Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 13:50, курсовая работа
Основной целью исследования работы, является рассмотрение правовой природы юридических фактов, которая включает в себя такие вопросы как: что есть юридические факты, какие функции они выполняют. Так же значимую роль уделю вопросам касающимся функций юридических фактов в финансовом праве, классификации юридических фактов и юридических составов в финансовом права.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Роль юридических фактов в механизме правового регулирования
1.1 Понятие и классификация юридических фактов………………………5
1.2 Юридические факты в системе правового регулирования…………..15
1.3 Функции юридических фактов………………………………………....18
Глава 2. Юридические факты в Финансовом праве
2.1 Функции юридических фактов в финансовом праве………………....21
2.2 Классификация юридических фактов и
юридических составов в финансовом праве……………………………...24
Заключение……………………………………………………………………...30
Библиографический список……………………………………………………32
Приложение…………………………………………………………………….34
Основная функция. Главная задача, выполняемая юридическими фактами в правовом регулировании - обеспечение возникновения, изменения, прекращения правовых отношений. Каждый юридический факт вызывает либо правообразующие, либо правоизменяющие, либо правопрекращающие правовые последствия.
Правильно понять и оценить значение указанной функции юридических фактов можно лишь в более широком контексте, в связи с функциями других элементов механизма правового регулирования. Отправным, ведущим элементом механизма правового регулирования выступают юридические нормы. Именно норма права содержит общую (абстрактную) программу (модель) поведения субъектов, рассчитанную на неопределенный круг лиц и неопределенное число случаев реализации. Другим элементом механизма правового регулирования выступает правоотношение - конкретная модель поведения для конкретных субъектов, программа действий в определенной социально - юридической ситуации. Юридические факты обеспечивают переход от общей модели прав и обязанностей к конкретной. В этом - основная задача, главная функция юридических фактов в механизме правового регулирования. Обеспечивая надежное возникновение, изменение, прекращение правовых отношений, юридические факты способствуют тем самым стабильному и надежному функционированию всей системы правового регулирования.
Дополнительные функции. Помимо своей основной задачи, юридические факты могут быть «нагружены»12 рядом дополнительных функций. Так, в некоторых случаях юридические факты выполняют функцию гарантии законности. Существуют юридические факты, которые связаны особо важными участками правового регулирования, на которых покоится повышенная ответственность за состояние законности. Имеются в виду, основание для отказа в приеме искового заявления (статья 134 ГПК РФ), основания для возбуждения и прекращения уголовного дела (статья 24 - 28, 140 УПК РФ), обстоятельства, исключающие преступность деяния (статья 37 – 42 УК РФ) и другие. Эти юридические факты- своего рода «ключевые точки» правового регулирования. Законное принятие искового заявления, возбуждения или прекращения уголовного дела предопределяет правомерность всех последующих действий. Поэтому закрепление данных юридических фактов выступает как важная гарантия законности.
Другая дополнительная функция юридических фактов связана с предварительным воздействием норм права на общественные отношения. В области права люди не только ориентируются на правовые последствия, но и учитывают юридические факты, которые эти последствия обусловливают. Появление одних юридических фактов соответствуют интересам субъектов, и они делают необходимые шаги к тому, чтобы эти факты возникли (основания для премирования, поощрения, предоставления отсрочек и льгот), появления других юридических фактов стараются избежать (основания для применения мер ответственности, пропуск сроков исковой давности).
К специальным функциям юридических фактов относятся:
- правопорождающая (факты могут вызывать наступление правовых последствий);
- правопрепятствующая, когда наличие некоторых юридических фактов тормозит наступление последствий;
- правоуничтожающая (т.е. аннулирование юридического значения обстоятельств);
- правовосстанавливающая, например, возможность восстановления родительских прав при изменении поведения, образа жизни и (или) отношения к воспитанию ребенка.
Юридические факты, таким образом - не
пассивный элемент механизма правового
регулирования. Установление тех или иных
юридических фактов может использоваться
и реально используется законодательством
как средство воздействия на поведение
субъектов, связанная с укреплением законности,
повышением эффективности правового регулирования.
Глава 2. Юридические факты в Финансовом праве
2.1 Функции юридических фактов в финансовом праве.
Движение всякого правоотношения связывается с юридическими фактами. Как и во всех отраслях права, юридические факты в финансовом праве выполняют свою главную функцию – обеспечение возникновения, изменение и прекращение правовых отношений. Однако реализация этой главной функции юридических фактов в финансовом праве взаимосвязана с иными функциями юридических фактов в этой отрасли права и зависит от них.
В финансовом праве юридические факты выполняют функцию важного элемента метода финансово - правового регулирования. Это проявляется в том, что в финансовом праве весьма высока степень регулирования по юридическим фактам. Свидетельством того, что финансово – правовое регулирование действительно осуществляется в значительной мере по юридическим фактам, является, в частности, требование об обязательном указание при установление любого налога такого элемента, как объект налогообложения.13 Объект налогообложения - это и есть тот юридический факт (действие, событие, состояние), который обуславливает обязанность субъекта заплатить налог.14
Поэтому в п. 1 ст. 17 НК РФ речь идёт, по существу, об обязательном закрепление в законе при установление того или иного налога юридических фактов, с которыми связывается обязанность его уплаты.
Высокий удельный вес регулирования в финансовом праве по юридическим фактам обусловлен, в конечном итоге, властной природой отношений, возникающих в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований, и, как результат, - преобладанием в таком регулировании позитивных обязываний.
В финансовом праве юридические факты выполняют активную информативную функцию, которая связанна с предварительным воздействием норм права на общественные отношения. Юридические факты в финансовом праве зафиксированы в финансово – правовых нормах, и уже самим фактом своей фиксации оказывают влияние на правовые последствия.
Помимо отмеченного, юридические факты в финансовом праве, как, впрочем, и в других отраслях права, выполняют функцию гарантий законности. Они являются не только предпосылкой возникновения финансовых обязанностей и прав, но и гарантией позволяющей устранить произвол обязанных лиц в части уклонения от уплаты налогов, необоснованного выделения бюджетных средств, осуществления финансового контроля и т.д. Из этого следует, что юридические факты в финансовом праве не только обеспечивают возникновение, изменение и прекращение финансовых правоотношений, но и параллельно служат гарантией законности.15
В финансовом праве целая категория субъектов финансового права. ориентируясь на нормы финансового права, в которых зафиксированы юридические факты, старается их избегать, а значит, - не допустить возникновения финансовых правоотношений. Эта категория субъектов – налогоплательщики, они стараются избегать как тех юридических фактов, которые образуют налоговые правоотношения и связанные с охранительным правоотношением, так и тех (что важно), которые образуют объект налогообложения и являются основой для возникновения правоотношений по уплате налога. Существует даже специальный вид фессиональной деятельности, называемый «аналоговое планирование», целью которого является минимизация налогообложения на предприятии. Отсюда, любая неточность, некорректность фиксации юридических фактов в финансово-правовой норме является основанием для того, что бы налогоплательщик пытался обратить её в свою пользу. Исходя из этого следует иметь в виду, что основная функция юридических фактов - обеспечение возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений в финансовом праве часто поглощает их информативной функцией.
Главным образом эта функция проявляется у юридических фактов, с которыми связывается возникновение правоотношений по поводу получения налоговых льгот. Например, получение предприятием налоговой льготы по уплате НДС, налога на прибыль, налога на имущество связывается, в частности, с фактом состояния в трудовых отношениях с предприятием работников – инвалидов. В связи с этим многие предприятия, ориентируясь на это законодательное установление, стремятся принять на работу работников – инвалидов.16
2.2 Классификация юридических фактов и юридических составов в финансовом праве.
В настоящее время в теории права существует множество классификаций юридических фактов, каждая из которых имеет свою ценность для теории и практики. Одной из наиболее устоявшихся классификаций юридических фактов в финансовом праве является их классификация по волевому признаку на юридические действия и юридические события. «Юридические действия – это волевое поведение людей, внешнее выражение воли и сознания граждан, воли организаций и общественных образований»17. Юридические события – это обстоятельства, не зависящие, как юридические факты от воли людей. Юридические факты – действия в свою очередь подразделяются по признаку того, как они согласуются с предписаниями юридических норм на:
1) правомерные действия;
2) не правомерные действия ( правонарушения ).
Правомерные действия в свою очередь подразделяются на юридические поступки и юридические акты. «Действия, совершаемые с намерением породить юридические последствия, называются юридическими актами. Действия, приводящее к юридическим последствиям не зависимо от намерений лица, называются юридическими поступками»18
Основное место в системе правомерных юридических действий в финансовом праве занимают юридические акты, которые могут быть разделены на три группы:
а) нормативные акты, содержащие индивидуальные предписания (смешанные акты);
б) правовые акты индивидуального регулирования;
в) прочие акты волеизъявления субъектов финансового права.
Утвердилось мнение, что нормативные акты и, соответственно, нормы права не являются юридическими фактами возникновения, изменения и прекращения правоотношений, а являются лишь их (юридических фактов) предпосылками. Это вполне справедливо. Однако в финансовом праве закон о бюджете на предстоящий финансовый год является ярко выраженным смешанным актом, в котором одновременно закреплены нормативные и индивидуальные предписания.19 В связи с этим, ежегодно принимаемый закон о бюджете (федеральный и региональный) на предстоящий финансовый год являются в ряде случае основанием возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений. Учитывая это, закон о ежегодном бюджете в целом для органов, его исполняющих, является юридическим фактом возникновения и изменения (в случае внесения изменения в этот закон) правоотношения по исполнению бюджета. Ведь финансовое правоотношение по исполнению бюджета возникает не ранее, чем появляется закон о бюджете на предстоящий год, а так же сам бюджет, которые и являются юридическими фактами его возникновения.
Основное место среди правомерных юридических актов, являющихся основанием возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений, являются акты индивидуального регулирования. Все они могут быть разделены на финансово- правовые и прочие. Среди финансово-правовых актов индивидуального регулирования, являющихся основанием возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений, главное место занимают субординационные акты, что обусловлено жестким методом финансово-правового регулирования.
Субординационные финансово-правовые акты индивидуального регулирования принимаются органами государства или местного самоуправления в одностороннем порядке на основе их компетенции и содержат индивидуально-императивные волеизъявления. Они выступают в качестве юридических фактов возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений, в частности, в следующих случаях:
а) предоставления налогоплательщику налогового кредита или инвестиционного налогового кредита,20 что служит основанием возникновения налогового правоотношения;
б) предоставление индивидуальной льготы по уплате госпошлины органами законодательной (представительной) власти субъектов РФ21;
в) предоставления судом отсрочки и рассрочки уплаты госпошлины;22
г) смена бюджетного учреждения и др.
Субординационные финансово-правовые акты индивидуального регулирования, являющиеся юридическими фактами движения финансового правоотношения, можно подразделить на финансово-плановые акты (смена бюджетного учреждения) и прочие финансово-правовые акты.
На ряду с субординационными актами индивидуального регулирования роль юридических фактов в финансовом праве в последние годы стали выполнять и координационные финансово-правовые акты индивидуального регулирования. Координационные финансово-правовые акты индивидуального регулирования являются результатом выработки сторонами соглашения, соответствующего нормам права и отражающего их волю. Так, отношения по инвестиционному налоговому кредиту, налоговому кредиту и некоторые другие возникают, в частности, на основании договоров. При этом надо заметить, что координационные финансово-правовые акты индивидуального регулирования как юридические факты движения финансовых правоотношений всегда идут вкупе, нераздельно с субординационными индивидуальными актами.