Обзор законодательства о государственных гарантиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 17:01, реферат

Описание

Обзор законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации о порядке и условиях предоставления государственных гарантий субъектов Российской Федерации подготовлен по предложению Комитета по бюджету, финансам и налогам Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области. Целью обзора является выявление специфики регулирования соответствующих отношений в региональном законодательстве.

Содержание

1. Введение

2. Понятие государственной гарантии субъекта Российской Федерации, общие положения о порядке и условиях предоставления государственных гарантий субъектов Российской Федерации, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации

3. Регулирование порядка и условий предоставления государственных гарантий субъектов Российской Федерации в законодательстве субъектов Российской Федерации

3.1. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие порядок и условия предоставления государственных гарантий субъектов Российской Федерации

3.2. Особенности порядка предоставления государственных гарантий субъектов Российской Федерации

3.3. Особенности условий предоставления государственных гарантий субъектов Российской Федерации

4. Заключительные положения

Работа состоит из  1 файл

Обзор законодат-ва о гос гарантиях.docx

— 36.93 Кб (Скачать документ)

 

 

Обзор 
законодательства Российской Федерации 
и субъектов Российской Федерации  
о порядке и условиях предоставления государственных гарантий  
субъектов Российской Федерации

подготовлен  
консультантом Уральского института регионального законодательства  
Еременко Т.А.

г.Екатеринбург, 2009 г.  

 

Содержание 

1. Введение 
 
2. Понятие государственной гарантии субъекта Российской Федерации, общие положения о порядке и условиях предоставления государственных гарантий субъектов Российской Федерации, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации    
 
3. Регулирование порядка и условий предоставления государственных гарантий субъектов Российской Федерации в законодательстве субъектов Российской Федерации 
 
3.1. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие порядок и условия предоставления государственных гарантий субъектов Российской Федерации  
 
3.2. Особенности порядка предоставления государственных гарантий субъектов Российской Федерации  
 
3.3. Особенности условий предоставления государственных гарантий субъектов Российской Федерации  
 
4. Заключительные положения 

 

 

1. Введение 

 

Обзор законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации о порядке и условиях предоставления государственных гарантий субъектов Российской Федерации  подготовлен по предложению Комитета по бюджету, финансам и налогам Областной  Думы Законодательного Собрания Свердловской области. Целью обзора является выявление специфики регулирования соответствующих отношений в региональном законодательстве.

Государственные гарантии субъектов  Российской Федерации как способ обеспечения исполнения гражданско-правовых обязательств получают достаточно широкое  распространение, что объективно обусловлено  тем, что именно государственные  гарантии в максимальной степени  обеспечивают кредиторам возврат денежных средств. Являясь формой государственного внутреннего долга, государственные  гарантии полностью и без условий  обеспечивают исполнение обязательств их получателям всем имуществом, находящимся  в государственной собственности  субъекта Российской Федерации и  составляющим государственную казну.

В настоящее время практическое применение норм как федерального, так и регионального законодательства наглядно демонстрирует, что правовое регулирование института государственных  гарантий требует значительного  усовершенствования по причине недостаточной  четкости отдельных формулировок в  регулировании данных правоотношений, что неизбежно влечет за собой  возникновение споров между участниками  гражданского оборота, затрудняя тем  самым развитие этих весьма перспективных  правоотношений.

Полномочия субъектов  Российской Федерации по предоставлению государственных гарантий предусмотрены  федеральным законодательством.

В силу части 4 статьи 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов  Российской Федерации принимают  нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции. Согласно части 1 статьи 117 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные гарантии предоставляются соответствующим  органом исполнительной власти. Подпунктом 4 части 4 статьи 99 Бюджетного кодекса  Российской Федерации предусмотрено, что в объем государственного долга включен объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным  субъектом Российской Федерации. В  силу иных положений Бюджетного кодекса  Российской Федерации (например, статьи 101, 104, 117) к компетенции органов  исполнительной власти субъекта Федерации  отнесено право управления государственным  долгом субъекта Российской Федерации.

Таким образом, поскольку  определение условий предоставления государственных гарантий является одним из механизмов управления государственным  долгом, то субъект Российской Федерации  вправе принимать собственные нормативные  акты в области указанных правоотношений.  

 

 

 

2. Понятие государственной  гарантии субъекта Российской  Федерации, общие положения о  порядке и условиях предоставления  государственных гарантий субъектов  Российской Федерации, установленные  Бюджетным кодексом Российской  Федерации 

 

Законодательство Российской Федерации предусматривает возможность  предоставления субъектами Российской Федерации государственных гарантий. Общие положения о порядке  и условиях предоставления государственных  гарантий субъекта Российской Федерации  определены в Бюджетном кодексе  Российской Федерации.

В соответствии с абзацем  сорок шестым статьи 6 Бюджетного кодекса  Российской Федерации государственная  гарантия субъекта Российской Федерации  – это вид долгового обязательства, в силу которого субъект Российской Федерации (гарант) обязан при наступлении  предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в  пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному  требованию определенную в обязательстве  денежную сумму за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с условиями  даваемого гарантом обязательства  отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед  бенефициаром.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 3 статьи 99 Бюджетного кодекса  Российской Федерации объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным  субъектом Российской Федерации, включается в объем государственного долга  субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 статьи 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации законом о соответствующем  бюджете устанавливается верхний  предел государственного внутреннего  долга субъекта Российской Федерации, верхний предел государственного внешнего долга субъекта Российской Федерации (при наличии такового) по состоянию  на 1 января года, следующего за очередным  финансовым годом (очередным финансовым годом и каждым годом планового  периода), представляющий собой расчетный  показатель, с указанием в том  числе верхнего предела долга  по государственным гарантиям субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 104 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставление гарантий субъектов Российской Федерации  в обеспечение обязательств, возникающих  в иностранной валюте, а также  гарантий в иностранной валюте, не допускается, за исключением случаев  предоставления Российской Федерации  гарантии в иностранной валюте в  рамках использования целевых иностранных  кредитов (заимствований).

В соответствии со статьей 110.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации  программа государственных гарантий субъекта Российской Федерации в  валюте Российской Федерации представляет собой перечень предоставляемых  государственных гарантий субъекта Российской Федерации в валюте Российской Федерации на очередной финансовый год (очередной финансовый год и  плановый период) с указанием:

1) общего объема гарантий;

2) направления (цели) гарантирования  с указанием объема гарантий  по каждому направлению (цели);

3) наличия или отсутствия  права регрессного требования  гаранта к принципалу, а также  иных условий предоставления  и исполнения гарантий;

4) общего объема бюджетных  ассигнований, которые должны быть  предусмотрены в очередном финансовом  году (очередном финансовом году  и плановом периоде) на исполнение  гарантий по возможным гарантийным  случаям.

В программе государственных  гарантий субъекта Российской Федерации  в валюте Российской Федерации должно быть отдельно предусмотрено каждое направление (цель) гарантирования, объем  которого превышает 10 миллионов рублей, с указанием категорий и (или) наименований принципалов.

Программа государственных  гарантий субъекта Российской Федерации  в валюте Российской Федерации является приложением к соответствующему закону о бюджете.

В соответствии со статьей 115 Бюджетного кодекса Российской Федерации  государственная гарантия субъекта Российской Федерации может обеспечивать:

надлежащее исполнение принципалом  его обязательства перед бенефициаром (основного обязательства);

возмещение ущерба, образовавшегося  при наступлении гарантийного случая некоммерческого характера.

Государственная гарантия субъекта Российской Федерации может предоставляться  для обеспечения как уже возникших  обязательств, так и обязательств, которые возникнут в будущем. Условия такой государственной  гарантии не могут быть изменены гарантом без согласия бенефициара. Принадлежащее  бенефициару по государственной  гарантии право требования к гаранту  не может быть передано другому лицу, если в гарантии не предусмотрено  иное. Гарант имеет право отозвать государственную гарантию только по основаниям, указанным в гарантии.

Письменная форма государственной  гарантии субъекта Российской Федерации  является обязательной. Несоблюдение этого требования влечет недействительность (ничтожность) такой гарантии.

Государственные гарантии субъекта Российской Федерации могут предусматривать  субсидиарную или солидарную ответственность  гаранта по обеспеченному им обязательству  принципала.

В государственной гарантии субъекта Российской Федерации должны быть указаны:

наименование гаранта  и наименование органа, выдавшего  гарантию от имени гаранта;

обязательство, в обеспечение  которого выдается гарантия;

объем обязательств гаранта  по гарантии и предельная сумма гарантии;

определение гарантийного случая;

наименование принципала;

безотзывность гарантии или  условия ее отзыва;

основания для выдачи гарантии;

вступление в силу (дата выдачи) гарантии;

срок действия гарантии;

порядок исполнения гарантом обязательств по гарантии;

порядок и условия сокращения предельной суммы гарантии при исполнении гарантии и (или) исполнении обязательств принципала, обеспеченных гарантией;

наличие или отсутствие права  требования гаранта к принципалу о возмещении сумм, уплаченных гарантом бенефициару по государственной  или муниципальной гарантии (регрессное требование гаранта к принципалу, регресс);

иные условия гарантии, а также сведения, определенные Бюджетным  кодексом Российской Федерации, правовыми  актами гаранта, актами органа, выдающего  гарантию от имени гаранта.

Вступление в силу государственной  гарантии субъекта Российской Федерации  определяется календарной датой  или наступлением события (условия), которое может произойти в  будущем. Срок действия государственной  гарантии субъекта Российской Федерации  определяется условиями гарантии.

Обязательство гаранта перед  бенефициаром по государственной гарантии субъекта Российской Федерации прекращается:

уплатой гарантом бенефициару  суммы, определенной гарантией;

истечением определенного  в гарантии срока, на который она  выдана;

в случае исполнения в полном объеме принципалом или третьими лицами обязательств принципала, обеспеченных гарантией;

вследствие отказа бенефициара  от своих прав по гарантии путем  возвращения ее гаранту или письменного  заявления об освобождении гаранта  от его обязательств;

если обязательство принципала, в обеспечение которого предоставлена  гарантия, не возникло;

в иных случаях, установленных  гарантией.

В соответствии со статьей 115.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации  предоставление государственных гарантий субъектов Российской Федерации  осуществляется в соответствии с  полномочиями органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  на основании закона субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной  финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), решения  высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также договора о  предоставлении этой государственной  гарантии при условии:

проведения анализа финансового  состояния принципала;

предоставления принципалом (за исключением случаев, когда принципалом  является Российская Федерация, субъект  Российской Федерации) соответствующего требованиям статьи 93.2 Бюджетного кодекса  Российской Федерации и гражданского законодательства Российской Федерации  обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного  требования к принципалу в связи  с исполнением в полном объеме или в какой-либо части гарантии;

отсутствия у принципала, его поручителей (гарантов) просроченной задолженности по денежным обязательствам перед субъектом Российской Федерации, по обязательным платежам в бюджетную  систему Российской Федерации.

При предоставлении государственной  гарантии субъекта Российской Федерации  для обеспечения обязательств по возмещению ущерба, образовавшегося  при наступлении гарантийного случая некоммерческого характера, а также  государственной гарантии субъекта Российской Федерации без права  регрессного требования гаранта  к принципалу анализ финансового  состояния принципала может не проводиться. При предоставлении указанных гарантий обеспечение исполнения обязательств принципала перед гарантом, которые  могут возникнуть в связи с  предъявлением гарантом регрессных требований к принципалу, не требуется.

В случаях, установленных  бюджетным законодательством Российской Федерации, государственные гарантии субъекта Российской Федерации могут  быть предоставлены в обеспечение  исполнения обязательств муниципального образования без предоставления им обеспечения исполнения обязательства  по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу в связи  с исполнением гарантии.

Информация о работе Обзор законодательства о государственных гарантиях