Финансовое право России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 11:17, реферат

Описание

Анализ закономерностей развития финансов в разных условиях общественного воспроизводства свидетельствует о наличии общих признаков в их содержании. Это обусловлено сочинением объективных причин и условий функционирования финансов. Среди этих условий выделяет два: развитие товарно-денежных отношений и существование государства как субъекта этих отношений. В отличие от таких стоимостных категорий, как, например, деньги, кредит, фонд оплаты труда и другие, финансы органически связаны функционированием государства.

Работа состоит из  1 файл

Фин право.doc

— 65.50 Кб (Скачать документ)

Биржа создаётся  в форме некоммерческого партнёрства (не должна извлекать прибыли от своей биржевой деятельности). Она  организует торговлю только между членами  биржи. Другие лица могут совершать  операции на бирже только через посредство членов биржи. 
 
 

 
Финансовая система РФ
 

Финансовая система  РФ представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется  особенностями в формировании и  использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве. 

Финансовая система  РФ включает следующие звенья финансовых отношений; государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный  кредит, фонды страхования, финансы  предприятий различных форм собственности. 

Все вышеперечисленные  финансовые отношения можно разбить  на две подсистемы. Это общегосударственные  финансы, обеспечивающие потребности  расширенного воспроизводства на макроуровне, и финансы хозяйствующих субъектов, используемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне. 

  

Рис. 1. Финансовая система РФ 

Разграничение финансовой системы на отдельные  звенья обусловлено различиями в  задачах каждого звена, а также  в методах формирования и использования  централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства. 

Децентрализованные  фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий. Несмотря на разграничение сферы деятельности и применения особых способов и форм образования и использования денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система является единой, т.к. базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев данной системы. Основой единой финансовой системы являются финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства. Источником централизованных государственных фондов денежных средств является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства. 

Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль: 1) в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства; 2) перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, формами собственности, отдельными группами и слоями населения. Общегосударственные финансы органически связаны с финансами предприятий. С одной стороны главным источником доходов бюджета является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства. С другой - процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за счет собственных средств предприятий, но и с привлечением общегосударственного фонда денежных средств в форме бюджетных ассигнований и использования банковских кредитов. При недостатке собственных средств предприятие может привлекать на акционерной основе средства других предприятий, а также на базе операций с ценными бумагами - заемные средства. Посредством заключения договоров со страховыми компаниями осуществляется страхование предпринимательских рисков. Взаимосвязь и взаимозависимость составных звеньев финансовой системы обусловлены единой сущностью финансов. 

Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и  децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя  для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит. 

Государственный бюджет является главным звеном финансовой системы. Он представляет собой форму  образования и использования  централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций  органов государственной власти. Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон. С помощью него происходит перераспределение национального дохода, что позволяет маневрировать денежными средствами и влиять на темпы развития общественного производства. 

Внебюджетные  фонды - это средства федерального правительства  и местных властей, связанные  с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений. Основные суммы  отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда. 

Государственный кредит отражает кредитные отношения  по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств  предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов. Кредитором выступают физические и юридические лица, заемщиком - государство в лице его органов. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. 

Государственный кредит может быть внутренним и внешним. Размер государственного займа включается в сумму государственного долга  страны. 

Государственный долг - это вся сумма выпущенных, но непогашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок. Государственный внешний долг - это задолженность по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам. Внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. 

Фонд страхования  обеспечивает возмещение возможных  убытков от стихийных бедствий и  несчастных случаев, а также способствует их предупреждению. Страхование в  условиях рыночной экономики все больше становится сферой коммерческой деятельности, но многие страховые компании не имеют четкой специализации по направлениям страхования. 

Финансы предприятий  различных форм собственности, являясь  основой единой финансовой системы  страны, обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода. От состояния финансов предприятия зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. При этом активное использование финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции не исключает участи в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования. 

В условиях рыночной экономики предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого  расчета, целью которого является получение прибыли. Они самостоятельно распределяют выручку от реализации, формируют и используют фонды различного назначения, изыскивают необходимые им средства для расширенного производства продукции, используя кредитные ресурсы и возможности финансового рынка. 

ФИНАНСЫ, ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РОССИИ. ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ 

Финансы - денежные ресурсы, необходимые государству  для удовлетворения потребностей, для  развития расширения производства, решения  социальных и культурных задач, содержания государственного аппарата, правоохранительных и т. д.

Аспекты финансов:

- Материальный (бытовой) - совокупность бюджета,  внебюджетных и децентрализованных  денежных средств, сосредоточенных  в федеральных, региональных и  местных органах власти.

- Экономический - система денежно-экономических отношений посредством которых на основе распределения и перераспределения национального дохода образуются вышеуказанные формы бюджета, внебюджетных и децентрализованных денежных средств.

- Правовой - часть  отношений по распределению и перераспределения НД урегулированные нормами финансового права.  

Функции финансов (основные 2):

- Распределительная  - стоимости валового общественного  продукта для обеспечения каждого  субъекта финансовой системы  денежными ресурсами. 

- Контрольная - сбор налогов.  

Виды финансовых фондов (основные):

   1. По отношению  к уровню власти:

   а) Государственные: 

  • Региональный  фонд.

  • Федеральный  фонд.

   б) Государственные  средства передаются в муниципальную  собственность или в распоряжение органов местного самоуправления.

   2. По отношению  к бюджету: 

  а) Бюджетные  фонды - это фонды денежных  средств, организованные на общие  нужды. 

  ДОХОДЫ -> количественный  признак. 

  РАСХОДЫ  -> Роспись по направлению на  общие нужды. 

  б) Внебюджетные фонды - создаются ВБФ и носят целевой характер.

  в) Децентрализованные (рассредоточенные) фонды – денежные  средства, переданные в оперативное  управление или хозяйственное  веденье государственным (муниципальным)  предприятиям или иным хозяйствующим субъектам.  

Финансовая система  России- совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию  и использованию соответствующих  денежных фондов, и государственных  органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции  финансовую деятельность. Наличие различных институтов внутри финансовой системы обусловлено тем, что финансы охватывают своим воздействием всю экономику страны и социальную сферу.

Финансовая система  РФ включает в себя:

  1.Государственную  бюджетную систему, состоящую из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов местного самоуправления;

  2. Внебюджетные  специальные фонды; 

  3. Государственный  и банковский кредит (все вышеозначенные  институты относят к 

централизованным  финансам, которые используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне);

  4. Фонды страхования  (имущественного и личного);

  5. Финансы  хозяйствующих субъектов и отраслей, относящиеся к децентрализованным  финансам, которые используются  для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

      Возглавляет систему финансовых  органов РФ Министерство финансов  РФ, которое является исполнительным  органом, обеспечивающим проведение  единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в РФ. Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов РФ в рамках отнесенных к их компетенции сфер управления. При этом существует система органов, специально созданная для управления финансами и осуществления контроля в данной сфере, - это система финансово-кредитных органов (в нее входят Министерство финансов РФ и финансовые органы субъектов РФ). 

     Систему  кредитных учреждений возглавляет Центральный банк РФ, который является органом государственного управления и осуществляет государственное руководство в области банковской деятельности. Счетная палата РФ является органом финансового контроля за своевременным исполнением всех статей федерального бюджета. 

     Федеральное  казначейство контролирует проведение  бюджетной политики в целом.  Министерство РФ по налогам  и сборам входит в систему  центральных органов государственного  управления. Таможенная служба является  источником пополнения государственной казны, и возглавляет ее Государственный таможенный комитет.

Финансовые институты:

  1. Бюджетные  фонды (БФ). 

  2. Внебюджетные  фонды ВБФ. 

  3. Децентрализованные  Фонды (ДФ). 

  4. Страховые  фонды. 

  5. Государственный  и муниципальный кредит. 

  6. Валютно-денежная  система (ВДС).

Информация о работе Финансовое право России