Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2011 в 12:14, контрольная работа
Государственный кредит - одна из форм кредитных отношений, имеющая следующие признаки кредита: наличие кредитора и заемщика как юридически самостоятельных субъектов кредитной сделки; аккумуляции свободных денежных средств населения, предприятий и организаций на принципах возвратности срочности и платности (в исключительных случаях допускается беспроцентный заем ресурсов); возможность использования государственных кредитных операций внутри страны и в международных отношениях.
Глава 1.Понятие и значение государственного кредита.
Государственный кредит - одна из форм кредитных отношений, имеющая следующие признаки кредита: наличие кредитора и заемщика как юридически самостоятельных субъектов кредитной сделки; аккумуляции свободных денежных средств населения, предприятий и организаций на принципах возвратности срочности и платности (в исключительных случаях допускается беспроцентный заем ресурсов); возможность использования государственных кредитных операций внутри страны и в международных отношениях.
С
помощью государственного кредита
государство мобилизует дополнительные
финансовые ресурсы для финансирования
общегосударственных расходов и
выполнения своих функций. Объективная
необходимость использования государственного
кредита объясняется противоречиями
между растущими потребностями общества
с возможностью их удовлетворения за счет
доходов бюджета. По своей экономической
природе госбюджет перераспределяет
часть национального дохода страны.
Основным
отличием государственного кредита
от банковского является отсутствие
инвестиционной направленности привлечённых
ресурсов, то есть, средства, взятые
взаймы государством, не направляются
на обеспечение процесса расширенного
воспроизводства и создания новой
стоимости, а трансформируются в
дополнительные финансовые ресурсы
и используются для покрытия всей
совокупности государственных расходов.
Источником погашения государственных
займов и выплаты процентов по
ним служат бюджетные средства. Таким
образом, функционирование механизма
государственного кредита приводит к
появлению государственного долга.
Государственный кредит
представляет отношения вторичного
распределения стоимости
Целесообразность
использования государственного кредита
для формирования дополнительных финансовых
ресурсов государства и покрытия
бюджетного дефицита определяется значительно
меньшими негативными последствиями
для государственных финансов и
денежного обращения страны по сравнению
с монетарными приемами (например,
эмиссией денег) балансирования доходов
и расходов правительства. Это достигается
на основе перемещения спроса от физических
и юридических лиц к
Глава
2.Формы государственного
кредита и виды государственных
займов.
Государственный кредит имеет следующие формы:
1. Государственные займы (внешний и внутренний).
2. Обращение части вкладов населения в государственные займы.
3. Заимствование
средств общегосударственного
4. Казначейские ссуды (ссуда из бюджета на принципах срочности,
платности и возвратности).
5. Гарантированные
займы (правительство несет
займам
нижестоящих органов власти).
Государственные
займы характеризуются тем, что
временно свободные денежные средства
физических и юридических лиц
привлекаются на финансирование общественных
потребностей путем выпуска государственных
ценных бумаг : облигаций, казначейских
обязательств и др. Облигация представляет
собой ценную бумагу, символизирующую
государственное долговое обязательство
и дающую право ее владельцу по
истечению определенного срока
получить обратно сумму долга
и проценты. Продавая облигацию, государство
обязуется вернуть сумму долга
в определенный срок с процентами
или выплачивать кредиторам доход
в течение всего срока
Государство устанавливает
Свободная
котировка облигаций
Устранению
известного недоверия займодателей
к кредитным операциям
Другим видом государственных займов являются казначейские обязательства, которые отличаются от облигаций целями выпуска, формой выплаты дохода и свободой обращения. Средства от продажи облигаций направляются в бюджет, внебюджетные фонды или на специальные цели. Средства от реализации казначейских обязательств направляются только на пополнение бюджета. Доход от облигаций может быть выплачен в виде процентов, выигрышей или не выплачиваться вообще. По казначейским обязательствам доход выплачивается в виде процентов. Облигации могут быть либо свободно обращаемые или с ограниченным кругом обращения. Казначейские обязательства имеют только ограниченный круг обращения и реализации только среди населения.
Государственные займы, которые составляют государственный долг, могут быть классифицированы по ряду следующих признаков.
1.По
месту размещения займы могут
быть подразделены на внешние
и внутренние. Внешние займы -
это обязательства государства
перед нерезидентами; а
2.По способу обращения займы могут быть подразделены на рыночные и нерыночные. Рыночные займы – это займы, оформленные в виде таких ценных бумаг, которые свободно обращаются и перепродаются после их первичного размещения на рынке. В промышленно развитых странах доля таких займов составляет до 70 всех долговых обязательств государства. Нерыночные государственные займы – это займы, оформленные в фондовые инструменты, не имеющие вторичного фондового рынка, то есть они покупаются инвестором у правительства, и могут быть проданы только ему. Такие бумаги не котируются на фондовой бирже. Основная цель, которую преследует эмитент, выпуская в обращении нерыночные бумаги, - это привлечение в качестве кредитных ресурсов мелких сбережений населения. Выпуская такие ценные бумаги, правительства промышленно развитых стран оказывают влияние на депозитивную политику коммерческих банков по отношению к населению, поскольку нерыночные ценные бумаги государства выступают альтернативой вложению средств на депозитивы частных кредитных учреждений.
3. По срокам погашения займы делятся на:
а) краткосрочные займы - срок погашения до 1 года;
б) среднесрочные займы - срок погашения до 5 лет;
в) долгосрочные займы - срок
погашения более 5 лет.
4.По праву эмиссии они делятся на выпускаемые:
а) центральным правительством;
б) республиканскими
в) местными органами власти.
Широкое
распространение получила практика
выпуска государственных займов
центральным правительством. Задолженность
республиканских и местных
5.По
способу обеспечения
6.По
форме выплаты дохода
- процентные
займы – доход по ним
-дисконтные
займы– доход по ним инвестор
получает за счет приобретения
долговых обязательств с
-выигрышные
займы - доход по ним осуществляется
на основе тиражей выигрыша. Такие
займы наименее привлекательны
для инвестора, поскольку не
предоставляют