Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 13:36, курсовая работа
Цель исследования - анализ правового статуса Центрального Банка РФ как органа финансового контроля.
Методологической основой исследования является диалектико-материалистический метод как всеобщий метод познания социально-правовых явлений. В ходе работы над темой также применялись исторический, сравнительно-правовой, логико-юридический и статистический методы.
Введение………………………………… …….……………………………………3
I. Финансовый контроль в России……………………………………………….5
II. Характеристика Центрального банка РФ как органа финансового контроля……………………………………………………………………………..9
2.1. Статус Центрального Банка Российской Федерации. Основные цели его деятельности и функции……………………………………………………………………………9
2.2. Регулирование деятельности банков и надзор за их деятельностью ЦБ России..12
2.2. Основные направления финансового контроля, осуществляемого ЦБ РФ……..15
Заключение…………….………………………………….……………………….23
Библиография……………………………………………………………………..24
2.3. Основные направления финансового контроля, осуществляемого ЦБ РФ
Центральный Банк Российской Федерации (Банк России) осуществляет государственный финансовый контроль в области кредитования, проведения расчетов, организации и регулирования денежного обращения, валютных операций.
Одной из основных целей Центрального банка Российской Федерации является защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам. Для достижения этой цели Банк России во взаимодействии с Правительством разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику.
Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики являются:
процентные ставки по операциям Банка России; нормативы обязательных резервов, депонируемых кредитными организациями в Банке России; операции на открытом рынке (купля-продажа Банком России государственных ценных бумаг); рефинансирование банков (кредитование Банком России коммерческих банков), а также учет и переучет векселей; валютное регулирование, в том числе валютные интервенции (покупка-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег);
установление ориентиров роста одного или нескольких показателей денежной массы;
прямые количественные ограничения (установление лимитов на рефинансирование банков, на проведение кредитными организациями отдельных банковских операций) - проводятся в исключительных случаях по согласованию с Правительством Российской Федерации.
Центральный банк - основной проводник денежного кредитного регулирования экономики, являющегося составной частью экономической политики правительства, главными целями которой служат достижение стабильного экономического роста, снижение безработицы и инфляции, выравнивание платежного баланса.
Общее состояние экономики в большой мере зависит от состояния денежно-кредитной сферы. По числу институтов, объему кредитных ресурсов и операций базу всей денежно-кредитной системы составляют коммерческие банки и другие кредитные учреждения.
Поэтому государственное регулирование денежно-кредитной сферы может быть успешным лишь в том случае, если государство через Центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер операций коммерческих банков. Методы этого воздействия:
процентные ставки по операциям Банка России;
нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
операции на открытом рынке;
рефинансирование банков;
валютное регулирование;
установление ориентиров роста денежной массы;
прямые количественные ограничения.
Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов.
Могут применяться также выборочные методы, направленные на регулирование отдельных форм кредита:
а) так называемые "кредитные потолки", то есть прямое ограничение размеров банковских кредитов для отдельных банков или ссуд;
б) регламентация условий выдачи конкретных видов кредитов, в частности, установление размеров маржи, под которой понимается разница между суммой обеспечения и размером выданной ссуды, ставками по депозитам и ставками по кредитам.
Повышая или понижая процентные ставки, Центральный банк оказывает воздействие на возможности коммерческих банков и их клиентов в получении кредита, что в свою очередь влияет на экономический рост, денежную массу, уровень рыночного процента, отражается на состояние платежного баланса и валютного курса.
Так, повышение учетной ставки способствует привлечению в страну иностранного краткосрочного капитала, а в итоге активизируется платежный баланс, увеличивается предложение иностранной валюты, соответственно снижается курс иностранной и повышается курс национальной валюты.
Снижение ставки приводит к противоположным результатам.
Существенное воздействие на кредитные ресурсы банков, на их возможности предоставлять ссуды оказывает изменение нормы обязательных резервов. Повышение ее означает, что большая часть банковских средств "заморожена" на счетах Центрального банка и не может использоваться банками. В результате сокращаются банковские ссуды и денежная масса в обращении, повышаются проценты по ссудам. Снижение нормы банковских резервов ведет к расширению банковских кредитов и денежной массы, к снижению рыночного процента.
Согласно Положению "Об обязательных резервах кредитных организаций, депонируемых в Центральном банке Российской Федерации", утвержденному Приказом Банка России от 30 марта 1996 г. N 02-77[8] и действующему с последующими изменениями и дополнениями, обязательные резервы (резервные требования) представляют собой механизм регулирования общей ликвидности банковской системы, используемый для контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора.
Обязанность выполнения резервных требований возникает с момента получения лицензии Банка России на право совершения соответствующих банковских операций и является необходимым условием их осуществления. Кредитная организация несет ответственность за соблюдение порядка депонирования обязательных резервов в Банке России. Обязательства кредитной организации перед третьими лицами не являются основанием освобождения от обязанностей по депонированию обязательных резервов в Банке России.
Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации.
Регулирование размера обязательных резервов, подлежащих депонированию кредитными организациями, производится территориальным учреждением (расчетно-кассовым центром) Банка России по месту нахождения головной кредитной организации в целом по кредитной организации, включая филиалы, находящиеся на территории России.
Если кредитные организации, расположенные на территории РФ, имеют свои филиалы, открытые в установленном порядке за границей (в странах ближнего зарубежья либо на территориях государств дальнего зарубежья), то указанные филиалы самостоятельно депонируют часть привлеченных ими средств в национальном банке того государства, на территории которого открыт филиал, в порядке и по нормативам обязательных резервов, установленным национальным банком соответствующего государства. При этом кредитная организация представляет в территориальное учреждение (расчетно-кассовый центр) Банка России документ, подтверждающий факт депонирования филиалом кредитной организации обязательных резервов со стороны национального банка этого государства, если такое подтверждение представляется национальным банком страны местонахождения филиала.
В этом случае кредитная организация, расположенная на территории РФ, представляет в соответствующее территориальное учреждение Банка России, кроме сводного баланса в целом по кредитной организации, включая все ее филиалы, также баланс без включения в него филиалов, расположенных на территории зарубежных государств.
Если зарубежный филиал кредитной организации - резидента РФ в соответствии с законодательством государства местонахождения филиала не депонирует обязательные резервы в национальном банке этого государства, кредитная организация представляет Расчет регулирования размера обязательных резервов, депонируемых в Банке России, по данным сводного баланса в целом по кредитной организации, включая все ее филиалы (в том числе расположенные на территории зарубежных государств).
Регулирование размера обязательных резервов, подлежащих депонированию, производится всеми кредитными организациями ежемесячно (по состоянию на 1 число месяца, следующего за отчетным) путем сверки сумм фактически внесенных средств и подлежащих внесению, исходя из остатков на счетах привлеченных средств и действующих нормативов резервных требований.
Расчет размера средств, подлежащих резервированию на 1 число каждого месяца, и другие необходимые документы представляются соответствующему территориальному учреждению (расчетно-кассовому центру) Банка России вместе с балансом в срок, установленный для представления баланса кредитной организации на 1 число месяца, следующего за отчетным.
Покрытие обязательных резервов различными видами приносящих доход активов не допускается. На обязательные резервы, депонированные кредитными организациями в Банке России, проценты не начисляются.
Банк России контролирует выполнение кредитными организациями обязательных резервных требований. Территориальное учреждение (расчетно-кассовый центр) Банка России (его уполномоченные подразделения) не реже одного раза в квартал производит сплошную или выборочную проверку правильности составления кредитной организацией Расчета размера обязательных резервов, подлежащих депонированию в Центральном банке РФ, и достоверности представленных в нем сведений с использованием ежедневных балансов кредитной организации и других документов и материалов, имеющихся у кредитной организации.
Результаты проведенной проверки правильности составления Расчета оформляются актом проверки, который является документом, содержащим сведения ограниченного распространения, и подлежит оформлению и передаче в соответствии с соответствующими нормативными актами Банка России. Акт проверки должен быть подписан обеими сторонами (со стороны территориального учреждения (расчетно-кассового центра) Банка России - ответственным за проведение проверки лицом и со стороны кредитной организации - руководителем и главным бухгалтером кредитной организации) и в течение двух рабочих дней утвержден руководителем территориального учреждения Банка России либо руководящим работником территориального учреждения (расчетно-кассового центра) Банка России, уполномоченным на это руководителем территориального учреждения Банка России. Второй экземпляр акта проверки, утвержденного в установленном порядке, передается кредитной организации.
Для регулирования краткосрочных процентных ставок применяются операции Центрального банка с векселями и краткосрочными государственными облигациями. Их продажа ограничивает наличность денежного рынка и ведет к повышению рыночных ставок процента. Если Центральный банк не желает допускать увеличения рыночной нормы процента, то он оказывает поддержку банкам, покупая у них краткосрочные ценные бумаги и векселя по текущим рыночным ставкам.
Традиционным средством регулирования долгосрочных процентных ставок служат операции Центрального банка с долгосрочными государственными обязательствами. Покупка таких обязательств Центральным банком вызывает повышение их рыночного курса (в результате расширения спроса на них).
Увеличение цены облигаций означает снижение их фактической доходности, которая определяется отношением суммы купонного дохода по облигациям к ее рыночному курсу. Уменьшение фактической доходности долгосрочных облигаций приводит к снижению долгосрочных процентных ставок на рынке. Продажа облигаций Центральным банком на открытом рынке вызывает падение их курса и повышение доходности облигаций, а значит и долгосрочных процентных ставок. Кроме того, купля-продажа ценных бумаг оказывает влияние на процентные ставки через расширение или ограничение банковской наличности.
Банк России рефинансирует банки путем выдачи им кредитов. Порядок предоставления Банком России ломбардного кредита банкам урегулирован Положением, утвержденным Приказом Банка России от 13.03.96 N 02-63 и действующим в редакции Указания Центрального банка РФ от 29.12.97 N 110-У[9].
Ломбардный кредит предоставляется банкам в пределах общего объема выдаваемых Банком России кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики.
Ломбардный кредит предоставляется банку от имени Банка России Главным управлением (Национальным банком) Банка России под залог государственных ценных бумаг в порядке, установленном настоящим Положением, и на основании договора.
Предоставление ломбардного кредита может производиться как путем удовлетворения заявок банков по фиксированной ломбардной процентной ставке, так и через проведение аукциона заявок банков по сложившей на аукционе ставке отсечения.
Совет директоров Банка России утверждает Список государственных ценных бумаг, принимаемых Банком России в качестве залога при предоставлении ломбардного кредита (далее - Ломбардный список). Ломбардный список, а также изменения и дополнения в него доводятся до учреждений Банка России и банков, официально публикуются в "Вестнике Банка России".
По решению Совета директоров Банка России, в качестве залога могут приниматься ценные бумаги, не входящие в Ломбардный список.
Ломбардный кредит предоставляется банкам на срок до 30 календарных дней.
Договор на предоставление банку ломбардного кредита не пролонгируется.
При выдаче ломбардного кредита по фиксированной процентной ставке используется ломбардная ставка Банка России, установленная Советом директоров Банка России (далее - ломбардная ставка) и действующая на дату заключения договора. Эта ставка публикуется в "Вестнике Банка России".
При выдаче ломбардных кредитов по ломбардной ставке ограничения на объем выдаваемых кредитов не устанавливаются, указанные кредиты предоставляются в пределах общего объема выдаваемых Банком России кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики.
Информация о работе Характеристика Центрального банка РФ как органа финансового контроля