Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 11:17, реферат
Анализ закономерностей развития финансов в разных условиях общественного воспроизводства свидетельствует о наличии общих признаков в их содержании. Это обусловлено сочинением объективных причин и условий функционирования финансов. Среди этих условий выделяет два: развитие товарно-денежных отношений и существование государства как субъекта этих отношений. В отличие от таких стоимостных категорий, как, например, деньги, кредит, фонд оплаты труда и другие, финансы органически связаны функционированием государства.
Финансы / Финансовая
система РФ.
Что же представляет
собой финансовая система России?
Анализ закономерностей
развития финансов в разных условиях
общественного воспроизводства
свидетельствует о наличии
Однако общие
признаки всех финансовых отношений
не включают определенные различия между
ними.
В связи с
этим финансовая система представляет
собой совокупность различных сфер
(звеньев) финансовых отношений, каждая
из которых характеризуется особенностями
в формировании и использовании фондов
денежных средств, различной ролью в общественном
воспроизводстве.
Финансовая система
РФ включает следующие звенья финансовых
отношении: государственный бюджет, внебюджетные
фонды, государственный кредит, фонды
страхования, фондовый рынок и финансы
предприятии различных форм собственности.
Все вышеперечисленные
финансовые отношения можно разбить
на две подсистемы. Это общегосударственные
финансы, обеспечивающие потребности
расширенного воспроизводства на макроуровне
и финансы хозяйствующих субъектов, пользуемые
для обеспечения воспроизводственного
процесса денежными средствами на микроуровне.
Разграничение
финансовой системы на отдельные звенья
обусловлено различиями в задачах каждого
звена, а также в методах формирования
и использования централизованных и децентрализованных
фондов денежных средств. Общегосударственные
централизованные фонды денежных ресурсов
создаются путем распределения и перераспределения
национального дохода, созданного в отраслях
материального производства.
Важная роль,
которую выполняет государство
в области экономического и социального
развития, приводит к необходимости
централизации в его
Несмотря на
разграничение сферы
Основой единой
финансовой системы служат финансы
предприятий, поскольку они непосредственно
участвуют в процессе материального производства.
Источником централизованных государственных
фондов денежных средств выступает национальный
доход, создаваемый в сфере материального
производства.
Общегосударственным
финансам принадлежит ведущая роль:
в обеспечении определенных темпов развития
всех отраслей народного хозяйства; перераспределении
финансовых ресурсов между отраслями
экономики и регионами страны, производственной
и непроизводственной сферами, а также
формами собственности, отдельными группами
и слоями населения. Эффективное использование
финансовых ресурсов возможно лишь на
основе активной финансовой политики
государства.
Общегосударственные
финансы органически связаны
с финансами предприятий. С одной
стороны, главным источником доходов
бюджета является национальный доход,
создаваемый в сфере материального производства.
С другой стороны, процесс расширенного
воспроизводства осуществляется не только
за счет собственных средств предприятий,
но и с привлечением общегосударственного
фонда денежных средств в форме бюджетных
ассигнований и использования банковских
кредитов. При недостатке собственных
средств, предприятие может привлекать
на акционерной основе средства других
предприятий, а также на базе операций
с ценными бумагами — заемные средства.
Посредством заключения договоров со
страховыми компаниями осуществляется
страхование предпринимательских рисков.
Взаимосвязь и
взаимозависимость составных
Через финансовую
систему государство воздействует на
формирование централизованных и децентрализованных
денежных фондов, фондов накопления и
потребления, используя для этого налоги,
расходы государственного бюджета, государственный
кредит.
Тема 2. ФИНАНСОВАЯ
СИСТЕМА
Финансовая система
– совокупность организаций, обеспечивающих
денежный оборот в рамках определённой
страны включающих в себя:
государственную
финансовую подсистему, которая обеспечивает
поступление денежных средств в
бюджет и их расходование;
банковскую подсистему,
которая содержит финансовые учреждения,
обеспечивающие расчёты, кредиты, инвестиции,
операции с денежными средствами;
подсистему обращения государственных ценных бумаг, служащую для привлечения денежных средств на вторичных рынках ценных бумаг.
2.1. Финансовая система
государства
Государство управляет
обществом и состоит из ряда структур:
политической, экономической, социальной,
религиозной и др.
Основу экономической
структуры составляют отношения, возникшие
в государстве, в которых участвуют
четыре субъекта: государство, регион,
хозяйствующий субъект, гражданин. У каждого
субъекта свои права и обязанности. Вступая
между собой в отношения, они участвуют
в товарно-денежных отношениях, что приводит
к созданию финансовой системы государства.
Финансовая система Российской Федерации представляет собой 4-блочную систему:
общегосударственные финансы;
территориальные финансы;
финансы хозяйствующих субъектов;
финансы граждан.
Каждое звено
финансовой системы выполняет свои
конкретные задачи и обслуживают
определённую группу финансовых отношений.
Задача общегосударственных
финансов заключается в концентрации
финансовых ресурсов в распоряжении
государства и направление их
на финансирование общегосударственных
нужд. Они формируются за счёт налогов,
сборов, государственных пошлин, сумм,
полученных от выкупа государственных
предприятий и т. п. В состав общегосударственных
финансов входят: федеральный бюджет,
государственное страхование, государственное
кредитование, федеральные внебюджетные
фонды.
Территориальные
финансы выполняют ту же задачу, что и
общегосударственные, но применительно
к административно-
Главную роль в
финансовой системе государства
играют финансы хозяйствующих
источники финансовых
ресурсов (прибыль, амортизационные
отчисления и др.) формируются главным
образом в хозяйствующих
объём их финансовых ресурсов значительно превышает величину денежных средств граждан, используемых в качестве капитала.
2.2. Бюджетная
система
Бюджет определяет
собой форму образования и
государственного расходования денежных
средств для обеспечения
Особенности бюджетных
отношений проявляются в том,
что имеют неэквивалентный характер,
т.е. они не находятся под прямым воздействием
закона стоимости (закона эквивалентного
обмена), что приводит к тому, что бюджетные
методы государственного управления имеют
принудительный характер и свободны от
влияния конкуренции.
Бюджетная система
Российской Федерации включает в себя:
федеральный бюджет; бюджеты субъектов
федерации; местные бюджеты. Бюджетное
устройство РФ основано на принципах:
единства, полноты, реальности, гласности
и самостоятельности.
Одним из методов
перераспределения национального дохода
государством в пользу определённых социальных
групп населения является создание внебюджетных
фондов (ВБФ), которые могут быть социальными
и экономическими.
Социальные внебюджетные
фонды: пенсионный, социального страхования,
обязательного медицинского страхования,
занятости населения.
Экономические
внебюджетные фонды: дорожные, воспроизводства
минерально-сырьевой базы, кредитные.
Эти фонды формируются
за счёт:
обязательных
взносов в социальные и др. ВБФ,
установленные в
добровольных
взносов и пожертвований
суммы штрафов (загрязнение
окружающей среды, нерациональное природопользование
и пр.);
иных доходов
ВБФ в соответствии с законодательством.
Налоги и другие платежи, предназначенные для зачисления в бюджет, не подлежат направлению в ВБФ. Бюджетные фонды не должны перечисляться во ВБФ.
2.3. Финансовые
учреждения
Финансовые институты
– это финансовые учреждения и
все структурные подразделения Государственной
налоговой службы РФ.
К финансовым институтам
относятся: банки, небанковские кредитные
организации, страховые компании, негосударственные
пенсионные фонды, лизинговые компании
и др.
Большинство этих
институтов действуют как финансовые
посредники.
Финансовый посредник
– экономический субъект, который
аккумулирует денежные средства граждан
и хозяйствующих субъектов, преумножает
эти средства за счёт прибыльной (доходной)
деятельности и эффективности их
мобилизации в материальное производство.
Содержание деятельности
финансовых учреждений
Банк – кредитная
организация, которая имеет исключительное
право осуществлять в совокупности
следующие операции:
привлечение денежных
средств граждан и
размещение этих
средств от своего имени и за свой счёт
на условиях возвратности, платности и
срочности,
открытие и
ведение счетов граждан и хозяйствующих
субъектов.
Банк призван
накапливать временно свободные
денежные средства, предоставлять кредиты,
проводить операции с ценными бумагами,
взаимными платежами и расчётами между
хозяйствующими субъектами и гражданами.
В РФ функционирует
2-уровневая банковская система: Центральный
банк РФ; коммерческие банки.
Небанковская
кредитная организация – имеет
право осуществлять отдельные банковские
операции для извлечения прибыли как основной
цели своей деятельности (например расчётно-кассовые
центры Центрального банка РФ).
Биржа представляет
собой организованный и регулярно
функционирующий рынок по купле-продаже
товаров, ценных бумаг и др. активов.
Торги биржевыми
активами производятся в специально
оборудованном помещении и
Биржа выполняет
функции:
мобилизации временно
свободных денежных средств путём
обмена их на биржевой товар;
установления рыночного
курса финансовых активов.