Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 22:56, курс лекций
1.ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВ И ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ, ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА.
2. ФИНАНСОВОЕ ПРАВО РФ: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ ПРЕДМЕТА И МЕТОДА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.
3. МЕСТО ФИНАНСОВОГО ПРАВА В СИСТЕМЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРАВА.
4. СИСТЕМА ФИНАНСОВОГО ПРАВА. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСОВОГО ПРАВА.
5. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЙ НОРМЫ, ЕЕ СТРУКТУРА. ОСОБЕННОСТИ И ВИДЫ ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫХ НОРМ.
6. ФИНАНСОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ, ВИДЫ.
7 ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТА. БЮДЖЕТЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ, КОНСОЛИДИРОВАННЫЕ, МИНИМАЛЬНЫЕ, ИХ ВИДЫ.
ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА РФ, ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ.
5. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ: ПОНЯТИЕ, СОСТАВ. ПОРЯДОК РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ МЕЖДУ БЮДЖЕТАМИ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ.
ТЕМА 1. Финансовое право как отрасль российского права.
1. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВ И ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ, ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА.
Финансовое право охватывает своим воздействием определенный, специфический круг общественных отношений. Эти отношения обусловлены тем, что государство для выполнения своих задач применяет такой экономический рычаг, как финансы и осуществляет в связи с этим финансовую деятельность.
Финансы по своей сути представляют одну из экономических категорий, используемых в современных государствах с различными общественно-политическим строем. К таким категориям относятся также - деньги, прибыль, себестоимость.
Существование финансов связано с товарно-денежными отношениями.
ФИНАНСЫ РФ - это экономические отношения по созданию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также предприятий и организаций, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе которых происходит распределение и перераспределение совокупного общественного продукта и контроль за удовлетворением общественных потребностей.
По своему материальному содержанию финансы представляют денежные фонды, а их совокупность - финансовые ресурсы страны, которые отражаются в свободном финансовом балансе по территории РФ.
Однако сущность финансов раскрывается через содержание тех общественных отношений, которые возникают в связи с их функционированием.
Финансам свойственны - распорядительная и контрольная функции.
Распорядительная функция призвана способствовать организации сбалансированного и эффективного общественного воспроизводства, развитию всех отраслей соответственно потребностям общества в целях наиболее полного удовлетворения потребностей людей.
Однако эффективной реализации функций и регулирующей роли финансов препятствуют кризисные явления в экономике страны. Они выражаются в бюджетном дефиците, падении покупательной способности рубля, угрозе гиперинфляции, необоснованном росте денежной массы, низком уровне финансовых вложений в развитие производства, науки и социальной сферы, неэффективности налогового и кредитного механизмов как стимуляторов производственной деятельности и др.
Финансовая система - это совокупность входящих в состав финансов РФ звеньев (институтов) в их взаимосвязи.
Эту систему составляют:
Эти звенья существуют как на федеральном, так и на уровне субъектов РФ, а также местного самоуправления.
Функционирование финансовой системы обеспечивается движением наличных денежных знаков и в большей части - безналичными денежными платежами и расчетами.
Создаются разнообразные
внебюджетные целевые фонды подобно
тем, что имеют широкое
Эти центры могут быть централизованными и децентрализованными.
Централизованные денежные фонды в определенных территориальных пределах (федеральный, республиканский, областной) - используются для удовлетворения общих нужд соответствующей территории.
Децентрализованные - фонды предприятий, организаций, используются для производственных и социальных нужд в масштабах данного предприятия (организации, ассоциации).
Внебюджетные целевые фонды - пенсионный, фонд занятости, медицинский и др. Их средства образуются за счет обязательных платежей и отчислений юридических и физических лиц.
Финансы предприятий - исходное звено, основа всей финансовой системы. Связаны со всеми стадиями производства и реализации произведенной продукции, создании национального дохода и распределения его при посредстве финансовой системы.
Кредит выражается в привлечении и аккумуляции в кредитные ресурсы свободных средств государства, юридических и физических лиц, предоставляемых на принципе возвратности.
Государственный кредит - отношения по временному использованию денежных средств (юридических и физических лиц) государством, выступающим в данном случае в качестве заемщика. В результате образуется внутренний долг. Заимствование осуществляется в форме государственного займа, получения Правительством кредитов в банке и др. При этом широко используются вклады граждан в сберегательные банки в качестве источника кредитных ресурсов.
Банковский кредит - отношения по образованию в распоряжении банков денежных фондов (кредитных ресурсов) в результате использования хранящихся на их счетах временно свободных средств и предоставлению этих ресурсов на началах возмездности и возвратности юридическим и физическим лицам на производственные, социальные нужды.
Финансовая деятельность государства - это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.
Главной целью этой деятельности является - создание условий обеспечивающих достойную жизнь человека, его свободного развития (ст. 7 Конституции).
Содержание этой деятельности выражается в многочисленных и разнообразных функциях в сфере образования, распределения и использования государственных денежных фондов. Неотъемлемым элементом каждой из них являются функции контроля.
Финансовая деятельность
государства выступает как
Воздействие государства на социально-экономические процессы так же осуществляется путем - предоставления налоговых льгот, применения низких процентных ставок при кредитовании, предоставлении отсрочек по налоговым платежам.
При распределении государственных денежных средств применяются два основных метода: финансирование - безвозвратный и безвозмездный их отпуск, и кредитование - выделение средств на началах возмездности и возвратности.
2. ФИНАНСОВОЕ ПРАВО РФ: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ ПРЕДМЕТА И МЕТОДА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.
3. МЕСТО ФИНАНСОВОГО ПРАВА В СИСТЕМЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРАВА.
Финансовое право - это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.
Отношения между:
К предмету относятся закрепление структуры финансовой системы, распределение компетенции в данной области между Федерацией и ее субъектами, местным самоуправлением в лице соответствующих органов, регулирование на основе этих исходных норм отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности.
Предмет финансового права - это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач.
Основной метод финансово-правового регулирования - государственно-властные предписания одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства и наделенных соответствующими полномочиями. По своему содержанию эти предписания касаются порядка и размеров платежей в государственную бюджетную систему или внебюджетные фонды.
Финансово-правовому регулированию свойственны и другие методы: рекомендации, согласование.
Финансовое право
тесно соприкасается с
Также тесно
связано и с гражданским
4. СИСТЕМА ФИНАНСОВОГО ПРАВА. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСОВОГО ПРАВА.
Система финансового права - это объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.
Делится на части - Общая и Особенная.
К Общей части - нормы финансового права, которые закрепляют основные общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, систему государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, разграничение их полномочий и т.п.
Особенная часть состоит из нескольких разделов, включающих в себя соответствующие финансово-правовые институты - т.е. правовые нормы регулирующие более узкую и близкую по содержанию группу финансовых отношений, чем раздел. Например, «правовое регулирование государственных доходов» - налоги с юридических и физических лиц.
В Особенной части сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области:
а) государственной бюджетной системы;
б) внебюджетных
государственных и
в) финансов государственных предприятий;
г) государственных доходов;
д) государственного кредита;
е) государственного страхования;
ж) государственных расходов;
з) банковского кредитования;
и) денежного обращения и расчетов;
к) валютного регулирования.
Источники финансового права - это правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права.
Главный источник - Конституция РФ, конституции субъектов РФ - закреплены основы правовой организации финансовой деятельности государства в целом и по ее направлениям.
Федеральный Закон «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ» от 10.10.91 г., «Об основах налоговой системы РФ» от 27.12.91 г.
5. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЙ НОРМЫ, ЕЕ СТРУКТУРА. ОСОБЕННОСТИ И ВИДЫ ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫХ НОРМ.
Финансово-правовые нормы - это исходные первичные элементы, из которых состоит финансовое право как отрасль права.
Содержание - это правила поведения в общественных отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства.
Содержание обусловило их в основном императивный (повелительный) характер. Как правило, они содержат требования, выраженные в категорической форме и не допускающие их произвольного изменения, точно определяют объемы прав и обязанностей участников финансовых отношений (вносить установленные налоги в государственный или местный бюджет).
Финансово-правовая норма - это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения строго определенное правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе планового образования, распределения и использования государственных (муниципальных) денежных фондов и доходов, которое закрепляет юридические права и юридические обязанности их участников.
Обязывающие нормы - обязывают совершить определенные действия - уплатить платежи.
Устанавливающие нормы - устанавливают права участников финансовых отношений на совершение определенных действий в предусмотренных рамках.
Информация о работе Финансовое право как отрасль российского права. Бюджетное право РФ