Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 18:08, реферат
Вышеназванные экономико-правовые аспекты финансового контроля позволяют рассматривать его в широком и узком смысле. В широком смысле государственный финансовый контроль - это совокупность мер государственного регулирования, обеспечивающих в целях осуществления эффективной финансовой политики экономическую безопасность страны и соблюдение государственных интересов в процессе публичной финансовой деятельности.
1. Понятие финансового контроля: его цели, задачи и принципы
2. Система органов, осуществляющих государственный финансовый контроль
- соблюдением законодательства
при осуществлении валютных
Особая роль в осуществлении финансового контроля на территории Республики Беларусь отводится Департаменту финансовых расследований Комитета государственного контроля (далее -- Департамент), который является отдельным структурным подразделением Комитета государственного контроля.
В состав Департамента входят управления Департамента финансовых расследований по областям и г.Минску, межрайонные отделы управлений Департамента по областям и г.Минску (территориальные органы финансовых расследований).
Департамент возглавляет заместитель Председателя Комитета государственного контроля -- директор Департамента финансовых расследований, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Комитета государственного контроля.
Правовой статус Департамента наряду с Законом «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь» определяется Законом Республики Беларусь от 16 июля 2008г. «Об органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь», в соответствии с которым основными задачами органов финансовых расследований являются:
- предупреждение, выявление и пресечение правонарушений в сферах предпринимательства и налогообложения;
- производство дознания и предварительного следствия по делам, отнесенным законом к ведению органов финансовых расследований;
- разработка и осуществление
в пределах своей компетенции
мер по предотвращению и
- взаимодействие с
Помимо этого, в целях совершенствования системы мер по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности Указом Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2003г. №408 (в ред. Указа от 12 мая 2009г.) «Об образовании Департамента финансового мониторинга Комитета государственного контроля Республики Беларусь» в структуре Комитета государственного контроля образован Департамент финансового мониторинга, который является самостоятельным структурным подразделением с правами юридического лица. Основными задачами данного Департамента являются:
- принятие эффективных
мер по предотвращению
- создание и обеспечение
функционирования
- осуществление международного
сотрудничества по вопросам
Важное место в системе органов государственного финансового контроля занимает Министерство финансов Республики Беларусь, которое не только разрабатывает финансовую политику, но и непосредственно контролирует ее осуществление.
Министерство финансов Республики
Беларусь действует на основании
Положения, утвержденного постановлением
Совета Министров Республики Беларусь
от 31 октября 2001г. №1585 «Вопросы Министерства
финансов Республики Беларусь». Министерство
финансов Республики Беларусь является
республиканским органом
В соответствии с п.3 Положения о Министерстве финансов его основными задачами являются:
- проведение государственной
политики, осуществление регулирования
и управления в финансовой
сфере деятельности и
- обеспечение активного
использования финансов в
- разработка предложений
по совершенствованию форм
- эффективное проведение
бюджетно-финансовой и
- участие в организации
инвестиционного
- контроль за соблюдением финансовых интересов государства, в том числе в процессе интеграции Республики Беларусь в мировое хозяйство;
- государственное регулирование
и контроль в сфере
- формирование и реализация
единой государственной
- проведение государственной
политики в области страховой
деятельности, государственный надзор
за страховой деятельностью на
территории Республики
- осуществление лицензирования и контроль за деятельностью организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших в установленном порядке специальные разрешения (лицензии), выдаваемые Министерством финансов;
- государственное регулирование
бухгалтерского учета и
- государственное регулирование аудиторской деятельности.
В структуре Министерства финансов созданы департаменты, которые осуществляют государственное регулирование в отдельных сферах экономической жизни:
- департамент государственных знаков (с правом юридического лица);
- департамент драгоценных металлов и драгоценных камней;
- департамент страхового надзора;
- департамент бюджетной политики;
- департамент налоговой политики и доходов бюджета;
- департамент финансирования
непроизводственной сферы и
- департамент финансов
производственной сферы и
- департамент рынка ценных
бумаг и денежно-кредитной
- департамент финансов внешнеэкономических связей и внешнего долга.
Структурным подразделением
Министерства финансов является Главное
контрольно-ревизионное
- осуществление контроля
за соблюдением министерствами
и другими органами
- проверка работы финансовых
органов республики по
- разработка методологии, отчетности и контроля за состоянием ведомственного контроля в министерствах и других органах управления;
- проведение ревизий и
проверок финансово-
- анализ действующей в
республике системы
В целях эффективного проведения
бюджетной политики, обеспечения
оперативного финансирования государственных
программ, усиления контроля за рациональным
и целевым использованием средств
республиканского бюджета, государственных
внебюджетных фондов в Республике Беларусь
создана система органов
На счетах Главного государственного казначейства и его территориальных органов аккумулируются средства республиканского бюджета, государственных внебюджетных фондов, республиканских органов государственной власти, министерств, ведомств (включая внебюджетные фонды), а также подведомственных им организаций и учреждений.
Основными задачами Главного государственного казначейства являются:
- организация исполнения
республиканского бюджета и
- осуществление учета
и проведение бюджетно-
В связи с повышением роли налогов в доходах государства при переходе к рыночной экономике, стало необходимым выделение налоговых органов в особую централизованную систему, возглавляемую Министерством по налогам и сборам.
Компетенция налоговых органов на территории Республики Беларусь закреплена в достаточно большом количестве нормативных правовых актов, основными из которых являются Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть), постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001г. №1592 «Вопросы Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь».
Министерство по налогам
и сборам Республики Беларусь является
органом специальной
Главной задачей налоговых органов является осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей.
В соответствии с п.4 Положения о Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь задачами Министерства по налогам и сборам являются:
- осуществление контроля
в пределах своей компетенции
за соблюдением
- осуществление контроля за производством и оборотом алкогольной продукции и табачных изделий;
- учет исчисленных и уплаченных (взысканных) налогов в бюджет;
- разработка предложений
по совершенствованию
- осуществление функций агентов валютного контроля в пределах своей компетенции;
- предупреждение, выявление
и пресечение нарушений в
- подготовка налоговых
соглашений с другими
- принятие нормативных
правовых актов о порядке
Контроль финансов со стороны Президента Республики Беларусь осуществляется в соответствии с Конституцией Республики Беларусь путем издания указов по финансовым вопросам, подписания законов; назначения и освобождения от должности министра финансов Республики Беларусь, с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя и членов Правления Национального банка. С ежегодными посланиями о положении в государстве, об основных направлениях внутренней и внешней политики Президент Республики Беларусь обращается к Парламенту.
Органы исполнительной власти
всех уровней осуществляют финансовый
контроль непосредственно в пределах
своих полномочий, а также направляют
и контролируют деятельность подведомственных
им управленческих структур, в том
числе финансовых. Так согласно ст.
107 Конституции Республики Беларусь
Правительство разрабатывает и
представляет Президенту для внесения
в Парламент проект республиканского
бюджета и отчет о его
Помимо рассмотренных выше органов финансового контроля, в Беларуси существует ряд специализированных органов финансового контроля, сферой деятельности которых является конкретная область финансов, например кредитование или страхование.
Информация о работе Финансовый контроль в Республике Беларусь