Негосударственное страхование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 06:59, контрольная работа

Описание

Объект работы - регулирование брачно-семейных отношений в международном частном праве.
Цель работы – исследование правового регулирования брачно-семейных отношений в международном частном праве.

Содержание

Введение
Глава 1. Общая характеристика правового регулирования брачно-семейных отношений в международном частном праве
1.1 Понятие брачно-семейных отношений в международном частном праве
1.2 Источники правового регулирования брачно-семейных отношений в международном частном праве
Глава 2. Правовое регулирование взаимоотношений в семье
2.1 Порядок заключения брака
2.2 Прекращение брака
2.3 Правовой статус детей в международном частном праве
Заключение
Список источников и литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 164.00 Кб (Скачать документ)
p align="justify">     Различия  проявляются практически во всех институтах семейного права, при этом сам набор институтов во многом совпадает. Так, в законодательстве большинства государств предусмотрены нормы, определяющие материальные условия для лиц, вступающих в брак, однако содержание этих условий в законодательстве каждого государства имеет свои особенности. К примеру, в российском законодательстве условиями для заключения брака являются взаимное добровольное согласие мужчины и женщины и достижение ими брачного возраста, который устанавливается по общему правилу с 18 лет. В других государствах может быть установлен более низкий или, напротив, более высокий возрастной ценз, при этом определяемый индивидуально для женщин и мужчин.

     В законодательстве некоторых государств, преимущественно мусульманских, вообще можно встретить непривычные для менталитета российского человека условия: истечение определенного срока после смерти супруга для регистрации нового брака (так называемый «обет верности»), учет разницы в возрасте между женихом и невестой, возможность регистрации брака при условии материальной обеспеченности жениха и др.

     Что касается российского законодательства, то помимо перечисленных условий  в Семейгом кодексе имеется специальная статья, закрепляющая обстоятельства, препятствующие заключению брака. В их числе отсутствует необходимость получения согласия родителей.  
 

1.2 Источники правового  регулирования брачно-семейных  отношений в международном частном праве 

     Уже сам факт появления в начале XX столетия международных конвенций  имел большое значение. Подобная унификация показала реальные возможности государств в достижении компромисса и в этой, казалось бы, недоступной для единообразного регулирования сфере. Вслед за конвенциями 1902—905 гг., которые, к сожалению, не получили широкого признания, появились другие Гаагские конвенции: о законе, применимом к алиментным обязательствам в пользу детей, 1956 г.; о признании и исполнении решений по делам об алиментных обязательствах в отношении детей 1958 г.; о юрисдикции и применимом праве в отношении защиты несовершеннолетних 1961 г.; о признании разводов и решений о судебном разлучении супругов 1970 г.; о праве, применимом к алиментным обязательствам, 1973 г.; о праве, применимом к режимам собственности супругов, 1978 г.10

     Значительно результативнее оказалась региональная унификация, осуществляемая на разных континентах. Одной из первых стала унификация стран Латинской Америки, завершившаяся принятием в 1928 г. Кодекса Бустаманте (известного как Конвенция по международному частному праву). Кодекс Бустаманте—это прежде всего унификация коллизионного права. Вопросам семейного права в нем посвящены специальные главы: «О браке и разводе», «Отцовство и установление отцовства», «Алиментные обязанности родственников», «Отцовская власть», «Усыновление», «Опека», «Эмансипация и совершеннолетие», «Регистрация актов гражданского состояния».

     Между государствами — членами СНГ  унификация коллизионных норм семейного  права была осуществлена в результате принятия в 1993 г. Конвенции о правовой помощи и правоотношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (известная как Конвенция стран СНГ 1993 г.). Подобно Кодексу Бустаманте, в Конвенции 1993 г. имеется специальная часть «Семейные дела»11.

     В ней сформулированы нормы, закрепляющие принципы выбора права при регулировании  следующих отношений:

  • материальных условий заключения брака;
  • расторжения брака;
  • признания брака недействительным;
  • отношений между супругами, между родителями и детьми;
  • установления или оспаривания отцовства (материнства);
  • установления или отмены усыновления, опеки и попечительства12.

     Особое  внимание в Конвенции уделяется  определению компетенции судебных учреждений государств-участников, рассматривающих  споры в области брачно-семейных отношений. Так, по делам о правоотношениях  между родителями и детьми компетентен  суд государства, законодательство которого подлежит применению; по делам о расторжении брака компетентны учреждения государства, гражданами которого являются супруги в момент подачи заявления, если супруги имеют разное гражданство — учреждения государства, на территории которого проживают супруги (если один из супругов проживает на территории одного государства, а второй — на территории другого, компетентными будут учреждения обоих государств).

     В 1980—990 гг. был принят ряд «детских» конвенций: Конвенция о гражданских аспектах международного похищения детей 1980 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г., Конвенция о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления 1993 г.13

     Анализ  традиционно - «публичных» семейных конвенций показывает, что в них наряду с международными стандартами, относящимися к публично-правовым предписаниям, содержатся нормы, регулирующие гражданские правоотношения. Например, в Конвенции о правах ребенка 1989 г. имеются нормы, относящиеся к личным неимущественным отношениям: положения, закрепляющие право ребенка на имя с момента его рождения, неимущественное право знать своих родителей, нормы, посвященные иностранному усыновлению.

     Что касается участия Российской Федерации  в унификации семейного права, то помимо Конвенции стран СНГ 1993 г., а также принятого Протокола к этой Конвенции 1997 г. Россия является участницей около 20 двусторонних международных договоров о правовой помощи, в которых кроме разделов, посвященных общегражданским вопросам, имеются разделы, регулирующие брачно-семейные отношения международного характера14. 
 

Глава 2. Правовое регулирование  взаимоотношений  в семье 

     Коллизионно-правовое регулирование брачно-семейных отношений  международного характера в Российской Федерации приобрело качественно  новое содержание с принятием Семейного кодекса 1995 г. Взамен ранее действовавших односторонних коллизионных привязок, предусматривавших применение исключительно советского законодательства, в ныне действующем Семеном кодексе РФ содержатся двусторонние коллизионные нормы, закрепляющие такие формулы прикрепления, как закон гражданства и закон места жительства супругов, известные законодательству большинства государств.  

     2.1. Заключение брака

     При заключении брака как на территории России, так и за ее пределами  возможны два варианта «присутствия» иностранного элемента. В России брак может быть заключен: 1) между гражданами иностранных государств — так называемый «иностранный» брак и 2) между лицами, одно из которых имеет российское гражданство, а другое — гражданство иностранного государства, так называемый смешанный брак15.

     Аналогичная ситуация возможна при регистрации  брака и на территории иностранного государства:

     1) брак может быть заключен между  только российскими гражданами;

     2) брак может быть заключен между  лицами, имеющими российское и иностранное гражданство16.

     Во  всех перечисленных случаях имеет  значение определение применимой правовой системы, регулирующей порядок, форму  и материальные условия заключения брака. Что касается первых двух вопросов — порядка и формы, то по существу они относятся к публично-правовым отношениям и решаются каждым государством путем принятия соответствующих законов или правовых норм, регламентирующих данные отношения независимо от того, кто — отечественные граждане или иностранцы — являются субъектами этих правоотношений.

     В Семейном кодексе предусмотрена ситуация, когда лицо, вступающее в брак, является бипатридом, т. е. имеет два гражданства. В случае, когда одно из гражданств российское, к условиям заключения брака будет применяться российское законодательство. Если же лицо является гражданином двух иностранных государств, то условия заключения брака будут определяться законодательством одного из государств фажданства по выбору самого лица. Что касается лиц без гражданства, то условия заключения брака на территории России устанавливаются законодательством государства, в котором эти лица имеют постоянное место жительства.

     Российские  граждане вправе регистрировать брак не только в Российской Федерации, но и на территории иностранных государств. Условно различают «консульские» и «общегражданские» браки: «консульскими» называют браки, заключаемые в дипломатических и консульских учреждениях, а общегражданскими — регистрируемые в компетентных государственных органах иностранного государства. Российские граждане могут заключать в иностранном государстве и консульские, и общегражданские браки. Аналогичное право предоставляется и иностранцам, регистрирующим браки на территории Российской Федерации17.

     Для признания брака, заключенного на территории иностранного государства, действительным требуется соблюдение определенных условий. В случае если речь идет о заключении брака между российскими гражданами или между лицами, одним из которых является российский гражданин, необходимо:

     1) соблюдение российского законодательства применительно к материальным условиям вступления в брак (ст. 14 СК РФ);

     2) соблюдение законодательства государства,  на территории которого заключается  брак.

     Для признания браков, заключенных между  иностранцами, достаточно только соблюдения законодательства государства, на территории которого они заключены.

     Порядок заключения брака и его основные формы с точки зрения возникновения  правовых последствий в разных странах  определяются принципиально по-разному:

  • только гражданская форма брака (Российская Федерация, Швейцария, Франция, ФРГ, Япония);
  • только религиозная (Израиль, Ирак, Иран, отдельные штаты США и провинции Канады);
  • альтернативно или та, или другая (Великобритания, Испания, Дания, Италия);
  • одновременно и гражданская, и религиозная (латиноамериканские государства, государства Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии)18.

     Определенные  гражданско-правовые последствия порождает  и неузаконенное совместное проживание с ведением общего хозяйства. В некоторых  штатах США простое сожительство по истечении определенного срока совместной жизни позволяет суду установить прецедент презумпции законного брака.

     Условия заключения брака в национальных законах также принципиально  различны, но можно выделить и ряд  общих черт:

  • достижение установленного законом брачного возраста;
  • ответственность за сокрытие обстоятельств, препятствующих заключению брака;
  • запрет браков между близкими родственниками, усыновителями и усыновленными, опекунами и подопечными;
  • запрет вступления в брак с ограниченно дееспособными или полностью недееспособными лицами;
  • необходимость явно выраженного согласия жениха и невесты19.

     В большинстве развитых стран для  заключения брака необходимо представить  комплекс медицинских документов (наличие  заразных болезней, венерических заболеваний, психических расстройств, алкоголизма, наркомании, ВИЧ-инфекции). Наличие таких заболеваний не является препятствием к заключению брака, но их сокрытие порождает ответственность виновного лица и ведет к признанию брака недействительным (ст. 15, 28 СК РФ).

     В законодательстве практически всех стран предусмотрена специальная форма заключения браков — консульские браки. Такие браки заключаются в консульствах или консульских отделах посольств между гражданами государства аккредитования, находящимися на территории данного иностранного государства.

     Консульские браки заключаются на основе консульских  конвенций; к таким бракам применяется  законодательство государства аккредитования. В некоторых консульских конвенциях предусмотрено требование учитывать  и право государства пребывания (Консульская конвенция между Россией и США).

     Самая острая проблема брачно-семейных отношений  с иностранным элементом —  большое количество «хромающих»  браков, т.е. браков, порождающих юридические  последствия в одном государстве  и считающихся недействительными в другом. Эта проблема порождена тем, что многие страны не признают форму и порядок заключения брака, если они отличаются от их национальных установлений.

     Браки, заключенные за границей, признаются действительными с точкизрения  формы, если она соответствует закону гражданства одного из супругов или закону места совершения брака. Брак между иностранцами, заключенный за границей, действителен с точки зрения формы, если он совершен уполномоченным должностным лицом государства, гражданином которого является один из супругов, и в форме, соответствующей законодательству этого государства.

     В США решение вопроса о действительности брака (как его материальных условий, так и формы) подчиняется закону места его заключения. Применяется  и другой подход:

Информация о работе Негосударственное страхование