Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:09, курсовая работа
Развитие финансового права в целом и формирование источников финансового права в России проходило синхронно в четыре этапа:
1) с конца XIX века - до начала XX века;
2) с 1917 года - до 40-х гг. XX века;
3) с 40-х гг. - до конца 80-х гг. XX века;
4) с начала 90-х гг. - до настоящего времени.
Введение……………………………………………………………………..3-4
1. Общие положения об источниках финансового права………..….…. 5
1.1. Понятие источника и нормы финансово прав………………….....….5-7
1.2. Классификация источников финансового права……………………8-14
2. Система источников финансового права………………………..……15
2.1. Конституция РФ как главный источник финансового права……..15-19
2.2. Международные договоры как источник финансового права……20-25
2.3. Судебный прецедент как источник финансового права…………. 26-32
Заключение ……………………………………………………………
Библиографический список……………………………
5
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «РИНХ»
УЧЕТНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
кафедра Налогов и налогооблажения
ИСТОЧНИКИ ФИНАНСОВОГО ПРАВА
Курсовая работа
студента III курса
431-НАЛ гр.
Дата сдачи курсовой работы:
Дата защиты:
Оценка:
Ростов-на-Дону
2011
План
Введение…………………………………………………………
1. Общие положения об источниках финансового права………..….…. 5
1.1. Понятие источника и нормы финансово прав………………….....….5-7
1.2. Классификация источников финансового права……………………8-14
2. Система источников финансового права………………………..……15
2.1. Конституция РФ как главный источник финансового права……..15-19
2.2. Международные договоры как источник финансового права……20-25
2.3. Судебный прецедент как источник финансового права…………. 26-32
Заключение ……………………………………………………………
Библиографический список………………………………………
Введение
Цель и задача курсовой работы, раскрыть понятие и систему источников финансового права. В данной курсовой работе, я опишу и раскрою структуру нормативно - правовых актов Российской Федерации, содержащие финансово-правовые нормы. В теории финансового права проблематика источников финансового права не является совершенно новой. Однако в недавнем прошлом она связывалась исключительно с нормативными правовыми актами. В современных условиях финансовое право и, соответственно, его источники стали развиваться особенно активно.
Анализируется структура финансового законодательства и система источников финансового права, а также значение подзаконных нормативно-правовых актов. Всесторонне рассматриваются причины, обусловливающие становление судебного прецедента. В качестве источника финансового права, выявляются признаки, отличающие судебный прецедент от нормативно-правового акта.
Развитие финансового права в целом и формирование источников финансового права в России проходило синхронно в четыре этапа:
1) с конца XIX века - до начала XX века;
2) с 1917 года - до 40-х гг. XX века;
3) с 40-х гг. - до конца 80-х гг. XX века;
4) с начала 90-х гг. - до настоящего времени.
На каждом этапе происходили изменения в экономической, политической жизни страны, которые отразились на системе источников финансового права и послужили толчком для формирования новых источников финансового права в России.
Иные нормативные правовые акты, регулирующие публичные финансы, являются источниками финансового права, но не входят в структуру финансового законодательства, определенную Бюджетным, Налоговым кодексами РФ и Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле».
Недопустимо исключать указы Президента РФ из системы нормативных финансово-правовых актов о налогах и сборах, ибо это противоречит п.2 ст. Конституции РФ, где записано, что Президент РФ издает указы, которые обязательны для исполнения на всей территории РФ. Указы Президента РФ, не являясь необходимым актом регулирования налоговых отношений сегодня, могут оказаться востребованными завтра.
В ходе проведенного анализа судебной практики обосновывается необходимость дополнить часть первую Налогового Кодекса РФ статьей, озаглавив ее следующим образом: «Применение налогового законодательства по аналогии». При невозможности использования аналогии закона, пробел восполняется исходя из общих начал законодательства о налогах и сборах (аналогия права). При этом применение аналогии права не должно приводить к ухудшению положения налогоплательщика".
1. Общие положения об источниках финансового права
1.1. Понятие источника и нормы финансового права
Нормы финансового права РФ содержаться в большом числе разнообразных нормативных правовых актах, именуемых его источники. К ним относятся акты представительных и исполнительных органов государственной власти разных масштабов и уровней и органов местного самоуправления (общие и отраслевые, федеральные, субъектов Р.Ф., или региональные, местные и др.)
Источник финансового права РФ- это правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти (федеральных и субъектов РФ) и местного самоуправления, в которых содержаться нормы финансового права.[1]
Трехуровневый состав – характерная особенность источников финансового права, вытекающая из федеративного устройства государства и действия органов местного регулирования, из разграничения компетенции по правовому регулированию финансовых отношений между федеральными, региональными органами государственной власти органами местного самоуправления.
Главный источник финансового права – Конституция РФ, на основе которой приняты конституции уставы субъектов РФ, а также уставы муниципальных образований. Какого-либо единого источника по этой отрасли права в целом, типа кодекса, не имеется. Однако в качестве составной части системы источников финансового права, как уже отмечалось, действуют кодифицированные нормативные акты по налоговому и бюджетному праву: БК РФ и НК РФ. Такие правовые акты приняты в стране впервые и призваны сыграть важную роль в формировании современного российского финансового права.
Источники финансового права РФ неодинаковы по своим правовым свойствам. Так, среди них имеются законы и акты органов исполнительной власти разных уровней. В настоящее расширяется сфера регулирования финансовых отношений не посредственно законодательными актами, что важно для повышения авторитетности финансово-правовых норм.
Финансово-правовая норма – это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения строго определенное правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе планового образования, распределения и использования государственных (и муниципальных) денежных фондов и доходов, которые закрепляют юридические права и юридические обязанности их участников.
Новое содержание федеративных отношений в России и развитие местного самоуправления вызвали активизацию нормотворческой деятельности субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере финансов. Приняты законы субъектов РФ о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, о налогах, органах местного самоуправления утверждены положения о местных налогах и др. Упомянутые акты наряду с федеральным законодательством представляют важную составную часть источников финансового права.[2]
Нормы финансового права содержаться в также актах главы государства и органов исполнительной власти: указах Президента Р.Ф. и постановлениях Правительства РФ. Акты органов исполнительной власти субъектов РФ, принятые по вопросам, соответствующим их компетенции, также могут быть источниками финансового права.
Финансово-правовые нормы могут содержаться в актах органов исполнительной власти министерств, служб, регулирующих вопросы финансов в пределах соответствующей отрасли или сферы управления, и, наконец, в локальных актах, принимаемых администрацией предприятий, организаций, учреждений.
В процессе формирования российского финансового права важная роль принадлежит Конституционному Суду РФ.[3] Она проявляется в том, что в результате рассмотрения конкретных дел он формулирует свою правовую позицию относительно конституционности примененных правовых норм, дает толкование их смысла. В случае признания данных норм неконституционными они утрачивают силу, что должно повлечь изменение законодательства. Решение Конституционного Суда РФ является общеобязательным на всей территории страны. Дела, касающиеся финансовых, особенно налоговых, отношений, занимают в деятельности Конституционного Суда РФ заметное место. Они уже нашли отражение в финансовом законодательстве, в частности в НК РФ.
В связи с тем, что идет активный процесс формирования финансового права соответственно новым условиям жизни общества, вопросы системы этой отрасли права и систематизации финансового законодательства приобрели высокую степень актуальности. К тому же не все еще области финансовой деятельности получили необходимое правовое регулирование.
1.2. Классификация источников финансового права
Согласно разделению компетенции по правовому регулированию области финансов, состав источников финансового права имеет трёхуровневую структуру:
1)нормативные акты федерального уровня;
2) нормативные акты субъектов Федераций;
3) нормативные акты органов местного самоуправления.
Несмотря на обширную сферу регулирования финансового права, как такового специального источника (будь то, например, кодекс), в котором можно было бы найти свод правил по финансовому праву – нет. Отсутствие такого источника в финансовом праве обусловило необходимость принятия кодифицированных нормативных актов по отдельным основным подотраслям финансового права – бюджетному и налоговому (Бюджетный кодекс РФ и Налоговый кодекс РФ).
Большую группу источников финансового права составляют акты финансово-кредитных органов – Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ, Министерства РФ по налогам и сборам (приказы, инструкции и др.).
Среди источников финансового права немало таких, которые содержат нормы и других отраслей права – государственного, административного, гражданского и т.д. К ним относятся законы о местном самоуправлении, о банках, о предприятиях и предпринимательской деятельности и др.
1) Конституция Российской Федерации.
Главный источник финансового права — Конституция РФ, на основе которой приняты конституции и уставы субъектов Федерации, а также уставы муниципальных образований. В Конституции РФ закрепляются основы правовой организации финансовой деятельности государства в целом и по отдельным ее направлениям. Многие ее нормы имеют прямую финансово-правовую направленность:
- ч.1 ст.8 гласит о гарантии единства экономического пространства, свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств, поддержке конкуренции и экономической деятельности;
- норма ст. 57, устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы;
- норма п. «з» ст. 71, закрепляет в ведении Российской Федерации федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития;
- ч. 5 ст. 101, учреждающая Счетную палату для контроля за исполнением федерального бюджета;
2)Федеральные Конституционные законы.
Финансово-правовые нормы содержатся также в законодательных актах Российской Федерации и субъектов РФ, прежде всего в некоторых федеральных конституционных законах (т.е. тех, которые приняты по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ).