Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:09, курсовая работа
Развитие финансового права в целом и формирование источников финансового права в России проходило синхронно в четыре этапа:
1) с конца XIX века - до начала XX века;
2) с 1917 года - до 40-х гг. XX века;
3) с 40-х гг. - до конца 80-х гг. XX века;
4) с начала 90-х гг. - до настоящего времени.
Введение……………………………………………………………………..3-4
1. Общие положения об источниках финансового права………..….…. 5
1.1. Понятие источника и нормы финансово прав………………….....….5-7
1.2. Классификация источников финансового права……………………8-14
2. Система источников финансового права………………………..……15
2.1. Конституция РФ как главный источник финансового права……..15-19
2.2. Международные договоры как источник финансового права……20-25
2.3. Судебный прецедент как источник финансового права…………. 26-32
Заключение ……………………………………………………………
Библиографический список……………………………
21 января 2010 года Конституционный суд РФ принял постановление № 1-П «По делу о проверке конституционности положений части 4 статьи 170, пункта 1 статьи 311 и части 1 статьи 312 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами закрытого акционерного общества «Производственное объединение «Берег», открытых акционерных обществ «Карболит», «Завод «Микропровод» и «Научно-производственное предприятие «Респиратор»».
Данным постановлением Конституционный суд РФ легализовал активно применявшийся арбитражными судами в течение последнего десятилетия на практике институт судебного прецедента как источника права вообще и финансового права в частности.
Конституционный суд РФ не только подтвердил право Высшего Арбитражного Суда РФ толковать законы, но и признал за ним привилегию создавать правовые нормы.
Таким образом, российская судебная система фактически является активным участником процесса правотворчества, создавая новые финансово-правовые нормы. Однако в законодательстве РФ функции правотворчества не признаются за судами. Официальное, формально-юридическое отношение к судебному правотворчеству остается пока еще прежним. Судебное правотворчество по-прежнему формально не признается в качестве источника российского финансового права.
Между тем, независимо от официального признания судебного правотворчества как источника финансового права оно реально порождает финансово-правовые нормы, преодолевая имеющиеся многочисленные недостатки, пробелы или разногласия в законодательстве, создавая самостоятельный канал правотворчества.
При этом судебное правотворчество представляет собой более гибкий механизм преодоления пробелов в финансовом законодательстве. При наличии пробелов в финансовом праве, его отставании от жизни высшие судебные органы фактически издают финансово-правовые нормы, вносящие изменения и дополнения в действующую систему нормативного регулирования финансово-правовых отношений. Поэтому целесообразно на официальном уровне, законодательно признать судебное правотворчество за высшими судебными органами РФ в качестве одного из необходимых способов формирования финансово-правовых норм.
Законодательное признание за отдельными судебными актами роли источников финансового права обеспечит большую «эластичность» и объективность реально действующих финансово-правовых норм. Более того, учет законодателем при разработке новых законов судебной практики, в том числе формируемой решениями Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, создаст благоприятные условия и предпосылки для дальнейшего развития и совершенствования финансового права, позволит говорить о прочном развитии и становлении судебной власти в нашей стране.
[1]Финансовое право: учебник/отв. ред. Н.И. Химичева. – 4-е изд., перераб. и доп.- М.:Норма, 2008 с.63-64.
[2] Налоговое право /Под ред. С.Г. Пепеляева М, 2000 с.240-243.
[3] Федеральный Конституционный закон от 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с изм. и доп. на 5 февраля 2007 г., №2 – ФКЗ) //СЗ. 1994. №13. Ст.1447.
[4] ФЗ от 06.10.2011. №270.
[5] ФЗ от 16.11.2011. №321.
[6] ФЗ от 16.11.2011. №320.
[7] Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г №1009 « Об исполнительной власти и их государственной регистрации» (в ред. Пост. Прав. РФ от 11.12.97 №1538, от 06.11.98 №1304, от 11.02.99 №154, от 30.09.02 №715, от 07.07.06 №418, от 29.12.08 №1048, от 17.03.09 №242, от 20.02.10 №72, от 15.05.10 №336, от 21.02.11 №94).
[8] Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая: текст с изм. и доп. на 10 августа 2011 г. –М.: Эксмо, 2011.
[9] Бюджетный кодекс Российской Федерации (с изменениями, вступившими в силу от 27 июня 2011 г. №162-ФЗ)- Москва: Проспект, КиоРус, 2011.
[10] Гражданский кодекс Российской Федерации ( части первая, вторая, третья, четвертая): По состояния на 20 сентября 2011 г. Комментарии к изменениям, принятым в 2009-2011 гг. – Новосибирск: Норматика: Сиб. унив. Изд-во, 2011.
[11] Конституция Российской Федерации Ростов-н/Д.: ОАО «Ростовкнига» 2011.-15 с.
[12] Конституция Российской Федерации Ростов-н/Д.: ОАО «Ростовкнига» 2011.-5 с.
[13] Конституция Российской Федерации Ростов-н/Д.: ОАО «Ростовкнига» 2011.-4 с.
[14] Конституция Российской Федерации Ростов-н/Д.: ОАО «Ростовкнига» 2011.- 7 с.
[15] Конституция Российской Федерации Ростов-н/Д.: ОАО «Ростовкнига» 2011.
[16] Конституция Российской Федерации Ростов-н/Д.: ОАО «Ростовкнига» 2011.-
[17] Конституция Российской Федерации Ростов-н/Д.: ОАО «Ростовкнига» 2011.- 7 с.
[18] Российская газета. 2003. 17 декабря. N 253.
[19] Российская газета. 2002. 7 мая; СЗ РФ. 2003. N 26. Ст. 2566
[20] СЗ РФ. 1998. N 16. Ст. 1802.
[21] Российская газета. 2003. 17 декабря. N 253.
[22] Соглашение между Правительством РФ и Правительством Австралии от 7 сентября 2000 г. "Об избежание двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы" // СЗ РФ. 2004. N 9. Ст. 699.
[23] Постановление Правительства РФ от 28 мая 1992 г. N 352 «О Заключении межправительственных соглашений об избежание двойного налогообложении доходов имущества».
[24] Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (с изменениями от 8 февраля, 15 декабря 2001 г., 7 июня 2004 г., 5 апреля 2005 г., 5 февраля 2007 г., 2 июня 2009 г.)
[25] Манов Г.Н. Теория государства и права. М., 1995 с.266.
[26] Смирнов Л.В. Деятельность судов Российской Федерации как источник права // Журнал российского права. 2001.№3. См.:СПС.
[27] Кархунов М.В. «Недобросовестность налогоплательщика» как судебная доктрина // СПС «Гарант».
[28] Мирошник С.В. Источники налогового права/Под ред. С.В. Запольского.- Ростов-н/Д: Изд-во РСЭИ, 2010. Ст.139.
[29] Учебник гражданского права/Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.:Проспект,1998, ст.-37-39.
[30] Вестник ВАС РФ. 2006 №12. См.:СПС «Гарант».
[31] Вестник ВАС РФ. 2008. №5. См.:СПС «Гарант».
[32] Постановление Конституционного Суда РФ от 21 января 2010 г. №1-П «По делу о прверке конституционности положений части и статьи 170, пункта 1 статьи 311 и части 1 статьи 312 Арбитражного процессуального кодекса РФ в связи с жалобами ЗАО Производственное объединение «Берег», ОАО «Карболит», завод «Микропровод» и Научно - производственное предприятие «Респиратор» // Российская Газета – Федеральный выпуск №5106 от 10 февраля 2010 г.