Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 19:18, статья
последние годы на страницах печати вопросам отечественного налогообложения уделяется достаточно много внимания. Однако в основном, большинство книг и публикаций по этой теме, будь то экономическая или юридическая сторона, касаются в основном практического аспекта, без анализа теоретических проблем, которые неизбежно возникают на пути развития любого общественно-правового института. Однако осмысление и анализ теоретико-правовых проблем налогового права представляется актуальным именно с научной точки зрения.
Властный характер
налоговых отношений и
Между тем, отождествлять эти два метода не представляется возможным. Мы считаем, что основным и решающим моментом, определяющим отличие двух указанных методов правового регулирования, является различие в субъектах воздействия административных и налоговых норм, что наиболее ярко проявляется в применении ответственности. Так, если административное право воздействует, прежде всего, на граждан и должностных лиц предприятий и организаций, и ответственность применяется именно к данной группе лиц, то налоговое право воздействует так же и на юридических лиц как самостоятельных участников налоговых правоотношений и выделяет данную группу участников в самостоятельный субъект налоговой ответственности.
Иначе говоря, поскольку круг участников налоговых и административных отношений различен, то говорить о тождестве метода правового регулирования, посредством которого осуществляется влияние на их поведение, на характер взаимосвязей между ними нельзя.
Однако применение в налоговом праве преимущественно императивного способа не исключает использования рекомендаций, согласований и права выбора в поведении подчиненных субъектов — налогоплательщиков и плательщиков сборов (метод координации). Так, в соответствии со ст.65 Налогового кодекса РФ налоговые органы могут предоставить предприятиям на условиях, установленных законодательством о налогах и сборах, налоговый кредит (отсрочку платежа) на основе специального соглашения.
Боле того, некоторые
положения первой части Налогового
кодекса РФ, позволяют говорить,
что наряду с публично-правовыми (государственно-властными)
методами правового регулирования налоговых
отношений, налоговое право пользуется и частноправовыми
Частичная диспозитивность
поведения подчиненной стороны
Налоговое право — подотрасль финансового права
Рассмотрев и проанализировав состав отношений в сфере налогообложения, а также предмет и метод налогового права, представляется, что вопросы об отраслевой и институциональной принадлежности налогового права остались, тем не менее, открытыми. В то же время разрешение этой проблемы имеет не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку отнесение той или иной группы норм к определенной отрасли права означает включение их в определенный отраслевой правоприменительный режим.
В этой связи необходимо учитывать, что практически все налоговые отношения возникают в процессе перераспределения национального дохода и имеют финансовый характер.
Однако отношения
в сфере налогообложения возникают исключительно
в процессе деятельности государства по поводу
планомерного формирования цент
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что отношения в сфере налогообложения — это совокупность отношений, являющихся частью финансово-правовых отношений. Данное положение обусловлено также и тем, что налоговая система не выступает обособленной и независимой частью от всей системы государственно-публичного регулирования, а органически входит в финансово-бюджетную систему страны. Налоговая политика государства является неотъемлемой частью его финансовой политики, которая имеет по отношению к первой определяющее значение.
По словам К. Бельского нормы налогового права в основном определяют поведение субъектов в области управления государственными финансами10, что свидетельствует о том, что налоговое право является хоть и относительно обособленной, но составной частью финансового права.
По единодушному мнению ведущих теоретиков-правоведов финансовое право выступает самостоятельной отраслью права со своим предметом и методом правового регулирования11. В то же время С. С. Алексеев относит финансовое право к специальной отрасли права, юридический режим которой базируется на режиме профилирующей отрасли. Представляется, что поскольку финансовые отношения имеют непосредственно управленческий характер и в своей основе охватываются методом административно-правового регулирования, то и финансовое право опирается на режим административного права. Однако юридический режим этих отраслей различен.
Вместе с тем думается, что в настоящий момент в системе правового регулирования финансовых отношений сложился примечательный парадокс, вызванный стремительным развитием практически всех составляющих финансового рынка страны. Речь в данном случае идет о степени институциональности финансового права как отрасли. Дело в том, что с классических позиций отраслевой режим регулирования складывается из совокупности элементов: метода регулирования, юридического инструментария, принципов, наличие отрасли законодательства и кодифицированного акта12. В то же время эти элементы для финансового права, по нашему мнению, в настоящий момент характерны не в полном объеме. И хотя финансовое право рассматривается в качестве отрасли права, его бытие, на наш взгляд формируется через становление и развитие её составляющих: бюджетного права, налогового права, валютного права, банковского права, права ценных бумаг и т.д. Иными словами, при отсутствии общего идет развитие частного. Данная тенденция и её дальнейшее развитие может негативно сказаться на нормотворческих и правоприменительных процессах в финансовой сфере, так как недооценка концептуальных и общеотраслевых начал в правовом регулировании тех или иных общественных отношений может привести к несвязанности, противоречивости и конфликтности всей системы в целом.
Что касается уровня обособленности налогового права в системе финансового права, то здесь необходимо исходить из того, что практически все ученые-правоведы рассматривают налоговое право в качестве финансово-правового института, отмечая, тем не менее, что это крупнейший раздел финансового права с перспективой дальнейшего развития13. Кроме того, ряд ученых рассматривают налоговое право в качестве финансово-правового института, включая его в раздел финансового права, посвященный правовому регулированию государственных доходов14.
Вместе с тем, по нашему мнению, события предыдущего года — принятие первой части Налогового кодекса РФ, а также его вступление в силу с 1 января 1999 года, существенно изменило все ранее существовавшие подходы к понятию налогового права.
Представляется, что ещё совсем недавние традиционные взгляды на налоговое право как на правовой институт налогов с юридических и физических лиц достаточно устарели и не соответствуют современному положению вещей. Налоговое право по своей социальной важности и значению давно перешагнуло первоначально установленные для него рамки.
Так, в настоящий момент налоговое право уже включает в себя общие и особенные институционные нормы и принципы, систему правового регулирования организации и деятельности налоговых органов и иных государственных органов, стройную систему законодательных актов по вопросам налогообложения во главе с Налоговым кодексом РФ.
Широкое развитие и распространение получила система налогового контроля, в правоприменительной практике налоговые споры являются самыми многочисленными. Неуклонно и стремительно растет число налогоплательщиков. Образно выражаясь «налоги стучаться в каждый дом».
Принятие Налогового кодекса РФ и указанные выше обстоятельства привели к тому, что элементы налогового права получили свое институциональное развитие и сформировались в самостоятельные налогово-правовые институты, нашедшее свое четкое отражение в основном нормативном документе государства, посвященном налогообложению — Налоговом кодексе РФ. Все это, по нашему мнению, позволяет говорить о том, что процесс эволюции права о налогах и сборах достиг наиболее высокой своей формы объединения правовых норм — подотрасли, которая в теории права выступает как сложное объединение норм, институтов и их образований по предметному признаку.
Данное положение вполне согласуется с тезисом, согласно которому появление новой сферы общественных отношений или усиление их значимости неизбежно влечет за собой создание новых структурных частей системы права15. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что качественное преобразование, реформирование и кодификация налогового законодательства, постепенное обособление налоговых отношений и усиления специфики налогово-правового метода регулирования привело к тому, что институт налогового права стал на современном этапе развитым правовым образованием, которое сформировалось в самостоятельную подотрасль финансового права.
С учетом вышеизложенного представляется возможным дать определение понятию налогового права.
Налоговое право — подотрасль финансового права, со своей системой правовых норм (институтов), регулирующих общественные отношения по установлению, введению и взиманию налогов, а также отношения возникающие в процессе осуществления налогового контроля и привлечения виновных лиц к ответственности за совершения налогового правонарушения, путем императивного метода воздействия на соответствующих субъектов с элементами диспозитвности.
Таким образом, налоговое
право имеет следующие основные характеристики:
— налоговое право — подотрасль финансового
права, со своей системой финансово-правовых
норм (институтов), то есть общеобязательных
правил поведения обязанных субъектов,
а также управомоченных положений для
государственных органов и должностных лиц;
— налоговое право — предметная подотрасль,
то есть она посвящена определенному предмету —
разновидности отношений, складывающихся
по поводу установления, введения и взимания
налогов и сборов, а также отношений, возникающих
в процессе осуществления налогового контроля
и привлечения виновных лиц к ответственности
за совершения налогового правонарушения;
— налоговое право, прежде всего, регулирует
общественные отношения по поводу установления,
введения и взимания налоговых платежей;
распределение и использование бюджетных
средств лежит за рамками налоговых отношений,
как и вопросы установления и взимания
неналоговых платежей и иных государственных изъятий;
— налоговое право устанавливает обязанность
юридических и физических лиц по уплате
налогов и сборов, а также регламентирует
процедуру исчисления и уплаты налогов,
порядок осуществления налогового контроля
и применение мер ответственности за нарушение
налогового законодательства.
Особенности налогового права как подотрасли права
Рассматривая налоговое право с теоретических позиций, хотелось бы отметить и сформулировать некоторые его особенности, которые присущи только данной подотрасли права.
Как отмечалось выше,
с классических правовых позиций для любой
отрасли права характерны следующие основные
признаки (черты):
— наличие определенного предмета правового регулирования;
— наличие метода правового регулирования;
— наличие кодифицированного акта.
Данные черты являются
основополагающими при
Информация о работе К вопросу о формировании налогового права как подотрасли права