Контрольная работа по дисциплине «Финансовое право»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 20:47, контрольная работа

Описание

Слово «аудит» происходит от латинского «audio», что означает ««слушание», и применяется в мировой практике для обозначения проверки, ревизии. От латинского глагола «слушать» возникло название профессии - «аудитор», а уже от него появилось понятие «аудит». В более широком смысле под аудитом понимают всякую выполняемую независимым экспертом проверку какого-либо явления или деятельности - здесь различают операционный, технический, экологический и прочие разновидности аудита.

Содержание

1. Понятие и характеристика аудита 3
1.1. История возникновения и трансформации аудита 3
1.2. Основные понятия, использование при проведении аудита 6
1.3. Характеристика аудита 13
2. Становление аудита в РФ 16
2.1. Этапы развития аудиторского контроля 16
2.2. Современный рынок аудиторских услуг в России 22
Заключение 24
Литература 25

Работа состоит из  1 файл

финансовое право, готово.doc

— 145.00 Кб (Скачать документ)

В фирме  «Инаудит»  было образовано 10 отделов, каждый из которых, имея квалифицированный  штат, оказывал широкий комплекс услуг  действующим в СССР и за грницей  совместным предприятиям, другим учреждениям  и организациям. Среди таких услуг – анализ и проверка деятельности предприятий, организаций и учреждений с разработкой на этой базе предложений по улучшению их работы; консультации по постановке бухгалтерского учета, организации внутреннего финансового контроля, правилам ведения внешнеторгового контроля, внешнеторговых сделок, операций с иностранной валютой и др.

Сохранить «Инаудит»  как единую структуру  не удалось, она распалась на несколько  самостоятельных  аудиторских фирм. Это произошло, во-первых, потому, что в ней оказалось  большое число специалистов, настоящих  лидеров, у которых появилась возможность создать и возглавить собственные фирмы. Во-вторых, несмотря на то, что АО, как было записано в его уставе, действует на началах хозяйственного расчета, обладает обособленным имуществом, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, как раз о приобретении недвижимого имущества «Инаудит» и не побеспокоился. Фирма занимала площади в здании Минфина СССР, но в начале 1992 г. руководство Министерства экономики и финансов РСФСР отказало ей в помещении. Отсутствие собственного здания фактически и привело к тому, что фирма перестала существовать.

Хотя  для  коллектива АО «Инаудит» распад фирмы  и был потрясением, но в  целом  для развития аудита в стране это  событие не стало роковым. Наоборот, на месте одной компании возникло множество аудиторских фирм. Что касается названия, то оно сохранилось, под ним по-прежнему действуют фирмы в Москве и Санкт-Петербурге.

Второй  этап становления аудита в нашей стране пришелся на 1989-1991 гг., когда была предпринята  попытка принять законодательный акт об аудиторскойдеятельности в СССР. После принятия Законов «О предприятиях в СССР», «О собственности в СССР» и особенно Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» в стране появились различные коммерческие структуры, в том числе аудиторские фирмы.

В учредительных  документах указанных фирм предусматривались: проведение проверок финансово-хозяйственной  деятельности предприятий любых  организационно-правовых форм и видов  собственности с целью подтверждения  достоверности и реальности их финансовой отчетности; предоставление консультаций по различным вопросам финансовой, правовой, хозяйственной и коммерческой деятельности, включая бухгалтерский учет, налогообложение, управление финансовой деятельность и т.п.

Проектом  постановления Совмина СССР предусматривалось  создать в нашей стране сеть хозрасчетных аудиторских организаций (фирм) для  проведения ревизий и проверок финансово-хозяйственной  деятельности за плату по договорам с государственными, кооперативными и арендными предприятиями и организациями, акционерными обществами, межотраслевыми ассоциациями, концернами, совместными предприятиями с участием иностранного капитала и другими хозрасчетными предприятиями и организациями. С этой целью предлагалось организовать при Министерстве финансов СССР и министерствах финансов республик палаты аудиторских организаций, возложив на них функции создания аудиторских фирм, координации и контроля за их деятельностью. Палатам предоставлялось право выдавать (прекращать) лицензии на аудиторскую деятельность и определять в установленном порядке размер платы за предоставленные услуги.

Как видим, в 1990 г. было выбрано правильное направление, и многие идеи тех лет были реализованы  в Указе Президента от 22 декабря 1993 г. «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации». Однако судьба этого проекта, как и других проектов о создании аудиторской службы в СССР, была одинакова: они так и не были приняты Советом Министров СССР.

Началом третьего этапа становления аудита в России условно можно считать 5 декабря 1991 г. В этот день Е.Т. Гайдар поручил Министерству экономики  и финансов РСФСР совместно с  заинтересованными министерствами и ведомствами рассмотреть вопрос о создании аудиторской службы как одного из важных направлений перестройки системы финансового контроля в республике и дать предложения по проблеме в целом.

Таким образом, можно говорить, что к  середине 1992 г. аудит в России был  создан. Однако без нормативной базы развиваться  дальше такая служба не могла. Принятие специального законодательного акта стало задачей номер один.

Проект  Закона «Об аудиторской деятельности», подготовленный в соответствии с  поручением Е.Т. Гайдара от 5 декабря 1991 г. КРУ Минфина России и согласованный  с Минюстом, МВД России, Прокуратурой, Государственной налоговой службой, ГКАП и Правительством Москвы, был направлен в Правительство России 11 февраля 1992 года. 12 ноября 1992 г. проект был доработан с учетом сделанных замечаний, согласован все с теми же ведомствами и направлен Президенту РФ, который внес его на рассмотрение в Верховный Совет РФ, где были образованы соответствующие структуры для его рассмотрения. Наиболее важной среди них стал Международный консультативный комитет по развитию бухгалтерского учета и аудита Российской Федерации (МКК). Он был создан 29 июля 1992 г., в его состав помимо отечественных специалистов, вошли представители ООН, Европейской комиссии, Мирового банка и др.

Итак, проект Закона был внесен Президентом РФ на рассмотрение в Верховный Совет РФ и только 15 февраля 1993 г. Президиум принял решение об организации обсуждения проекта. Совет республики ВС РФ принял проект закона в обоих чтениях. Затем последовали письма Президента РФ в Верховный Совет, в которых отмечалось, что подписание Закона «Об аудиторской деятельности» станет возможным только после внесения в него принципиальных изменений и дополнений.

7 октября  1993 г. Президент РФ издал Указ  № 1598 «О правовом регулировании   в период поэтапной конституционной  реформы в Российской Федерации», в соответствии с которым Государственное правовое управление Президента РФ подготовило проект Указа Президента «О регулировании аудиторской деятельности в Российской Федерации», основой которого послужил все тот же проект Закона. Таким образом, 22 декабря 1993 г. Президент РФ подписал Указ, которым утвердил «Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации», вступившие в силу с момента опубликования Указа, т.е. с 29 декабря 1993 г.

Однако  для  окончательного правового закрепления  аудиторской деятельности в России нужен Закон. Необходимость его разработки подчеркнута и в Указе Президента от 22 декабря 1993 г. Да, в свое время Временные правила сыграли важную роль в становлении аудита, но на данный момент они уже не отражают в полной мере ни практику ведущих российских аудиторских организаций, ни мировой опыт в этой области деятельности. Более того, они не соответствуют потребностям развития системы рыночных отношений. Очевидно, что с принятием Закона сфера аудиторских услуг приобрела принципиально иной характер. Закон №307 включает в себя 26 глав, в которых находится описание регулирования аудиторской деятельности на территории РФ, 28 декабря 2010г. создан список поправок, многие из которых вступили в силу с 1 января 2011г.

2.2. Современный рынок аудиторских услуг в  России

В настоящее  время в России в сфере аудита занято около 30 тысяч аттестованных  аудиторов, действуют несколько  тысяч аудиторских фирм, созданы  профессиональные объединения аудиторов . Только за 1999 г. было аттестовано по протоколам Центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссии (ЦАЛАК) Минфина России 3900 аудиторов, из них 3717 – в области общего аудита. Так же было рассмотрено и оформлено к выдаче по приказам Минфина России 4533 лицензии на осуществление аудиторской деятельности, в т.ч. 2892 аудиторским фирмам и 1641 аудитору, работающему самостоятельно; из них в области общего аудита – 4115.

Имеющиеся данные о деятельности крупнейших отечественных  аудиторско-консалтинговых фирм свидетельствуют  о неуклонном росте их доходов. При  этом примерно половина доходов приходится на собственно аудит, а остальная часть – на консультации и другие аудиторские услуги. Однако за первое полугодие 2000 года объем выручки 100 крупнейших аудиторско-консалтинговых групп (АКГ) вырос по сравнению с первым полугодием 1999 года очень скромно – всего на 27,5 %. Такой прирост выручки может быть сравним с увеличением потребительских цен за тот же период (они поднялись примерно на 20%). Однако основные клиенты аудиторов не граждане, а промышленные компании, а их цены выросли на 45%. Если же принять во внимание промышленный подъем, то окажется, что предприятия в первом полугодии 2000 года увеличили свою выручку более чем на 70% по сравнению с аналогичным периодом 1999 года.

Ситуация  выглядит так, будто аудиторско-консалтинговые компании сильно недооценили рост платежеспособности своих основных заказчиков. Но было бы глупо предполагать, что аудиторы, имеющие непосредственный доступ к финансовой отчетности предприятий, не владели информацией об их доходах. В чем же тогда причина? Очевиден тот факт, что это – обострение конкуренции и, как следствие, снижение цен. Профессиональная оценка средних почасовых ставок аудиторских компаний свидетельствует о всплеске ценовой войны на рынке аудиторов и консультантов. Еще полгода назад минимальной расчетной ставкой за услуги средней столичной аудиторской фирмы было 3 доллара в час. Теперь эта планка снижена примерно вдвое - 1,6 доллара в час.

В чем  причина  этой ценовой конкуренции? По оценкам  экспертов, как это  ни парадоксально звучит, она кроется в оживлении экономики после кризиса. Воистину, аудит в России не был лишен противоречий уже в момент своего появления, не утратил он их и теперь. Казалось бы, подъем производства должен привести к росту спроса на аудит и консалтинг, а значит, и к росту доходов аудиторско-консалтинговых групп. Но получилось иначе.

Ровно год назад  в посткризисной  ситуации локомотивом  рынка выступили  наиболее крупные  АКГ. Мелкие фирмы  были не в состоянии  снизить свои расценки и в результате остались не у дел.

Сейчас  ситуация изменилась с точностью  до наоборот. Оживившееся производство предъявило спрос на аудиторские  услуги. Получив  один - два заказа, возобновили свою деятельность мелкие компании. Но они  тут же попали под ценовое давление своих клиентов. Чтобы вновь не пришлось сворачивать свою деятельность, аудиторы принялись демпинговать и в первую очередь за счет качества работ. Не менее активно ведут себя и вновь образованные аудиторские компании. Этому изрядно способствует очень низкий барьер выхода на рынок. Ну а для новорожденной компании, недавно получившей лицензию, не имеющей ни раскрученной торговой марки, ни опыта работы, единственным аргументом в переговорах с заказчиком может быть лишь чрезвычайно низкая цена.

В результате всеобщего  демпинга вновь расцвел так называемый черный аудит. И это неудивительно. Борьба с недобросовестными аудиторами, продающими за бесценок свою подпись и печать, фактически не ведется.

В такой  ситуации вряд ли разумно надеяться, что все  образуется само собой. Эта тенденция, в конечном счете, должна привести к сильной поляризации рынка. Клиент, действительно нуждающийся в качественных услугах, будет готов платить любые деньги за гарантию качества, поскольку в целом на рынке будут процветать дешевые подделки под аудит. Как единственная гарантия качества в таких условиях будет восприниматься раскрученная общепризнанная марка компании. Несложно догадаться, что носителями таких марок на сегодня в России являются лишь компании «большой пятерки». Т.е. и без того огромная доля рынка иностранных компаний грозит еще больше увеличиться.

Таким образом, сложившаяся на рынке аудиторских  услуг ситуация убедительно свидетельствует  о том, что его пора всерьез  регулировать.

Здесь мы и сталкиваемся с серьезнейшей проблемой современного российского аудита: ему нужен закон.

Федеральный закон  «Об аудиторской деятельности»  был принят 30 декабря 2008г. 26 декабря 2010г. в него предлагалось ввести некоторые  поправки и изменения, многие из которых  вступили в силу с 1 января 2011г.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В заключение необходимо сказать, что актуальность рассматриваемой  темы очевидна, т.к. аудиторские проверки просто незаменимы в условиях рыночной экономики и на переходном этапе  развития России. Аудитор не только выявляет ошибки в бухгалтерском учете и налогообложении, не только вскрывает недостатки в системе управления и организационной структуре предприятия, но способен дать самую квалифицированную консультацию по этим вопросам, Будучи независимой, аудиторская деятельность способствует не только улучшению всей работы экономического субъекта, защищает интересы его собственников, но и стоит на страже интересов государства, соблюдения законов и нормативных актов. Отсюда выявление и решение проблем, способных помешать полноценному развитию и становлению аудита в нашей стране, должно уделяться большое внимание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 06.05.94 г. № 482 // Российская газета. – 1994. - № 94.

2. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. – М.: Финансы, ЮНИТИ,2000. – 687с.

3. Бриттон Э., Ватерсон К. Вводный курс по бухгалтерскому учету, аудиту, анализу / Под ред. Я.В. Соколова. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 328с.

4. Данилевский Ю.А., Шапигузов С.М., Ремизов Н.А., Старовойтова Е.В. Аудит. – М..: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000. – 544с.

5. Правовые основы бухгалтерского учета и аудиторской деятельности / Под ред. С.Г. Чаадаева. – М.: Юристъ, 1999. – 416с.

6. Терехов А.А. Аудит. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 512с.

7. Чекин В.Д. Курс лекций по аудиту. – М.: Финстатинформ, 2000. – 190 с.

8. Данилевский Ю.А. Проблемы становления аудита – наше общее дело // Бухгалтерский учет. – 2001. - № 8. – С.8-11.

9. Данилевский Ю.А. Разработка общероссийских правил (стандартов) аудиторской деятельности // Бухгалтерский учет. –2000. - № 6. – С.31-37.

10. Данилевский Ю.А. Становление аудита в России // Бухгалтерский учет. – 2000. - № 2. – С.39.

11. Крикунов А. Российский аудит: ключевые вопросы дальнейшего развития // Финансовая газета. – 2000. - № 4. – С.4.

12. Кузьмина Ю.Д. Организация и регулирование аудиторской деятельности в развитых странах // Настольный аудитор бухгалтера. – 1999. - № 10. – С.48-55.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Финансовое право»