Государственный кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2011 в 12:14, контрольная работа

Описание

Государственный кредит - одна из форм кредитных отношений, имеющая следующие признаки кредита: наличие кредитора и заемщика как юридически самостоятельных субъектов кредитной сделки; аккумуляции свободных денежных средств населения, предприятий и организаций на принципах возвратности срочности и платности (в исключительных случаях допускается беспроцентный заем ресурсов); возможность использования государственных кредитных операций внутри страны и в международных отношениях.

Работа состоит из  1 файл

Современная кредитная система.docx

— 49.21 Кб (Скачать документ)

Глава 1.Понятие и значение государственного кредита.

      Государственный кредит  - одна из форм кредитных отношений, имеющая следующие признаки кредита: наличие кредитора и заемщика как юридически самостоятельных субъектов кредитной сделки; аккумуляции свободных денежных средств населения, предприятий и организаций на принципах возвратности срочности и платности (в исключительных случаях допускается беспроцентный заем ресурсов); возможность использования государственных кредитных операций внутри страны и в международных отношениях.

    С помощью государственного кредита  государство мобилизует дополнительные финансовые ресурсы для финансирования общегосударственных расходов и  выполнения своих функций. Объективная необходимость использования государственного кредита объясняется противоречиями  между растущими потребностями общества с возможностью их удовлетворения за счет доходов бюджета. По своей экономической природе госбюджет перераспределяет  часть национального дохода  страны. 

      Основным  отличием государственного кредита  от банковского является отсутствие инвестиционной направленности привлечённых ресурсов,  то есть, средства, взятые взаймы государством, не направляются на обеспечение процесса расширенного воспроизводства и создания новой  стоимости, а трансформируются в  дополнительные финансовые ресурсы  и используются для покрытия всей совокупности государственных расходов. Источником погашения государственных  займов и выплаты процентов по ним служат бюджетные средства. Таким  образом, функционирование механизма  государственного кредита приводит к появлению государственного долга. 

          Государственный кредит представляет отношения вторичного распределения стоимости валового внутреннего продукта и части  национального богатства. В сферу  его применения попадает часть  доходов  и фондов, сформированных на стадии первичного распределения стоимости. Через государственный кредит перераспределяются средства, направляемые  в фонды  потребления. Обычно ими являются временно свободные денежные средства населения  предприятий и организаций, не предназначенные  для текущего потребления.  Но при  определенных экономических и политических ситуациях население и хозорганы  могут идти на сознательное ограничение  потребления и в сферу государственного кредита втягиваются средства, предназначенные  для текущих производственных  или социальных нужд  (в истории  были примеры, когда подобное ограничение  потребностей происходило по принуждению  государства – (подписка на государственные займы). 

    Целесообразность  использования государственного кредита  для формирования дополнительных финансовых ресурсов государства и покрытия бюджетного дефицита определяется значительно  меньшими негативными последствиями  для государственных финансов и  денежного обращения страны по сравнению  с монетарными приемами (например, эмиссией денег) балансирования доходов  и расходов правительства. Это достигается  на основе перемещения спроса от физических и юридических лиц к правительственным  структурам без увеличения совокупного  спроса и количества денег в обращении. Возможность существования государственного кредита вытекает из особенностей формирования и времени использования доходов, получаемых физическими и юридическими лицами. У населения постоянно  образуются временно свободные денежные средства: прежде всего в связи  с неравномерным получением доходов, выплатой гонораров, премий, отпускных, получение наследства и т.п. Аналогичные  тенденции имеют место и в  движении средств предприятий и  организаций. Большие временные  колебания в получении выручки  от реализации продукции и услуг  могут иметь место в связи  с длительностью производственного  цикла или сезонностью производства. Временно свободные финансовые ресурсы  у юридических лиц могут образовываться в виду неравномерности осуществления  крупных капитальных вложений в  производство и социальную сферу. Временно свободными могут быть резервные  фонды предприятий. С ростом эффективности  общественного производства увеличиваются  и возможности привлечения средств  предприятий и организаций в  сферу государственного кредита. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2.Формы государственного кредита и виды государственных займов. 

     Государственный кредит имеет следующие формы:

1. Государственные  займы (внешний и внутренний).

2. Обращение  части вкладов населения в  государственные займы.

3. Заимствование  средств общегосударственного ссудного  фонда (было в СССР, что недопустимо).

4. Казначейские  ссуды (ссуда из бюджета на  принципах срочности, 

платности и возвратности).

5. Гарантированные  займы (правительство несет ответственность  по

займам  нижестоящих органов власти). 

     Государственные займы характеризуются тем, что  временно свободные денежные средства физических и юридических лиц  привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска государственных  ценных бумаг : облигаций, казначейских обязательств и др. Облигация представляет собой ценную бумагу, символизирующую  государственное долговое обязательство  и дающую право ее владельцу по истечению определенного срока  получить обратно сумму долга  и проценты. Продавая облигацию, государство  обязуется вернуть сумму долга  в определенный срок с процентами или выплачивать кредиторам доход  в течение всего срока пользования  заемными средствами, а по истечении  срока вернуть и сумму долга.

       Государство устанавливает нарицательную  стоимость (номинальную цену) облигаций.  Она обозначается на облигации  и выражает денежную сумму,  предоставленную держателем облигации  государству во временное пользование.  Именно эта сумма выплачивается  владельцу облигации в момент  ее погашения и на нее начисляются  проценты. Однако реальная доходность  облигаций для их держателей  может быть выше или ниже  установленного номинального процента. Это обусловленно тем, что облигации  продаются по курсовой цене, которая  отклоняется от нарицательной  стоимости. Данное отклонение  называется курсовой  разницей  и зависит от ряда факторов. К их числу, в частности,  относятся величина дохода, выплачиваемого  по займу, уровень ссудного  процента, время покупки облигации,  степень насыщенности фондового  рынка государственными ценными  бумаги, привлекательность условий  выпуска частных ценных бумаг,  состояние хозяйственной коньюнктуры,  степень доверия населения правительству.

     Свободная котировка облигаций государственных  займов на фондовой бирже является механизмом учета всех факторов, отражающихся на курсовой цене процентных бумаг. Функционирование полноценного фондового рынка, который невозможен без высокой степени ликвидности доходных бумаг, способствует преодолению негативного психологического фактора. Последний состоит в настороженном отношении займодателей к государственным кредитным операциям; он порожден отходом от требований законов развития фондового рынка и нарушения государством своих обязательств; принудительным распределением займов, резким ограничением ликвидности ценных бумаг государства, замораживанием государственного долга и т.п.

     Устранению  известного недоверия займодателей к кредитным операциям государства  способствует разнообразие условий  выпуска займов по срокам. Если государство  ориентируется только на длительные кредитные операции, то это затрудняет вовлечение в покупку облигаций  свободных денежных средств краткосрочного и среднесрочного характера, а также  заставляет подумать потенциального кредитора  о целесообразности вложения и долгосрочных сбережений.

     Другим  видом государственных займов являются казначейские обязательства, которые  отличаются от облигаций целями выпуска, формой выплаты дохода и свободой обращения. Средства от продажи облигаций  направляются в бюджет, внебюджетные фонды или на специальные цели. Средства от реализации казначейских обязательств направляются только на пополнение бюджета. Доход от облигаций  может быть выплачен в виде процентов, выигрышей или не выплачиваться  вообще. По казначейским обязательствам доход выплачивается в виде процентов. Облигации могут быть либо свободно обращаемые или с ограниченным кругом обращения. Казначейские обязательства  имеют только ограниченный круг обращения  и реализации только среди населения.

     Государственные займы, которые составляют государственный  долг, могут быть классифицированы по ряду следующих признаков.

     1.По  месту размещения займы могут  быть подразделены на внешние  и внутренние. Внешние займы - это обязательства государства  перед нерезидентами; а внутренние  займы - перед резидентами. А  течении длительного времени  в бывшем СССР государственные  займы на внешние и внутренние  разделяли не по резидентству  кредитора, а в зависимости  от того, в какой валюте номинировано  обязательство: внешним займом  считали заем, произведенный и  номинированной в иностранной  валюте, а внутренним – заем, номинированный  в национальной валюте. Растущий  уровень глобализации современной  экономики и допуск нерезидентов  на рынок рублевых обязательств  и обусловил переход от критерия  валютирования к критерию резидетства  кредитора.

     2.По способу обращения займы могут быть подразделены на рыночные и нерыночные. Рыночные займы – это займы, оформленные в виде таких ценных бумаг, которые свободно обращаются и перепродаются после их первичного размещения на рынке. В промышленно развитых странах доля таких займов составляет до 70 всех долговых обязательств государства. Нерыночные государственные займы – это займы, оформленные в фондовые инструменты, не имеющие вторичного фондового рынка, то есть они покупаются инвестором у правительства, и могут быть проданы только ему. Такие бумаги не котируются на фондовой бирже. Основная цель, которую преследует эмитент, выпуская в обращении нерыночные бумаги, - это привлечение в качестве кредитных ресурсов мелких сбережений населения. Выпуская такие ценные бумаги, правительства промышленно развитых стран оказывают влияние на депозитивную политику коммерческих банков по отношению к населению, поскольку нерыночные ценные бумаги государства выступают альтернативой вложению средств на депозитивы частных кредитных учреждений.

     3. По срокам погашения займы делятся на:

        а) краткосрочные займы - срок  погашения до 1 года;

        б) среднесрочные займы - срок  погашения до 5 лет;

        в) долгосрочные займы - срок  погашения более 5 лет. 

     4.По праву эмиссии они делятся на выпускаемые:

       а) центральным правительством;

       б) республиканскими правительствами;

       в) местными органами власти.

    Широкое распространение получила практика выпуска государственных займов центральным правительством. Задолженность  республиканских и местных органов  власти является, как правило, незначительной. 

    5.По  способу обеспечения возвратности  кредитных ресурсов займы могут  быть подразделены на закладные  и беззакладные. Закладные займы  – это займы, это возвратность  которых обеспечиваются конкретным  залогом, то есть каким либо  имуществом. К данному способу  получения заемных  средств  прибегает заемщик, надежность  которого в глазах потенциальных  кредиторов недостаточна, поэтому  он вынужден предоставлять дополнительные  гарантии возвратности ресурсов. Беззакладные займы – это займы,  оформленные в облигации и  другие обязательства, не имеющие  конкретного имущественного обеспечения.  На практике государственный  кредит реализуется посредством  беззакладных займов, поскольку  государство априори считается  надежным заемщиком. 

    6.По  форме выплаты дохода государственные  займы могут быть следующих  видов:

    - процентные  займы – доход по ним устанавливается  в виде фиксированного процента  от номинала. Этот тип займа  является основным, именно в процентных  бумагах размещена основная часть  государственного долга в промышленно  развитых странах;

    -дисконтные  займы– доход по ним инвестор  получает за счет приобретения  долговых обязательств с дисконтом  и последующим их погашением  по номинальной стоимости по окончании срока, на который средства были предоставлены заемщику;

    -выигрышные  займы - доход по ним осуществляется  на основе тиражей выигрыша. Такие  займы наименее привлекательны  для инвестора, поскольку не  предоставляют гарантированного  дохода к определенному моменту  времени;

Информация о работе Государственный кредит