Финансовая деятельность государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 13:07, курс лекций

Описание

Рыночная экономика при всём разнообразии её моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально-ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием.
Огромную роль как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы.

Содержание

Понятие финансов
Финансовая система Российской Федерации
Финансовая деятельность государства
Методы осуществления финансовой деятельности
Принципы финансовой деятельности
Система органов власти, осуществляющих финансовую деятельность государства
Правовые формы финансовой деятельности

Работа состоит из  1 файл

фин право.doc

— 533.00 Кб (Скачать документ)

Отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда  составляется органом управления фонда и представляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на рассмотрение и утверждение законодательному (представительному) органу субъекта Российской Федерации в форме закона субъекта Российской Федерации.

Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется органами, обеспечивающими контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации. Порядок и сроки представления отчетности государственных внебюджетных фондов, в том числе публикуемой, определяются в соответствии с Бюджетным кодексом для соответствующих бюджетов.

 

2. Характеристика Пенсионного  фонда РФ

 

Правовой режим Пенсионного  фонда определен Положением о Пенсионном фонде РФ, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года (в ред. от 5 августа 2000 года).

Пенсионный фонд РФ подчиняется  Правительству Российской Федерации, перед которым ежегодно отчитывается о результатах своей деятельности. Бюджет Пенсионного фонда ежегодно утверждается высшим законодательным органом страны. Средства Фонда являются государственной собственностью. Фонд формируется на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации, что позволяет осуществлять выплаты всем пенсионерам, независимо от места их прежней работы и места жительства.

 К основным задачам Пенсионного фонда можно отнести следующие:

•   целевой сбор и аккумуляция  средств для выплаты пенсий и  пособий на детей, а также организация  их финансирования;

•   участие на долговременной основе в федеральной и региональных финансовых программах по социальной поддержке населения;

•   расширенное воспроизводство  средств фонда на основе принципов  самофинансирования;

•   организация государственного банка данных по плательщикам страховых  взносов в ПФР;

•   развертывание подготовительной работы по организации индивидуального учета поступающих в ПФР от работающих граждан обязательных страховых взносов;

•   осуществление межгосударственного  и международного сотрудничества РФ по вопросам, относящимся к компетенции  ПФР;

•   участие в разработке и  реализации межгосударственных и международных  договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий,

 К источникам образования Пенсионного фонда относятся:

•   страховые взносы работодателей;

•   страховые взносы граждан  РФ;

•   ассигнования из федерального бюджета, выделяемые на выплату пенсий и различных видов пособий.

Руководство ПФР осуществляется Правлением фонда и его постоянно действующим исполнительным органом — исполнительной дирекцией.

В состав Правления входят Председатель, первый заместитель, а также управляющие отделениями фонда. В состав Правления могут также входить представители общественных, религиозных и государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей. В работе Правления ПФР могут принимать участие с правом совещательного голоса управляющие отделениями ПФР по республикам в составе Российской Федерации, руководители министерств и ведомств РФ, Банка России.

На Правление фонда возлагаются: ответственность за выполнение функций, относящихся к компетенции ПФР; определение перспективных и текущих задач фонда; утверждение бюджета, сметы расходов ПФР и его органов, отчетов об их исполнении, а также утверждение его структуры и штатов.

Для осуществления контроля деятельности исполнительной дирекции ПФР и его  региональных органов образуется ревизионная комиссия ПФР. Предприятия, организации, учреждения, в том числе банки, обязаны представлять уполномоченным Пенсионного фонда необходимые документы и сведения, относящиеся к деятельности фонда, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну.

 

3. Характеристика Фонда  обязательного медицинского страхования

 

В соответствии с Законом РФ «О медицинском страховании граждан  в Российской Федерации» созданы федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, правовой базой функционирования которых являются соответствующие Положения, утвержденные Постановлениями Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 года (в ред. от 5 августа 2000 года).

Деятельность названных фондов направлена на реализацию государственной  политики в области обязательного  медицинского страхования граждан  как составной части государственного социального страхования. Федеральный  фонд создается Правительством РФ, а территориальные фонды образуются соответственно представительными исполнительными органами власти республик в составе РФ и иными субъектами федерации.

Основными источниками  образования федерального и территориальных фондов являются страховые взносы хозяйствующих субъектов на обязательное медицинское страхование, бюджетные ассигнования и иные поступления. Полученные средства направляются на финансирование обязательного медицинского страхования и иных связанных с этим мероприятий. Бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования и отчет о его исполнении ежегодно рассматриваются Государственной Думой.

Медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между  субъектами медицинского страхования. Договор медицинского страхования является соглашением между страхователем и страховой медицинской организацией, в соответствии с которым последняя обязуется организовывать и финансировать предоставление застрахованному контингенту медицинской помощи определенного объема и качества или иных услуг по программе обязательного медицинского страхования и добровольного медицинского страхования (ст. 4 Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»).

Договор медицинского страхования считается заключенным с момента уплаты первого страхового взноса, если условиями договора не установлено иное (там же).

Страховые взносы устанавливаются как ставки платежей по обязательному медицинскому страхованию в размерах, обеспечивающих выполнение программ медицинского страхования и деятельность страховой медицинской организации.

Страховыми медицинскими организациями выступают юридические лица, осуществляющие медицинское страхование и имеющие разрешение государственного органа (то есть лицензии) на право заниматься такой деятельностью.

Медицинскими учреждениями в системе  медицинского страхования выступают  имеющие лицензии лечебно-профилактические учреждения, научно-исследовательские  и медицинские институты, другие учреждения, оказывающие медицинскую  помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую деятельность как индивидуально, так и коллективно.

Страховые медицинские организации  наделены комплексом прав и обязанностей. Страховая медицинская организация имеет право:

•   свободно выбирать медицинские  учреждения для оказания медицинской помощи и услуг по договорам медицинского страхования;

•   устанавливать размер страховых  взносов по добровольному медицинскому страхованию;

•   принимать участие в  определении тарифов на медицинские  услуги;

•   предъявлять в судебном порядке иск медицинскому учреждению или медицинскому работнику на материальное возмещение физического и морального ущерба, причиненного застрахованному по их вине.

Страховая медицинская организация обязана:

•   заключать договоры с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным по обязательному медицинскому страхованию;

•   заключать договоры на оказание медицинских, оздоровительных и  социальных услуг гражданам по добровольному  медицинскому страхованию с любыми медицинскими и иными учреждениями.

 

4. Характеристика Федерального  дорожного фонда РФ

 

Законодательством РФ предусмотрено  образование финансовых ресурсов для  содержания и устойчивого развития сети автомобильных дорог общего пользования и определяются общие  правовые основы создания дорожных фондов соответствующих органов государственной власти.

Средства Федерального дорожного  фонда Российской Федерации не подлежат изъятию или расходованию на нужды, не связанные с содержанием и  развитием автомобильных дорог  общего пользования, относящихся к федеральной собственности (в дальнейшем - «федеральные дороги»), и управлением дорожным хозяйством, и не облагаются налогами.

Порядок образования и использования  дорожных фондов определяется органами власти. Отчеты о расходовании средств  дорожных фондов и о планах их использования с указанием основных объектов строительства и реконструкции автомобильных дорог должны ежегодно опубликовываться в печати с указанием основных объектов строительства и реконструкции автомобильных дорог.

Распределение средств Фонда по целевым направлениям на предстоящий финансовый год осуществляется последовательным определением размеров нижеперечисленных основных статей расходов и резервных средств Фонда:

•   содержание и ремонт действующей  сети федеральных дорог;

•   переходящий остаток средств Фонда на конец предстоящего финансового года;

•   резерв средств Фонда;

•   федеральные расходы;

•   приобретение дорожно-эксплуатационной техники и другого имущества, необходимого для функционирования и содержания федеральных дорог;

•  реконструкция и строительство федеральных дорог и сооружений на них (переходящие объекты);

•   реконструкция и строительство  федеральных дорог и сооружений на них (вновь начинаемые объекты), а  также развитие производственной базы дорожных организаций;

•  субвенции и дотации.

В бюджете Фонда не предусматриваются  расходы на указанные вновь начинаемые объекты, субвенции и дотации  при недостатке средств на содержание и ремонт действующей сети федеральных  дорог и обязательные статьи расходов (переходящий остаток, резерв, федеральные расходы).

Средства территориальных  дорожных фондов распределяются по следующим направлениям:

•   финансирование содержания, ремонта, реконструкции и строительства  автомобильных дорог общего пользования, относящихся к собственности  субъектов РФ;

•   затраты на управление дорожным хозяйством.

Целевые внебюджетные средства дорожных фондов образуются за счет:

•    налога на пользователей  автомобильных дорог;

•    налога с владельцев транспортных средств;

•   акцизов с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан. В дорожные фонды могут направляться также средства от проведения

займов, лотерей, продажи акций, штрафных санкций, добровольных взносов, а также  из других источников (включая ассигнования из бюджета Российской Федерации) (ст. 3 Закона РФ «О дорожных фондах», (в ред. от 5 августа 2000 года).

 

 

Тема 6. НАЛОГОВОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

1. Налоги и сборы

2. Налоговое правоотношение

3. Права и обязанности  налогоплательщиков

4. Финансовая ответственность  за нарушение налогового законодательства

 

 

 

1. Налоги и сборы

 

Налоги — это обязательные, индивидуальные безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежавших им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 Налогового кодекса РФ).

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (ст. 8 Налогового кодекса РФ).

Конституцией РФ и Налоговым  кодексом РФ закрепляются отдельные принципы налогообложения:

•    всеобщность (каждый обязан платить законно установленные  налоги и сборы — ст. 57 Конституции  РФ);

•    верховенство представительной власти в их установлении (статьи 57, 71, 76, 105, 106 Конституции РФ);

•    прямое действие во времени  законов, устанавливающих новые  налоги или ухудшающих положение  налогоплательщиков (ст. 57 Конституции  РФ, ст. 5 Налогового кодекса РФ);

•   однократность налогообложения  — один и тот же объект не может  облагаться налогами одного вида (уровня) два раза за один период налогообложения;

•   очередность взимания налогов  из одного источника (в целях уменьшения налогового бремени);

Информация о работе Финансовая деятельность государства