Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 18:16, контрольная работа
Некоторыми подобными закономерностями, например, являются следующие показатели финансовых отношений: имущественный характер; конформизм; властный характер; обусловленность необходимостью материального обеспечения деятельности государства; изначальная конфликтность, вызванная противоречиями между частной и публичной формами собственности; политическая компромиссность правового регулирования.
Вопрос 3. Принципы финансового права
Понятие принципов финансового права
В основе
финансовой деятельности
Основополагающие
финансово-правовые начала (принципы)
формируются законодателем
Финансово-правовые
принципы устанавливают
Правовое
оформление принципов
Принципы
финансового права
Основные принципы финансового права
Основными
принципами финансовой деятельн
= законность;
= приоритет
публичных интересов в
= федерализм;
= единство финансовой политики и денежной системы;
= равноправие субъектов РФ в области финансовой деятельности;
= самостоятельность финансовой деятельности в рамках компетенции органов местного самоуправления;
= социальную направленность финансовой деятельности Российской Федерации;
= распределение функций
в области финансовой
= гласность;
= плановость.
Финансово-правовое значение п
Законность представляет собой определенный режим общественной жизни, метод государственного руководства, состоящий в организации общественных отношений посредством издания и неуклонного осуществления законов и других правовых актов.
Основываясь на таком
признаке права, как
Значительным
достижением финансового права
стало соответствие содержания финансово-правового
значения принципа законности сущности
права и правовых законов — справедливости. Принцип справе
Финансово-правовое значение принципа законности заключается в создании и поддержании режима легитимности финансовой деятельности государства и местного самоуправления. Основными элементами данного принципа следует считать верховенство Конституции РФ и верховенство закона; единство законности, равенство всех перед финансовым законодательством; неотвратимость финансово-правовой ответственности.
Принцип приоритета публичных интересов выражается в верховенстве общих интересов субъектов финансового права. В процессе аккумулирования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов складываются процессы и явления, объективно требующие публично-правового регулирования.
Финансовое обеспечение целей и задач государства предназначено для удовлетворения интересов органов власти и общих интересов индивидуальных и коллективных субъектов. Без финансового обеспечения функционирования государства невозможно удовлетворение общезначимых, публичных интересов всего общества.
Публичность
финансового права проявляется
не только в специфике
Сочетание публичных и частных интересов в правовом регулировании финансовых отношений выражается в двух взаимосвязанных аспектах: сохранении публичного приоритета, но с учетом частных интересов; взаимопроникновении и взаимодействии публично-правовых и частноправовых юридических средств, в частности категорий, принципов, дефиниций, методов.
Принцип федерализма является исходным началом финансовой деятельности государства, выражающимся в сочетании общегосударственных финансовых интересов с интересами субъектов РФ и разграничении бюджетной компетенции между Российской Федерацией и субъектами РФ.
Основные
характеристики принципа
Сущность
федеративных отношений в
Принцип
федерализма в финансовом
Принцип единства финансовой политики и денежной системыпроявляется в единой финансовой политике на всех уровнях Российской Федерации, субъектов РФ с учетом особенностей и традиций муниципальных образований.
Один из основных факторов обеспечения единства финансовой политики — единство правового пространства. Финансовая политика — это составная часть единой государственной экономической политики. Реальная политико-правовая жизнь показывает тесную, почти неразрывную связь финансовых отношений и политики, поэтому и необходима финансово-правовая политика как оптимальная модель их взаимодействия.
Другим компонентом
рассматриваемого принципа
Финансово-правовая политика есть основанная на правовых нормах публичная деятельность субъектов финансового права и политической власти по созданию оптимального механизма финансово-правового регулирования в целях планомерного аккумулирования, распределения и использования государственных (муниципальных) фондов денежных средств, а также деятельность стратегического характера, направленная на совершенствование финансовых отношений в целях установления баланса сфер влияний различных общественных (социальных) регуляторов.
Принцип равноправия субъектов РФ в области финансовой деятельности основан на ст. 5 Конституции РФ, согласно которой все субъекты РФ обладают одинаковым правовым статусом. Принцип равноправия имеет два аспекта: во-первых, построение равноправных финансовых взаимоотношений с Российской Федерацией и, во-вторых, равноправие по отношению друг к другу. Первый аспект подразумевает наличие единой для всех субъектов РФ нормативно-правовой базы, обеспечивающей унификацию в финансовых связях с федеральным центром.
Второй аспект
подразумевает равенство
Равенство субъектов РФ проявляется и в наделении законодательных органов субъектов РФ правом законодательной инициативы в сфере финансовых правоотношений (ч. 1 ст. 104 Конституции РФ).
Реальное правовое обеспечение принципа равноправия субъектов РФ является залогом территориальной целостности и политической стабильности государства, поскольку снижает степень напряженности между федеральным центром и субъектами РФ, имеющими более ограниченный финансово-правовой статус.
Принцип самостоятельности финансовой деятельности органов местного самоуправления в рамках компетенции заключается в наличии у муниципальных образований собственной компетенции в бюджетной сфере, налоговых и кредитных отношениях, полномочий относительно создания муниципальных предприятий и кредитных организаций.
Формирование
финансовой основы местного
Но финансовая
самостоятельность местного
Принцип социальной направленности финансовой деятельности Российской Федерации вытекает из ст. 7 Конституции РФ, где сказано, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Социальная
направленность финансовой
Финансировать
социальные функции
Распределение функций в области финансовой деятельности на основе разделения законодательной (представительной), исполнительной и судебной властей. Этот принцип заключается в том, что финансовая деятельность демократического государства, являясь частью его экономической функции, может осуществляться при условии разделения государственных полномочий между самостоятельными государственными органами. Поскольку существуют три основные функции государственной власти — законодательная, исполнительная и судебная, каждая из них в сфере финансовой деятельности исполняется самостоятельно соответствующими органами государственной власти.
Информация о работе Финансовое право как отрасль российского права