Финансовое право как отрасль российского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 18:16, контрольная работа

Описание

Некоторыми подобными закономерностями, например, являются следующие показатели финансовых отношений: имущественный характер; конформизм; властный характер; обусловленность необходимостью материального обеспечения деятельности государства; изначальная конфликтность, вызванная противоречиями между частной и публичной формами собственности; политическая компромиссность правового регулирования.

Работа состоит из  1 файл

конрольная работа.doc

— 401.00 Кб (Скачать документ)

 

Вопрос 3. Принципы финансового права

Понятие принципов финансового права  

 В основе  финансовой деятельности государства  и муниципальных образований лежат принципы, определенные исходные начала, отражающие специфику данного вида государственной деятельности. Будучи закрепленными в правовых нормах, исходные начала финансовой деятельности по существу являются принципами финансового права. Принципы образуют специальное научное основание, фиксирующее объект исследования, обеспечивают единство эмпирического и теоретического в научном познании и представляют собой такие исходные средства воспроизведения сущности объекта в этом познании, которые выражают направленность применения других средств. Финансово-правовые исходные начала отражают объективные связи, закономерности развития финансовой деятельности государства, в результате чего они становятся качественными характеристиками этой отрасли права.  

 Основополагающие  финансово-правовые начала (принципы) формируются законодателем исходя  из конкретного правового опыта и правовой культуры в государстве и базируются на основных положениях правовой системы с учетом достигнутого уровня развития финансового законодательства.   

 Финансово-правовые  принципы устанавливают основополагающие, конструирующие ориентиры в развитии институтов финансового права, определяют направления развития финансового законодательства.   

 Правовое  оформление принципов финансового  права строится в основном  по институциональным составляющим.   

 Принципы  финансового права представляют  собой один из элементов юридического  режима регулирования общественных отношений в финансовой сфере. Наряду с предметом и методом правового регулирования они имеют важное значение для объяснения самостоятельной природы финансового права.

Основные принципы финансового права  

 Основными  принципами финансовой деятельности являются: 

= законность; 

= приоритет  публичных интересов в правовом  регулировании финансовых отношений;  

= федерализм; 

= единство финансовой  политики и денежной системы; 

= равноправие субъектов РФ в области финансовой деятельности; 

= самостоятельность финансовой деятельности в рамках компетенции органов местного самоуправления; 

= социальную направленность финансовой деятельности Российской Федерации;  

= распределение функций  в области финансовой деятельности  на основе разделения законодательной (представительной), исполнительной и судебной властей; 

= гласность; 

= плановость.  

 Финансово-правовое значение принципа законности представляет собой проекцию его общеправового значения, закрепленного в целом ряде норм Конституции РФ (например, ст. 4, 15, 19, 32, 35, 45—52). В свою очередь, в основе конституционного закрепления данного принципа лежат соответствующие нормы международного права, нашедшие отражение, в частности, в п. 1 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., п. 1 ст. 7 Конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод 1950 г.  

 Законность представляет  собой определенный режим общественной жизни, метод государственного руководства, состоящий в организации общественных отношений посредством издания и неуклонного осуществления законов и других правовых актов.  

 Основываясь на таком  признаке права, как общеобязательность правовых норм, законность охватывает все формы реализации финансового права. Она должна соблюдаться и на стадии законотворчества, и на различных стадиях правоприменительного процесса.  

 Значительным  достижением финансового права  стало соответствие содержания финансово-правового значения принципа законности сущности права и правовых законов — справедливости. Принцип справедливостивыражается в соразмерности налогов, заключающейся в соотношении доходной части бюджета и уменьшении собственности налогоплательщика. Согласно п. 2 ст. 3 НК РФ не допускается установление и применение налогов и сборов, различающихся в зависимости от политических, конфессиональных и иных различий между налогоплательщиками. Также законодательство содержит запрет на установление дифференцированных ставок налогов и сборов либо налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц либо места происхождения капитала.  

 Финансово-правовое  значение принципа законности заключается в создании и поддержании режима легитимности финансовой деятельности государства и местного самоуправления. Основными элементами данного принципа следует считать верховенство Конституции РФ и верховенство закона; единство законности, равенство всех перед финансовым законодательством; неотвратимость финансово-правовой ответственности.  

Принцип приоритета публичных интересов выражается в верховенстве общих интересов субъектов финансового права. В процессе аккумулирования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов складываются процессы и явления, объективно требующие публично-правового регулирования.  

 Финансовое  обеспечение целей и задач  государства предназначено для удовлетворения интересов органов власти и общих интересов индивидуальных и коллективных субъектов. Без финансового обеспечения функционирования государства невозможно удовлетворение общезначимых, публичных интересов всего общества.  

 Публичность  финансового права проявляется  не только в специфике объектов  общего интереса - финансовых ресурсах государства, в правовом статусе субъектов. Государство и муниципальные образования выступают обязательными участниками финансовых правоотношений, обладая при этом возможностью применения властных правовых механизмов.

Сочетание публичных и частных интересов в правовом регулировании финансовых отношений выражается в двух взаимосвязанных аспектах: сохранении публичного приоритета, но с учетом частных интересов; взаимопроникновении и взаимодействии публично-правовых и частноправовых юридических средств, в частности категорий, принципов, дефиниций, методов.

Принцип федерализма является исходным началом финансовой деятельности государства, выражающимся в сочетании общегосударственных финансовых интересов с интересами субъектов РФ и разграничении бюджетной компетенции между Российской Федерацией и субъектами РФ.  

 Основные  характеристики принципа федерализма закреплены Конституцией РФ: государственный суверенитет (ст. 4); единство системы государственной власти (ч. 3 ст. 5); равноправие субъектов РФ (ч. 1 и 4 ст. 5); единство конституционно-правовой системы (ст. 15); разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ (ч. 3 ст. 5); самостоятельность (в пределах своих полномочий) местного самоуправления (ст. 12).  

 Сущность  федеративных отношений в финансовой  деятельности государства обусловлена способом разграничения и структурирования предметов ведения «по вертикали», системой разделения государственной власти между Российской Федерацией и субъектами РФ, правовым статусом субъектов федеративных отношений, методами воздействия на участников финансовых правоотношений.  

 Принцип  федерализма в финансовом праве  оказывает существенное влияние на финансовую деятельность муниципальных образований, что обусловлено наличием собственной финансовой компетенции у Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, порядком разграничения доходов и расходов государственных и муниципальных бюджетов, а также отнесением Конституцией РФ установления общих принципов организации местного самоуправления к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.  

Принцип единства финансовой политики и денежной системыпроявляется в единой финансовой политике на всех уровнях Российской Федерации, субъектов РФ с учетом особенностей и традиций муниципальных образований.  

 Один из  основных факторов обеспечения  единства финансовой политики — единство правового пространства. Финансовая политика — это составная часть единой государственной экономической политики. Реальная политико-правовая жизнь показывает тесную, почти неразрывную связь финансовых отношений и политики, поэтому и необходима финансово-правовая политика как оптимальная модель их взаимодействия.   

 Другим компонентом  рассматриваемого принципа является  единство денежной системы. Центральный  банк РФ является органом денежно-кредитного регулирования.  

Финансово-правовая политика есть основанная на правовых нормах публичная деятельность субъектов финансового права и политической власти по созданию оптимального механизма финансово-правового регулирования в целях планомерного аккумулирования, распределения и использования государственных (муниципальных) фондов денежных средств, а также деятельность стратегического характера, направленная на совершенствование финансовых отношений в целях установления баланса сфер влияний различных общественных (социальных) регуляторов.  

Принцип равноправия субъектов РФ в области финансовой деятельности основан на ст. 5 Конституции РФ, согласно которой все субъекты РФ обладают одинаковым правовым статусом. Принцип равноправия имеет два аспекта: во-первых, построение равноправных финансовых взаимоотношений с Российской Федерацией и, во-вторых, равноправие по отношению друг к другу. Первый аспект подразумевает наличие единой для всех субъектов РФ нормативно-правовой базы, обеспечивающей унификацию в финансовых связях с федеральным центром.  

 Второй аспект  подразумевает равенство субъектов РФ по отношению друг к другу, что реализуется через юридическое равенство нормативных актов в финансовой сфере всех субъектов РФ, единые правовые основы и механизмы разграничения финансовой компетенции, недопустимость предоставления льгот или установления запретов, носящих индивидуальный характер.  

 Равенство  субъектов РФ проявляется и  в наделении законодательных органов субъектов РФ правом законодательной инициативы в сфере финансовых правоотношений (ч. 1 ст. 104 Конституции РФ).  

 Реальное  правовое обеспечение принципа равноправия субъектов РФ является залогом территориальной целостности и политической стабильности государства, поскольку снижает степень напряженности между федеральным центром и субъектами РФ, имеющими более ограниченный финансово-правовой статус.  

Принцип самостоятельности финансовой деятельности органов местного самоуправления в рамках компетенции заключается в наличии у муниципальных образований собственной компетенции в бюджетной сфере, налоговых и кредитных отношениях, полномочий относительно создания муниципальных предприятий и кредитных организаций.  

 Формирование  финансовой основы местного самоуправления  и совершенствование системы  бюджетного регулирования признаны государством как важнейшие условия для реализации органами местного самоуправления своих конституционных полномочий.  

 Но финансовая  самостоятельность местного самоуправления законодательно ограничена вопросами местного значения и не может выходить за полномочия, предоставленные нормативными финансово-правовыми актами федерального уровня и субъекта РФ.  

Принцип социальной направленности финансовой деятельности Российской Федерации вытекает из ст. 7 Конституции РФ, где сказано,  что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.  

 Социальная  направленность финансовой деятельности  государства ориентирована на  все субъекты и проявляется  в различных аспектах: страхование  за счет бюджетных средств лиц, выполняющих профессиональные обязанности перед государством; государственное регулирование минимальной бюджетной обеспеченности и гарантирование бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам минимального бюджета; установление принципа учета фактической способности налогоплательщика к уплате налогов и т. д.  

 Финансировать  социальные функции государство  способно, только опираясь на  мощную и стабильную финансовую  систему. Формирование государственных доходов находится в прямой зависимости от участия каждого субъекта права в публичной финансовой деятельности.  

Распределение функций в области финансовой деятельности на основе разделения законодательной (представительной), исполнительной и судебной властей. Этот принцип заключается в том, что финансовая деятельность демократического государства, являясь частью его экономической функции, может осуществляться при условии разделения государственных полномочий между самостоятельными государственными органами. Поскольку существуют три основные функции государственной власти — законодательная, исполнительная и судебная, каждая из них в сфере финансовой деятельности исполняется самостоятельно соответствующими органами государственной власти.  

Информация о работе Финансовое право как отрасль российского права