Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 13:07, курс лекций
Рыночная экономика при всём разнообразии её моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально-ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием.
Огромную роль как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы.
Понятие финансов
Финансовая система Российской Федерации
Финансовая деятельность государства
Методы осуществления финансовой деятельности
Принципы финансовой деятельности
Система органов власти, осуществляющих финансовую деятельность государства
Правовые формы финансовой деятельности
• временное ограничение налоговых притязаний;
• определенность налогообложения
— в целях определения
• приоритет ратифицированных РФ международных норм и правил налогообложения в случае расхождения их с национальным правом (ст. 15 Конституции РФ, ст. 7 Налогового кодекса РФ).
Сущность и роль налогов проявляются в их функциях:
• фискальной — обеспечение
государства финансовыми
• регулирующей — воздействие на общественные отношения в государстве, в первую очередь на производственные процессы. Соотношение этих функций при взимании налогов различается в зависимости от вида налога.
Налоговым кодексом РФ все налоги подразделяются на:
• федеральные;
• налоги субъектов РФ (региональные);
• местные.
Особенностью федеральных
Региональные налоги включают в себя платежи, установленные Налоговым кодексом РФ, взимание которых обязательно на территории всех субъектов РФ. Конкретный порядок взимания этих налогов на территории различных субъектов может отличаться, так как органы представительной власти самостоятельно определяют ставку налога, порядок его уплаты, налоговые льготы.
Местные налоги — это налоги, которые устанавливаются и вводятся в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Органы представительной власти самостоятельно определяют ставку налога, порядок его уплаты, налоговые льготы.
В зависимости от плательщиков налоги можно разделить на налоги:
• с физических лиц;
• с юридических лиц и их филиалов, подразделений, имеющих отдельный баланс и счет;
• смешанного состава, то есть взимаемые и с физических, и с юридических лиц.
В зависимости от того, является ли юридический плательщик одновременно фактическим плательщиком, налоги подразделяют на:
• прямые;
• косвенные.
2. Налоговое правоотношение
Налоговое правоотношение — вид финансового правоотношения, то есть общественное финансовое отношение, урегулированное нормами подотрасли (раздела) финансового права — налоговым правом, субъекты которого наделяются определенными правами и обязанностями, возникающими в связи с взиманием налогов.
Налоговое правоотношение, как и любое другое правоотношение, состоит из следующих элементов: субъектов, объекта и содержания.
В налоговых правоотношениях
Объектом налогового правоотношения является то, по поводу чего возникает данное правоотношение — обязательный безвозмездный платеж (взнос), размер которого определяется в соответствии с установленными налоговым законодательством правилами.
Содержание налогового правоотношения, как и любого другого правоотношения, раскрывается через права и обязанности субъектов правоотношения.
Законодатель предусматривает факты, наступление которых влечет за собой прекращение налогового правоотношения.
3. Права и обязанности налогоплательщиков
Налогоплательщики имеют право:
• получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;
• получать от налоговых
органов и других уполномоченных
государственных органов
• использовать налоговые
льготы при наличии оснований
и в порядке, установленном
• получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных Налоговым кодексом;
• на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
• представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;
• представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения
по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
• присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
• получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;
• требовать от должностных
лиц налоговых органов
• не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие Налоговому кодексу или иным федеральным законам;
• обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
• требовать соблюдения налоговой тайны;
• требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;
• другие права.
Обязанности у налогоплательщика возникают при наличии объекта (предмета) налогообложения и по основаниям, установленным законодательными актами.
На налогоплательщиков в соответствии
с налоговым законодательством
возлагаются следующие
• уплачивать законно установленные налоги;
• встать на учет в налоговых
органах, если такая обязанность
предусмотрена Налоговым
• вести в установленном
порядке учет своих доходов (расходов)
и объектов налогообложения, если такая
обязанность предусмотрена
• представлять в налоговый
орган по месту учета в установленном
порядке налоговые декларации по
тем налогам, которые они обязаны
уплачивать, если такая обязанность
предусмотрена
• представлять налоговым органам
и их должностным лицам в случаях,
предусмотренных Налоговым
• выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
• предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренном Налоговым кодексом;
• в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;
• нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
Налогоплательщики-организации и индивидуальные предприниматели, помимо перечисленных обязанностей, обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета:
• об открытии или закрытии счетов - в 10-дневный срок;
• обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;
• обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, - в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;
• об объявлении несостоятельности (банкротстве), о ликвидации или реорганизации - в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;
• об изменении своего места нахождения или места жительства - в срок не позднее десяти дней с момента такого изменения.
Налоговые органы имеют право:
• требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;
• проводить налоговые проверки в порядке, установленном Налоговым кодексом;
• производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
• вызывать на основании
письменного уведомления в
• приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом;
• осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества; определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;
требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований; взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени в порядке, установленном Налоговым кодексом;
контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;
требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пени;
привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;
заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности; создавать налоговые посты в порядке, установленном Налоговым кодексом;