Государственный финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 10:51, реферат

Описание

В данной работе рассматривается государственный финансовый контроль, его органы, система и субъекты

Содержание

Введение
Глава I. Государственный финансовый контроль. Органы государственного финансового контроля
Глава II. Система и субъекты государственного финансового контроля
Заключение
Список использованных источников и литературы

Работа состоит из  1 файл

гос.фин контроль.doc

— 143.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………………………………………3

 

Глава I. Государственный финансовый контроль. 

Органы государственного финансового контроля………………………………………………4

 

Глава II.Система и субъекты государственного финансового контроля………………………8

 

Заключение  ………………………………………………………………………………………..28

 

Список использованных источников и литературы…………………………………………….30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Задача создания эффективной, работоспособной и  действенной системы государственного финансового контроля является одной из главных задач, стоящих перед государством.

Государственный финансовый контроль — это особая функция  государственного управления, которая  осуществляется в интересах как  государства, так и всего общества.

Создание его стройной, четко очерченной системы, отражающей многоуровневый характер бюджетных отношений и единство государственных финансов, является объективной необходимостью формирования и развития целостной бюджетной политики государства. Определение места и роли высших органов финансового контроля в единой его системе, общих принципов и механизмов их организации и функционирования должно обеспечить унификацию и согласованность контроля за перераспределяемыми бюджетными средствами, сопоставимость показателей экономической эффективности использования государственных финансовых ресурсов в целом.

Социальный климат в стране не изменится к лучшему до тех  пор, пока бюджетная сфера деятельности государства не будет надежно  защищена, пока не станет всеобъемлющим  и действенным контроль за исполнением  требований бюджетного законодательства, расходованием государственных ресурсов. Поэтому становление и развитие эффективной системы государственного финансового контроля как общественной потребности видится актуальной теоретической и практической проблемой.

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственный финансовый контроль

 

 

Государственный финансовый контроль — это установленная  законодательством деятельность органов  государственной власти и управления всех уровней по выявлению, предупреждению и пресечению:

- ошибок и  злоупотреблений в управлении государственными денежными и иными материальными ресурсами (капиталами), а также используемыми в хозяйственной деятельности и отчуждаемыми нематериальными объектами государственной собственности, влекущих прямой или косвенный финансовый и/или материальный ущерб государству;

- несоблюдения  финансово-хозяйственного, в том  числе бюджетного, законодательства;

- недостатков  в организации систем управления (в том числе внутреннего контроля) финансово-хозяйственной деятельностью  государственных органов, организаций с полным или частичным государственным участием или особо с ним связанных.

 

Целью государственного финансового контроля является —  обеспечение соблюдения принципов  законности, целесообразности и эффективности  распорядительных и исполнительных действий по управлению — включая стадии планирования, формирования, распределения и использования — государственными финансовыми ресурсами, материальными ценностями и нематериальными объектами, их сохранности и приумножения для выполнения функций государства.

 

В соответствии с этим основными его задачами являются:

- организация  и осуществление контроля за  своевременным исполнением доходных  и расходных статей федерального  бюджета и бюджетов федеральных  внебюджетных фондов по объемам,  структуре и целевому назначению;

- определение  эффективности и целесообразности  расходования государственных средств  и использования федеральной  собственности;

- оценка обоснованности  доходных и расходных статей  федерального бюджета и бюджетов  федеральных внебюджетных фондов;

- финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

- анализ выявленных  отклонений от установленных  показателей федерального бюджета  и бюджетов федеральных внебюджетных  фондов и подготовка предложений,  направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

- контроль за  законностью и своевременностью  движения средств федерального  бюджета и средств федеральных  внебюджетных фондов в Банке  России, уполномоченных банках и  иных финансово-кредитных учреждениях  Российской Федерации;

- обеспечение  поступления в доходную часть  государственного бюджета налоговых,  таможенных и прочих платежей, обеспечивающих формирование доходной  части государственного бюджета;

- оценка эффективности  деятельности министерств и ведомств  по использованию средств государственного бюджета и внебюджетных средств;

- контроль за  правильностью ведения бухгалтерского  учета и отчетности;

- улучшение  бюджетной и налоговой дисциплины;

- выявление  резервов роста доходной базы  бюджетов различных уровней и  снижения расходной части бюджета;

- контроль за  реализацией механизма межбюджетных  отношений;

- проверка обращения  средств бюджета и внебюджетных  средств в банках и других  кредитных учреждениях;

- контроль за  формированием и распределением  целевых бюджетных фондов финансовой поддержки регионов;

 

- пресечение  незаконных решений по предоставлению  налоговых и таможенных льгот,  государственных дотаций, субвенций  и другой помощи отдельным  категориям плательщиков или  регионам;

- выявление  финансовых злоупотреблений в сфере бюджетных и межбюджетных отношений;

- проведение  профилактической информационной  работы с целью повышения бюджетной  дисциплины.

Государственный финансовый контроль предназначен для  реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации.

 

 

Государственный контроль осуществляется органами:

- федеральными  органами законодательной власти,

 федеральными  органами исполнительной власти, в том числе специально созданными  органами исполнительной власти.

Большое значение для развития государственного финансового контроля имеет Указ Президента РФ "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ" от 25 июля 1996 г.

Данным  Указом установлено, что в РФ государственный  контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. Одновременно в соответствии с установленным законодательством РФ разграничением функций и полномочий указываются конкретные субъекты государственного финансового контроля: Счетная палата РФ, Центральный Банк РФ, Минфин РФ (Главное управление федерального Казначейства, Департамент страхового надзора, Контрольно-ревизионное управление), Министерство налогов и сборов, Государственный таможенный комитет РФ, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов. Было признано необходимым проведение не реже одного раза в год соответствующими контрольными и финансовыми органами комплексных ревизий и тематических проверок поступления и расходования бюджетных средств не только в федеральных органах исполнительной власти, но и на предприятиях и в организациях, использующих средства федерального бюджета.

Государственный контроль осуществляют также органы

-представительной (законодательной) и исполнительной  власти субъектов РФ.

Местный финансовый контроль

Местный финансовый контроль осуществляют органы местного самоуправления, которые в  соответствии со ст. 12 Конституции РФ не входят в систему органов государственной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Система и субъекты государственного финансового  контроля

 

Рассмотрим  систему органов федеральной  государственной власти, поскольку  система органов финансового  контроля всех трех уровней (федерального, регионального и местного) заслуживает отдельного комплексного исследования.

Структура органов государственного финансового  контроля в РФ*

Субъекты контроля в законодательных (представительных) органах государственной власти и представительных органах местного самоуправления

Субъекты контроля в исполнительных органах государственной  власти и местного самоуправления

  1. I. На федеральном уровне

Государственная дума РФ

Совет Федерации  РФ

Счетная палата РФ

I. На  федеральном уровне

Главное контрольное  управление Президента РФ

Минфин РФ

Главное управление Федерального казначейства

Департамент государственного финансового контроля и аудита

МНС РФ

ГТК РФ

Министерства  и ведомства главные распорядители, распорядители бюджетных средств  федерального бюджета

Пенсионный  фонд РФ

Фонд социального страхования РФ

Фонд обязательного  медицинского страхования

  1. II. На уровне субъекта РФ

Законодательный орган власти

Счетная палата субъекта РФ

II. На  уровне субъекта РФ

Финансовые  органы субъекта РФ

Казначейство  субъекта РФ

Территориальные органы федеральных министерств и ведомств

Управление  Федерального казначейства (УФК)

Управление  МНС РФ России (УМНС РФ)

Таможенные  органы

Отраслевые  органы управления главные распорядители, распорядители средств бюджета  субъекта РФ

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования

III. На муниципальном уровне

Представительный  орган муниципального образования

Счетная палата муниципального образования

III. На муниципальном уровне

Финансовое  управление администрации муниципального образования

Органы управления распорядители средств местного бюджета

Местные отделения  территориальных органов федеральных  министерств и ведомств (УФК, УМНС РФ)

Местные отделения  территориальных органов социальных внебюджетных фондов


 

 

В первую очередь, отметим такой орган, как Контрольное управление Президента РФ, действующее на основании соответствующего Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 8 июня 2004 года N 729.

Оно наделено функциями  по контролю за исполнением актов, издаваемых Президентом, за реализацией общенациональных проектов, за исполнением поручений Президента РФ и Руководителя Администрации Президента РФ, а также за реализацией ежегодных посланий Президента РФ и иных его программных документов. Таким образом, не обладая полномочиями по проведению непосредственно финансового контроля, данный орган может контролировать ход различных финансово-бюджетных мероприятий, реализуемых в целях выполнения актов, посланий, программных документов Президента РФ. Важно отметить, что Контрольное управление может осуществлять контроль и за работой Росфиннадзора. 

В соответствии с главой 26 Бюджетного кодекса РФ полномочиями по осуществлению государственного финансового контроля на федеральном  уровне обладают законодательные органы РФ, осуществляющие предварительный, текущий  и последующий контроль в финансово-бюджетной сфере (статья 265 БК РФ). Важно, что эти органы вправе создавать собственный контрольный орган, которым сейчас является Счетная Палата РФ. Государственный финансовый контроль осуществляется также федеральными органами исполнительной власти среди которых выделены Федеральное Казначейство и ФС ФБН а также главные распорядители бюджетных средств.

Однако финансовый контроль реализуется не только в  бюджетной сфере. Необходимо отметить существование налогового и валютного контроля, а также банковского надзора. Исходя из этого, можно назвать более широкий круг контрольных органов. На федеральном уровне финансово-контрольные мероприятия проводятся соответствующими комитетами палат Федерального Собрания РФ, Счетной Палатой РФ, Правительством РФ, рядом федеральных органов исполнительной власти, а также Центральным Банком РФ (который не обладает статусом органа государственной власти и осуществляет валютный контроль и банковский надзор). Остановимся подробнее на рассмотрении правового статуса некоторых органов, осуществляющих финансово-бюджетный контроль.

Счетная Палата РФ является конституционным органом  государственного финансового контроля. Ее правовой статус и полномочия регулируются Федеральным законом от 11 января 2005 года N 4-ФЗ «О Счетной палате РФ». Задачи Счетной палаты сводятся, в основном, к деятельности по финансово-бюджетному контролю. Ее контрольные полномочия распространяются как на органы государственной власти, так и на банковскую систему, и субъекты хозяйственной деятельности в ряде случаев, установленных законом.

Информация о работе Государственный финансовый контроль