Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 18:16, контрольная работа
Некоторыми подобными закономерностями, например, являются следующие показатели финансовых отношений: имущественный характер; конформизм; властный характер; обусловленность необходимостью материального обеспечения деятельности государства; изначальная конфликтность, вызванная противоречиями между частной и публичной формами собственности; политическая компромиссность правового регулирования.
«Финансовое право как отрасль российского права»
Вопрос № 1. Понятие и предмет финансового права
Понятие финансового права
Финансовое право представляет собой совокупность взаимосвязанных правовых норм, закрепляющих и регулирующих особый круг общественных отношений и связей, возникающих между частными и публичными субъектами в процессе финансовой деятельности государства и местного самоуправления.
Системная организация
этих норм, находя свое закрепление
в нормативных финансово-
Все отрасли права
различаются между собой по
предмету правового
Финансовое право имеет
определенные закономерности, которые
влияют на возникновение,
Посредством финансового
права государство
С помощью финансового права государство реализует свою экономическую функцию. Объективная необходимость регулирования финансовых отношений существует в любом обществе, поскольку таким образом государство на основе специфических императивных средств получает возможность влияния (воздействия) на формирование имущественных отношений путем прямого или косвенного вмешательства.
Финансовое право — это отрасль российского права, представляющая собой совокупность юридических норм, регулирующих имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, возникающие в процессе аккумулирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств государства или муниципальных образований в целях осуществления публичных функций.
Предмет финансового права и его особенности
Предмет финансового права можно определить как совокупность однородных имущественных и связанных с ними неимущественных общественных отношений, складывающихся между государством (муниципальным образованием) и иными субъектами по поводу аккумулирования, распределения и использования государственных фондов денежных средств, осуществления финансового контроля и привлечения к ответственности за совершение финансового правонарушения.
Основные отличительные признаки отношений, составляющих предмет финансово-правового регулирования:
а) имеют
имущественный характер или
б) направлены на образование, распределение и использование государственных и муниципальных финансовых ресурсов;
в) осуществляются при обязательном участии как воздействующего субъекта государства или муниципального образования в лице компетентных органов.
Наиболее
полное представление о структу
В зависимости от функций финансовой деятельности предмет финансового права образует отношения, складывающиеся в ходе:
= аккумулирования
денежных средств в
= распределения государственных или муниципальных денежных средств;
= использования
государственных или
= осуществления финансового контроля; эмиссии денежных знаков.
В зависимости от институциональной принадлежности выделяются отношения:
- бюджетные;
- возникающие в процессе деятельности государственных или муниципальных внебюджетных фондов;
- по поводу
образования государственных
- по поводу осуществления государственных или муниципальных расходов;
- складывающиеся
в процессе финансовой деятельн
- налоговые; кредитные; страховые;
- относительно
денежного обращения и
- возникающие в процессе валютного регулирования.
По экономическому критерию финансовые отношения подразделяются на:
Финансовые - отношения, опосредующие движение денежных средств и обладающие характерными признаками финансов, например: отношения по бюджетному регулированию, распределению прибыли казенного предприятия, взиманию налогов и т. д.
Нефинансовые - отношения, в результате функционирования которых не происходит движения денежных средств, однако эти отношения лежат в основе финансовых отношений и направлены на их создание, изменение или прекращение (установление налогов, утверждение сметы предприятия, надзор Центрального банка РФ за деятельностью кредитных организаций и т. д.). Иными словами подобные отношения можно назвать неимущественными, но связанными с имущественными отношениями финансовой деятельности.
По субъектному составу различают финансовые отношения, складывающиеся между:
- Российской
Федерацией, субъектами РФ и
- финансовыми и налоговыми органами, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой стороны, относительно выполнения финансовых обязательств перед государством или муниципальным образованием, а также относительно распределения между ними доходов и расходов;
- государственными
(муниципальными) финансово-кредитными
органами в сфере их
- государственными
и муниципальными
В предмет финансового права входят не все денежные отношения, а только опосредующие процессы образования, распределения и использования государственных и муниципальных фондов денежных средств в публичных интересах.
Параллельно
с финансовыми существуют
В предмет
финансового права входят
Вопрос 2. Методы финансового права
Понятие и особенности метода финансового права
Вторым критерием
для определения сущности
Методы осуществления
финансовой деятельности
Метод финансово-правового регулирования — это обусловленная публичностью и финансовой значимостью совокупность специфических юридических признаков финансового права, в которых концентрированно выражаются соответствующие его содержанию и местоположению в системе российского права средства и способы регулирования финансовых отношений.
При регулировании финансовых отношений один и тот же правовой прием применяется различными подотраслями и институтами финансового права.
Метод финансового права это всегда совокупность юридических приемов, средств, способов, отражающих своеобразие воздействия данной отрасли права на отношения финансовой сферы.
Методология финансового права обусловлена регулируемыми имущественными и связанными с ними неимущественными отношениями, которые в свою очередь вызваны законодателем к жизни необходимостью формирования государственной (муниципальной) собственности в виде централизованных и децентрализованных фондов денежных средств — бюджетов, внебюджетных фондов, финансов предприятий и т. д.
Виды методов финансового права и их особенности
С учетом уровня, сферы, субъектов и других аспектов финансовой деятельности методы финансово-правового воздействия на участников финансовых правоотношений различны: в одном случае проявляется императивность, в другом — относительная диспозитивность.
Императивный метод воздействия представляет способ властных предписаний, сочетающий в себе нормы-запреты и обязывающие нормы.
В финансовом
праве преобладает метод
Императивный
(властный) характер финансовой
Именно выражение финансовых интересов государства в целях реализации публичных интересов предопределяет императивные способы воздействия на иных участников финансовых отношений и обосновывает юридическое неравенство субъектов финансового права.
Развитие
рыночной формы экономики и
федеративной формы
Диспозитивный метод относительно публичной финансовой сферы следует рассматривать в качестве предоставления субъектам финансового права возможности выбора вариантов поведения в рамках финансового законодательства.
Диспозитивные начала проявляются в межбюджетных отношениях между Российской Федерацией и ее субъектами, что свидетельствует о признании субъектов РФ равноправными участниками бюджетных отношений.
Свидетельством
допустимости диспозитивности
На основании
договора, заключенного в соответствии
с гражданским
Гражданско-правовые отношения в сфере страхования также могут вызывать к жизни публичные финансовые отношения.
Проявление
относительной диспозитивности
наблюдается и в регулировании
БК РФ отношений в сфере
государственных и
Внешнее юридическое выражение метод диспозитивности находит и в установлении государством рекомендательных финансово-правовых норм.
В финансовом праве метод диспозитивности носит условный характер и его действие имеет определенные особенности, обусловленные в первую очередь приоритетом публичных интересов. Согласование каких-либо условий финансовой деятельности возможно только в случаях, прямо оговоренных финансовым законодательством.
Названные
характерные черты методов
Информация о работе Финансовое право как отрасль российского права