Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:14, курсовая работа
Цель данной работы - выяснить, в чем состоит сущность финансов, а также какими функциями они обладают. Для достижения данной цели были рассмотрены различные понятия финансов, проанализирована различная литература и изучены точки зрения различных авторов на проблему выделения функций финансов.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Понятие и особенности финансов…………………………………………...6
1.1. Необходимость и сущность финансов…………………………………….6
1.2. Особенности финансов…………………………………………………….12
2. Функции финансов…………………………………………………………...15
2.1. Распределительная функция……………………………………………….15
2.2. Контрольная функция………………………………………………………18
2.3. Другие функции……………………………………………………………..19
3. Государственные финансы и методы их управления………………………21
3.1. Государственные финансы…………………………………………………21
3.2. Методы управления финансами……………………………………………25
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы……………………………………
Распределительная
функция проявляется при
1. зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства;
2. доходы
предприятий сферы
Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворение материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода, связанное с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций;
наличие наряду с непроизводственной сферой, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление);
перераспределением доходов между различными социальными группами населения.
В результате перераспределения образуются вторичные, или производственные доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др.). Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.
Активно
участвуя в распределении и
Перераспределение
национального дохода в Российской
Федерации происходит в интересах
структурной перестройки
Таким
образом, перераспределение
Конечная
цель распределения и
2.2. Контрольная функция
Будучи инструментом формирования и использования денежных доходов и фондов, финансы объективно отражают ход распределительного процесса. Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.
В условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль направлен на обеспечение финансового развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы, нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства. Благодаря контрольной функции финансов, общество знает о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и эффективно ли они ими используются и т.д.
Одна из важных задач финансового контроля - проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.
Контрольная функция финансов проявляется также через многогранную деятельность финансовых органов.
Работники финансовой системы и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы. В условиях развития рыночных отношений направления контрольной работы, формы и методы финансового контроля существенно меняются.
Распределительная и контрольная функции - это две стороны одного и того же экономического процесса. Только в их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории стоимостного распределения.
Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация. Она заключена в финансовых показателях имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности. На их основе принимаются меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов.
Контрольная
функция, объективно присущая финансам,
может реализоваться с большей
или меньшей полнотой, которая
во многом определяется состоянием финансовой
дисциплины в народном хозяйстве. Финансовая
дисциплина - это обязательный для всех
предприятий, организаций, учреждений
и должностных лиц порядок ведения финансового
хозяйства, соблюдения установленных
норм и правил, выполнения финансовых
обязательств.
2.3. Другие функции.
К числу дискуссионных относится вопрос о функциях финансов. Многие экономисты считают, что финансы выполняют две функции - распределительную и контрольную. Хотя в литературе можно найти утверждения, что финансам, помимо этих двух функций, присущи и другие: производственная (разные авторы называют ее по-разному), стимулирующая, регулирующая и т. д. Но при этом происходит подмена вопроса о функциях финансов вопросом об их роли в общественном воспроизводстве, так как это разные, хотя и взаимосвязанные вопросы. Конечно, финансы играют важную роль в общественном воспроизводстве, с их помощью может стимулироваться эффективное использование факторов производства, регулироваться стоимостные пропорции, обеспечиваться условия для проведения режима экономии и т. д. Однако отождествлять эти результаты, достигаемые благодаря функционированию финансов, с их функциями неправомерно.
Помимо
распределительной и
В
условиях рыночных отношений финансы
должны выполнять стабилизационную
функцию. Ее содержание заключается
в том, чтобы обеспечить для всех
хозяйствующих субъектов и
Некоторые экономисты считают, что финансам присущи три функции: формирование денежных фондов (доходов), использование денежных фондов (доходов) и контрольная. Однако первые две, хотя реально существуют, но они больше напоминают механизм реализации распределительной функции, чем самостоятельный способ действия категории финансов.
Наличие
дискуссионных вопросов обуславливает
необходимость дальнейшей разработки
теоретических проблем сущности и функций
финансов. Более глубокое знание экономической
природы финансов и присущих им свойств
позволит активнее разрабатывать пути
лучшего использования данной категории
в практике хозяйствования, научно обосновывать
меры, направленные на финансовое оздоровление
экономики и совершенствование системы
финансовых взаимосвязей.
3. Государственные финансы и методы их управления
3.1 Государственные финансы.
Государственные
финансы являются важной сферой финансовой
системы страны, призванной обеспечить
государство денежными
Экономическое
содержание государственных финансов
неоднородно; в их составе выделяются
отдельные обособленные звенья, каждое
из которых выполняет специфические функции.
В состав государственных финансов включаются:
бюджеты разных уровней государственного
управления, внебюджетные фонды, государственный
кредит, финансы государственных предприятий.
Благодаря разному функциональному назначению
перечисленных звеньев государство оказывает
влияние на широкий спектр экономических
и социальных процессов, решение отраслевых
и территориальных проблем. Важную роль
в составе государственных финансов играют
бюджетные взаимосвязи, складывающиеся
на федеральном, республиканском (субъектов
федерации) и местном уровнях. С помощью
бюджетных отношений в распоряжение государственных
структур мобилизуется значительная часть
национального дохода, перераспределяемого
финансовым методом. Бюджеты разных уровней
- федеральный, республиканские, местные
являются финансовой базой деятельности
соответственно для федеральных, республиканских
и местных органов власти и управления.
В условиях экономической самостоятельности
республиканских и административно-
Для
выполнения общих функций в границах
федерации Россия формирует федеральный
(центральный бюджет. Его ресурсы
предназначаются для
В системе бюджетных отношений Российской Федерации особое звено составляют республиканские бюджеты. Аккумулируемые в них финансы предназначены для выполнения республиками, входящими в Российскую Федерацию, своих государственных функций. Концентрируемые в республиканских бюджетах средства распределяются в отраслевом и территориальном разрезах в целях обеспечения прогрессивной структуры общественного производства, усиления социальной направленности развития экономики, поддержания единого уровня социальной защищенности граждан данной республики, обеспечения им гарантированных конституцией прав и свобод.
Важное значение в системе бюджетных отношений отводится местным бюджетам. В последнее время они развиваются быстрыми темпами в связи с повышением роли и влияния местных органов власти: растут масштабы местного хозяйства, расширяются и усложняются функции местных органов власти. Местные бюджеты все больше используются для регулирования экономических процессов, влияют на размещение производительных сил, способствуют повышению конкурентоспособности продукции, выпускаемыми местными предприятиями, созданию территориальной инфраструктуры, финансированию затрат по воспроизводству трудовых ресурсов. Важную роль играют местные бюджеты в реализации социальных программ, финансировании возрастающего объема социальных расходов, обусловленных повышением требований к росту качества жизни.
Отдельное
звено в составе
Информация о работе Государственные финансы и методы их управления