Денежная система и денежное обращение в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 20:44, реферат

Описание

Основы денежной системы РФ
Понятие субъекта права является ключевым для правовой науки. Ведь субъект права — это потенциальный субъект правоотношения, который непосредственно реализует предоставленные законом права и обязанности. В связи с этим важно знать, кто может быть субъектом правоотношения, какие его характеристики должны быть зафиксированы в законодательстве и т.д.
Субъект финансового права обладает финансовой правосубъектностъю и может благодаря этому участвовать в конкретном финансовом правоотношении.

Работа состоит из  1 файл

финансовое право.docx

— 47.46 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УРАЛЬСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИЛИН 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

ПО  ДИСЦИПЛИНЕ ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

  ТЕМА

«ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА И ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ВАРИАНТ №8 
 
 

                   Выполнила студентка группы

                   ФКФСПЗ 1909

                   Трущелева Надежда Владимировна 

                Проверил: доцент

                Панов Сергей Федорович 
                 
                 
                 
                 

   Екатеринбург 2011 
 

  1. Понятие субъекта финансового  права

    (финансовая  правосубъектность) 

     Понятие субъекта права является ключевым для  правовой науки. Ведь субъект права  — это потенциальный субъект  правоотношения, который непосредственно  реализует предоставленные законом  права и обязанности. В связи  с этим важно знать, кто может  быть субъектом правоотношения, какие  его характеристики должны быть зафиксированы в законодательстве и т.д.

     Субъект финансового права обладает финансовой правосубъектностъю и может благодаря этому участвовать в конкретном финансовом правоотношении. 

  1. Субъект финансового правоотношения и субъект финансового  права: сходство и  различие данных понятий.
 

     Понятие «субъект финансового права» тесно  связано с понятием «субъект финансового  правоотношения», однако это разные понятия. Субъект финансового правоотношения — это тот, кто участвует в  конкретном финансовом правоотношении и, таким образом, реализует принадлежащие  ему субъективные обязанности и  права. Субъект финансового права  — это не участник конкретного  финансового правоотношения, он не обладает конкретными субъективными  финансовыми правами и обязанностями. Субъект финансового права обладает качеством финансовой правосубъектности, которое дает ему возможность быть субъектом финансового правоотношения. Понятие «финансовая правосубъектность» включает в себя понятия «финансовая правоспособность» и «финансовая дееспособность». Финансовая правоспособность — это способность иметь финансовые права и обязанности, предусмотренные в законе. Финансовая дееспособность (и деликтоспособность) — способность лица самостоятельно либо через законных представителей приобретать, осуществлять, изменять и прекращать финансовые права и обязанности, а также отвечать за их неисполнение и неправомерную реализацию. В большинстве случаев лицо, являющееся финансово дееспособным, одновременно является и финансово деликтоспособным, т.е. способным отвечать за неисполнение Финансовых обязанностей и неправомерную реализацию финансовых прав. Поэтому, в сущности, финансовая деликтоспособность представляет собой одну из сторон финансовой дееспособности. Однако есть ситуации, когда структурные элементы правосубъектности распределяются между двумя лицами. Примером является ст. 50 НК РФ, устанавливающая режим исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при реорганизации юридического лица. Из анализа этой статьи следует, что при реорганизации юридического лица его деликтоспособность переходит к правопреемнику. Примером является и физическое лицо. Например, малолетний обладает финансовой правоспособностью с момента рождения. Однако в ситуациях возникновения финансового правоотношения недостающая у малолетнего финансовая дееспособность (до достижения 16 лет) реализуется через его законного представителя.

     Различие  между правоспособностью и дееспособностью  важно для характеристики финансовой правосубъектности физических лиц как субъектов финансового права, так как способность приобретать финансовые права и исполнять финансовые обязанности возникает у физических лиц лишь по достижении определенного возраста. В связи с этим, будучи финансово правоспособными, они до достижения определенного возраста не являются финансово дееспособными.

     У таких субъектов финансового  права, как государственные органы, организации (предприятия, бюджетные  учреждения) правосубъектность представляет собой правоспособность и дееспособность одновременно, т.е. «праводееспособность». Ее пределы у организаций определены их финансовыми правами и обязанностями, а у государственных органов — компетенцией в области финансовой деятельности, установленной в законодательстве.

     Субъекты  финансового права весьма многообразны. Они подразделяются на три группы: а) общественно-территориальные образования; б) коллективные субъекты; в) индивидуальные субъекты. К общественно-территориальным  образованиям относятся Российская Федерация в целом и ее субъекты, (государство), а также муниципальные  образования. К коллективным субъектам  — органы государственной власти, организации и проч. Индивидуальными  субъектами финансового права являются физические лица и иногда должностные  лица. 

  1. Виды  субъектов финансового  права, их характеристика.
 
    1. Российская  Федерация и субъекты РФ как субъекты финансового  права

     Российская  Федерация и ее субъекты преобладают  в ряду объектов финансового права. Российская Федерация в целом  и ее субъекты представляют собой  государство. Поэтому общие характеристики этих субъектов в качестве субъектов  финансового права в значительной мере производны от характеристик государства, которое можно рассматривать как обобщенный субъект финансового права.

     Государство (Российская Федерация в целом  и субъекты РФ) является субъектом  финансового права, обладая компетенцией в области финансовой деятельности, которая закреплена в Конституции  РФ, Налоговом кодексе РФ, Бюджетном  кодексе РФ, в конституциях и уставах  субъектов РФ и других нормативных  правовых актах.

     Компетенция государства в области финансовой деятельности выражается чаще всего  в его суверенных правах в этой области, к которым, в частности, относятся: право на установление налогов, утверждение бюджетов (федерального и субъектов Федерации) и др. Следовательно, государство, будучи субъектом финансового  права, чаще всего выступает как  властвующий субъект, т.е. суверен. Однако одновременно государство часто  выступает в качестве государства-собственника, т.е. казны. Это обусловлено тем, что  суверенные права государства в  области финансовой деятельности затрагивают, прежде всего, бюджет, государственные  внебюджетные фонды, которые являются составной частью казны. Казна же в соответствии со ст. 214 ГК РФ есть государственная собственность.

     Понятие «государство-казна» не нашло пока должной разработки в юридической  науке, хотя некоторые замечания  об этой категории имеются. Исходя из содержания п. 4 ст. 214 ГК РФ, под казной Российской Федерации или субъектов  РФ следует понимать право этих субъектов  на владение, пользование и распоряжение средствами соответствующих бюджетов и иным государственным имуществом, не закрепленным за государственными предприятиями и учреждениями. К  «иному государственному имуществу» как  раз и могут быть отнесены средства государственных внебюджетных фондов. 

     К числу суверенных прав Российской Федерации  относятся прежде всего, ее материальные бюджетные права. Это следует из ст. 71 Конституции РФ, которая относит к ведению Российской Федерации федеральный бюджет, а также из ряда статей БК РФ раскрывающих права Российской Федерации на федеральный бюджет.

К материальным бюджетным правам Российской Федерации относятся:

а) право  на собственный бюджет;

б) право  на получение бюджетных доходов  и включение их в данный бюджет;

в) право  на использование бюджетных средств;

г) право  на распределение бюджетных доходов  между бюджетами данной территории;

д) право  на образование и использование  в рамках бюджета целевых или резервных фондов.

     Эти права зафиксированы в ст. 49, 54, 84, 133, 134, 135 и др. БК РФ. Суверенные права  Российской Федерации на собственный  бюджет есть одновременно и право  государственной собственности, ибо  согласно абз. 2 п. 4 ст. 214 ГК РФ средства соответствующего бюджета составляют государственную казну.

     Исходя  из этого, Российская Федерация, являясь  субъектом материальных бюджетных  прав, выступает одновременно как  государство-суверен и государство-казна.

     Исходя  из ст. 71 Конституции РФ, к суверенным правам Российской Федерации в сфере  финансовой деятельности следует относить не только материальные бюджетные права, но и процессуальные. Эти права  Российской Федерации неразрывны. Права  Российской Федерации на получение, распределение, использование бюджетных доходов определены, ограничены и т.д. законом о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год, который как раз и является результатом реализации процессуальных бюджетных прав Российской Федерации на рассмотрение, утверждение федерального бюджета и отчета о его исполнении. А.В. Мицкевич и P.O. Халфина, занимавшиеся проблемами государства как субъекта права, подчеркивали, что в праве на утверждение бюджета и отчета о его исполнении находит выражение государственный суверенитет. В связи с этим Российская Федерация в целом является субъектом права на рассмотрение и утверждение бюджета, а также отчета о его исполнении.

     Помимо  отмеченного, Российская Федерация  в целом должна признаваться субъектом  финансового права в отношении  права на установление федеральных  налогов и сборов. В этих случаях  Российская Федерация реализует  свои суверенные права, что следует  из п. «з» ст. 71 Конституции РФ, которая  относит к ведению Российской Федерации федеральные налоги и  сборы.

     Российская  Федерация в целом должна рассматриваться  как субъект финансового права  и в случае взимания, а также  взыскания федеральных налогов  и сборов. Право государства на взимание налогов и сборов не зафиксировано  в Конституции РФ. О его существовании можно сделать вывод при анализе ст. 1 и 2 НК РФ, где записано, что «настоящий Кодекс устанавливает систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет...» (п. 2 ст. 1), а «законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации...» (п. 1 ст. 2). Под взиманием федеральных налогов и сборов следует понимать право Российской Федерации требовать уплаты налогов и сборов от субъектов, обязанных их уплачивать. Это право государства проявляется в налоговом обязательстве, где у налогоплательщика существует обязанность уплатить налог, а у государства — право требовать его уплаты. Право Российской Федерации на взыскание налогов и сборов также не зафиксировано в Конституции РФ, но его наличие можно предположить из анализа ст. 45, 46 НК РФ. Под взысканием федеральных налогов и сборов  следует  понимать  право  Российской  Федерации  в целом на применение мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога и сбора. Права Российской Федерации на взимание и взыскание налогов и сборов производны от ее суверенного права на установление налогов и сборов, и также является суверенными. Они не принадлежат и не могут принадлежать никому другому, а потому должны рассматриваться как явление верховенства государства по отношению ко всем другим властям, которые возникают в процессе жизнедеятельности общества

     Российская  Федерация в целом выступает  субъектом финансового права  и в сфере государственного кредита. Это непосредственно следует  из ст. 89 и п. 1 ст. 97 БК РФ, где указано, что в результате государственных  заимствований возникают долговые обязательства Российской Федерации. К финансовым правам РФ следует отнести  ее право на выпуск государственных  ценных бумаг и определение порядка  их выпуска, обращения и погашения; право на производство затрат по размещению, выплате доходов и погашению  долговых обязательств за счет средств  федерального бюджета. При этом названные  права РФ не являются ее суверенными  правами, поскольку право РФ на выпуск государственных ценных бумаг не представляет ничего исключительного  и может быть сравнимо с любым  другим правом субъекта гражданского оборота. Вместе с тем, право РФ на производство затрат по размещению, выплате  доходов и погашению долговых обязательств за счет средств федерального бюджета (казны) является правом государственной  собственности. Поэтому в данном случае, являясь субъектом финансового  права, Российская Федерация выступает  как собственник, т.е. казна.

     Помимо  всего отмеченного Российская Федерация  в целом является субъектом финансового  права в отношении права денежной эмиссии. Денежная эмиссии согласно п. «ж» ст. 71 Конституции РФ является суверенным правом РФ. Кроме того, денежная эмиссия является составной частью финансовой деятельности государства, ибо последняя опирается на денежную систему.

     Субъектом финансового права является не только Российская Федерация, т.е. государство  в целом, но и государство в  своих частях, т.е. субъекты РФ, которые  также наделены компетенцией в сфере  финансовой деятельности государства, также реализуют суверенные права  государства в этой сфере и  за которыми согласно ст. 214 ГК РФ закреплено право государственной собственности  на бюджетные средства. Аналогично федеральному уровню, субъекты РФ являются субъектами финансового права в отношении материальных бюджетных прав, а также прав на рассмотрение и утверждение бюджета. Кроме того, субъекты РФ являются субъектами финансового права в отношении прав на получение финансовой помощи из федерального бюджета (ст. 135 БК РФ). Она может выражаться в форме предоставления дотаций, субвенций, субсидий, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд. Наконец, субъекты РФ являются субъектами финансового права в отношении прав на установление региональных налогов и сборов, а также ряда прав в сфере государственного кредита, аналогичных правам Российской Федерации. Такой вывод явно следует из конституций и уставов РФ, а также иного финансового законодательства.

     Так, в конституциях и уставах субъектов  РФ закрепляется право субъектов  РФ на собственный бюджет; в конституциях и Уставах субъектов РФ, а также  в ст.  12 НК РФ закрепляется право  субъектов РФ на установление региональных налогов и кроме того, в соответствии со ст. 99 БК РФ субъекты имеют право на выпуск долговых обязательств, которые обеспечиваются казной субъекта РФ.

     Российская  Федерация и субъекты РФ, являясь  субъектами финансового права, вступают в конкретные финансовые правоотношения. В этом случае они становятся субъектами этих финансовых правоотношений и выступают  в лице определенных государственных  органов. 
 

    1. Муниципальные образования как  субъекты финансового  права
 

     Помимо  Российской Федерации и субъектов  РФ в качестве субъектов финансового  права в классификационный ряд  «общественно-территориальные образования» включаются муниципальные образования.

Информация о работе Денежная система и денежное обращение в РФ