Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 21:28, контрольная работа
Понятие налогов. Понятие налогообложения в РФ. Контрольно-надзирающие органы системы налогообложения в РФ.
Задача: Департамент имущественных отношений обратился в суд с иском к ЗАО «Идеал» о взыскании задолженности по арендной плате. В ходе проверки документов, предоставленных истцом в Арбитражный суд, судьёй Ивановым было установлено, что в них отсутствуют документы, подтверждающие уплату госпошлины.
Какое решение должен принять судья?
Теоретический вопрос
Введение ………………………………………………………………….… 3
1. Развитие законодательства о налогах и сборах и влияние исторических аспектов на формирование действующего налогового законодательства …..….. 5
2. Понятие и сущность налогов и налогообложения ………………………….. 7
3. Контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах .10
Заключение ……………………………………………………………………. 16
Практическая часть
Решение задачи ……………………………………………………………… 17
Список литературы …………………………………..…………………… 21
Финансовое
право
Контрольная
работа
Теоретический вопрос : «Налоги и налогообложение»
и
решение задачи (вариант 3)
Содержание
Теоретический вопрос
Введение
………………………………………………………………….…
3
1.
Развитие законодательства о налогах
и сборах и влияние исторических аспектов
на формирование действующего налогового
законодательства …..….. 5
2.
Понятие и сущность налогов
и налогообложения …………………………..
7
3.
Контроль и надзор за
Заключение
…………………………………………………………………….
16
Практическая часть
Решение
задачи ………………………………………………………………
17
Список
литературы …………………………………..……………………
21
Введение
В условиях рыночной экономики реализация государством своих социальных функций («публичного интереса») связана с необходимостью накопления финансовых ресурсов за счет цивилизованных форм изъятия части собственности имущества у юридических и физических лиц. Одним из самых распространенных в мире способов аккумуляции денежных средств публичных субъектов является сбор налогов.
Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. При этом государство обязано создать все необходимые условия для надлежащего выполнения налогоплательщиками (плательщиками сборов, налоговыми агентами) своих обязанностей. Современный этап социально-экономического развития требует проведения налоговой политики, учитывающей как необходимость активизации экономической деятельности государства, так и реальную возможность налогообязанных лиц уплачивать в виде налогов определенную сумму денежных средств, необходимую для формирования бюджетов различных уровней.
Налоговая реформа в России в настоящее время вышла на завершающий этап. Сначала приводили в порядок величину налоговых ставок, учитывая выгоды бизнеса и государства. Вторым этапом налоговой реформы стало закрытие тех законодательных брешей, благодаря которым компании могли легально минимизировать свои налоги, увеличивая собственную прибыль, но лишая при этом бюджет значительной части доходов. Теперь перед фискальной службой стоит новая задача – повысить собираемость налогов.1 Именно поэтому центр тяжести фискальной реформы переносится сегодня на налоговое администрирование, т.е. умение собрать до копейки начисленные налоги.
Важнейшими методами предупреждения нарушений законодательства о налогах и сборах являются налоговый контроль и учет налогоплательщиков. Совершенствование норм Налогового кодекса РФ, приведение их в соответствие с иными нормативными правовыми актами позволит увеличить собираемость налогов и повысит эффективность ежедневной деятельности налоговых органов.
Нарушения законодательства о налогах и сборах представляют собой угрозу финансовой стабильности и экономической безопасности государства, подрывают основы добросовестной конкуренции, провоцируют социальную напряженность и нестабильность в обществе. Их распространенность и очевидная общественная опасность требуют не только разработки и принятия таких мер, которые способствовали бы противодействию данному явлению, но и совершенствования существующих, хорошо зарекомендовавших себя форм и методов. Поскольку налогообложение и реализуемые подходы к налоговому администрированию имеют существенное значение для выбора лицом юрисдикции и организационно-правовой формы осуществления деловой активности, а также места и формы размещения капитала, то они неизбежно оказывают влияние на глобальное перераспределение ресурсов и, как следствие, на стабильность экономик и их развитие. В современном глобальном обществе проблемы обострились в силу, во-первых, старения населения развитых стран, во-вторых, фактического исчерпания во многих странах в границах собственных территорий регионов с дешевой рабочей силой и, в-третьих, исчерпания дешевых источников доходов (например, ресурсов).2
Налоговые
источники составляют значительную
долю в бюджетах многих стран (в РФ
доля налоговых доходов бюджетной
системы составляет более трети).
Все это обусловливает особую
роль налогов и налогообложения для стабильного
развития экономики и национальной безопасности
и, как следствие, обостряет проблемы взаимодействия
налоговых правовых систем в контексте
имеющей место налоговой конкуренции.
1.
Развитие законодательства о налогах
и сборах и влияние исторических аспектов
на формирование действующего налогового
законодательства
Налоги и государство – явления взаимосвязанные: государство не может существовать без системы налогообложения, в то же время существование налогов без государства также является невозможным. Возникновение налогов относят к периоду становления первых государственных образований, когда появляется товарное производство, формируется государственный аппарат – чиновники, армия, суды. Появление налогов связано с самыми первыми общественными потребностями, так как государству всегда необходимы денежные средства: для ликвидации стихийных бедствий, строительства дорог, поддержания общественного порядка. И именно налоги являются инструментом мобилизации денежных средств для возможности выполнения государством лежащих перед ним задач.3
В развитии форм и методов взимания налогов выделяется три крупных периода. На начальном этапе своего развития государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Этот период - первый период развития налогообложения – отличается неразвитостью и случайным характером налогов. Именно на этом этапе налоги и механизмы их взимания возникают в зачаточном состоянии.
Развитие государственности объективно требовало замены «случайных» налогов и института откупщиков стройной, рациональной и обоснованной системой налогообложения. Именно в конце XVII - начале XVIII вв. наступает второй период развития налогообложения. В этот период налоги становятся ведущим источником доходной части бюджетного устройства, возникает сеть государственных учреждений, с их помощью государство берет часть функций в области налогообложения на себя: наблюдает и определяет процесс сбора налогов. Именно в этот период происходит формирование первых налоговых систем, включающих в себя прямые и косвенные налоги.
Третий период развития налогообложения начинает свою историю в XIX в. и отличается уменьшением количества налогов и большим значением права при их установлении и взимании. Теперь уже государство полностью берет все функции установления и взимания налогов, а региональные органы власти играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.4
Признавая
принцип концентрации обложения
как более желательный в
С принятием Закона СССР «О государственном предприятии» начинается реформа системы обязательных платежей государственных предприятий в бюджет. Устанавливается налог с владельцев транспортных средств. 14 июня 1990 г. введен Закон СССР № 1560-I «О налогах с предприятий, объединений и организаций» (с изм. и доп. от 10 июля 1991 г.) (в настоящее время прекратил действие), который установил обязанность предприятий, объединений и организаций уплачивать общесоюзные налоги: налог на прибыль, налог с оборота, налог на экспорт и импорт. Вносятся изменения в законодательство, устанавливающее порядок налогообложения граждан. Августовские события 1991 г. ускорили процесс формирования политически самостоятельного государства с самостоятельной системой налогообложения. Именно в этот период была осуществлена широкомасштабная комплексная налоговая реформа, были подготовлены и приняты основополагающие налоговые законы: Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (в настоящее время утратил силу), Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2116-I «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (в ред. от 8 декабря 2003 г.), и хотя почти все перечисленные законы прекратили свое действие, все они послужили прочным фундаментом нынешней налоговой системы России.5
2.
Понятие и сущность налогов
и налогообложения
Конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы имеет особый публично-правовой характер. В рамках конституционного обязательства по уплате налогов на налогоплательщика возложена обязанность уплатить законно установленные налоги и сборы, а на кредитные учреждения – обязанность обеспечить перечисление соответствующих платежей в бюджет.
Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.6 Предмет налогообложения – реальные вещи (земля, транспортные средства и др. имущество) и нематериальные блага (государственная символика, экономические показатели), которые обосновывают взимание соответствующего налога. Объект налогообложения – юридические факты, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает обязанность налогоплательщика заплатить налог. При этом употребляется такое понятие как Налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения (п. 1 с. 53 НК РФ). Примером налоговой базы со стоимостными показателями является сумма дохода; с объемно-стоимостными показателями – объем реализуемых услуг; с физическими показателями – объем добытого сырья.7
Деятельность, связанная с налогами и налогообложением в российской Федерации регламентирована законодательством РФ и регулируется налоговым правом. Налоговое право является подотраслью финансового права и представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих отношения и социальные связи, возникающие между теми или иными субъектами при установлении, введении и взимании налогов, а также по налоговому контролю и привлечению к ответственности за совершение налогового правонарушения.8
Статьей 44 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) установлено правило, согласно которому обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога (сбора).
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законом, в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, или досрочно.
Обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации. Иностранными организациями, а также физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте. При этом необходимо раскрыть следующие понятия и термины для большего понимания вопросов, связанных с налогами и налогообложением в Российской Федерации.
Налоговая обязанность (в узком смысле) – реализация конституционно установленной меры должного поведения по уплате законно установленных налогов и сборов. Налоговая обязанность (в широком смысле) – комплекс мер должного поведения налогоплательщика, определенных ст. 23 НК РФ. Функции налогов – направления правового воздействия норм налогового права на общественные отношения, обладающие постоянством, раскрывающие сущность налога и реализующие социальное назначение государства. Выделяют две группы функций: общие и дополнительные.
Все взимаемые налоги (сборы) представляют собой систему: Система налогов – это совокупность налоговых платежей, взимаемых на территории Российской Федерации.