Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:14, курсовая работа
Цель данной работы - выяснить, в чем состоит сущность финансов, а также какими функциями они обладают. Для достижения данной цели были рассмотрены различные понятия финансов, проанализирована различная литература и изучены точки зрения различных авторов на проблему выделения функций финансов.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Понятие и особенности финансов…………………………………………...6
1.1. Необходимость и сущность финансов…………………………………….6
1.2. Особенности финансов…………………………………………………….12
2. Функции финансов…………………………………………………………...15
2.1. Распределительная функция……………………………………………….15
2.2. Контрольная функция………………………………………………………18
2.3. Другие функции……………………………………………………………..19
3. Государственные финансы и методы их управления………………………21
3.1. Государственные финансы…………………………………………………21
3.2. Методы управления финансами……………………………………………25
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы……………………………………
Внебюджетные фонды довольно разнообразны как по функционально-целевому назначению, так и по уровням управления. В соответствии с функциональным назначением их можно подразделить на фонды, имеющие либо экономический, либо социальный, либо природоохранный характер. По уровням управления внебюджетные фонды подразделяются на фонды общественного, республиканского и регионального значения.
Специфической частью государственных финансов выступают денежные отношения, составляющие содержание государственного кредита. Государственные кредитные отношения возникают в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения и их передачей во временное пользование органам государственной власти для обеспечения финансирования государственных расходов. Привлечение государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц осуществляется путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Основными формами государственного кредита являются займы и казначейские ссуда.
Государственный кредит играет важную роль в укреплении экономики и ее финансовом оздоровлении.
С
его помощью ресурсы, аккумулируемые
на финансовом рынке, направляются на
финансирование потребностей экономического
и социального развития. Государственные
кредитные ресурсы позволяют цивилизованным
способом покрывать бюджетный дефицит.
Способствуя оттоку денег из обращения,
государственный кредит смягчает остроту
проблеем в сфере денежного обращения.
3.2. Методы управления финансами.
Управление - это совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата. Управление финансами - это деятельность, связанная с проведением общей финансовой политики государства, направленная на сбалансированность всей финансовой системы.
Общее управление финансами в Российской Федерации возложено на Федеральное Собрание и две его палаты - Государственную Думу и Совет Федерации.
В их задачи входит:
1. рассмотрение
и утверждение федерального
2. рассмотрение законов о налогах, сборах и обязательных платежах;
3. установление
предельного размера
Оперативное управление финансами осуществляет Министерство финансов Российской Федерации и его органы на местах.
Министерство финансов организует и обеспечивает:
1. разработку
и реализацию стратегических
направлений финансовой
2. составление
проекта и исполнение
3. разработку предложений по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы, страховой деятельности, формированию и развитию рынка ценных бумаг;
4. осуществляет
выпуск государственных
5. осуществляет
контроль за бюджетными
6. разрабатывает методологическое обеспечение финансовой отчетности в стране;
7. финансирует сферы деятельности.
Управление
финансами осуществляется специальным
аппаратом с помощью особых приемов
и методов, в том числе используя
разнообразные стимулы и
В управлении финансами выделяются объекты и субъекты управления. В качестве объектов управления выступают разнообразные виды финансовых отношений, а субъектами управления являются те организационные структуры, которые осуществляют управление. В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделяют три группы объектов: финансы предприятий (организаций, учреждений), страховые отношения, государственные финансы. Им соответствуют следующие субъекты управления: финансовые службы (отделы) предприятий (организаций, учреждений), страховые органы, финансовые органы и налоговые инспекции. Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом.
Объектом
финансового планирования является
финансовая деятельность субъектов хозяйствования
и государства, а итоговым результатом
- составление финансовых планов, начиная
от сметы отдельного учреждения до сводного
финансового баланса государства. В каждом
плане определяются доходы и расходы на
определенный период, связи со звеньями
финансовой и кредитной систем (взносы
отчислений на социальное страхование,
платежи в бюджет, плата за банковский
кредит и др.).
Субъекты управления используют в каждой сфере и каждом звене финансовых отношений специфические методы целенаправленного воздействия на финансы. Вместе с тем, им присущи и единые приемы и способы управления. Так, в управлении финансами выделяют несколько функциональных элементов: планирование, оперативное управление, контроль.
Планирование занимает важное место в системе управления финансами. Именно в ходе планирования любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования. Управленческие решения в процессе планирования принимаются на основе анализа финансовой информации, которая в связи с этим должна быть достаточно полной и достоверной. Финансовая информация базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.
Оперативное
управление представляет собой комплекс
мер, разрабатываемых на основе оперативного
анализа складывающейся финансовой
ситуации и преследующих цель получения
максимального эффекта при
Контроль как элемент управления осуществляется и в процессе планирования, и на стадии оперативного управления. Он позволяет сопоставить фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми, выявить резервы роста финансовых ресурсов, наметить пути более эффективного хозяйствования. Различают стратегическое, или общее управление финансами, и оперативное. Стратегическое управление выражается в определении финансовых ресурсов через прогнозирование на перспективу, установлении объема финансовых ресурсов на реализацию целевых программ.
Научный подход к управлению финансами определяет многоплановый характер и системный подход к управлению ими в каждой сфере финансовых отношений, в каждом их звене. При выработке управленческих решений финансового характера, оформляемых в юридических законах, финансовых прогнозах и планах, постановлениях и др. следует учитывать: требования экономических и юридических законов; результаты экономического анализа не только итогов прошлого хозяйственного периода, но и перспективы; экономико-математические методы и автоматизированные системы управления финансами; рациональное сочетание экономических и административных методов управления.
Управление финансами в условиях становления и развития рыночной экономики требует усиления научного обоснования управленческих решений по финансам, реализации ныне слабо используемых методов, например, метода маневрирования финансовыми ресурсами как элемента одной из функций управления - регулирования, методов формирования финансового рынка.
За соблюдением налогового законодательства при пересечении товарами границы РФ, правильностью исчисления и уплаты таможенных пошлин ответственность несет Государственный таможенный комитет РФ.
Каждое звено финансовой системы имеет свой аппарат оперативного управления. Управление финансами отраслей народного хозяйства производится финансовыми департаментами и отделами соответствующих министерств и ведомств.
Управление
финансами на предприятиях осуществляют
финансовые отделы и службы предприятий.
Заключение.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что финансы являются неотъемлемой частью денежных отношений и играют огромную роль в формировании, распределении и использовании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций, задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Также можно сказать, что финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Государство может, учитывая объективную необходимость финансовых отношений разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять формы использования финансовых ресурсов и т.д. Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития. Оно устанавливает только формы проявления объективно назревших экономических отношений. Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономически, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.
В курсовой работе мною были рассмотрены функции финансов, а именно: распределительная и контрольная - эти функции осуществляются финансами одновременно. Нельзя забывать, что помимо этих двух основных функций есть и другие: регулирующая функция - она связана с вмешательством государства через финансы в процесс воспроизводства, стабилизационная функция - обеспечивает для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях.
Таким образом, в курсовой работе я попыталась раскрыть следующие вопросы: необходимость и сущность финансов, дать определение государственным финансам и методам их управления.
Список
литературы.
Информация о работе Государственные финансы и методы их управления