Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 20:44, реферат
Основы денежной системы РФ
Понятие субъекта права является ключевым для правовой науки. Ведь субъект права — это потенциальный субъект правоотношения, который непосредственно реализует предоставленные законом права и обязанности. В связи с этим важно знать, кто может быть субъектом правоотношения, какие его характеристики должны быть зафиксированы в законодательстве и т.д.
Субъект финансового права обладает финансовой правосубъектностъю и может благодаря этому участвовать в конкретном финансовом правоотношении.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УРАЛЬСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
КАФЕДРА
ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИЛИН
РЕФЕРАТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ ФИНАНСОВОЕ ПРАВО
ТЕМА
«ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА И ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ВАРИАНТ
№8
Выполнила студентка группы
ФКФСПЗ 1909
Трущелева
Надежда Владимировна
Проверил: доцент
Панов
Сергей Федорович
Екатеринбург
2011
(финансовая
правосубъектность)
Понятие
субъекта права является ключевым для
правовой науки. Ведь субъект права
— это потенциальный субъект
правоотношения, который непосредственно
реализует предоставленные
Субъект
финансового права обладает финансовой
правосубъектностъю и может благодаря
этому участвовать в конкретном финансовом
правоотношении.
Понятие
«субъект финансового права» тесно
связано с понятием «субъект финансового
правоотношения», однако это разные
понятия. Субъект финансового
Различие
между правоспособностью и
У таких субъектов финансового права, как государственные органы, организации (предприятия, бюджетные учреждения) правосубъектность представляет собой правоспособность и дееспособность одновременно, т.е. «праводееспособность». Ее пределы у организаций определены их финансовыми правами и обязанностями, а у государственных органов — компетенцией в области финансовой деятельности, установленной в законодательстве.
Субъекты
финансового права весьма многообразны.
Они подразделяются на три группы:
а) общественно-территориальные
Российская
Федерация и ее субъекты преобладают
в ряду объектов финансового права.
Российская Федерация в целом
и ее субъекты представляют собой
государство. Поэтому общие характеристики
этих субъектов в качестве субъектов
финансового права в
Государство (Российская Федерация в целом и субъекты РФ) является субъектом финансового права, обладая компетенцией в области финансовой деятельности, которая закреплена в Конституции РФ, Налоговом кодексе РФ, Бюджетном кодексе РФ, в конституциях и уставах субъектов РФ и других нормативных правовых актах.
Компетенция
государства в области
Понятие
«государство-казна» не нашло пока
должной разработки в юридической
науке, хотя некоторые замечания
об этой категории имеются. Исходя из
содержания п. 4 ст. 214 ГК РФ, под казной
Российской Федерации или субъектов
РФ следует понимать право этих субъектов
на владение, пользование и распоряжение
средствами соответствующих бюджетов
и иным государственным имуществом,
не закрепленным за государственными
предприятиями и учреждениями. К
«иному государственному имуществу» как
раз и могут быть отнесены средства
государственных внебюджетных фондов.
К числу суверенных прав Российской Федерации относятся прежде всего, ее материальные бюджетные права. Это следует из ст. 71 Конституции РФ, которая относит к ведению Российской Федерации федеральный бюджет, а также из ряда статей БК РФ раскрывающих права Российской Федерации на федеральный бюджет.
К материальным бюджетным правам Российской Федерации относятся:
а) право на собственный бюджет;
б) право на получение бюджетных доходов и включение их в данный бюджет;
в) право
на использование бюджетных
г) право
на распределение бюджетных
д) право на образование и использование в рамках бюджета целевых или резервных фондов.
Эти права зафиксированы в ст. 49, 54, 84, 133, 134, 135 и др. БК РФ. Суверенные права Российской Федерации на собственный бюджет есть одновременно и право государственной собственности, ибо согласно абз. 2 п. 4 ст. 214 ГК РФ средства соответствующего бюджета составляют государственную казну.
Исходя
из этого, Российская Федерация, являясь
субъектом материальных бюджетных
прав, выступает одновременно как
государство-суверен и
Исходя из ст. 71 Конституции РФ, к суверенным правам Российской Федерации в сфере финансовой деятельности следует относить не только материальные бюджетные права, но и процессуальные. Эти права Российской Федерации неразрывны. Права Российской Федерации на получение, распределение, использование бюджетных доходов определены, ограничены и т.д. законом о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год, который как раз и является результатом реализации процессуальных бюджетных прав Российской Федерации на рассмотрение, утверждение федерального бюджета и отчета о его исполнении. А.В. Мицкевич и P.O. Халфина, занимавшиеся проблемами государства как субъекта права, подчеркивали, что в праве на утверждение бюджета и отчета о его исполнении находит выражение государственный суверенитет. В связи с этим Российская Федерация в целом является субъектом права на рассмотрение и утверждение бюджета, а также отчета о его исполнении.
Помимо отмеченного, Российская Федерация в целом должна признаваться субъектом финансового права в отношении права на установление федеральных налогов и сборов. В этих случаях Российская Федерация реализует свои суверенные права, что следует из п. «з» ст. 71 Конституции РФ, которая относит к ведению Российской Федерации федеральные налоги и сборы.
Российская Федерация в целом должна рассматриваться как субъект финансового права и в случае взимания, а также взыскания федеральных налогов и сборов. Право государства на взимание налогов и сборов не зафиксировано в Конституции РФ. О его существовании можно сделать вывод при анализе ст. 1 и 2 НК РФ, где записано, что «настоящий Кодекс устанавливает систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет...» (п. 2 ст. 1), а «законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации...» (п. 1 ст. 2). Под взиманием федеральных налогов и сборов следует понимать право Российской Федерации требовать уплаты налогов и сборов от субъектов, обязанных их уплачивать. Это право государства проявляется в налоговом обязательстве, где у налогоплательщика существует обязанность уплатить налог, а у государства — право требовать его уплаты. Право Российской Федерации на взыскание налогов и сборов также не зафиксировано в Конституции РФ, но его наличие можно предположить из анализа ст. 45, 46 НК РФ. Под взысканием федеральных налогов и сборов следует понимать право Российской Федерации в целом на применение мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога и сбора. Права Российской Федерации на взимание и взыскание налогов и сборов производны от ее суверенного права на установление налогов и сборов, и также является суверенными. Они не принадлежат и не могут принадлежать никому другому, а потому должны рассматриваться как явление верховенства государства по отношению ко всем другим властям, которые возникают в процессе жизнедеятельности общества
Российская
Федерация в целом выступает
субъектом финансового права
и в сфере государственного кредита.
Это непосредственно следует
из ст. 89 и п. 1 ст. 97 БК РФ, где указано,
что в результате государственных
заимствований возникают
Помимо
всего отмеченного Российская Федерация
в целом является субъектом финансового
права в отношении права
Субъектом
финансового права является не только
Российская Федерация, т.е. государство
в целом, но и государство в
своих частях, т.е. субъекты РФ, которые
также наделены компетенцией в сфере
финансовой деятельности государства,
также реализуют суверенные права
государства в этой сфере и
за которыми согласно ст. 214 ГК РФ закреплено
право государственной
Так, в конституциях и уставах субъектов РФ закрепляется право субъектов РФ на собственный бюджет; в конституциях и Уставах субъектов РФ, а также в ст. 12 НК РФ закрепляется право субъектов РФ на установление региональных налогов и кроме того, в соответствии со ст. 99 БК РФ субъекты имеют право на выпуск долговых обязательств, которые обеспечиваются казной субъекта РФ.
Российская
Федерация и субъекты РФ, являясь
субъектами финансового права, вступают
в конкретные финансовые правоотношения.
В этом случае они становятся субъектами
этих финансовых правоотношений и выступают
в лице определенных государственных
органов.
Помимо
Российской Федерации и субъектов
РФ в качестве субъектов финансового
права в классификационный ряд
«общественно-территориальные
Информация о работе Денежная система и денежное обращение в РФ