Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 13:50, курсовая работа
Основной целью исследования работы, является рассмотрение правовой природы юридических фактов, которая включает в себя такие вопросы как: что есть юридические факты, какие функции они выполняют. Так же значимую роль уделю вопросам касающимся функций юридических фактов в финансовом праве, классификации юридических фактов и юридических составов в финансовом права.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Роль юридических фактов в механизме правового регулирования
1.1 Понятие и классификация юридических фактов………………………5
1.2 Юридические факты в системе правового регулирования…………..15
1.3 Функции юридических фактов………………………………………....18
Глава 2. Юридические факты в Финансовом праве
2.1 Функции юридических фактов в финансовом праве………………....21
2.2 Классификация юридических фактов и
юридических составов в финансовом праве……………………………...24
Заключение……………………………………………………………………...30
Библиографический список……………………………………………………32
Приложение…………………………………………………………………….34
- по субъекту (действия граждан, организаций, государства);
- по юридической направленности (юридические акты, юридические поступки, результативные действия);
- по отраслевой принадлежности (материально-правовые, процессуальные);
- по способу совершения (лично, через представителя);
- по способу выражения и закрепления (молчанием, жестом) и др.
Существенную роль играет систематизация неправомерных действий:
- по степени общественной опасности (преступления, проступки);
- по субъекту;
- по объекту (против общественного и государственного строя, управления, личности и т.д.);
- по отраслям права (уголовные, административные, гражданские и др.);
- по форме вины (умышленные, неосторожные);
- по мотиву ( хулиганские, корыстные и др.).
Однако, сложность вызывает вопрос о месте в классификации юридических фактов объективно-противоправных действий (вред, причиненный недееспособным и др.). Такие действия в определенной мере сходны с юридическими событиями, так как находятся за рамками предмета правового регулирования. В процессе правового регулирования объективно-противоправные действия всегда опосредуются действиями других лиц. Например, за вред, причиненный недееспособным лицом, отвечают родители, опекуны, воспитательное учреждение, если не докажут свою невиновность. Из сказанного видно, что объективно-противоправные действия занимают промежуточное положение между юридическими событиями и юридическими действиями. Данное обстоятельство позволяет еще раз увидеть относительность «волевого» критерия, необходимость дальнейшего развития классификации юридических фактов – действий по разнообразным социальным и юридическим признакам.
Необходимо отметить, что сложными юридическими фактами являются: факты – состояния и факты правоотношения которые характеризуются относительной стабильностью и длительным периодом существования, в течение которого они могут неоднократно (в сочетании с другими фактами) вызывать наступление правовых последствий.
Спорным является вопрос о месте состояний в классификации юридических фактов. Факты – состояния можно выделить в особое звено, так как факты – состояния могут быть как юридическими действиями так и юридическими последствиями. Однако при этом необходимо сформулировать критерий выделения состояний в системе юридических фактов. В свою очередь таким критерием может выступать продолжительность существования фактических обстоятельств. С данной точки зрения все юридические факты С.С. Алексеев разграничил на факты краткосрочного и факты длительного действия (состояния).7
Иного мнения по данному вопросу придерживалась Р.О. Халфина которая отмечала, что в ряде случаев состояние трудно отграничить от длящегося правоотношения. На этом основании высказано сомнение в целесообразности выделения состояний в классификации юридических фактов.8
Но противоречие в данном случае, по нашему мнению, кажущееся. Действительно, состояния обуславливаются определенными юридическими фактами. Но в своем дальнейшем существовании состояние как бы отрывается от своей фактической основы. Оно приобретает самостоятельность и как юридический факт входит в фактические составы различных правовых отношений.
К юридическим состояниям примыкают факты – правоотношения. Некоторые юридические состояния являются правоотношениями, но не всякое юридическое состояние – правоотношение, равно как и не всякий факт – правоотношение может расцениваться в качестве юридического состояния.
Термин «факт-правоотношение» может создать впечатление, что юридическим фактом выступает все правоотношение в целом. На самом деле, это не так. Факт – правоотношение отражает правовую связь в обобщенном виде. Поэтому юридическое значение имеет, как правило, сам факт существования (или отсутствия) того или иного правоотношения. Например, для заключения брака необходимо отсутствие другого зарегистрированного брака.
Юридические события. В учебной литературе юридические события нередко определяют как обстоятельства, наступление которых не зависит от воли и сознания людей. Мы думаем, что подобное понимание не вполне точно отражает существо юридических фактов – событий.
Во-первых, многие события в своем зарождении могут зависеть от воли человека (рождение человека и т.п.), но в своем дальнейшем развитии они выходят из-под его контроля.
Юридические факты-события можно классифицировать по различным основаниям:
- по происхождению – природные (стихийные) и зависящие в своем происхождении от человека;
- в зависимости от повторяемости события – уникальные и повторяющиеся (периодические);
- по протяженности во времени – моментальные (происшествия) и протяженные во времени (явления, процессы);
- по количеству участников – персональные, коллективные, массовые, последние - на события с определенным и неопределенным количеством участвующих лиц;
- по характеру наступивших последствий – на события обратимые и необратимые и др.
Многие авторы, в том числе В.Б. Исаков, выделяют такую разновидность юридических фактов – событий как сроки. По его мнению, сроки - такие юридические факты, которые могут выступать только как элементы фактического состава. Срок сам по себе вне связи с ситуацией, иными юридическими фактами, никакого содержания не несет: он значим как срок чего-либо с четко обозначенными границами его начала и окончания.9
Вполне оправданным является выделение сроков в качестве вида юридических фактов – событий, т.к. сроки тоже влекут за собой возникновение, изменение, прекращение правоотношений.
В юридической литературе выделяются и иные виды юридических фактов:
- По
способу связи есть позитивные
и негативные юридические
- По
признаку определенности
- По
содержанию и взаимоотношению
между собой юридические факты
бывают первичные и
- По
признаку документального
Но существуют и неоформленные юридические факты. Это, например, устная сделка между гражданами, отказ от осуществления права и др. Подобные юридические факты можно назвать латентными, скрытыми. В латентном виде существует часть фактов – правонарушений.
Латентные юридические факты, однако, не следует путать с презумпциями – предположениями о существовании некоторых фактов (например, презумпция невиновности и др.) «Если предполагаемый факт не подтвердился, будет отвергнут, то – считает А.В. Мицкевич, - наступают и соответствующие изменения в юридических последствиях. Поэтому презумпция имеет значение одного из допустимых способов суждения о фактах, но не является самостоятельным юридическим фактом».10
Классификация юридических фактов в науке
раскрыта еще не полно. Ее дальнейшее развитие
может оказаться полезным для решения
разнообразных задач правоведения, в том
числе для социологических исследований
в юридической науке, а также для уяснения
места юридических фактов в механизме
правового регулирования.
1.2 Юридические факты
в системе правового
регулирования
Теория юридических фактов и связанные с ними категории имеют большое методологическое значение для правового регулирования.
Для того чтобы раскрыть роль юридических фактов в системе правового регулирования, надо рассмотреть их с точки зрения предмета, метода и механизма правового регулирования, показать связь юридических фактов с другим элементом этой системы – правовыми отношениями.
Как было определено ранее, юридические факты – конкретные жизненные обстоятельства, явления социальной действительности, порожденные существующей системой общественных отношений.
Предмет правового регулирования образуют общественные отношения, затрагивающие коренные, наиболее важные интересы общества, государства, коллективов, личности и объективно поддающихся правовому регулированию. Нельзя не заметить, что предмет правового регулирования и юридические факты имеют общий источник – социальную действительность.
В юридической литературе первичным элементом правового регулирования выделяют социальную ситуацию. С этой точки зрения правовое регулирование предстает как разрешение конкретных социальных ситуаций. По мнению В.Б. Исакова, социальная ситуация – это локализованный в пространстве и времени фрагмент социальной жизни, характеризующийся качественной определенностью своего содержания и относительно стабильным составом участников.11
К числу юридически значимых относятся социальные ситуации, урегулированные с помощью правовых средств – норм права, правоотношений, актов применения, государственного принуждения и др. или объективно требующие такого урегулирования. Эти ситуации неизбежно затрагивают общественные ценности и блага, охраняемые законом. Нормативно-правовое регулирование социально-юридических ситуаций предполагает их типизацию обобщенно, поэтому их необходимо классифицировать. Они могут классифицироваться:
- по социальному содержанию (бесконфликтные, конфликтные);
- составу субъектов;
- характеру затрагиваемых ценностей (имущественные, организационные, личные и др.);
- области социальных отношений, в которой они возникли;
- отрасли права, которая регулирует разделение данной ситуации;
- механизму разрешения и иным признакам.
Отражая возникновение социальной ситуации в сфере правового регулирования, юридические факты выступают одним из элементов юридического метода. Под методом правового регулирования понимается совокупность приемов и способов воздействия права на общественные отношения.
Осуществляя субъективную дифференциацию, наделяя участников правовых отношений неодинаковой правосубъектностью, право тем самым определяет рамки их возможного поведения, в общем виде устанавливает возможность их участия в тех или иных юридически значимых ситуациях, что является в свою очередь одним из элементов юридического метода. Кроме того, к элементам юридического метода определение объектов правоотношений и закрепление юридических фактов.
Устанавливая круг субъектов и допустимые объекты правоотношений, право лишь самым общим образом определяет место социально-юридической ситуации в системе общественных отношений, дает ее «предварительные координаты». В отличие от этого юридические факты представляют собой круг обстоятельств, непосредственно связанных с данной ситуацией, отражающих специфические условия ее возникновения.
Содержание метода правового регулирования
не исчерпывается определением социальной
ситуации, он должен дать в какой – то
форме модель ее преобразования (урегулирования,
разрешения), т.е. определить поведение
участников данной ситуации.
1.3 Функции юридических фактов
Функции юридических фактов - это обобщенная характеристика их роли и задачи в механизме правового регулирования. Правовое регулирование сложная, многоплановая система, соответственно, неодинаковы и функции, которые выполняют в ней юридические факты. В зависимости от связи с элементами правовой системы можно выделить основную, дополнительные, специальные функции юридических фактов.