Финансовое право России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 11:17, реферат

Описание

Анализ закономерностей развития финансов в разных условиях общественного воспроизводства свидетельствует о наличии общих признаков в их содержании. Это обусловлено сочинением объективных причин и условий функционирования финансов. Среди этих условий выделяет два: развитие товарно-денежных отношений и существование государства как субъекта этих отношений. В отличие от таких стоимостных категорий, как, например, деньги, кредит, фонд оплаты труда и другие, финансы органически связаны функционированием государства.

Работа состоит из  1 файл

Фин право.doc

— 65.50 Кб (Скачать документ)

Финансы / Финансовая система РФ. 

Что же представляет собой финансовая система России? 

Анализ закономерностей  развития финансов в разных условиях общественного воспроизводства  свидетельствует о наличии общих  признаков в их содержании. Это  обусловлено сочинением объективных причин и условий функционирования финансов. Среди этих условий выделяет два: развитие товарно-денежных отношений и существование государства как субъекта этих отношений. В отличие от таких стоимостных категорий, как, например, деньги, кредит, фонд оплаты труда и другие, финансы органически связаны функционированием государства. 

Однако общие  признаки всех финансовых отношений  не включают определенные различия между  ними. 

В связи с  этим финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве. 

Финансовая система  РФ включает следующие звенья финансовых отношении: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок и финансы предприятии различных форм собственности. 

Все вышеперечисленные  финансовые отношения можно разбить  на две подсистемы. Это общегосударственные финансы, обеспечивающие потребности расширенного воспроизводства на макроуровне и финансы хозяйствующих субъектов, пользуемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне. 

Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства. 

Важная роль, которую выполняет государство  в области экономического и социального  развития, приводит к необходимости  централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, обеспечивающие потребности государства в решении экономических, политических и социальных задач. Иные формы и методы образования и использования денежных фондов применяются кредитными и страховыми звеньями финансовой системы. Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий. 

Несмотря на разграничение сферы деятельности и применение особых способов и форм образования и использования денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система — единая система, так как базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев. 

Основой единой финансовой системы служат финансы  предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства. Источником централизованных государственных фондов денежных средств выступает национальный доход, создаваемый в сфере материального производства. 

Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль: в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства; перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, а также формами собственности, отдельными группами и слоями населения. Эффективное использование финансовых ресурсов возможно лишь на основе активной финансовой политики государства. 

Общегосударственные финансы органически связаны  с финансами предприятий. С одной  стороны, главным источником доходов бюджета является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства. С другой стороны, процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за счет собственных средств предприятий, но и с привлечением общегосударственного фонда денежных средств в форме бюджетных ассигнований и использования банковских кредитов. При недостатке собственных средств, предприятие может привлекать на акционерной основе средства других предприятий, а также на базе операций с ценными бумагами — заемные средства. Посредством заключения договоров со страховыми компаниями осуществляется страхование предпринимательских рисков. 

Взаимосвязь и  взаимозависимость составных звеньев  финансовой системы обусловлены  единой сущностью финансов. 

Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит. 

Тема 2. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА 

Финансовая система – совокупность организаций, обеспечивающих денежный оборот в рамках определённой страны включающих в себя: 

государственную финансовую подсистему, которая обеспечивает поступление денежных средств в  бюджет и их расходование; 

банковскую подсистему, которая содержит финансовые учреждения, обеспечивающие расчёты, кредиты, инвестиции, операции с денежными средствами; 

подсистему обращения  государственных ценных бумаг, служащую для привлечения денежных средств  на вторичных рынках ценных бумаг.

2.1. Финансовая система государства 

Государство управляет  обществом и состоит из ряда структур: политической, экономической, социальной, религиозной и др. 

Основу экономической  структуры составляют отношения, возникшие  в государстве, в которых участвуют  четыре субъекта: государство, регион, хозяйствующий субъект, гражданин. У каждого субъекта свои права и обязанности. Вступая между собой в отношения, они участвуют в товарно-денежных отношениях, что приводит к созданию финансовой системы государства. 

Финансовая система Российской Федерации представляет собой 4-блочную систему:

общегосударственные финансы;

территориальные финансы;

финансы хозяйствующих  субъектов;

финансы граждан. 

Каждое звено  финансовой системы выполняет свои конкретные задачи и обслуживают  определённую группу финансовых отношений. 

Задача общегосударственных  финансов заключается в концентрации финансовых ресурсов в распоряжении государства и направление их на финансирование общегосударственных  нужд. Они формируются за счёт налогов, сборов, государственных пошлин, сумм, полученных от выкупа государственных предприятий и т. п. В состав общегосударственных финансов входят: федеральный бюджет, государственное страхование, государственное кредитование, федеральные внебюджетные фонды. 

Территориальные финансы выполняют ту же задачу, что и общегосударственные, но применительно к административно-территориальному образованию, находящемуся на самоуправлении. В их состав входят территориальные бюджеты и территориальные внебюджетные фонды. Формируются за счёт налогов, сборов, штрафов, местных займов, лотерей и др. источников. 

Главную роль в  финансовой системе государства  играют финансы хозяйствующих субъектов, их задача заключается в формировании и использовании своих денежных средств. Они выступают как ведущее звено в финансовой системе, это обусловлено факторами:  

источники финансовых ресурсов (прибыль, амортизационные  отчисления и др.) формируются главным  образом в хозяйствующих субъектах; 

объём их финансовых ресурсов значительно превышает  величину денежных средств граждан, используемых в качестве капитала.

2.2. Бюджетная  система  

Бюджет определяет собой форму образования и  государственного расходования денежных средств для обеспечения функционирования государственной власти. Объективных  характер бюджетных отношений обусловлен тем, что в руках государства должна концентрироваться часть национального дохода, необходимая для решения задач, возложенных на государство (управление и защита). 

Особенности бюджетных  отношений проявляются в том, что имеют неэквивалентный характер, т.е. они не находятся под прямым воздействием закона стоимости (закона эквивалентного обмена), что приводит к тому, что бюджетные методы государственного управления имеют принудительный характер и свободны от влияния конкуренции. 

Бюджетная система Российской Федерации включает в себя: федеральный бюджет; бюджеты субъектов федерации; местные бюджеты. Бюджетное устройство РФ основано на принципах: единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности. 

Одним из методов  перераспределения национального дохода государством в пользу определённых социальных групп населения является создание внебюджетных фондов (ВБФ), которые могут быть социальными и экономическими. 

Социальные внебюджетные фонды: пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования, занятости населения. 

Экономические внебюджетные фонды: дорожные, воспроизводства  минерально-сырьевой базы, кредитные. 

Эти фонды формируются  за счёт: 

обязательных  взносов в социальные и др. ВБФ, установленные в законодательном порядке; 

добровольных  взносов и пожертвований граждан  и различных хозяйствующих субъектов  на соответствующие цели; 

суммы штрафов (загрязнение  окружающей среды, нерациональное природопользование и пр.); 

иных доходов  ВБФ в соответствии с законодательством. 

Налоги и другие платежи, предназначенные для зачисления в бюджет, не подлежат направлению  в ВБФ. Бюджетные фонды не должны перечисляться во ВБФ.

2.3. Финансовые  учреждения 

Финансовые институты  – это финансовые учреждения и  все структурные подразделения Государственной налоговой службы РФ. 

К финансовым институтам относятся: банки, небанковские кредитные  организации, страховые компании, негосударственные  пенсионные фонды, лизинговые компании и др. 

Большинство этих институтов действуют как финансовые посредники. 

Финансовый посредник  – экономический субъект, который  аккумулирует денежные средства граждан  и хозяйствующих субъектов, преумножает  эти средства за счёт прибыльной (доходной) деятельности и эффективности их мобилизации в материальное производство. 
 

Содержание деятельности финансовых учреждений 

Банк – кредитная  организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие операции: 

привлечение денежных средств граждан и хозяйствующих  субъектов во вклады; 

размещение этих средств от своего имени и за свой счёт на условиях возвратности, платности и срочности, 

открытие и  ведение счетов граждан и хозяйствующих  субъектов. 

Банк призван  накапливать временно свободные  денежные средства, предоставлять кредиты, проводить операции с ценными бумагами, взаимными платежами и расчётами между хозяйствующими субъектами и гражданами. 

В РФ функционирует 2-уровневая банковская система: Центральный  банк РФ; коммерческие банки. 

Небанковская  кредитная организация – имеет  право осуществлять отдельные банковские операции для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности (например расчётно-кассовые центры Центрального банка РФ). 

Биржа представляет собой организованный и регулярно  функционирующий рынок по купле-продаже  товаров, ценных бумаг и др. активов. 

Торги биржевыми  активами производятся в специально оборудованном помещении и специально обученным персоналом. 

Биржа выполняет  функции: 

мобилизации временно свободных денежных средств путём  обмена их на биржевой товар; 

установления рыночного курса финансовых активов. 

Информация о работе Финансовое право России