Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 18:08, реферат
Вышеназванные экономико-правовые аспекты финансового контроля позволяют рассматривать его в широком и узком смысле. В широком смысле государственный финансовый контроль - это совокупность мер государственного регулирования, обеспечивающих в целях осуществления эффективной финансовой политики экономическую безопасность страны и соблюдение государственных интересов в процессе публичной финансовой деятельности.
1. Понятие финансового контроля: его цели, задачи и принципы
2. Система органов, осуществляющих государственный финансовый контроль
Финансовый контроль в Республике Беларусь
План
государственный финансовый контроль
1. Понятие финансового контроля: его цели, задачи и принципы
2. Система органов,
1. Понятие финансового контроля: его цели, задачи и принципы
Государственный финансовый контроль представляет собой один из видов государственного контроля и осуществляется на всех стадиях финансовой деятельности, то есть в процессе образования, распределения (перераспределения) и использования фондов денежных средств.
Эффективный финансовый контроль является неотъемлемым элементом демократического общества и правового государства. Такой контроль обеспечивает предоставление обществу объективной информации об использовании государственных финансовых ресурсов, что, в свою очередь, предполагает ответственность государственной власти за проводимую в стране политику. Он направлен на проверку соблюдения финансового законодательства и целесообразности деятельности всех государственных и местных органов власти.
Финансовый контроль, как правило, рассматривается в двух аспектах:
- правовом - то есть как строго регламентированная деятельность специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;
- финансово-экономическом - то есть как неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.
Оба данных аспекта финансового
контроля взаимосвязаны, но различаются
целями, методами, субъектами контроля.
Если в первом случае преобладает
правовая и количественная сторона
контроля, то во втором - внимание акцентируется
на аналитической стороне
Вышеназванные экономико-правовые
аспекты финансового контроля позволяют
рассматривать его в широком
и узком смысле. В широком смысле
государственный финансовый контроль
- это совокупность мер государственного
регулирования, обеспечивающих в целях
осуществления эффективной
Следовательно, финансовый
контроль можно определить как контроль
компетентных государственных органов
за законностью, правильностью и
экономической
Любая контрольная деятельность в сфере управления начинается с постановки цели. Главной же целью финансового контроля признается обеспечение эффективного и целевого использования финансовых ресурсов государства во всех сферах и звеньях экономики.
Достижение поставленной цели требует реализации определенных задач финансового контроля, каковыми являются:
- обеспечение своевременности
и полноты выполнения
- содействие эффективному
и целевому использованию
- обеспечение правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности отчетности;
- выявление резервов роста
финансовых ресурсов, прибыли и
рентабельности предприятий и
организаций всех форм
- пресечение и предупреждение правонарушений в финансовой сфере.
Задачи финансового контроля постоянно уточняются и видоизменяются вместе с изменением финансового законодательства.
На основе многолетнего опыта мировое сообщество разработало и активно использует основные принципы государственного финансового контроля, к реализации которых на практике должно стремиться каждое государство, а именно:
- законность (неуклонное
и точное соблюдение норм и
правил, установленных действующим
законодательством, всеми
- независимость (органы
финансового контроля
- объективность (осуществление
финансового контроля
- ответственность (к
- гласность (открытость
и доступность для общества, средств
массовой информации, граждан сведений
о результатах контрольно-
- системность (единство
правовых основ контрольно-
Объектом финансового контроля выступают не только денежные средства, но и материальные трудовые и иные ресурсы.
Осуществление финансового контроля как важнейшей функции государства регламентируется нормами финансового права, совокупность которых образует самостоятельную подотрасль финансового права. Существуют различные мнения относительно ее расположения в системе финансового права.
Традиционно финансовый контроль определяется как институт финансового права, который относят или к общей, или к особенной части финансового права. Ряд ученых полагает, что поскольку финансовый контроль реально осуществляется в конкретных направлениях финансовой деятельности, следует говорить лишь о специфических его видах, осуществляемых различными органами в сфере, например, налогообложения, бюджета, кредитования, страхования и т.д.
Финансовый контроль включает в себя: контроль за исполнением бюджета Республики Беларусь; местных бюджетов; бюджетов внебюджетных фондов; контроль за состоянием внешнего и внутреннего долга; государственных резервов.
Объект финансового контроля не ограничивается проверкой только денежных средств. В конечном итоге он означает контроль за использованием материальных, трудовых, природных и других ресурсов страны, поскольку в современных условиях процесс производства и распределения опосредствуется денежными отношениями.
Конкретные формы и методы финансового контроля позволяют обеспечить интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов.
Таким образом, значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства.
2. Система органов,
осуществляющих
Экономические и политические преобразования в Республике Беларусь в начале 90-х гг. привели к существенной перестройке действовавшей в стране системы органов финансового контроля, постепенному приближению ее к западной модели. Была преобразована система контрольных органов. В частности, в 1990 г. Были упразднены Контрольная палата, Департамент экономического контроля при Совете Министров. Новая система политической власти во главе с Президентом вызвала к жизни президентский контроль.
Появились новые органы финансового
контроля: в 1994 г. создана служба контроля
администрации Президента, а в 1997
г. - Комитет государственного контроля
и др. Перестроена структура
Разгосударствление банковской
системы и появление
Принцип разделения властей, закрепленный в ст.6 Конституции Республики Беларусь предусматривает контроль финансовой деятельности органов исполнительной власти со стороны Президента и органов представительной власти. Такой контроль осуществляется, прежде всего, при рассмотрении и утверждении проектов нижестоящих бюджетов, государственных и местных внебюджетных фондов, а также при утверждении отчетов об их исполнении.
Высшим специализированным органом финансового контроля является Комитет государственного контроля Республики Беларусь, который выделяется среди других контролирующих органов своей ролью и правовым статусом.
Систему органов Комитета государственного контроля образуют Комитет государственного контроля Республики Беларусь и его территориальные органы - комитеты государственного контроля областей и г.Минска. По решению Президента Республики Беларусь территориальные органы Комитета государственного контроля могут создаваться в городах и районах Республики Беларусь.
Комитет государственного контроля
возглавляет Председатель, который
назначается на должность и освобождается
от должности Президентом
Ст. 129 Конституции Республики Беларусь указывает на то, что этот орган осуществляет государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.
Дальнейшая конкретизация
деятельности Комитета государственного
контроля отражена в Законе Республики
Беларусь от 9 февраля 2000г. «О Комитете
государственного контроля Республики
Беларусь». Комитет государственного
контроля обладает широчайшей компетенций
в сфере финансового контроля,
о чем свидетельствуют
- исполнением республиканского
бюджета, соблюдением
- расходованием средств
республиканского и местных
- исполнением актов
- соблюдением государственными
органами, иными юридическими лицами
актов законодательства в
- законностью использования
юридическими лицами и
- соблюдением государственными
органами, банками законодательства,
регулирующего использование
- состоянием контрольно-
- финансово-хозяйственной
деятельностью государственных
органов, представительств и
- соблюдением законодательства
в области получения,
- исполнением Национальным
банком Республики Беларусь и
иными банками, страховыми и
небанковскими финансовыми
- исполнением государственными
органами, иными юридическими лицами
и индивидуальными
Информация о работе Финансовый контроль в Республике Беларусь