Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 10:57, реферат
Метод финансового права - способ воздействия на общественные отношения. В действующей системе права закреплены два возможных способа воздействия с целью выполнения норм права: административно-правовой способ (исходит из неравного положения сторон - из отношения власти и подчинения) и гражданско-правовой способ (основан на равенстве сторон, на экономических инструментах регулирования).
- государственно - принудительный характер при-
менения финансово - правовых санкций за неисполнение
или ненадлежащие исполнение обязанностей, возложен-
ных на субъектов финансовых правоотношений.!
Результатом применения финансово - правовой сан-
кции является финансово - правовая ответственность.
Меры финансово - правовой ответственности в
большинстве случаев носят имущественный характер.
Таковы начисления пени на просроченные платежи, под-
лежащие уплате в бюджеты или государственные целе-
вые фонды, штрафы, прекращение финансирования или
кредитования и др.
По своему содержанию финансово - правовые нор-
мы подразделяются на материальные и процессуальные.
Материальные финаисово - правовые нормы
закрепляют виды и объем средств, которые должны по-
ступить в централизованные и децентрализованные
фонды из различных источников, а также объем расхо-
дов, которые будут осуществлены за счет этих фондов.
Т. е. они определяют материальное содержание юриди-
ческих прав и обязанностей участников финансовых
правоотношений.
Процессуальные финансово - правовые нормы
Пишний А.Г. Поняття фтансово - правово1 санкци. Проблемы фшан-
сового права. Мднародна наукова конференц1я. Чертвцг. Рута, 1996, с.76.
35
устанавливают порядок деятельности в области форми-
рования, распределения и использования централизо-
ванных и децентрализованных фондов средств.
В отличие от некоторых других отраслей права фи-
нансовое право концентрирует в единую совокупность
материальные и процессуальные нормы. Исключением
является только бюджетное право, в котором
материальные нормы составляют институт
бюджетного устройства, а процессуальные - бюджет-
ного процесса.
В зависимости от способа воздействия на участни-
ков финансовых отношений, определяющих характер их
юридических прав и обязанностей, финансово - право-
вые нормы подразделяются на три вида: обязывающие,
запрещающие и уполномочивающие.
Обязывающие финансово - правовые нормы
требуют от субъектов финансовых отношений совер-
шить определенные действия, устанавливают их обя-
занности в сфере этих отношений. Например, ст.67
Конституции
Украины установлена
го гражданина уплачивать налоги и сборы в порядке и
размерах, установленных законом.
Запрещающие финансово - правовые нормы со-
держат запрет на совершение определенных действий
в области финансов, устанавливают обязанность участ-
ников финансовых отношений воздержаться от них .
Так, согласно ст. 7 Декрета КМУ № 15 - 93 от 19.02.93 г.
<О
системе валютного
троля>
запрещается осуществление
Украины в рамках торгового оборота между резидента-
ми и
нерезидентами без
Уполномочивающие финансово - правовые
36
нормы закрепляют права участников финансовых от-
ношений на совершение определенных действий в пре-
дусмотренных рамках. Они предоставляют возможность
применения
самостоятельных решений в
нансов, но в строго установленных пределах. Напри-
мер, согласно ст. 15 Закона Украины <О системе
налогообложения> в редакции от 18.02.97 г. местные
налоги и сборы, механизм взимания, порядок уплаты
устанавливается местными советами согласно перечню
и в пределах размеров ставок, установленных законами
Украины.
Особым видом финансово - правовых норм явля-
ются нормы технике - юридические, которыми регу-
лируется учет поступлений и расходов средств
соответствующих фондов, порядок оформления доку-
ментов по денежным операциям. Но, при этом надо
признать, что существуют определенные основания рас-
сматривать такие нормы в качестве разновидности про-
цессуальных
финансово - правовых норм.
Финансовые правоотношения - это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов и доходов.
Финансовые правоотношения отличаются тем, что они: а) возникают в процессе финансовой деятельности государства; б) одним из субъектов в этих правоотношениях всегда является управомоченный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение) или высший или местный орган государственной власти; в) всегда возникают по поводу денег, денежного платежа в доход государства, государственного расхода и т.д.
В финансовых правоотношениях, как правило, отчетливо выступают два правовых элемента: государственно-властный и имущественный.
Субъекты финансового правоотношения. Следует различать понятие "субъект финансового права" и "субъект (или участник) финансового правоотношения".
Субъект финансового права - это лицо, обладающее правосубъектностью, т.е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений.
Субъект финансового правоотношения - это реальный участник конкретных правоотношений.
Юридические права и обязанности в сфере финансовой деятельности принадлежат субъектам финансового права.
Субъектами финансовых правоотношений могут быть физические лица (граждане), юридические лица (и организации, не наделенные правами юридического лица), государственные образования (Российская Федерация, субъекты РФ) и муниципальные (местные) образования. Особенностью финансовых правоотношений является то, что одним из субъектов этих отношений обязательно должен быть соответствующий орган государственной власти (либо государственное или муниципальное образование в целом).
Финансовое правоотношение не может возникнуть между физическими лицами (гражданами); физическими лицами (гражданами) и юридическими лицами, имеющими организационно-правовую форму, базирующуюся на частной собственности, а также между данными юридическими лицами. Субъектный состав финансового правоотношения определяется видом финансового правоотношения.
Финансовые правоотношения можно классифицировать:
а) по материальному содержанию они делятся, в зависимости от подотрасли раздела, института финансового права, на следующие виды:
бюджетные правоотношения;
налоговые правоотношения;
неналоговые правоотношения;
финансовые правоотношения в области государственного кредита;
финансовые правоотношения в области страхования;
правоотношения, возникающие при осуществлении государственных расходов, в том числе и при сметно-бюджетном финансировании;
финансовые правоотношения в области банковской деятельности;
финансовые
правоотношения, возникающие в области
денежного обращения и
валютные правоотношения;
б) по субъектам финансового правоотношения, возникающим между:
органами государственной власти; органами государственной власти и управления общей компетенции;
вышестоящими
и нижестоящими органами государственного
управления, в том числе финансово-
предприятиями, учреждениями, организациями, министерствами и ведомствами;
финансовыми органами и предприятиями, учреждениями, организациями;
финансовыми органами и гражданами;
самими финансово-кредитными органами.
Возникновение финансово-правовых отношений обычно осуществляется на основании правового нормативного или индивидуального юридического акта. Такой нормативный акт в области финансовой деятельности государства - закон о федеральном бюджете, который принимается ежегодно. Индивидуальный нормативный акт - извещение финансовым органом гражданина о необходимости уплатить какой-либо налог.
Изменение финансовых правоотношений не может быть произведено по волеизъявлению их участников. Оно совершается на основе нормативного акта в связи с изменением предусмотренных в нем фактов и событий. Например, факт увеличения или уменьшения размера бюджетных ассигнований вызывает изменение данного правоотношения.
Прекращение финансовых правоотношений наступает во многих случаях. Из них наиболее часто встречаются следующие:
1) погашение финансового обязательства в результате уплаты суммы в срок или взыскания недоимки (просроченного платежа);
2) выполнение задания по государственным доходам по бюджету или внебюджетным фондам;
3) использование выданных бюджетных ассигнований;
4) осуществление компетентными органами права взыскания недоимки по налогам;
5) прекращение правоотношений по налогам с населения происходит по достижении определенного возраста, предусмотренного законом, например в связи с переходом на пенсию, призывом в армию и т.д.
Порядок, органы и методы защиты финансовых правоотношений. Для защиты прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовых правоотношениях, применяется административный и судебный порядок защиты.