Государственные финансы и методы их управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:14, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - выяснить, в чем состоит сущность финансов, а также какими функциями они обладают. Для достижения данной цели были рассмотрены различные понятия финансов, проанализирована различная литература и изучены точки зрения различных авторов на проблему выделения функций финансов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Понятие и особенности финансов…………………………………………...6
1.1. Необходимость и сущность финансов…………………………………….6
1.2. Особенности финансов…………………………………………………….12
2. Функции финансов…………………………………………………………...15
2.1. Распределительная функция……………………………………………….15
2.2. Контрольная функция………………………………………………………18
2.3. Другие функции……………………………………………………………..19
3. Государственные финансы и методы их управления………………………21
3.1. Государственные финансы…………………………………………………21
3.2. Методы управления финансами……………………………………………25
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы……………………………………

Работа состоит из  1 файл

ГМФ Сущность и функции финансов.doc

— 135.50 Кб (Скачать документ)

     Внебюджетные  фонды довольно разнообразны как по функционально-целевому назначению, так и по уровням управления. В соответствии с функциональным назначением их можно подразделить на фонды, имеющие либо экономический, либо социальный, либо природоохранный характер. По уровням управления внебюджетные фонды подразделяются на фонды общественного, республиканского и регионального значения.

     Специфической частью государственных финансов выступают  денежные отношения, составляющие содержание государственного кредита. Государственные  кредитные отношения возникают в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения и их передачей во временное пользование органам государственной власти для обеспечения финансирования государственных расходов. Привлечение государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц осуществляется путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Основными формами государственного кредита являются займы и казначейские ссуда.

     Государственный кредит играет важную роль в укреплении экономики и ее финансовом оздоровлении.

     С его помощью ресурсы, аккумулируемые на финансовом рынке, направляются на финансирование потребностей экономического и социального развития. Государственные кредитные ресурсы позволяют цивилизованным способом покрывать бюджетный дефицит. Способствуя оттоку денег из обращения, государственный кредит смягчает остроту проблеем в сфере денежного обращения. 

3.2. Методы управления  финансами.

     Управление - это совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата. Управление финансами - это деятельность, связанная с проведением общей финансовой политики государства, направленная на сбалансированность всей финансовой системы.

     Общее управление финансами в Российской Федерации возложено на Федеральное  Собрание и две его палаты - Государственную  Думу и Совет Федерации.

В их задачи входит:

1. рассмотрение  и утверждение федерального бюджета  России и утверждение отчета о его исполнении;

2. рассмотрение  законов о налогах, сборах и  обязательных платежах;

3. установление  предельного размера государственного  внутреннего и внешнего долга.

     Оперативное управление финансами осуществляет Министерство финансов Российской Федерации и его органы на местах.

Министерство  финансов организует и обеспечивает:

1. разработку  и реализацию стратегических  направлений финансовой политики;

2. составление  проекта и исполнение федерального  бюджета;

3. разработку  предложений по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы, страховой деятельности, формированию и развитию рынка ценных бумаг;

4. осуществляет  выпуск государственных внутренних  и внешних займов;

5. осуществляет  контроль за бюджетными учреждениями;

6. разрабатывает методологическое обеспечение финансовой отчетности в стране;

7. финансирует  сферы деятельности.

     Управление  финансами осуществляется специальным  аппаратом с помощью особых приемов  и методов, в том числе используя  разнообразные стимулы и санкции.

     В управлении финансами выделяются объекты  и субъекты управления. В качестве объектов управления выступают разнообразные  виды финансовых отношений, а субъектами управления являются те организационные  структуры, которые осуществляют управление. В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделяют три группы объектов: финансы предприятий (организаций, учреждений), страховые отношения, государственные финансы. Им соответствуют следующие субъекты управления: финансовые службы (отделы) предприятий (организаций, учреждений), страховые органы, финансовые органы и налоговые инспекции. Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом.

     Объектом  финансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства, а итоговым результатом - составление финансовых планов, начиная от сметы отдельного учреждения до сводного финансового баланса государства. В каждом плане определяются доходы и расходы на определенный период, связи со звеньями финансовой и кредитной систем (взносы отчислений на социальное страхование, платежи в бюджет, плата за банковский кредит и др.). 

Субъекты  управления используют в каждой сфере  и каждом звене финансовых отношений  специфические методы целенаправленного воздействия на финансы. Вместе с тем, им присущи и единые приемы и способы управления. Так, в управлении финансами выделяют несколько функциональных элементов: планирование, оперативное управление, контроль.

     Планирование  занимает важное место в системе управления финансами. Именно в ходе планирования любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования. Управленческие решения в процессе планирования принимаются на основе анализа финансовой информации, которая в связи с этим должна быть достаточно полной и достоверной. Финансовая информация базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

     Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся финансовой ситуации и преследующих цель получения  максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения  финансовых ресурсов. Основное содержание оперативного управления сводится к маневрированию финансовыми ресурсами с целью ликвидации ”узких” мест, решения вновь возникающих задач и т. п.

     Контроль  как элемент управления осуществляется и в процессе планирования, и на стадии оперативного управления. Он позволяет сопоставить фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми, выявить резервы роста финансовых ресурсов, наметить пути более эффективного хозяйствования. Различают стратегическое, или общее управление финансами, и оперативное. Стратегическое управление выражается в определении финансовых ресурсов через прогнозирование на перспективу, установлении объема финансовых ресурсов на реализацию целевых программ.

     Научный подход к управлению финансами определяет многоплановый характер и системный подход к управлению ими в каждой сфере финансовых отношений, в каждом их звене. При выработке управленческих решений финансового характера, оформляемых в юридических законах, финансовых прогнозах и планах, постановлениях и др. следует учитывать: требования экономических и юридических законов; результаты экономического анализа не только итогов прошлого хозяйственного периода, но и перспективы; экономико-математические методы и автоматизированные системы управления финансами; рациональное сочетание экономических и административных методов управления.

     Управление  финансами в условиях становления  и развития рыночной экономики требует  усиления научного обоснования управленческих решений по финансам, реализации ныне слабо используемых методов, например, метода маневрирования финансовыми ресурсами как элемента одной из функций управления - регулирования, методов формирования финансового рынка.

     За  соблюдением налогового законодательства при пересечении товарами границы  РФ, правильностью исчисления и уплаты таможенных пошлин ответственность несет Государственный таможенный комитет РФ.

     Каждое  звено финансовой системы имеет  свой аппарат оперативного управления. Управление финансами отраслей народного  хозяйства производится финансовыми департаментами и отделами соответствующих министерств и ведомств.

     Управление  финансами на предприятиях осуществляют финансовые отделы и службы предприятий. 
 
 

     Заключение.

     Из  всего выше сказанного можно сделать  вывод, что финансы являются неотъемлемой частью денежных отношений и играют огромную роль в формировании, распределении и использовании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций, задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Также можно сказать, что финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Государство может, учитывая объективную необходимость финансовых отношений разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять формы использования финансовых ресурсов и т.д. Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития. Оно устанавливает только формы проявления объективно назревших экономических отношений. Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономически, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.

     В курсовой работе мною были рассмотрены  функции финансов, а именно: распределительная  и контрольная - эти функции осуществляются финансами одновременно. Нельзя забывать, что помимо этих двух основных функций есть и другие: регулирующая функция - она связана с вмешательством государства через финансы в процесс воспроизводства, стабилизационная функция - обеспечивает для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях.

     Таким образом, в курсовой работе я попыталась раскрыть следующие вопросы: необходимость  и сущность финансов, дать определение  государственным финансам и методам  их управления.

     Список  литературы. 

  1. Блуцевская  Ю.А. «Финансовые потоки между основными секторами экономики». // Вопросы экономики. №6, 2003.
  2. Галицкая С.В. «Деньги, кредит, финансы». / М., 2002.
  3. Гринкевич Л.С. «Основы финансов предприятий», Томск 2000.
  4. Казак А.Ю. Сергеев Л.И. «Финансы». (Учебник), С-Пб: 2000.
  5. Ковалев В.В. «Финансы», М., . 2003.
  6. Королев Г.Н. «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики» 2003 г. // Банкир №2, 2003.
  7. Леонтьев В.Е. «Финансы. Деньги, кредит и банки». / М., 2003.
  8. Романовский М.В. «Финансы. Денежное обращение и кредит». М., 2001.
  9. В.Л. Абрамов. Мировая экономика: учебное пособие. - М. 2004.
  10. М. Афанасьев. Основы бюджетной системы. – М., Издательский дом ГУ ВШЭ. 2004.
  11. И.Т. Балабанов, А.И. Балабанов. Страхование: учебник для ВУЗов. – СПБ: Питер. 2004.
  12. Бюджетная система РФ: учебник./ Под ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского, 3-е изд., исправ. и перераб. – М. Юрайт. 2004.
  13. А.М. Годин, И.В. Подпорина. Бюджет и бюджетная система РФ: учебное пособие, 2-е изд. – М. «Дашков и Ко». 2002.
  14. А.И. Деева. Финансы: учебное пособие, 2-е изд., перераб. и допол. – М. «Экзамен». 2004.
  15. Иностранные банки в России: кредитная деятельность/ В.А. Басов.// Банковское дело. – 2005. - № 8.
  16. Л.В. Перекрестова, Н.М. Романенко, С.П. Созонов. Финансы и кредит: учебное пособие, 2-е изд. – М. ACADEMIA. 2004.
  17. П.Н. Шуляк, Белотелова. Финансы: учебное пособие. – М. 2000.
  18. www.budgetrf.ru

Информация о работе Государственные финансы и методы их управления