Денежная система и денежное обращение в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 20:44, реферат

Описание

Основы денежной системы РФ
Понятие субъекта права является ключевым для правовой науки. Ведь субъект права — это потенциальный субъект правоотношения, который непосредственно реализует предоставленные законом права и обязанности. В связи с этим важно знать, кто может быть субъектом правоотношения, какие его характеристики должны быть зафиксированы в законодательстве и т.д.
Субъект финансового права обладает финансовой правосубъектностъю и может благодаря этому участвовать в конкретном финансовом правоотношении.

Работа состоит из  1 файл

финансовое право.docx

— 47.46 Кб (Скачать документ)

     1) правильно и своевременно исчислять,  удерживать из денежных средств,  выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджет (внебюджетные  фонды) соответствующие налоги;

      2) в течение одного месяца письменно  сообщать в налоговый орган  по месту своего учета о  невозможности удержать налог  у налогоплательщика и о сумме  задолженности налогоплательщика; 

     3) вести учет выплаченных налогоплательщикам  доходов, удержанных и перечисленных  в бюджеты (внебюджетные фонды)  налогов, в том числе персонально  по каждому налогоплательщику; 

     4) представлять в налоговый орган  по месту своего учета документы,  необходимые для осуществления  контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

     Кроме того, коллективными субъектами финансового  права Должны признаваться организации, в обязанность которых входит представление в налоговые органы информации, необходимой для исчисления налогов, а также выполнения некоторых  других операций. Перечень этих организаций  дан, прежде всего, в ст. 85 НК РФ. Так, информировать налоговые органы обязаны:

     1) органы, регистрирующие организации  и физических лиц, осуществляющих  предпринимательскую деятельность  без образования юридического лица;

     2)  органы, регистрирующие физических  лиц по месту жительства либо по месту рождения и смерти;

     3) органы, регистрирующие недвижимое  имущество, являющееся объектом  налогообложения;

     4) органы опеки и попечительства, воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты  населения и др., которые осуществляют  опеку, попечительство или управление имуществом подопечного;

     5) органы, уполномоченные совершать  нотариальные действия в отношении  нотариального удостоверения права  на наследство и договоров дарения;

     6) органы, выдающие лицензии, свидетельства  и иные подобные документы  физическим лицам, осуществляющим  на свой риск деятельность, направленную  на систематическое получение  дохода от оказания платных услуг.

     В круг этих же субъектов финансового  права включаются и банки, которые  в соответствии со ст. 86 НК РФ обязаны  сообщать в налоговые органы об открытии или закрытии счета организации, индивидуального предпринимателя. Кроме того, банки являются коллективными  субъектами финансового права и  в отношении обязанностей по приостановлению  операций по счетам на­логоплательщиков и взысканию налогов и сборов по решению налогового органа. Эти обязанности банков установлены в ст. 60 и 76 НК РФ.

    1. Индивидуальные субъекты финансового права

     Индивидуальными субъектами финансового права являются физические лица. Они являются субъектами налогового права, а также субъектами права на получение государственных  финансовых ресурсов и в ряде случаев  — субъектами права контроля и  предоставления информации.

     К физическим лицам как субъектам  налогового права относятся граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Кроме того, к  категории физических лиц как  субъектов налогового права относятся  индивидуальные предприниматели, а  также частные нотариусы, частные  охранники и частные детективы (ст. 11 НК РФ).

     Финансовая правосубъектностъ физического лица определяется его правоспособностью и дееспособностью. Сущность финансовой правоспособности физического лица состоит в государственной воле, т.е. государство признает лицо правоспособным, а это значит — вводит его в сферу отношений, регулируемых правом в качестве активной единицы, т.е. такой, которая способна иметь юридические права и обязанности в отношении определенных объектов. Финансовая правоспособность физических лиц, как и их правоспособность в других отраслях права, возникает с момента рождения и является общей, абстрактной предпосылкой правообладания.

     Если  сущность правоспособности физического  лица составляет государственная воля, то ее содержание раскрывается в круге  тех прав и обязанностей, которые  способно иметь лицо. Государство  признает лицо не просто правоспособным, а правоспособным в определенных границах, которые определены государством.

     Финансовая  правоспособность физического лица характеризуется, прежде всего, через его юридические обязанности. Это объясняется особенностями финансово-правового регулирования. Государство, устанавливая финансово-правовые нормы, заинтересовано в их четком исполнении всеми субъектами, которым они адресованы. Причем степень государственной заинтересованности в исполнении этих норм столь велика, что в ходе финансово-правового регулирования государство использует метод властных предписаний. Он проявляется, в частности, в том, что государство призывает субъектов к соблюдению финансово-правовых норм преимущественно через установление позитивных обязываний. Содержание финансовой правоспособности физического лица раскрывается и через его права, закрепленные в законодательстве. Однако, как правило, финансовые права физического лица носят производный от обязанностей характер.

     Обязанности и права физического лица, через  которые раскрывается его финансовая правоспособность, зафиксированы, в  частности, в ст. 21, 23 и 24 НК РФ.

     Финансовая  правоспособность физического лица осуществляется с помощью дееспособности, которая представляет собой способность  лица своими действиями осуществлять юридические права и обязанности.

     Финансовая  дееспособность физического лица выполняет две основные функции - юридическую и социальную. Первая заключается в том, что финансовая дееспособность физического лица является средством реализации его финансовой правоспособности. Социальная функция финансовой дееспособности проявляются в обеспечении для личности возможности осуществлять свои налоговые обязанности перед государством и нести ответственность за неправомерное поведение.

     Дееспособность  физического лица во всех отраслях права наступает по достижении определенного  возраста.

     В финансовом праве возраст наступления  финансовой дееспособности физического  лица не определен. Однако в п. 2 ст. 107 НК РФ определен возраст наступления  налоговой деликт способности физического лица — 16 лет. Учитывая, что деликт способность является составляющей дееспособности, можно утверждать, что налоговая дееспособность в целом у физического лица возникает с 16 лет.

     Физические  лица как субъекты налогового права  выступают, прежде всего, в качестве налогоплательщиков и плательщиков сборов. Такой вывод следует из ст. 19 НК РФ, установившей, что «налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим  Кодексом возложена обязанность  уплачивать соответственно налоги и (или) сборы».

     Физические  лица в соответствии с действующим  законодательством являются плательщиками  налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц, акцизов, налога на добавленную стоимость, налога с продаж и т.д.

     Физические  лица являются субъектами налогового права, выступая и в качестве налоговых  агентов (ст. 24 НК РФ). Такой вывод  следует из анализа законодательства, возложившего в ряде случаев именно на физических лиц обязанности налоговых  агентов. Так, в частности, предприниматели, выплачивающие доходы гражданам, обязаны рассчитать, удержать и перечислить в бюджет сумму налога на доходы физических лиц, а в Пенсионный и другие внебюджетные фонды — сумму единого социального налога.

     Правосубъектность физического лица, выступающего в качестве налогового агента, раскрывается через те же права, которые имеет налогоплательщик (ст. 21 НК РФ), а также обязанности, зафиксированные в ст. 24 НК РФ. Среди них обязанности:

  1. правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджет (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;
  2. в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;
  3. вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;
  4. представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

   Физические  лица являются субъектами финансового  права и в отношении права  получения из бюджета средств в форме субвенций и субсидий (ст. 69 БК РФ). Кроме того, в ряде случаев физические лица являются субъектами финансового права в отношении прав на получение денежных средств из государственных внебюджетных фондов. Так в соответствии с Правилами начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными постановлением Правительства РФ от 2 марта 2000 г., Фонд социального страхования РФ производит ежемесячно и единовременно страховые выплаты физическим лицам, имеющим право на получение выплат в связи со смертью застрахованных и др.

   В ряде случаев специфическим субъектом финансового права выступают нотариусы. В соответствии со ст. 22, 37, 38 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. нотариусы контролируют уплату госпошлины при совершении юридически значимых действий в пользу ее плательщиков. Кроме того, в соответствии с п.6 ст. 85 НК РФ нотариусы, осуществляющие частную практику, являются субъектами финансового права в отношении обязанности сообщать о нотариальном удостоверении права на наследство и договоров дарения в налоговые органы по месту своего нахождения.

   В большинстве случаев финансовая правосубъектность физического лица характеризуется наличием (совпадением) в одном лице правоспособности и дееспособности, однако в ряде случаев возможно их несовпадение. Это имеет место в тех случаях, когда несовершеннолетние являются собственниками имущества и доходов, составляющих объект налогов и сборов. В этом случае до достижения этими лицами налоговой дееспособности, т.е. 16 лет, от их имени приобретают налоговые права и несут налоговые обязанности их законные представители. Согласно п. 2 ст. 27 НК РФ законными представителями налогоплательщика — физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ, т.е. родители, усыновители, опекуны и попечители (ст. 26, 28 ГК РФ).

   Таким образом, в налоговом праве возможна ситуация, когда налоговая правоспособность одного лица дополняется дееспособностью  другого лица.

   Иначе говоря, элементы налоговой правосубъектности распределяются между несовершеннолетним как субъектом налогового права и его родителями, усыновителями или опекуном и попечителем. 

   Задача.

   Счетная палата РФ по собственной инициативе приняла решение о проведении финансовой проверки Центра российско-французского партнерства. В результате проверки Счетная палата РФ обнаружила, что  Центр незаконно получил из бюджета  более 6 млн. долл. В связи с этим Счетная палата РФ дала предписание приостановить все виды финансовых платежей и расчетных операций по счетам Центра.

   Правомерно  ли решение Счетной палаты? 

   В соответствии с Федеральным законом  от 11 января 1995 года №4-ФЗ «О счетной палате Российской Федерации», статьей 12. Область действия контрольных полномочий Счетной палаты, статьей 24. Предписание Счетной палаты и статьей 26. Полномочия инспекторов Счетной палаты при проведении проверок и ревизий решение Счетной палаты о приостановлении всех видов финансовых платежей и расчетных операций по счетам Центра правомерно. 
 
 
 
 
 
 

     Список  используемой литературы 

     
  1. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 30.12.2004) «О банках и банковской деятельности».
  2. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 29.07.2004, с изм. от 30.09.2010) «О Центральном Банке РФ (Банке России)».
  3. Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».
  4. Указание ЦБ РФ от 14.11.2001 № 1050-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке».
  5. «Положение о порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории РФ» (утв. ЦБ РФ 09.10.2002 № 199-П).
  6. Письмо ЦБ РФ от 04.10.1993 № 18 (ред. от 26.02.1996) «Об утверждении порядка ведения кассовых операций в РФ».
  7. Конституция Российской Федерации.
  8. Уголовный кодекс РФ.
  9. Гражданский кодекс РФ.

Информация о работе Денежная система и денежное обращение в РФ