Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 12:28, контрольная работа
Бюджетные отношения между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации и органами местного самоуправления по поводу финансовой поддержки строятся на основе определенных принципов, характерных для бюджетного федерализма.
1. Принципы межбюджетных отношений
2. Формы финансовой поддержки субъектов Федерации, их характеристика
3. Субвенции регионам из федерального бюджета
4. Помощь из Фонда государственной финансовой поддержки
5. Предоставление бюджетных ссуд субъектам Федерации на финансирование кассовых разрывов
Финансовая поддержка
субъектов Федерации и
1. Принципы межбюджетных отношений
2. Формы финансовой поддержки субъектов Федерации, их характеристика
3. Субвенции регионам из федерального бюджета
4. Помощь из Фонда
5. Предоставление бюджетных
ссуд субъектам Федерации на
финансирование кассовых
Бюджетные отношения между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации и органами местного самоуправления по поводу финансовой поддержки строятся на основе определенных принципов, характерных для бюджетного федерализма.
Межбюджетные отношения основываются на следующих основных принципах:
♦ самостоятельность бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации,
♦ сбалансированность интересов всех участников межбюджетных отношений бюджетной системы РФ;
♦ равенство бюджетных прав субъектов Федерации, Муниципальных образований во взаимоотношениях с федеральным бюджетом;
♦ законодательное разграничение доходных источников между бюджетами;
♦ выравнивание уровней
минимальной бюджетной обес
♦ единство бюджетной системы РФ;
♦ передача отдельных видов расходов из федерального бюджета в территориальные бюджеты;
♦ средства, переданные бюджету одного уровня от бюджета другого уровня для обеспечения государственных полномочий, учитываются в соответствующем бюджете как доход в форме безвозмездных перечислений.
В течение финансового
года органы законодательной и
Основой для расчета финансовой помощи территориальным бюджетам служат нормативы финансовых затрат на предоставление финансовых услуг и нормативы минимальной бюджетной обеспеченности, определяемые на основе единой методики с учетом социально-экономических, географических, климатических и других особенностей субъектов Федерации.
Финансовая поддержка
субъектов Федерации предос
^ 2. Формы финансовой
поддержки субъектов Федерации,
Финансовая поддержка (тоже финансовая помощь) имеет своей целью оказание финансовой помощи бюджету субъекта Федерации из федерального бюджета РФ в связи с несбалансированностью территориального бюджета (обычно это бюджет с превышением расходов над доходами, т. е. дефицитом бюджета).
Через федеральный бюджет в России во второй половине 90-х годов перераспределялось 10 - 14% валового внутреннего продукта (по доходной части федерального бюджета).
Из-за того, что налоговые поступления не могут обеспечить все расходы отдельных региональных и местных бюджетов, бюджеты более высокого уровня оказывают финансовую помощь бюджетам более низкого уровня. И чем больше зависят бюджеты от такой финансовой поддержки, тем больше проблем возникает в межбюджетных отношениях.
В соответствии со ст. 44 и 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации оказание финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации может быть осуществлено в следующих формах:
♦ предоставление дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Федерации;
♦ предоставление субсидий;
♦ предоставление субвенций на финансирование отдельных целевых расходов;
♦ предоставление бюджетной ссуды;
♦ иная безвозвратная и безвозмездная передача средств. Финансовая помощь в любой форме подлежит учету в доходах того бюджета, который является получателем этих средств.
Рассмотрим, что представляет собой каждая из названных форм финансовой помощи.
Дотация - бюджетные средства,
предоставляемые бюджету
Субсидия (помощь, поддержка) - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы России, а также физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Субвенция - бюджетные средства,
предоставляемые бюджету
Одним из основных способов передачи средств из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету - отчисления в процентах от налогов, закрепленных за вышестоящим бюджетом.
Перечень и ставки федеральных
налогов определяются законодательством
России, а пропорции их распределения
в порядке бюджетного регулирования
между бюджетами разных уровней
бюджетной системы России утверждаются
Федеральным законом о
Такая форма финансовой помощи существует десятилетия. Эта форма помощи имеет преимущества, одно из которых - единство бюджетных источников для всех бюджетов и заинтересованность органов власти всех уровней в их более полной мобилизации.
Если бюджет территории не имеет достаточных размеров отчислений от налогов в доход бюджета и не имеет возможности сбалансировать бюджет за счет отчислений от налогов, тогда применяются другие формы финансовой помощи (дотация, субсидия, бюджетная ссуда).
^ 3. Субвенции
регионам из федерального
Законом РФ "О субвенциях республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу" от 15 июля 1992 г. предусмотрены субвенции двух видов: 1) текущие, к которым относятся субвенции, направляемые на финансирование текущих расходов; 2) целевые инвестиционные субвенции, направляемые на финансирование инвестиционной, инновационной деятельности.
При этом установлены особые
условия и порядок пре
Текущие субвенции предоставляются для выравнивания условий финансирования регионов, покрытия дефицита нижестоящих бюджетов за счет средств бюджетов вышестоящего уровня.
При этом приоритет отдается финансированию общегосударственных социальных расходов, к которым относятся текущие расходы на социально-культурные мероприятия, содержание бюджетных организаций и социальную защиту населения.
Инвестиционные целевые субвенции предназначены для финансирования за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации капитальных вложений на развитие социальной инфраструктуры, охрану окружающей среды, комплексное развитие территорий.
Текущие и инвестиционные целевые субвенции, полученные из федерального бюджета, включаются соответственно в бюджеты субъектов Федерации (областные, краевые бюджеты, бюджеты автономных образований).
Объем распределения фонда субвенций на инвестиции и текущие инвестиции из федерального бюджета осуществляются на основе запросов органов власти субъектов Федерации.
Использование субвенций на инвестиции не ведет к изменению формы собственности на построенные с их помощью объекты.
Субвенции на возмещение непредвиденных
расходов, связанных с ликвидацией
последствий стихийных
Субвенция, не использованная в срок или израсходованная не по назначению, подлежит возврату. Решение о возврате субвенции принимает орган, ее предоставивший. Возврат субвенции осуществляется в бесспорном порядке за счет средств получателя субвенции в трехмесячный срок после принятия решения.
^ 4. Помощь из
Фонда государственной
По рекомендации Всемирного банка реконструкции и развития (ВБРР) в механизм бюджетных отношений России была введена новая форма оказания финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации - трансферты.
Первоначальным правовым актом оказания государственной финансовой помощи регионам в форме трансфертов был Указ Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. № 2268. Для этого был создан Фонд государственной финансовой поддержки субъектов Федерации, который сохранился по настоящее время.
Законом РФ "О Федеральном бюджете на 2002 год" от 29 декабря 2001 г. № 192-ФЗ утверждена сумма финансовой помощи субъектам Российской Федерации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ в 2002 г. - 147,49 млрд. рублей, в том числе:
а) дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов РФ - 135,93 млрд. рублей;
б) субсидии на государственную финансовую поддержку закупки и доставки нефти, нефтепродуктов, топлива и продовольственных товаров (за исключением подакцизных) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов для снабжения населения, предприятий и организаций социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства - 8,96 млрд. рублей;
в) субвенции на компенсацию тарифов на электроэнергию территориям Дальнего Востока и Архангельской области - 2,6 млрд. руб.
Средства федерального Фонда государственной финансовой поддержки субъектов Федерации распределяются между регионами, нуждающимися в поддержке, т. е. регионам, в которых среднедушевой уровень доходов по их бюджетам ниже среднедушевого дохода по бюджетам всех субъектов Федерации, а расходы по отдельным мероприятиям выше (например, на завоз товаров и топлива в районы Крайнего Севера).
Распределение средств федерального Фонда финансовой поддержки субъектов Федерации (в виде трансфертов) осуществляется по единой методике, учитывающей бюджетные доходы и численность населения, проживающего на территории субъекта Федерации.
В субъектах Федерации
также могут создаваться ре
Предоставление финансовой помощи бюджетам регламентируется законодательно, финансовая помощь предоставляется с соблюдением ряда условий:
1. Финансовая помощь из федерального бюджета бюджету субъекта Федерации на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности предоставляется при условии подписания соглашения об исполнении бюджета субъекта РФ через Федеральное казначейство РФ.
2. Субъект Федерации - получатель финансовой помощи из федерального бюджета на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности не имеет права:
♦ ставить государственных служащих в лучшие условия за счет средств бюджета (оплата труда, командировочные и прочие расходы) по сравнению с государственными служащими федеральных учреждений (с учетом региональных коэффициентов заработной платы);
♦ предоставлять бюджетные кредиты юридическим лицам, превышающим 3% расходов бюджета субъекта Федерации;
♦ предоставлять государственные гарантии субъекта Федерации в размере, превышающем 5% расходов бюджета субъекта Федерации;
3. Муниципальное образование - получатель финансовой помощи из бюджета субъекта Федерации на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности не имеет права:
♦ ставить муниципальных служащих, финансируемых за счет местного бюджета, в лучшие условия (оплата труда, командировочные и прочие расходы) по сравнению с государственными служащими учреждений субъектов Федерации (с учетом региональных коэффициентов заработной платы);
♦ предоставлять бюджетные кредиты юридическим лицам в размере, превышающем 3% расходов местного бюджета;
♦ предоставлять муниципальные гарантии в размере, превышающем 5% расходов местного бюджета.
Все бюджеты составляются и исполняются на основе принципа приоритетного финансирования расходов, связанных с обеспечением минимальных государственных социальных стандартов при безусловном исполнении долговых обязательств. Пока не обеспечено финансирование минимальных государственных социальных стандартов на уровне минимальной бюджетной обеспеченности, в проект бюджета не могут быть включены расходы (при исполнении бюджета не могут финансироваться расходы), не связанные с достижением минимальных государственных социальных стандартов, либо расходы, обеспечивающие финансирование отдельных государственных социальных стандартов, выше минимального уровня при недофинансировании других при безусловном исполнении долговых обязательств.
При предоставлении финансовой помощи бюджету субъекта Федерации уполномоченный орган государственной власти РФ вправе провести ревизию бюджета субъекта Федерации - получателя финансовой помощи из федерального бюджета. При получении субъектов Федерации финансовой помощи в объеме, превышающем 50% расходов его консолидированного бюджета, ревизия бюджета субъекта РФ проводится в обязательном порядке. Ревизию бюджета субъекта Федерации могут проводить контрольный орган Министерства финансов, Счетная палата Российской федерации.
Информация о работе Финансовая поддержка субъектов Федерации и муниципальных образований