики добиваются перемирия с гугенотами. Однако, события Варфоломеевской ночи ставили под удар "нейтралитет" Маргариты Валуа – будучи женой протестанта, она вызывала недоверие у католиков, гугеноты подозревали ее в участии в организации этого массового кровопролития, ввиду ее вероисповедания. Такое двойственное положение заставляло Маргариту идти на поводу у обеих враждующих сторон и пробовать добиться компромиссов.

Политическое противостояние Генриха III и герцога Алансонского, с присоединившимся к нему Генрихом Наваррским, отразилось на Маргарите весьма отрицательно – придворные французского короля старались публично оскорбить королеву Наварры, уличить в супружеской неверности, подвергая клевете друзей Маргариты, сам король ограничивал ее свободу.

Однако и в таком положении Маргарита отстаивала интересы мужа и младшего брата, стараясь при этом сохранить вполне хорошие отношения с Генрихом III и королевой- матерью.

В то же время Маргарите удалось выполнить дипломатическую миссию во Фландрии по просьбе герцога Алансонского, что говорит о таланте королевы вести переговоры.

Позже она попытается решить разгоревшийся религиозный конфликт между Наваррой и Францией мирным путем – написав в Париж письма, сыграв таким образом миротворческую роль.

Выступала Маргарита и в качестве покровительницы искусств – вернув в столицу Наварры дух салона Маргариты Наваррской, сестры Франциска I.

Екатерина Медичи будучи флорентийкой по рождению, навсегда связала жизнь с Францией, благополучия которой пытался добиться на протяжении своего нахождения у власти.

Устранив с политической арены после смерти мужа всесильную фаворитку – Диану де Пуатье, Медичи продолжила стремление к власти – занялась  государственными делами, принимала важные решения, знаменем борьбы с общим хаосом – он избрала религию. Именно Екатерина призвала религиозных  лидеров к диалогу, но так и не достигла желаемого примирения сторон.

Фактическое полновластие королевы-матери наступило с воцарением в 1563 году Карла IX. Она была инициатором обновления Королевского совета и ввела в его состав представителей как католической, так и гугенотской знати. Политика приносила плоды – усилиями Медичи достигались временные передышки в гражданских войнах. Однако, в целом, ее деятельность не встречала поддержку ни во Франции, ни за ее пределами.

В глазах современников образ королевы-матери выглядит в темных красках – это предвзятое отношение, непонимание ее политики, заостренное внимание на жестокости (причем и по отношению к собственным детям).

Период политической активности для Екатерины Медичи завершился с воцарением Генриха III – контролировать его она мне могла, поэтому исполняла роль государственного исполнителя и странствующего дипломата.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI. Заключение.

Вторая половина XVI века, эпоха пышных королевских дворов, распространения гуманизма, религиозных войн и дворцовых интриг создала новый образ женщины – образованной, инициативной, заявляющей о своих правах, пробующей себя в политике и дипломатии. Но при этом она сохраняет все "стереотипные" черты – женщина все так же дочь, следующая воле родителей, сестра – нуждающаяся в защите братьев, жена – опора и поддержка мужа.

Импульс для изменений своей роли и значимости – видится в простом желании сохранить семью: естественное желание матери – позаботиться о будущем детей, жены – сохранить хорошие отношения с мужем – для общего блага.

В исследуемом случае – "королевская семья",кроме привычных, имеет еще и расширенные границы понятия -  "семья" выступает еще и как целое государство, отсюда и более глубокое желание женщины осуществлять идеалы благополучия, брать на себя ответственность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VII. Список использованных источников и литературы.

1.                       Маргарита де Валуа. Мемуары королевы Марго (пер. И.В.Шевлягиной. Вступ. статья С.Л. Плешковой) М., МГУ.1995

2.                       История Франции.Т.1.М., Наука. 1972.

3.                       Клоулас И. Повседневная жизнь в замках Луары в эпоху Возрождения. М., 2001.

4.                       Плешкова С.Л. Екатерина Медичи. Черная Королева. М.,МГУ, 1995.

5.                       Рябова Т.Б. Женщина в истории западноевропейского средневековья. Иваново. Юнона. 1999.

        6.          Шишкин В.В. Мужчины в доме французской королевы XVI-            XVIIвв. // Двор монарха в средневековой Европе: явление, модель, среда. М.- Спб., 2001

14

 



[1] Маргарита де Валуа. Мемуары королевы Марго. Вступ.статья С.Л, Плешковой. М., МГУ. 1995, С.6

[2] Рябова Т.Б. Женщина в истории западноевропейского средневековья. Иваново:Юнона.1999.

[3] Клоулас И. Повседневная жизнь в замках Луары. М., Молодая гвардия.Палимпсест.2001.

[4] Шишкин В.В. Мужчины в доме французской королевы XVI – XVII вв.//Двор монарха в средневековой Европе: явление, модель, среда.

 

[5] Плешкова С.Л. Екатерина Медичи, Черная Королева, М.: Изд-во МГУ, 1995.

 

[6] История Франции.Т.1.М.,Наука.1972.

 

[7] Рябова Т.Б. Женщина в истории западноевропейского средневековья. Иваново:Юнона.1999

 

[8] Маргарита де Валуа. Мемуары королевы Марго.М., МГУ.1995.

[9] Маргарита де Валуа. Мемуары королевы Марго. .М., МГУ.1995.

 

 

 

[10] Маргарита де Валуа. Мемуары королевы Марго. .М., МГУ.1995

[11] Рябова Т.Б. Женщина в истории западноевропейского средневековья. Иваново: Юнона.1999

[12] Маргарита де Валуа. Мемуары королевы Марго. Вступ.статья С.Л, Плешковой. М., МГУ. 1995,

[13] Маргарита де Валуа. Мемуары королевы Марго. Вступ.статья С.Л, Плешковой. М., МГУ. 1995,

[14] Маргарита де Валуа. Мемуары королевы Марго. Вступ.статья С.Л, Плешковой. М., МГУ. 1995,

[15] Маргарита де Валуа. Мемуары королевы Марго. Вступ.статья С.Л, Плешковой. М., МГУ. 1995,


Информация о работе Женщина в королевской семье (по мемуарам Маргариты Наваррской)